Гран При Италии: Пресс-конференция в субботу

1. Льюис Хэмилтон (Mercedes)
2. Макс Ферстаппен (Red Bull Racing)
3. Даниэль Риккардо (Red Bull Racing)

Интервью на трассе

Вопрос: (Давиде Вальсекки) Льюис, невероятный круг, вы опередили ближайшего соперника на 1,1 секунды!
Льюис Хэмилтон: Спасибо, я очень доволен и разделяю ваше восхищение – я тоже по-настоящему впечатлен!

Вопрос: (Давиде Вальсекки) Что ж, позволим обладателю поула снять шлем, а пока поговорим с тем, кто тоже квалифицировался в первом ряду. Макс, к сожалению, вам предстоит стартовать не из первого ряда, но ваше выступление в финале квалификации было потрясающим!
Макс Ферстаппен: Да, квалификация выдалась непростой, в начале финальной сессии машина сильно скользила, но я постарался охладить шины, и в финальной попытке всё получилось. Я доволен вторым местом.

Вопрос: (Давиде Вальсекки) Даниэль, как прошла ваша попытка? Вам тоже было непросто, но со стороны было потрясающе наблюдать, как вы пилотируете настолько здорово!
Даниэль Риккардо: Интересная квалификация! Две первых части прошли ужасно – меня преследовали проблемы, но в финале удалось взять чуть лучший ритм, а шины эффективнее «держали» трассу. В конце сессии я много атаковал. Результаты получились очень плотными. Я рад, что мы смогли провести квалификацию ради болельщиков. Важно, что она прошла именно сегодня.

Вопрос: (Давиде Вальсекки) Льюис, полтора часа назад вы играли в PlayStation, а теперь превзошли исторический рекорд!
Льюис Хэмилтон: Я счастлив выступать в Италии. Пусть мы на родине Ferrari, здесь у нас тоже отличная поддержка – спасибо болельщикам. Монца – историческая трасса, Италия – замечательная страна – пожалуй, я отпраздную результат вкусной пастой!

Вопрос: (Давиде Вальсекки) Как, по-вашему, сложится гонка? Ваш главный соперник квалифицировался далеко позади, но в первом повороте наверняка будет непросто…
Льюис Хэмилтон: Завтра многое зависит от погоды – хочется верить, нас ждет прекрасный итальянский день без дождя, правда, контролировать температуру шин будет непросто. Здорово, что в Red Bull Racing сработали столь фантастически, а прочие результаты мне пока не известны – я не видел протокола. Когда я пересек черту, я не был уверен, что взял поул, но чувствовал, что круг получился неплохим. Не могу поверить, шестьдесят девятый поул – это невероятно!

Пресс-конференция

Вопрос: Льюис, рекордный 69-й поул. Завершив попытку, вы вскинули руки вверх – очевидно, в силу разных причин сегодняшний результат многое для вас значит. Раньше вы стремились превзойти рекорд, теперь другие гонщики будут пытаться превзойти ваше достижение.
Льюис Хэмилтон: Сложно подобрать слова, чтобы описать мои чувства. Парни из Red Bull Racing заставили меня стараться на пределе, за что я им очень благодарен. Погодные условия сегодня оказались очень непростыми.

Нелегко осознать, сколько времени потребовалось, чтобы подобраться к рекорду – было немало ярких моментов, были и непростые времена. Но какой день! Подумать только, приехать в эту прекрасную страну, чтобы иметь дело с типично британской погодой и серьезной конкуренцией.

Было по-настоящему непросто: как всегда происходит в дождь, траектория оказалась едва различима, допустить ошибку не составляло ни малейшего труда. Мой предпоследний круг поначалу складывался неплохо, но затем я сбросил скорость, рассчитывая на следующий. Прессинг был колоссальным, попытке могли помешать красные или желтые флаги – я рисковал, но выложился по максимуму.

