Гран При Сингапура: Пресс-конференция в пятницу

Участники: Роберт Фернли (Force India), Жан-Франсуа Кобе (Renault Sport F1), Жерар Лопес (Lotus Renault), Риад Асмат (Team Lotus), Норберт Хауг (Mercedes), Сэм Майкл (Williams)

Вопрос: Роберт, что произошло сегодня с Полом ди Рестой?
Роберт Фернли: Возникли проблемы с гидравликой тормозов. Впрочем, Полу не занимать характера – завтра он непременно наверстает упущенное.

Вопрос: Команда постепенно прибавляет в скорости, и Виджей Малья неустанно это подчеркивает. По всей видимости, задача – закрепить этот прогресс в следующем сезоне?
Роберт Фернли: Программа на следующий год несколько иная. В начале нынешнего сезона нам пришлось сделать шаг назад, чтобы понять, в какой момент в 2010-м мы сбились с намеченного пути. То, что вы видите сейчас, есть результат этой работы. В следующем году регламент будет скорректирован, больше не будет "выдувных" диффузоров, что повлияет на расстановку сил..

Вопрос: Вы уже начали работу над машиной для следующего сезона? Когда будет закончена работа над сегодняшней VJM04?
Роберт Фернли: Буквально недавно мы приступили к работе над новой машиной. Сегодня вы увидели, пожалуй, последнее серьезное обновление VJM04.

Вопрос: Что скажете о борьбе с Sauber?

Роберт Фернли: Будет нелегко. Соперники весьма конкурентоспособны и не намерены просто так отдавать позиции – придется выкладываться по максимуму.

Вопрос: Но именно этого вы, наверное, хотите?

Роберт Фернли: Конечно. Соперники привыкли работать на пределе, все команды из середины пелотона достаточно конкурентоспособны, и нам придётся постараться, чтобы удержать шестое место. Год назад Сэму Майклу и его команде удалось опередить нас на одно очко – не хотелось бы допустить повторения.

Вопрос: Жан Франсуа, вы стоите на пороге очередной победы в чемпионате – каково мнение Renault на этот счет?
Жан Франсуа Кобе: Кажется, эта победа может стать уже десятым нашим триумфом за последние двадцать лет. Пожалуй, мы сделали правильный выбор, взяв на себя роль поставщика моторов и отказавшись от содержания собственной команды – долговременное партнерство с Red Bull Racing выгодно и нам, и всей Формуле 1.

Вопрос: Какое место занимает подразделение Renault Sport в общей структуре компании Renault?
Жан Франсуа Кобе: Renault Sport занимается исключительно проектами в сфере Формулы 1. Год назад у нас работало 200 человек, в следующем году их будет уже 250 – это ключевой момент, Совет директоров компании рассматривает участие в Формуле 1 как долгосрочный проект. Думаю, для нас это хорошая новость.

Вопрос: Увеличение численности связано с переходом на новые моторы?
Жан Франсуа Кобе: Да. 25 человек уже перешли к нам из основного подразделения Renault для участия в работе над электроникой нового V6, в следующем году к ним добавится еще 40 человек, а затем ещё десять.

Вопрос: Риад, вы стали исполнительным директором Team Lotus. В чем заключается ваша работа?
Риад Асмат: Я буду курировать не только вопросы, связанные с участием компании в Формуле 1, но и иные аспекты, связанные с производством автомобилей и внедрением технологий.

Вопрос: То есть, вы отвечаете буквально за все?

Риад Асмат: По сути, да!

Вопрос: Вы сами из Малайзии, но ваши родственники проживают в Сингапуре. Ваше мнение о предстоящей гонке?
Риад Асмат: По-моему, её можно смело назвать одной из лучших в чемпионате! Сингапур находится совсем рядом с Малайзией, и здесь мы в какой-то мере представляем азиатскую часть мира – надеюсь, мы сможем достойно позиционировать наш бренд в этом регионе.

Вопрос: Ходят слухи о смене наименования команды и о том, что она может сменить местоположение своей базы...
Риад Асмат: Мы давно работаем в Норфолке и не намерены оттуда уезжать, но для прогрессирующей команды важно добиться максимально эффективной производственной инфраструктуры. Приоритет – остаться в Великобритании. Мы рассматриваем возможные варианты и в подходящий момент объявим о своем решении, но Норфолк, определенно, останется нашим домом.

