Гран При Испании: Пресс-конференция в воскресенье

1. Макс Ферстаппен (Red Bull Racing)
2. Кими Райкконен (Ferrari)
3. Себастьян Феттель (Ferrari)

Интервью на подиуме

Вопрос: (Пласидо Доминго) Макс, разумеется, вы знаете, что стали самым молодым победителем Гран При в истории Формулы 1! Что вы чувствуете?
Макс Ферстаппен: Я не могу в это поверить! Гонка прошла отлично, и я должен поблагодарить команду за то, что предоставила мне великолепную машину. Невероятные ощущения, ведь я одержал победу в первой же гонке за Red Bull Racing!

Вопрос: (Пласидо Доминго) Уверен, отец вами гордится!
Макс Ферстаппен: Думаю, да, ведь он очень много мне помогал ещё с тех пор, когда я был совсем юным. Поэтому то, чего мне удалось достичь сегодня, это просто невероятно!

Вопрос: (Пласидо Доминго) Согласен! Всего неделю назад перейти из Toro Rosso в Red Bull Racing и сразу победить, сдержав натиск того, кто известен своей напористостью – Кими Райкконена! Кими, каково бороться со столь юным гонщиком, каким вы сами были в момент дебюта?
Кими Райкконен: Я рад за Макса, немного раздосадован за себя – таковы гонки. После непростой квалификации и неудачного старта мы сделали всё, что было в наших силах. Я пытался атаковать, но как только приближался, не мог следовать вплотную в последних поворотах, так как терял в прижимной силе – моих усилий оказалось недостаточно. Да, после квалификации мы должны быть рады второму и третьему месту, но победа была так близка, и оттого вдвойне досадно. Повторюсь – таковы гонки. По крайней мере, мы заработали немало очков.

Вопрос: (Пласидо Доминго) Четверо гонщиков сражались за места на подиуме до последнего поворота, и вы, Себастьян, заслужили это третье место. Вы четыре раза выигрывали титул с Red Bull Racing, а сегодня они, как и Ferrari, продемонстрировали прогресс. Конечно, досадно, что оба гонщика Mercedes выбыли из борьбы на первом круге, но мы убедились, насколько захватывающей может быть борьба на примерно равных машинах в руках блестящих гонщиков!
Себастьян Феттель: Прежде всего, я поздравляю Макса. Это прекрасное достижение, сегодня – его день. Конечно, мне бы хотелось оказаться впереди, и для этого мы перепробовали всё с точки зрения стратегии, но сегодня не сработало.

В любом случае, команда прекрасно провела гонку. После не слишком удачной субботы мы смогли отыграться, но, как я уже сказал, сегодня день Макса. Как спортсмены, мы уважаем его достижение – он и его команда отлично поработали.

Пресс-конференция

Вопрос: Макс, Себастьян всё выразил одной фразой – сегодня ваш день! Опишите свои эмоции. Каково 18-летнему парню впервые выиграть гонку Формулы 1?
Макс Ферстаппен: Это потрясающе, хотя гонка получилась очень изматывающей, особенно последние десять кругов. Я не мог поверить, что лидирую, но сегодня всё сработало здорово: удалось сберечь ресурс шин, мы выбрали оптимальную стратегию – не могу поверить в этот успех!

Вопрос: Вы стали самым молодым победителем в истории чемпионата. После того, как Себастьян спровоцировал вашего напарника на смену стратегии, ситуация обернулась в вашу пользу, но вам пришлось сохранять спокойствие под натиском Райкконена. Что стало самым неожиданным в этой победе?
Макс Ферстаппен: Это большой сюрприз, я не ожидал ничего подобного. После схода двух Mercedes я держал неплохой темп на шинах Soft, но когда вплотную преследуешь соперника, резина начинает сдавать – я стал терять время, мы решили провести пит-стоп, после которого я выехал на Medium, и машина вела себя очень здорово. Далее оставалось лишь контролировать скорость и состояние шин.

Пожалуй, мы выбрали оптимальную стратегию. Да, на последнем отрезке Кими активно прессинговал, но здесь трудно обгонять, и от меня требовалось не допустить ошибку, не заблокировать колеса – с этим я справился. Ощущения? Я рассчитывал на подиум, но победа – это нечто невероятное!

Вопрос: Кими, второе место сегодня вывело вас на второе место в личном зачете. Старт не удался, но выручила стратегия. В итоге мы увидели борьбу самого юного гонщика в пелотоне с самым возрастным – о чём вы думали на последних кругах?
Кими Райкконен: Да, я стартовал плохо. Стоило отпустить рычаг сцепления, колеса сорвались в пробуксовку – такую ситуацию невозможно сразу компенсировать. К счастью, мне удалось атаковать в третьем повороте и минимизировать потери – всё могло сложиться намного хуже.