Потребуется немало времени, чтобы осознать произошедшее. Спасибо коллективу, сделавшему этот результат возможным, а также Mercedes Benz и Petronas за то, что поддерживали меня все эти годы. И отдельное спасибо моей семье.

Я также признателен болельщикам – мне понравилось общаться с ними в чате перед началом квалификации и во время остановки сессии. Спасибо руководству чемпионата, что позволили нам сделать это – ранее подобного не случалось. Сегодня по-настоящему исторический день!

Вопрос: Макс, вы удерживали поул, пока Льюис не завершил попытку. Как вы оцениваете сегодняшнее выступление, с какой позиции начнете гонку, и на какой результат рассчитываете?
Макс Ферстаппен: Кажется, я буду стартовать с пятнадцатого места – так сказала команда. Квалификация прошла неплохо, разве что в финальной сессии я был не настолько доволен машиной, как в первой и второй: она чуть больше скользила, мне не удавалось добиться нужного сцепления с трассой – особенно на заключительном секторе.

Впрочем, мой финальный круг оказался очень хорошим. Мне сообщили, что я перехватил промежуточный поул, инженер стал перечислять результаты по секторам, но я ответил: «Стоп, скажи мне, где Льюис», - поскольку именно он был фаворитом. Инженер ответил, что Хэмилтон едет с абсолютно лучшими результатами по секторам, и я подумал, что с нашей машиной в принципе неплохо оказаться вторым в Монце. Мы сработали здорово, было приятно снова пилотировать в дождь.

Вопрос: Даниэль, первые две сессии участники провели на промежуточных шинах, однако в финале все предпочли дождевые, и Ferrari в тот момент резко отстали. Не могли бы вы пояснить, чем финальная сессия отличалась от двух предыдущих, и что можете сказать о своем собственном выступлении?
Даниэль Риккардо: Первые две сессии прошли ужасно. Не знаю, слышали ли вы, но в переговорах с командой я не был впечатлен уровнем сцепления с трассой. Возникли большие сложности, не хватало скорости, а шины вели себя так, будто до этого их не прогревали в термочехлах. Было холодно и скользко.

Мы вышли в финал и, следовательно, были достаточно быстры, но, как правило, в дождь нам не хватает темпа. Однако стоило перейти на дождевые шины, я сразу почувствовал существенно лучшее сцепление с асфальтом. Нам следует в этом разобраться, ведь в финале мы словно получили совершенно иную машину.

Я и Макс довольно рано закрепились на верхних строчках, после чего Макс вступил в борьбу с Льюисом, и это продолжалось до завершения квалификации. Мы оказались очень близко – нет, не к результату Льюиса, а друг к другу: меня, Макса и Лэнса Стролла разделили несколько десятых. Все сложилось удачно, приятно столь удачно выступить в субботу.

В воскресенье я буду стартовать с восемнадцатого места, но если бы не провел квалификацию так здорово, стартовал бы с девятнадцатого – финальная сессия мне очень помогла!

Вопросы с мест

Вопрос: (Уайсеф Хардинг) Льюис, поздравляю с историческим поулом! Говорят, важна не конечная точка, а проделанный путь – каким был ваш путь к этому рекорду?
Льюис Хэмилтон: Прежде всего, я хотел бы выразить свою признательность Максу и Даниэлю – они сегодня сработали фантастически и продемонстрировали, на что способны. Пусть сейчас у них не самая конкурентоспособная машина, надеюсь, в будущем они такую получат, ведь нам всем хочется видеть их в первых рядах, сражающимися с Ferrari и Mercedes.

Люди говорят, не важно, с чего ты начал – важно, к чему пришел, но я склонен считать, что важнее начало пути и сам процесс. За эти годы я многому научился и буду продолжать прогрессировать. Сегодня остановка сессии стала настоящим вызовом. Ты предельно сосредоточен, затем вынужден покинуть кокпит, прохлаждаешься в течение пятнадцати минут, снова возвращаешься за руль, затем опять перерыв… Было сложно сохранить настрой и не растратить силы – после игры в PlayStation я немного нервничал, не знал, выбился ли я из ритма, и очень обрадовался, когда мы продолжили работу.

