США - Лонг-Бич'81: Гран При в Соединённых Штатах Америки

Гонка #343: 15 марта 1981 года. Гран При Лонг-Бич
Поул Риккардо Патрезе (Arrows A3) - 1.19,399 (147,402 км/ч)
Лучший круг Алан Джонс (Williams FW07C) - 1.20,901 (144,665 км/ч)
Победитель Алан Джонс (Williams FW07C) - 1:50.41,33 (141,86 км/ч)

Начало 80-х – не самый благополучный период в истории Формулы 1. Многочисленные технические новинки и яркие гонки оказались в тени непрерывной череды скандалов и нескольких смертельных аварий. Большая скорость, как и большие деньги, требует жесткого контроля, а если он ослабевает – жди беды.

Сезон 1981 года стартовал в Южной Африке, но некоторые команды из-за очередной волны противоречий отказались туда ехать, и позже гонку лишили статуса этапа чемпионата. Второй раз участники сезона собрались на городской трассе в американском местечке Лонг-Бич. Разногласия на время остались позади: всего десятью днями ранее в Париже был подписан договор Согласия.

Поскольку правила в очередной раз были подредактированы, многие ждали сюрпризов – и главный из них сотворил Риккардо Патрезе. Итальянец, выступающий за команду Arrows, показал в квалификации лучшее время, хотя едва ли входил в число главных фаворитов.

А вот следом на решетке располагались пилоты Williams Алан Джонс и Карлос Рейтеман, и именно они выглядели наиболее реальными претендентами на хороший результат. Но Патрезе не собирался сдаваться без боя – он удержался на первой позиции и помчался вперед. Особенностью трассы в Лонг-Бич всегда был крайне опасный первый поворот – медленный, узкий и пыльный, вдобавок расположенный после длинного скоростного участка, он почти всегда становился местом многочисленных аварий.

Вот и на этот раз нашелся пилот, решивший, что сумеет затормозить позже всех. Жиль Вильнев, занимавший на решетке только пятое место, смог поравняться с Патрезе и даже выйти вперед – но лишь на пару сотен метров. В тот момент, когда все остальные стали поворачивать, Ferrari канадца продолжила прямолинейное движение. Хорошо еще, что большая зона безопасности позволила Жилю избежать аварии и продолжить гонку.

Патрезе же лидировал. Прежде итальянца не раз упрекали – зачастую, заслуженно – в излишней горячности, а однажды даже имел место некрасивый эпизод, когда гонщики на общем собрании запретили Риккардо выходить на старт, назвав его виновным в массовой аварии на старте Гран При Италии 1978 года. Но с течением времени Патрезе приобрел важный опыт и теперь был полон решимости доказать, что не только способен рисковать, но и быстр.

Поначалу он даже уехал от Рейтемана и Джонса, пусть и не слишком далеко – и казалось, что назревает сенсация. Но и соперники пилота Arrows не были "мальчиками для битья": в скором времени аргентинцу удалось нащупать верный темп, и он начал понемногу сокращать отставание. Для лидера гонки это стало хорошей проверкой на крепость нервов, но Патрезе продолжал гнать свою бело-оранжевую машину в сплошном коридоре из бетонных блоков, не допуская ошибок.

Увы, в самый неподходящий момент Риккардо подвела техника. Проблемы с топливным насосом сделали итальянца безоружным против атак Рейтемана, который просто дождался подходящего момента и проехал мимо. Вскоре маневр напарника повторил и Джонс, а потом обладатель поула и вовсе вынужден был прекратить гонку.

Стало ясно, что имя победителя определится в поединке пилотов Williams. У этой дуэли имелся серьезный подтекст – дело в том, что каждый из гонщиков считал, что по праву именно он должен стать в сезоне 1981 года лидером команды. Потому победа в дебютной гонке была крайне важна как для Карлоса, так и для Алана. И чем ближе был финиш, тем больше нарастало напряжение. Рейтеман лидировал, но Джонс неотступно следовал за ним.

И в тот момент, когда лидеры опережали очередного кругового, у аргентинца дрогнули нервы. Он ошибся, выскочил за поребрики, потерял время… Действующему чемпиону только того и надо было – Джонс промчался мимо и устремился к победе. Рейтеман в итоге стал вторым, а третье место досталось Нельсону Пике из Brabham, который смог в долгом противостоянии переиграть двух представителей Ferrari.

Интересно...
За команду Tyrrell в Калифорнии выступали два американца – Эдди Чивер и Кевин Коуган. Первый удачно провел уик-энд и закончил гонку пятым, а вот второму не хватило всего 0,07 секунды, чтобы пройти квалификацию. Впервые в истории, и всего через восемь лет после чемпионства Джеки Стюарта, один из гонщиков Кена Тиррела не смог пробиться на старт.

Гран При в Соединённых Штатах Америки

Первая гонка под названием «Американский Гран При» состоялась еще в 1908 году, однако не прошло и десяти лет, как стало окончательно ясно – янки любят заезды по овалам, а классические соревнования европейского типа мало интересуют как местных зрителей, так и спортсменов. Несколько десятилетий к востоку от Атлантического океана автоспорт развивался и эволюционировал по собственным законам, а в США чудесно обходились безо всяких Гран При.

Как известно, при учреждении чемпионата мира Ф1 в 1950 году одним из его этапов сделали 500-мильную гонку в Индианаполисе, но она продолжала проводиться по иным правилам и оставалась почти изолированной от всех прочих соревнований. При этом важно отметить, что у «Инди-500» даже формально никогда не было статуса Большого Приза – это обстоятельство очень любят использовать устроители всевозможных конкурсов знатоков.