Скорости хватало, я быстро догонял тройку лидеров, но когда достал Макса, не мог подобраться максимально близко на выходе из последнего поворота, так как погоня практически уничтожила шины. Досадно не взять первое место, но после вчерашних проблем и слабого старта хорошо, что получилось заработать для команды очки двумя машинами. Пусть результат не такой, как хотелось, мы все-таки прогрессируем, и я рад за Макса – он хороший гонщик в сильной команде. Говорите, самый молодой сражался с самым старым? Что ж, такое бывает – я гонялся еще с отцом Макса – звучит пугающе!

Вопрос: Себастьян, вы были позади двух машин Red Bull Racing и решили сыграть на тактике с тремя пит-стопами, но в итоге эта схема оказалась неоптимальной, и ближе к финишу вам пришлось отражать атаки Даниэля Риккардо…
Себастьян Феттель: Да, гонка получилась интересной. Мы пытались выйти вперед, но в итоге были удивлены тому, насколько выгоднее оказалась тактика с двумя сменами шин. В Red Bull Racing старались закрыть все варианты, они применили аналогичный подход к лидировавшей на тот момент машине, что совершенно оправданно, но ни мне, ни Даниэлю Риккардо, он не принес выгоды.

Затем я долго сдерживал натиск Риккардо – их машина была заметно быстрее на шинах Medium, особенно на третьем секторе, так что задача оказалась непростой. В какой-то момент он едва не провел атаку в первом повороте, и если бы я не подвинулся, дело закончилось бы столкновением. Впрочем, это гонки – я понимал, что он пытается использовать единственный шанс. Я плохо вышел из поворота, он решил рискнуть – в конце концов, мы не раз с ним сражались, и борьба неизменно получалась интересной. Было захватывающе вот так цепляться за подиум – я рад, что всё удалось. Прессинг снял прокол колеса на машине Даниэля за пару кругов до финиша – не знаю, что именно там случилось.

Опять же, после инцидента в четвертом повороте первого круга мы явно рассчитывали на победу. Команда испробовала все варианты, мы применили разную тактику – в моем случае выбор оказался ошибочным, но сейчас это уже не имеет смысла. Макс победил, мне остается лишь поздравить его. Первый успех – особенное событие, сегодня день Ферстаппена, он это заслужил. Я видел, как они с Даниэлем боролись впереди нас – отлично сработано!

Вопрос: Вы видели столкновение двух Mercedes? Что вы об этом думаете?
Себастьян Феттель: Я мало что видел, поскольку в третьем повороте пропустил вперед Макса, оказавшись на неоптимальной траектории. Я ехал за Даниэлем, потерял в прижимной силе, а Макс воспользовался свободным внешним радиусом и провел атаку. В четвертом повороте я пропустил еще и Карлоса Сайнса и не видел, что именно там произошло – заметил лишь, как две серебристые машины столкнулись между собой.

Вопрос: Макс, вы видели момент аварии?
Макс Ферстаппен: Я видел, как одна из машин оказалась на траве, а как только это происходит, тебя срывает в занос, и ты ничего не можешь предпринять. Похоже, Льюиса развернуло и бросило на машину Нико, но я не понял, как он оказался на траве.

Вопросы с мест

Вопрос: (Кристофер Джозеф) Себастьян, Джеки Стюарт говорил мне о важности контроля за эмоциями по ходу гонки. Как вы чувствовали себя на разных стадиях Гран При, когда атаковали, сдерживали натиск, снова атаковали?
Себастьян Феттель: Я здорово стартовал, в первом повороте был уже четвертым, но затем пропустил Макса и Карлоса. Нам всем помогло столкновение двух лидеров, после чего я понимал, что мы немного быстрее Red Bull Racing, и после успешной атаки на Карлоса старался контролировать темп. Когда впереди 60 с лишним кругов, не важно, отыграл ли ты секунду – важнее проехать оставшуюся дистанцию, но, как я уже говорил, мы, по всей видимости, выбрали не самую оптимальную тактику. Но в тот момент мы боролись с лидером, с Даниэлем Риккардо.

Гонка состоит из разных фаз – иногда ты атакуешь, иногда предпочитаешь контролировать темп. Когда я начал финальный отрезок на Medium, то спустя пару кругов заметил, что еду не так уж и быстрее двух лидеров, и понял, что эти шины изнашиваются относительно медленно. В целом на этом составе нам было сложнее, чем Red Bull Racing, потому я сосредоточился на преследователях, осознавая, что Даниэль на более свежем комплекте в какой-то момент меня догонит. Я сдержал натиск, и, пожалуй, это все, что я мог сделать – отстоять свой подиум. Отставание от лидеров не позволяло навязать реальную борьбу – к тому же, мы ехали почти в одинаковом темпе.

