Гран При Италии: Пресс-конференция в воскресенье

1. Себастьян Феттель (Red Bull Racing)
2. Фернандо Алонсо (Ferrari)
3. Марк Уэббер (Red Bull Racing)

Интервью на подиуме (ведущие - Джон Сертиз и Жан Алези)

Вопрос: Себастьян, свою первую победу вы тоже одержали в Монце, причём, в составе итальянской команды. Приятно вновь добиться здесь успеха?
Себастьян Феттель: Фантастическая гонка – правда, когда в Монце побеждает кто-то не в красном комбинезоне, эмоции на трибунах несколько иные. Всё здорово, ведь нам удалось великолепно выступить и одолеть Ferrari. Мы этим гордимся. Команда сегодня отлично справилась со своей задачей, и я должен поблагодарить мотористов Renault, ведь обычно Монца – одна из самых сложных трасс. Но в этом году всё прошло отлично, хотя ближе к финишу на обеих наших машинах начались небольшие проблемы с коробкой передач, поэтому пришлось сбросить темп.

У меня это не вызвало особых сложностей, поскольку я смог создать отрыв от соперников. В общем, победа в Монце – особое достижение, здесь такие болельщики, что это самый лучший подиум сезона.

Вопрос: Приятно, что на автодроме собралось столько болельщиков, ведь Италию сложно представить без столь эмоциональной атмосферы, не так ли?
Себастьян Феттель: Конечно!

Вопрос: Фернандо пилотировал на пределе и заставил вас выкладываться по максимуму…
Себастьян Феттель: Тоже верно. Конечно, большинство присутствующих здесь поддерживает Ferrari, но я вижу и много синих бейсболок. Безусловно, наши болельщики очень довольны!

Вопрос: Фернандо, как прошли обгоны на первых кругах гонки?
Фернандо Алонсо: Обгоны в начале гонки оказались очень сложными. Шины неплохо работали, так что мне удалось опередить Нико Хюлкенберга, а затем я обогнал Марка Уэббера и Фелипе Массу, но не смог сократить отставание от Себастьяна. Наша с Марком борьба продолжалась до конца гонки.

Второе место – хороший результат, я попал на церемонию награждения, которая в Монце всегда получается самой яркой в сезоне. Надеюсь, вернувшись сюда в следующем году, мы завоюем победу.

Вопрос: Когда вам удался обгон, публика на главной трибуне вскочила со своих мест! А как все выглядело из кокпита?
Фернандо Алонсо: Борьба с Марком получилась очень плотной. Надо было рисковать. Я занимаю вторую позицию в личном зачете, так что мне нечего терять. Я сделал это, так что всё в порядке.

Вопрос: Вы понимаете, насколько в команде верят в вас? И вы должны верить в команду, вся Италия на вашей стороне…
Фернандо Алонсо: Я всегда говорил одно и то же: большое спасибо команде за всё, что она для меня делает. Я чувствую огромную поддержку болельщиков и всей Италии. Некоторые пытаются создать трения между мной и командой, но сейчас все увидели, что никакой напряженности в наших отношениях нет. Мы ведём борьбу за титул.

Вопрос: Марк, вам пришлось постараться, чтобы пробиться на подиум. Во второй половине гонки вы выглядели увереннее, чем в начале. Что происходило на первых кругах?
Марк Уэббер: На более жестких шинах я чувствовал себя не вполне комфортно, но ближе к финишу они вели себя намного лучше. Мы отлично поборолись с Фернандо и добились хорошего командного результата. Спасибо, Монца! Я в последний раз выступал здесь в Формуле 1, когда-нибудь увидимся снова!

Пресс-конференция

Вопрос: Отличный результат, Себастьян – третья победа в Монце! Но что за проблемы возникли у вас с коробкой передач примерно за десять кругов до финиша? Ситуация ухудшалась или оставалась стабильной?
Себастьян Феттель: Мы добрались до финиша – значит, проблема была не такой уж серьезной. Мне, да и парням на пит-лейн, пришлось понервничать, поскольку мы не знали, что происходит. К счастью, обошлось без последствий – на последних пятнадцати кругах я просто держал стабильный темп и старался контролировать отрыв. Хорошо, что у нас в запасе было несколько секунд – от меня не требовалось атаковать сверх меры и выжимать из шин все резервы скорости, хотя я провел пит-стоп на пару кругов раньше Фернандо.

Да, мы в самом деле не понимали, в чем дело. Разберемся, когда вернем машину на базу и осмотрим коробку передач – тогда станет ясно, насколько мы были близки к поломке.