На новых машинах, как и на их предшественницах, здорово гоняться в дождь, но это по-прежнему вызов. На исторической трассе в Монце, в отличие от новых автодромов, сцепление лучше вне траектории, и к этому приходится адаптироваться. С обновленным асфальтом на главной прямой все было очевидно, а в остальном задача найти участки с оптимальным сцеплением добавила интриги. Мне это по-настоящему понравилось!

Вопрос: (Петер Фаркас) По ходу квалификации временами было сложно сделать выбор в пользу тех или иных шин. Чем отличалось их поведение, и остались ли вы довольны тем, как показали себя дождевые и промежуточные шины? На каких участках трассы вам было сложнее всего?
Макс Ферстаппен: По сравнению с предыдущими годами нынешние промежуточные шины очень сложно заставить работать. В предыдущем сезоне всякий раз, когда мы переходили на промежуточные шины, мы чувствовали себя вполне комфортно – состав был довольно мягким и отлично работал. Сейчас состав откровенно жесткий, резина часто блокируется, её сложно прогреть, так как машина постоянно скользит.

Для промежуточных шин трасса сегодня была достаточно сухой, но дождевые все-таки выглядели быстрее, так как лучше прогревались и позволяли эффективнее действовать на торможении. Первая сессия была очень непростой, во второй на какое-то время промежуточные шины были предпочтительнее, так как трасса подсохла, но когда в финале непогода усилилась, мы сразу вернулись к дождевым, и это решение оказалось верным.

Вопрос: Льюис, какой участок трассы в квалификации был самым сложным? Похоже, в начале первой сессии главная прямая была довольно опасным местом…
Льюис Хэмилтон: С обновленным асфальтовым покрытием главная прямая на протяжении всей квалификации оставалась опасным участком, так как вода оттуда попросту не уходила. Было непросто определиться с точкой торможения перед первым поворотом, да и на выходе из второго разгоняться оказалось очень трудно. В средней части круга дела обстояли неплохо, но связка Ascari снова сулила сложности – особенно на выходе.

Даниэль Риккардо: Количество воды на трассе позволяло перейти на промежуточные шины. Не помню, было это в первой части квалификации или во второй – день выдался длинным – но когда мы перешли с дождевых шин на промежуточные, я ничуть не сомневался, что они обеспечат лучшее сцепление с асфальтом. Правда, все выглядело так, будто их невозможно заставить работать – им не хватало температуры и, соответственно, они хуже «держали» трассу.

Когда машина скользит, сложно атаковать и прогревать шины: пока трасса не подсохла, нам было очень трудно вывести резину в рабочий диапазон. Нас самих это весьма удивило: я в самом деле считал, что при такой погоде промежуточные шины будут предпочтительнее.

Вопрос: (Дэн Натсон) Даниэль, когда вы перехватили телекамеру у одного из операторов и пришли в боксы Mercedes, заметили ли вы нечто интересное в их машине?
Даниэль Риккардо: Конечно, я кое-что приметил. У них есть зазор шириной примерно 5,6 миллиметра чуть ниже торцевой пластины заднего антикрыла – видимо, в этом причина их скорости!

Пока парни играли в PlayStation, я прогуливался по пит-лейн и старался развлечь зрителей. Льюис уже говорил об этом – здорово, что, несмотря на дождь, болельщики всё-таки остались на своих местах, и я рад, что мы все-таки провели квалификацию и сделали их ожидание ненапрасным.