Вопрос: (Михаэль Шмидт) Себастьян, вы говорили о заключительном отрезке – у вас возникли какие-то проблемы? На первых двух отрезках вы быстро сокращали отставание, но затем ехали в одном темпе с Red Bull Racing…
Себастьян Феттель: На первом круге машина ехала великолепно, а вот с шинами Medium мы были явно медленнее. Справедливости ради, я считаю, что мы были быстрее Red Bull на Soft примерно на полсекунды, на Medium – почти равны, но для прессинга этого оказалось недостаточно, что стало ясно уже на втором отрезке. Да, я приближался, но не мог по-настоящему атаковать Макса.

Мы пытались изменить стратегию, перейдя на три пит-стопа, с шинами Soft я довольно быстро догнал Даниэля, отыгрывая у него по полсекунды с круга, но состав Medium у нас не работал, а на нём мы провели едва ли не большую часть гонки. С этим нужно разобраться и сделать выводы.

Вопрос: (Хейкки Культа) Кими, сегодня вы были наиболее близки к успеху в вашей серии из 59 гонок без побед? Каково это, спустя три года вернуться на второе место в личном зачете?
Кими Райкконен: Всегда досадно, когда не удается победить, а когда победа так близка, поражение трудно принять. Просто соперники сработали лучше, а для нас уик-энд получился крайне непростым. Если бы вчера мне предсказали второе и третье места, я бы с радостью согласился, но даже если оставить в стороне инцидент с Mercedes: приехать в Барселону, иметь быструю машину, но не суметь провести обгон – это огорчает. Впрочем, я приму эти очки, а в следующей гонке попробую снова. Сегодня нашей команде удалось немного отыграть у Mercedes, мы с Себастьяном подтянулись в личном зачете – можно быть довольными, хотя нам всегда хочется большего, хочется вернуть Ferrari на верхнюю ступеньку подиума.

Вопрос: (Питер Уиндзор) Макс, поздравляю с блестящей победой! Вы сказали, что на последних кругах машине хватало сцепления с трассой, притом прессинг со стороны Кими был колоссальным. Расскажите, в какой мере вам приходилось смотреть на трассу и в зеркала…
Макс Ферстаппен: После пит-стопа я понимал, что нам предстоит ехать до самого финиша, и потому на первых кругах не нагружал резину. Мы понимали, что Ferrari немного быстрее, я позволил догнать себя, а затем просто контролировал отрыв. Временами Кими удавалось приближаться на дистанцию активации DRS – в такие моменты я старался чуть оторваться. Это работало вплоть до того, как нам осталось восемь кругов – там мы попали в трафик, и от меня требовалось не ошибиться на финальном секторе и хорошо выходить из последней связки поворотов. Да, я иногда смотрел в зеркала – впрочем, как обычно.

Вопрос: (Флавио Ванетти) Когда вы стали резервным пилотом, многие говорили, что вы слишком молоды для Формулы 1. Сегодняшний результат можно считать ответом всем скептикам?
Макс Ферстаппен: Честно говоря, я здесь не ради ответов. Мне нравится то, чем я занимаюсь, я стараюсь выкладываться по максимуму и сегодня одержал первую победу – потрясающее ощущение!

Вопрос: (Майк Дудсон) Себастьян, сегодня вы с Кими смогли на деле оценить скорость Red Bull Racing. Не могли бы вы сказать мне и господину Маркионне, в чем необходимо прибавить Ferrari, чтобы их опередить?
Себастьян Феттель: Если вы на следующей неделе станете президентом Ferrari, я вам обязательно отвечу, но, честно говоря, не знаю, насколько велики ваши шансы. Господину Маркионне мы, разумеется, всё прокомментируем.

Здесь нет особых секретов. Я уже говорил, что сегодня мы были немного быстрее, но не смогли победить. Соперники сработали лучше, мои поздравления Red Bull Racing и особенно Максу. По крайней мере, я на шинах Medium чувствовал себя не вполне комфортно, даже если и имел небольшое преимущество. Не знаю, насколько раньше провели пит-стоп Макс и Кими, но и у меня, и у Даниэля комплекты были свежее, однако обогнать оказалось невозможно.