Вопрос: Фернандо, вы рады второму месту? Это максимум, чего вы могли добиться сегодня?
Фернандо Алонсо: В целом доволен, ведь мы выжали из машины максимум. Свободные заезды прошли очень неплохо, мы собрали немало информации. В субботу обе машины квалифицировались в первой пятерке – кажется, в предыдущий раз это было в Малайзии, а с тех пор прошло немало времени. Сегодня я финишировал на подиуме, и это фантастическое ощущение. За четыре года выступлений в Ferrari это мой четвертый подиум в Монце, и каждый раз успех воспринимается, как нечто уникальное!

Мы практически идеально провели уик-энд. Да, не получилось сократить отставание в чемпионате, но Себастьян и Red Bull Racing доминировали все три дня, и нам остается лишь поздравить их. Надеюсь, в следующий раз мы сами сработаем лучше, а сейчас я доволен результатом.

Вопрос: Марк, вы добились своего лучшего результата в Монце, поднялись на подиум. Но расскажите, как прошел старт?
Марк Уэббер: Я очень рад оказаться на подиуме в Монце, ведь это одна из самых известных гонок в мире, наряду с Монте-Карло. Правда, мне не понравилась реакция болельщиков – Себастьян выиграл гонку, и гул недовольства был не вполне уместен… Впрочем, это их выбор.

Приятно уверенно провести уик-энд и бороться за высокие позиции. Старт прошел неплохо, но мы с Себастьяном все-таки уступили Ferrari в рывке с места. Фелипе среагировал очень здорово, Себастьяну пришлось смещаться в сторону, но он оставил достаточно места внутри. Мне даже показалось, что Себ намеревается проехать прямо – настолько поздно он ударил по тормозам. К счастью, мы без проблем преодолели первый поворот, после чего началась настоящая гонка.

На первом комплекте шин я чувствовал себя не вполне комфортно. Фернандо быстрее вошел в ритм, мы успели побороться во второй шикане, после чего я старался держать нужный темп, чтобы позже попытаться опередить Фелипе за счет пит-стопа. Здорово, что нам это удалось! Всё прошло безупречно, команда сработала, как единое целое!

Ну а затем я погнался за Фернандо, пробовал его атаковать. Как сказал Себастьян, нам пришлось беречь коробку передач, но в любом случае, второе место было бы для меня максимумом. Я закончил гонку третьим, но атаковал Ferrari до клетчатого флага. С Фернандо приятно соперничать, мы выкладывались по максимуму, и я доволен результатом.

Вопросы с мест

Вопрос: (Адриан Хубер Родригез – Agencia EFE) Фернандо, не кажется ли вам, что единственный шанс для вас выиграть этот чемпионат – это ошибка со стороны Себастьяна?
Фернандо Алонсо: Мы должны реально оценивать свои шансы, отрыв слишком велик. Осталось не так много гонок, наша скорость не позволяет выиграть несколько гонок подряд и рассчитывать на постепенное сокращение отставания. Необходимо везение, вроде схода Себастьяна. Наша задача очень непростая, но нечто подобное было год назад, когда мы сами упустили титул, хотя после Монцы опережали Себастьяна на сорок одно очко. Ему было трудно нас догнать, но мы не финишировали в Сузуке и столкнулись с множеством проблем.

До конца сезона ещё есть время, мы будем бороться до последней гонки, постараемся заработать как можно больше очков, а в Бразилии посмотрим, каким окажется отрыв.

Вопрос: (Адриан Хубер Родригез – Agencia EFE) Вчера было много разговоров на тему, произносили ли вы какие-то слова или нет. Сегодня вы почувствовали, как фанаты относятся к вам? Они приветствовали только вас! Вы чувствуете себя лучше, чем вчера?
Фернандо Алонсо: Похоже, третий или четвертый уик-энд подряд кое-кто пытается внести сумятицу в мои отношения с командой. Мы организовали пресс-конференцию, на которой все объяснили – но, очевидно, подобные новости не повышают тираж газет.

Куда бы я ни отправился, в Италии я всегда встречаю самую горячую поддержку болельщиков. Они любят нас, и мы отвечаем им взаимностью. Судя по реакции на подиуме, немногие из них читали утренние газеты, и это, пожалуй, здорово!

Вопрос: (Хайме Родригез – El Mundo) Фернандо, не могли бы вы рассказать подробнее об атаке на Марка? Это был едва ли не самый зрелищный момент гонки…
Фернандо Алонсо: Я пробовал обогнать кругом ранее, но не смог подобраться достаточно близко перед четвертым поворотом. В первой шикане между нами оставалось совсем немного, Марк чуть хуже вышел из неё, и я сразу израсходовал весь заряд KERS, надеясь, что за счет слипстрима смогу выйти вперед. Правда, этого оказалось недостаточно, и ко второй шикане мы подлетели бок о бок. Помнится, я подумал: «Сейчас я срежу шикану и буду вынужден вернуть позицию», но в последний момент колеса обрели сцепление, мы едва не столкнулись, однако я вышел вперед. Все-таки бороться с опытным и корректным соперником – это особый случай. С некоторыми гонщиками вы просто не рискнёте провести подобный маневр – особенно с теми, с кем это уже приводило к аварии.