Тем не менее, к началу 50-х у американцев вновь возник интерес к гонкам на классических автодромах – в стране ровных дорог и дешевого бензина все больше людей покупали машины категории GT, а им путь на овалы был заказан. Потому в США проходили многочисленные марафоны, этапы чемпионата мира по гонкам на выносливость, к которым вскоре добавились соревнования в «свободной формуле», куда допускали любую технику. Как правило, подобные заезды устраивали на бывших аэродромах или перекрытых городских улицах.

В 1958 году соревнования спортивных машин, прошедшие на трассе Риверсайд в пригороде Лос-Анджелеса и собравшие полсотни участников, носили официальное название «Гран При США». А годом позже их организатор Алек Ульман (как пишут, сын эмигрантов из России) взялся организовывать первую в Северной Америке гонку «настоящей «Ф1». Она прошла на летном поле флоридского Себринга, а в следующем сезоне переехала в Риверсайд.

Эти соревнования получили от спортсменов высокую оценку, однако в коммерческом плане провалились. Заморские знаменитости не слишком заинтересовали американских болельщиков, и Ульману даже не хватило денег, чтобы выплатить обещанные щедрые призовые. Хорошо, что несколько местных бизнесменов, которым была дорога репутация страны, выручили незадачливого организатора.

Лишь с 1961 года, когда Гран При США переехал на север страны и прописался на автодроме Уоткинс-Глен близ Нью-Йорка, дела пошли на лад. Местный промоутер Камерон Аргетсингер, тоже являвшийся страстным поклонником Ф1, с первой попытки собрал на трибунах 60 тысяч человек, обеспечив проекту нужный бюджет. К слову, именно в том году покинула календарь чемпионата пятисотмильная гонка в Индианаполисе.

Приятная атмосфера, хорошая трасса, красивые пейзажи, солидные призовые и переполненные трибуны – эти слагаемые на два десятилетия сделали Уоткинс-Глен неотъемлемой частью Формулы 1. Этапы проходили в разгар осени и неизменно вызывали положительные отзывы. Только за первое десятилетие детище Аретсингера было трижды признано лучшим этапом сезона.

Безусловно, автоспорт той поры был небезопасен, и американская трасса тоже стала ареной нескольких серьезных аварий (в том числе смертельных для Франсуа Севера в 1973 году и Хельмута Кёнига в 1974-м), но куда чаще здесь проходили действительно яркие и интересные гонки. Тем более, что в большинстве случаев на кону стоял титул чемпиона мира.

Грэм Хилл отличился трижды подряд с 1962 по 1964 годы, зато с 1967-го по 1976-й на вершине подиума побывали девять разных пилотов! После десяти лет использования трасса была модернизирована, затраты составили 2,5 миллиона тогдашних долларов (или в пять с лишним раз больше по нынешним меркам). Однако к концу 70-х Уоткинс-Глен стал медленно, но верно устаревать. Из-за роста скоростей гонщики все больше жаловались на кочковатый асфальт. Алан Джонс выиграл за рулем Williams Гран При 1980 года, этап появился и в предварительной версии календаря будущего сезона – но его организаторам так и не удалось взять кредит на несколько миллионов, необходимый для очередной реконструкции – и Формула 1 навсегда покинула Уоткинс-Глен.

Однако позиции чемпионата мира на североамериканском континенте не только не ослабли, а даже становились с каждым годом все сильнее. Еще в 1976 году британский бизнесмен Крис Поок, решивший превратить непрезентабельную прежде окраину Лос-Анжелеса в американское Монте-Карло, привел гонки Гран При на городскую трассу Лонг-Бич. После подобные этапы появлялись, как грибы после дождя – Даллас, Детройт, несколько раз заезды проводили даже на огромной парковке одного из казино в Лас-Вегасе.

Как правило, организовывались такие соревнования не лучшим образом. Их неизбежными спутниками были жара, плохое состояние асфальта и многочисленные аварии. Кроме того, ни одна из гонок не носила имя национального Гран При. Но до той поры, пока Берни Экклстоуну нужна была Америка, эти состязания проводились, причем на протяжении нескольких лет в календаре значилось по два американских этапа, а в 1982-м их было даже три. Однако организаторам быстро надоедало нести убытки – этапы исчезали столь же стремительно, как появлялись.

Дольше других продержался Гран При Детройта – до 1988 года. Затем гонка переехала в город Финикс, штат Аризона – трасса была проложена в прямоугольной «сетке» улиц и привлекала крайне низкое внимание зрителей. Этапу даже вернули имя Гран При США, но это не спасло ситуацию. В 1990-м, когда на окраине города в один день с Формулой 1 проводили страусиные бега, они собрали втрое большую аудиторию. Побед в Финиксе добивались только пилоты McLaren – один раз Ален Прост и дважды – Айртон Сенна.

Когда непопулярный этап покинул чемпионат – никто особенно не опечалился. На протяжении следующих восьми лет Формула 1 не показывалась на территории США и лишь затем в известном смысле вернулась к истокам – Экклстоун смог договориться с боссом автодрома в Индианаполисе Тони Джорджем. Эта история еще свежа в памяти – 200 тысяч болельщиков на дебютном Гран При, «фотофиниш» Михаэля Шумахера и Рубенса Баррикелло в 2002-м, безумная дождевая гонка 2003-го и, конечно, шинный скандал 2005-го.

Причиной расставания вновь стали деньги. История Большого Приза Соединенных Штатов прервалась вновь в 2007-м – но, как это уже не раз бывало прежде, в сложном романе «лучших гонок в мире» и «главной страны на планете» за расставанием неизбежно последует встреча. Она намечена на середину ноября этого года, местом встречи выбран город Остин в штате Техас.

Тогда-то в историю Гран При США и будет вписана новая страница. Пока же больше всего побед в этих соревнованиях на счету Михаэля Шумахера (5) и машин Ferrari (9).


Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.