Кроме того, у нас возникли сложности с Medium – появилась избыточная поворачиваемость, было труднее контролировать поведение задней части машины, приходилось аккуратнее нажимать на газ. Мы не могли в полной мере использовать выходы из поворотов, тогда как Red Bull Racing явно благоволила конфигурация третьего сектора – Даниэль там всякий раз приближался ко мне, тогда как Макс, наоборот, отъезжал от Кими.

Вопрос: (Ливио Орихио) Макс, вы провели свой заключительный пит-стоп, когда до финиша оставалось еще 32 круга. У вас было четкое понимание того, что ресурса резины хватит для поддержания конкурентоспособного темпа? На последних кругах у соперников шины могли быть свежее…
Макс Ферстаппен: Я понимал, что будет очень непросто, но в подобных ситуациях нужно сохранять спокойствие и контролировать состояние шин – особенно на первых десяти кругах после пит-стопа. Ты просто не нагружаешь резину, держишь темп, но, признаюсь, последние десять кругов я ехал, словно по льду. Машина сильно скользила, однако от меня требовалось контролировать третий сектор и хорошо выходить из последнего поворота – так в Барселоне было выиграно немало гонок.

Вопрос: (Джорджио Терруцци) Макс, кто помог вам больше, отец или доктор Марко, и каким образом?
Макс Ферстаппен: Если рассматривать период с четырех до шестнадцати лет – пожалуй, мой отец.

Себастьян Феттель: А что было в первые четыре года?

Макс Ферстаппен: Я просто жил.

Себастьян Феттель: Значит, там тебе больше помогала мама.

Макс Ферстаппен: Да, мама мне тоже очень помогла. В конце концов, она родила меня на свет, ну а после шестнадцати со мной работали отец и доктор Марко, они подарили мне возможность попасть в Формулу 1. Далее была физическая подготовка, великолепный шанс с Toro Rosso, переход в Red Bull Racing – в общем, сочетание факторов.

Вопрос: (Барна Жолдош) Макс, свой победный подиум вы разделили с Себастьяном и Кими, но помните ли вы, чем занимались, когда Себастьян и Кими одержали свои первые победы в Формуле 1?

Макс Ферстаппен: (обращается к Себастьяну) Когда была твоя первая победа? В 2008-м в Монце? Вероятно, я где-то гонялся в картинге. А твоя, Кими?

Кими Райкконен: В 2003-м.

Макс Ферстаппен: Мне было шесть лет, я ничего не помню.

Себастьян Феттель: Тебя как раз выпустили из детского сада.

Макс Ферстаппен: Возможно.

Вопрос: (Франк Востенбург) Макс, расскажите о своих эмоциях на последнем круге и сразу после финиша. О чем вы думали?
Макс Ферстаппен: Честно, на последнем круге я даже почувствовал судороги – настолько был взбудоражен и не мог поверить в успех. За десять кругов до финиша я видел информационное табло, где значился лидером – впрочем, я вышел на первое место еще раньше, просто с того момента начал смотреть на табло. Опять же, я постоянно повторял себе: «Не смотри туда, сосредоточься на шинах и приведи машину к финишу!» У меня получилось! Потрясающее чувство, я не ожидал такого результата!

Вопрос: (Родриго Франка) Макс, примите поздравления! Вы очень молоды, и наверняка в пелотоне есть ваши кумиры. Расскажите, кто является вашим героем? Возможно, вы вспомните кого-то, за кем наблюдали по старым записям…
Макс Ферстаппен: Честно говоря, у меня нет кумиров. Нужно с уважением относиться к каждому и признавать то, чего добились другие. Выиграть гонку – это одно, победить в чемпионате – совсем другое. Мы все с уважением относимся к коллегам и соперникам.

Вопрос: (Хейкки Культа) Себастьян…
Себастьян Феттель: Вы уверены, что вопрос не для Кими? Я только что сказал Максу, что с вероятностью 99,9% все ваши вопросы будут в адрес Кими! Что ж, для меня это честь, спасибо!

Вопрос: (Хейкки Культа) Вы не раз говорили, что не придаете значения рекордам. Изменилось ли ваше мнение, когда достижения начали перехватывать другие?
Себастьян Феттель: Нет. Рекорды существуют для того, чтобы их превосходить. Да, я был рад в свое время стать самым молодым победителем Гран При, но нужно жить сегодняшним днем. Я пытался выиграть эту гонку, надеялся, что Макса задержит трафик, но в Red Bull решили не проводить для него еще один пит-стоп. Видимо, Макс сам поступил умно и сказал: «Эй, парни, мне не нужен караван машин впереди!»

Макс Ферстаппен: Может, у Ferrari есть сзади крюк, которым они за что-то зацепились?