Вопрос: (Питер Уиндзор) Льюис, вы разделяете мнение Макса и Даниэля относительно промежуточных шин? Не могли бы рассказать чуть подробнее о балансе между удовольствием от пилотирования в дождь и связанными с этим рисками? Насколько сложнее вам управляться с машиной в непогоду?
Льюис Хэмилтон: С промежуточными шинами у всех возникли сложности. Люди часто спрашивают, что это значит – попасть в рабочий диапазон, но всё объясняется температурой. Если она недостаточная, резина оказывается излишне твердой, и при попытке направить машину в поворот шины скользят, так как не работают с асфальтом. Если вам повезло, и трасса успела подсохнуть…

По ходу квалификации у нас был такой переходный период, после чего дождь снова усилился, и в финальной сессии пришлось возвращаться в боксы – продолжать попытку на промежуточных шинах не было смысла, ведь мы ехали недостаточно быстро, чтобы их прогреть, и рисковали в любой момент уйти в занос. Как только мы вернулись к дождевым шинам, уровень сцепления заметно вырос, поскольку они лучше отводили воду.

В Формуле 1 машину, как правило, настраивают на сухую погоду. Если вы заранее знаете, что предстоит дождливый уик-энд, можно сделать подвеску более мягкой, но в Монце на сухую гонку всегда предпочитают делать подвеску жестче. И когда с такими настройками вы оказываетесь на мокрой трассе, машина слушается далеко не оптимально, что осложняет пилотаж. Она словно напоминает…

Мне бы не хотелось при гонщиках Red Bull Racing проводить аналогии с быком, но приручить машину становится заметно сложнее, ведь она реагирует острее. Притом нужно найти оптимальную траекторию, понять, насколько быстро можно разгоняться – всегда легко допустить ошибку, чуть глубже «нырнуть» в поворот, а затем не лучшим образом выйти на длинную прямую. Квалификация стала настоящим вызовом, и она мне очень понравилась – полагаю, Даниэлю и Максу тоже.

Вопрос: Льюис, что значит для вас стать обладателем рекорда, который до этого длительное время принадлежал Михаэлю Шумахеру?
Льюис Хэмилтон: Хотелось бы мне подобрать нужные слова и сказать нечто запоминающееся! Я слышал, этот рекорд менял своего обладателя всего несколько раз за пятьдесят лет. Я рос, наблюдая за гонками в исполнении Михаэля, видел, насколько он великий спортсмен, и мечтал когда-нибудь заниматься тем же, оказаться в Формуле 1. Сейчас я сам – живое доказательство того, что мечты могут стать реальностью, и это хороший пример для детишек, увлеченных автоспортом. Сложно представить себе такой путь, но когда-то я сам был на их месте и мечтал заниматься тем, чем занимаюсь сейчас.

Я горжусь тем, чего мы с командой смогли добиться. И если я вдруг решу остановиться… Впрочем, Себастьян Феттель будет стартовать не так уж далеко позади, нужно постараться создать отрыв, иначе он может подобраться. Попробую максимально осложнить ему задачу.

Вопрос: (Бен Хант) Вас удивило то, что потребовалось почти два часа, чтобы убрать с трассы лужи воды?
Льюис Хэмилтон: Разве можно было что-то предпринять?

Вопрос: (Бен Хант) Машина, разгоняющая лужи, появилась спустя почти два часа после остановки сессии…
Льюис Хэмилтон: Дождь продолжал идти – машина не успела бы пройти и пару сотен метров, прежде чем вода снова вернулась. Возможно, если бы мы все выехали из боксов, мы смогли бы подсушить траекторию, однако все видели, как машину Грожана с неё сорвало – ситуация в самом деле была непростой.

Вопрос: (Ливио Орихио) Вопрос ко всем. В гонке ожидается сухая погода – каким вам видится воскресный сценарий в свете весьма необычной стартовой решетки? Лэнс Стролл на втором месте, Эстебан Окон третий, Кими Райкконен и Себастьян Феттель лишь на пятой и шестой позициях…
Льюис Хэмилтон: Посмотрим. Надеюсь, погода действительно окажется сухой, однако сегодня дождь смыл с трассы слой прикатанной резины, и завтра асфальт будет скользким. Многое также будет зависеть от температуры. Досадно, что Макс и Даниэль после столь успешной квалификации не смогут стартовать с завоеванных позиций – было бы здорово оставить их на втором и третьем местах и иметь своего рода буфер между мной и соперниками. В то же время приятно наблюдать, как молодые гонщики… Вы назвали Стролла и Окона? Потрясающе! Парни постепенно обретают скорость и заставляют меня держать ухо востро.