Вопрос: (Сезаре Мануччи – Autosprint) Себастьян, в закрытом парке команда заменила пятую, шестую и седьмую передачи на вашей машине. Вы уже тогда подозревали наличие проблем, проявившихся сегодня, или это была отдельная ситуация?
Себастьян Феттель: Нечто похожее мы заметили еще в пятницу, но коробку заменили в ночь на субботу, так что ситуация в гонке стала полной неожиданностью, ведь до этого намеков на проблемы не было. В подобных ситуациях сделать что-либо не представляется возможным, и хорошо, что у нас был достаточный отрыв. Не знаю, что видели парни на пит-лейн, но я старался беречь мотор и коробку – правда, на прямых все равно требовалось ехать в полную силу.

Вопрос: (Андреа Кремонези – La Gazzetta dello Sport) Себастьян, насколько неприятно вам видеть враждебную реакцию болельщиков во время церемонии награждения?
Себастьян Феттель: К счастью, я помню 2008 год, когда победил здесь с итальянской командой и мотором Ferrari – тогда атмосфера была фантастической! Но когда мы победили в Монце в 2011-м… Та ситуация вызвала недоумение, а сегодня мы ожидали чего-то подобного. На круге возвращения в боксы я сказал: «Чем сильнее нас освистывают, тем лучше мы сработали».

Я не осуждаю этих людей, любовь к Ferrari у них в крови. Уверен, Фернандо на подиуме чувствует себя превосходно, а те, кто одет в комбинезоны иного цвета – нет, но все равно – это фантастический Гран При!

Вопрос: (Андреа Кремонези – La Gazzetta dello Sport) Себастьян, полагаю, единственным острым моментом гонки для вас стал первый поворот, когда вы заблокировали передние колеса. Как вела себя машина после этого?
Себастьян Феттель: Я уже говорил, старт выдался непростым. Я не лучшим образом сорвался с места, потерял из виду Марка, пытался оставить ему достаточно места и затормозить как можно позднее. В итоге я перестарался, заблокировал колеса, после чего возникла вибрация, так как на передней правой шине осталась большая проплешина. К счастью, на этой трассе состояние передних шин не является определяющим фактором, так что я старался следить за поведением задних, и ресурса резины оказалось достаточно для тактики с единственным пит-стопом.

Вопрос: (Дэн Натсон – Auto Action and National SpeedSport News) Марк, не могли бы вы описать тот обгон со стороны Фернандо? В какой мере повреждения переднего антикрыла сказались на вашей гонке?
Марк Уэббер: Мы оба тормозили очень поздно – это было в самом начале гонки, когда все пытались войти в ритм. Как заметил Фернандо, в том месте было легко проехать прямо, промахнувшись мимо входа в поворот. Я помнил, что мне надо войти в поворот, но Фернандо умудрился закрыть траекторию – оставалось лишь уступить, чтобы чуть позже попытаться отыграться.

Переднее антикрыло? Ничего серьезного. В нынешнем сезоне оно не раз получало мелкие повреждения, но обходилось без серьезных последствий. Конечно, это не помогло – на первых пятнадцати кругах баланс был далеко не оптимальным. Впрочем, как показала гонка, этот фактор не особо повлиял бы на результат, но с ним я не мог нормально соперничать с Фелипе. Во время пит-стопа парни что-то сделали, но разница оказалась несущественной.

Когда от антикрыла отлетел кусок, я опасался, что повреждения намного серьезнее. Кроме того, на прямой к Parabolica мне показалось, что левое заднее колесо у Фернандо вот-вот отвалится, но оно осталось на месте, и мы оба продолжили гонку.

Вопрос: (Флавио Ванетти – Corriere della Sera) Себастьян, в Спа Эдриан Ньюи сказал, что трасса в Монце не лучшим образом подходит RB9, но если судить по сегодняшней гонке, возможно, он ошибался. Как вам удалось изменить ситуацию в свою пользу?
Себастьян Феттель: Думаю, Эдриан удивлен не меньше нашего! Поднимаясь на подиум, он сказал мне: «Я думал, сегодня нам придется заботиться исключительно о минимизации потерь», а я ответил: «Если такой результат можно назвать минимизацией потерь, я хочу их минимизировать до конца сезона!»

Ситуация в самом деле неожиданная. Уже в пятницу мы были удивлены скоростью RB9, и я был полностью доволен балансом машины – как два года назад. Мы были очень конкурентоспособны на трассах, требующих средней прижимной силы – в Канаде, в Спа, однако Монца оставляла вопросы. Мы вновь оказались далеко не быстрейшими на прямых, но достаточно быстрыми в поворотах. Это позволило нам использовать свои сильные стороны притом, что антикрылья у нас были минимально возможной площади.