Себастьян Феттель: Нет, это ты сегодня зацепился! Повторюсь, рекорды нужны, чтобы их превосходить, но я в свое время был настолько рад первой победе, что не думал, сколько мне лет. Чуть ранее Макса спрашивали про его возраст – вряд ли это имеет какое-то значение. Если ты достаточно быстр, ты попадаешь в Формулу 1, а как только ты оказался здесь, не важно, восемнадцать тебе или… Кажется, Михаэль Шумахер гонялся и в 43 года? Пару недель назад я встретил Стирлинга Мосса – к сожалению, он выступал вплоть до тридцати с чем-то лет, хотя мог гоняться и после пятидесяти. Да, современными машинами проще управлять, чем теми, с которых я начинал, но это не аргумент против… Не помню, сколько лет Кими, но если в свои, скажем, 35 ты достаточно быстр, значит, ты достаточно молод для этого спорта.

Вопрос: (Сильвия Ариас) Макс, поздравляю! Успели ли вы поговорить с отцом? Что он вам сказал, и на какой результат вы рассчитываете в Монте-Карло?
Макс Ферстаппен: Я не успел повидаться с отцом, но, полагаю, он очень рад. Что касается следующей гонки – сложно сказать, ведь я по-прежнему адаптируюсь к машине. В моей экипировке даже не было отверстия для питьевой трубки, это предстоит исправить! Думаю, на уличной трассе наша машина будет вполне конкурентоспособна – с нетерпением жду первой тренировки!

Вопрос: (Ливио Орихио) Себастьян, Кими, когда вы провели свои пит-стопы, рассчитывали ли вы, что Макс будет останавливаться еще раз, или понимали, что он поедет до самого финиша?
Себастьян Феттель: В тот момент я не думал о Максе, а старался атаковать лидировавшего Даниэля Риккардо. Я ехал на шинах Soft и переключился на вариант с тремя пит-стопами, тогда как в Red Bull Racing решили разделить тактику: они попытались ответить нам в случае с Даниэлем, но с Максом поступили иначе.

Как выяснилось, второй вариант оказался выгоднее, но, опять же, шансы у всех были равные, просто Макс и его бригада сработали лучше. Всегда легко выглядеть умником после событий – можно было сделать то, можно было сделать это, но мы с Кими использовали все возможности.

Кими Райкконен: Верно. Я знал, что Макс поедет до самого финиша, но для меня это ничего не меняло.

Вопрос: (Ливио Орихио) Макс, считаете ли вы, что сегодняшняя скорость Red Bull Racing объясняется, в том числе, характером трассы? Можно ли ожидать от команды столь уверенного выступления в ближайших гонках?
Макс Ферстаппен: В целом испанская трасса лучше подходит RB12, но всегда хочется большей мощности. Вскоре наш мотор получит прибавку, это здорово, но и на уличной трассе мы в целом должны выглядеть увереннее. Поживем – увидим: нужно подождать и на деле убедиться.

Вопрос: (Питер Уиндзор) Вопрос к Себастьяну о стратегии трех пит-стопов. Финальный отрезок вы провели на Medium потому, что Soft не соответствовал вашим ожиданиям, или таким был первоначальный план? У вас была возможность использовать еще один комплект Soft?
Себастьян Феттель: Не уверен, оставался ли у нас еще один комплект Soft – возможно, да, но в тот момент мы рассчитывали переиграть Даниэля, это получилось, а до финиша оставалось примерно тридцать кругов. Задержавшись на трассе чуть дольше Риккардо, я выдал очень быстрый круг, но проехать тридцать кругов на Soft было бы проблематично, и даже если бы у нас остался еще один комплект – в чем лично я не уверен – мы вряд ли бы реализовали такую схему. Если взвесить все факторы – необходимость провести пит-стоп раньше, чтобы отвоевать позицию, получить менее предпочтительный, но более свежий комплект – выбор становится очевидным…

Вопрос: (Питер Уиндзор) Состав Soft изнашивался быстрее, чем предполагалось?
Себастьян Феттель: Нет, он держался даже дольше, чем я думал, и с ним мне было гораздо комфортнее. Вы сами видели, как на первом отрезке, опередив Сайнса, я был заметно быстрее соперников. На втором пит-стопе у нас была заминка, Даниэль успел оторваться на шесть секунд, но я отыгрался буквально за несколько кругов, а как только подобрался достаточно близко, вопрос сводился к тому, кто первым отправится на заключительную смену шин и тем самым поедет более продолжительный финальный отрезок. Впрочем, к тому моменту мы уже однозначно шли на три пит-стопа.

Перевод: Валерий Карташев