Лэнс и Эстебан здорово проводят этот сезон, притом они пришли в Формулу 1 как раз тогда, когда машины стали более требовательными к физической форме гонщика, чем раньше. Им пришлось иметь дело с серьезным вызовом, но пока они неплохо справляются. Их результат на столь легендарной трассе говорит о том, что парней ждет блестящее будущее.

Макс Ферстаппен: Посмотрим, как всё сложится. Да, мы будем стартовать не с самых выгодных позиций, однако скорость позволяет пробиться в призовую десятку. Досадно только, что Williams и Force India стартуют далеко впереди и за первые несколько кругов успеют создать отрыв, но мы постараемся сработать по максимуму, а там поглядим, каким будет результат.

Даниэль Риккардо: Возможно, мы еще поборемся с Льюисом за победу!

Вопрос: (Франк Воэстенбург) Макс, после остановки квалификации красными флагами прошло немало времени, прежде чем вы снова выехали на трассу. Не кажется ли вам, что ждать пришлось слишком долго? Возможно, те, кто принимает решение, действуют излишне консервативно?
Макс Ферстаппен: Честно говоря, я доволен, что мы все-таки провели квалификацию сегодня, а не в воскресенье – иначе бы я вряд ли оказался в первой тройке.

Вопрос: (Питер Уиндзор) Вопрос ко всем. Возможно, было бы разумно позволять командам переходить на дождевые настройки в квалификации, даже если гонка должна пройти при сухой погоде – просто для того, чтобы машины смогли ехать по трассе? Вы бы почувствовали разницу? Смогли бы команды оперативно скорректировать настройки?
Даниэль Риккардо: Думаю, корректировка настроек потребовала бы большого количества времени. Да, это помогло бы добиться чуть лучшего сцепления с трассой, но вряд ли повлияло бы на аквапланирование. Похоже, в данном случае конечный результат не стоит таких затрат времени и сил.

Льюис Хэмилтон: А по мне так было бы здорово иметь возможность временно скорректировать настройки. Если гонка должна пройти при сухой погоде, ранее выбранные регулировки, конечно, менять нельзя, но временные корректировки сделали бы соперничество более острым и динамичным. Сегодня нам, к примеру, было бы не лишним при переходе на промежуточные шины скорректировать настройки в сторону большей прижимной силы.

Вопрос: (Наталья Пантелеева) Даниэль, вы говорили, что больше не придерживаетесь традиции пить из ботинка…
Макс Ферстаппен: У Даниэля много привычек, вы его мало знаете.

Вопрос: (Наталья Пантелеева) Но если вы станете чемпионом мира, вы будете поддерживать эту традицию, или же придумаете новый ритуал?
Льюис Хэмилтон: Например, есть собственные носки!

Даниэль Риккардо: Посмотрим – надеюсь, к тому моменту я не буду слишком стар. Если же я буду уже в годах, то, скорее всего, присоединюсь к мнению, что пить из ботинка противно.

Льюис Хэмилтон: Сколько тебе сейчас лет?

Даниэль Риккардо: Двадцать восемь.

Льюис Хэмилтон: Я думал, тебе, по меньшей мере, тридцать пять.

Даниэль Риккардо: Вы задали хороший вопрос, но я, на самом деле, не думал о чем-то таком. Даже когда я впервые выпил из ботинка, я не рассчитывал, что это станет ритуалом.

Льюис Хэмилтон: Ты лукавишь!

Даниэль Риккардо: Да нет же! Впрочем, тебе самому еще не доводилось пить из ботинка… Посмотрим, как всё сложится. Надеюсь, когда-нибудь я стану чемпионом мира, а там видно будет. Спасибо, что продолжаете в меня верить!

Перевод: Валерий Карташев