Вопрос: (Карлос Мигель – La Gaceta) Фернандо, каким вам видится этап в Сингапуре? Теоретически та трасса должна подойти вашей машине. Или вы считаете, что Red Bull Racing сейчас столь же сильны, как в 2011-м?
Фернандо Алонсо: Посмотрим. Мы многого ждали от этапа в Монце, и он действительно получился неплохим. Да, нам не удалось победить, поскольку Red Bull Racing и Себастьян сработали лучше, но с нашим уровнем конкурентоспособности этот уик-энд можно считать одним из лучших. В Сильверстоуне, Нюрбургринге и Будапеште нас опережали и Red Bull Racing, и Lotus, и Mercedes, а иногда и другие соперники, а сегодня нам удалось обойти практически всех и побороться за победу. Надеюсь, получится повторить это в Сингапуре, но следующая гонка станет настоящей проверкой.

Мы доработали машину, новинки доказали свою эффективность в Спа и Монце, но в Сингапуре требования к прижимной силе столь же высоки, как в Венгрии, так что посмотрим. Если Mercedes, Lotus и еще кто-нибудь окажутся впереди, результат будет таким же, как в Будапеште, а нам этого не хочется. Потому мы сделаем всё, чтобы как можно лучше подготовить машину и добиться прогресса.

Доминирование Red Bull Racing? Себастьян уже говорил, что трассы в Канаде, Спа и Монце предъявляют специфичные требования к прижимной силе… Red Bull Racing были быстры в Канаде, так что их скорость в Спа не стала сюрпризом, но и в Монце они выступили здорово. Тем не менее, сейчас ситуация острее, чем в 2011-м, больше конкурентоспособных команд. Не только Себастьян и Марк могут бороться за поулы – парни из Mercedes уже не раз их опережали в субботу. Во многих Гран При расстановка сил была совершенно разной, потому мы должны быть одинаково сильны на любой трассе.

Вопрос: (Ливио Орихио – O Estado de Sao Paulo) Себастьян, вы сказали, что сегодня поведение машины напомнило вам 2011-й год. Тогда вы доминировали в чемпионате и после этапа в Спа опережали Фернандо на пятьдесят три очка. Каков ваш прогноз на оставшиеся гонки? Вы близки к тому, чтобы завоевать четвертый чемпионский титул…
Себастьян Феттель: Я стараюсь не думать об этом. Когда я говорил о том, что поведение машины напомнило 2011-й год, я имел в виду собственные ощущения от пилотажа – вы помните, что в прочие годы этап в Монце складывался для нас очень непросто. В этот раз машина столь же уверенно проходила повороты.

Это не так просто, как может показаться. Многие говорят: «В Монце нужна максимальная мощность и небольшие антикрылья», но если машина не позволяет пилотировать на пределе, теряешь время. Из-за минимальной прижимной силы здесь машина скользит сильнее, чем в других гонках, поэтому ты должен быть полностью в ней уверен. В этом плане RB9 вела себя так же, как RB7 два года назад, она позволяла мне «играть» в поворотах.

В остальном я соглашусь с Фернандо. Гонки в Спа и Монце сложились для нас очень удачно, но в целом по ходу сезона борьба очень острая. Вчера мы впервые с начала года взяли поул на сухой трассе – не стоит считать Мельбурн, там асфальт подсыхал по ходу финальной сессии. В этом плане мы добились прогресса, ну а в гонке наша машина традиционно сильна. Сегодня мы и Ferrari были намного быстрее соперников…

Вопрос: (Андреа Кремонези – La Gazzetta dello Sport) Себастьян, по ходу гонки вы жаловались на мигающий задний фонарь на машине Феттеля. Насколько этот фактор вас раздражал?
Себастьян Феттель: Я жаловался?

Фернандо Алонсо: Очевидно, вопрос был адресован мне. На самом деле…

Себастьян Феттель: Эй, ты в самом деле жаловался на красный сигнал?

Фернандо Алонсо: Да, он немного отвлекал. Без пелены дождя свет очень сильный.

Себастьян Феттель: Бывает и хуже.

Фернандо Алонсо: Себастьян не привык видеть кого-либо впереди себя и потому не знает, каково это – наблюдать красный сигнал. Но когда подъезжаешь достаточно близко, мигание очень мешает. Порой достаточно нажать всего одну кнопку, ведь сигнал мог быть активирован по ошибке, но если Себастьян и мог эту кнопку нажать, то он этого не сделал. Потому у меня перед глазами на протяжении почти всей гонки мигал красный свет.

Себастьян Феттель: Я пытался оторваться, чтобы сигнал тебя не отвлекал.

Фернандо Алонсо: Я этого не заметил.