Вопрос: Вы оставите там производственные мощности?

Риад Асмат: Да, мы выкупили землю и не собираемся уезжать. Ваш второй вопрос?

Вопрос: Про возможную смену названия?
Риад Асмат: Решение ещё не принято. Мы по-прежнему называемся Team Lotus, но акционеры готовы рассмотреть иные варианты. Посмотрим, к чему это приведет.

Вопрос: Жерар, мы слышали о планируемых инвестициях в команду. Можете рассказать об этом подробнее?
Жерар Лопес: Мы давно хотели привести базу в Энстоуне в соответствие самым высоким стандартам Формулы 1. Не хватало пары важных составляющих: во-первых, полноценной аэродинамической трубы, позволяющей работать с моделями большего масштаба, во-вторых – симулятора. Кроме того, нужно было уладить несколько вопросов, связанных с логистикой, поэтому мы решили слегка расширить инфраструктуру, начав с модернизации аэродинамической трубы до возможности работы с моделями в 60% реальной величины и постройки нового симулятора.

Вопрос: Все это выполнено по последнему слову техники, или даже больше?

Жерар Лопес: Думаю, каждая технически продвинутая команда уже имеет аэродинамическую трубу, рассчитанную на 60% модели, так что в этом плане мы подтягиваемся к лучшим. Что касается симулятора, насколько мне известно, он обещает быть одним из самых технически совершенных среди всех существующих аналогов.

Вопрос: Дальнейшие планы инвестирования?
Жерар Лопес: По сути, мы должны инвестировать средства каждый день, поскольку в Формуле 1 многие вещи устаревают слишком быстро. По-моему, мы уже максимизировали численность персонала – поначалу у нас работало 480 человек, сейчас их уже 520. Финансирование будет продолжено в тех объемах, которые необходимы для достижения поставленной цели – вернуться в тройку сильнейших команд.

Вопрос: Резервный пилот команды Роман Грожан недавно стал чемпионом GP2. Каковы ваши планы на его счет?
Жерар Лопес: На этот вопрос я должен отвечать с учетом позиции компании, которая занимается его карьерой. Вполне очевидно, что для гонщика, в столь убедительной манере выигравшего чемпионат GP2, следующим этапом должно стать участие в Формуле 1. Мы постараемся помочь ему обеспечить себе место в кокпите на следующий сезон.

Вопрос: Но совсем недавно вы сами находились в непростой ситуации, когда на два места в команде претендовало сразу пять гонщиков…
Жерар Лопес: На самом деле, претендентов было даже больше, но у нас есть определенные обязательства перед Робертом Кубицей. Он многое сделал для нашей команды, мы знаем его способности – уверен, любой руководитель в паддоке с радостью пригласит Роберта, если поляк сможет показывать столь же высокие результаты. Поэтому мы сперва узнаем, сможет ли он вернуться, а уж потом будет думать об остальном.

Вопрос: Сэм, печальный момент для вас – вы покидаете команду Williams…
Сэм Майкл: С этой командой я провел 11 потрясающих сезонов. Williams – легенда нашего спорта, работать с Фрэнком Уильямсом и Патриком Хедом - это большая честь. Для меня это последний уик-энд с командой, и задача – закончить дела должным образом. Я ухожу из Williams, сохранив прекрасные отношения с коллективом, со мной останутся только приятные воспоминания, но пришла пора что-то менять…

Вопрос: Когда именно вы перейдете в McLaren?
Сэм Майкл: Решение еще не принято. Оно будет обсуждаться в частном порядке, поэтому с моей стороны неуместно сейчас говорить об этом.

Вопрос: Но вы уже получили выходное пособие, разве не так?
Сэм Майкл: Как я уже сказал, мне лучше воздержаться от обсуждения подобных вещей.

Вопрос: В чем техническая сложность этой трассы?
Сэм Майкл: Она проходит по улицам города, что подразумевает низкий уровень сцепления. Асфальт грязный, но по ходу уик-энда скорости возрастают, поскольку машины постепенно расчищают траекторию – в этом плане Сингапур очень похож на Монте-Карло.

Основное внимание – медленным поворотам, в которых необходимо справиться с недостаточной поворачиваемостью и обеспечить оптимальную тягу двигателя. По сравнению со стационарными автодромами здесь нет скоростных виражей, конфигурация требует максимальной прижимной силы, да и поребрики местами довольно высокие – риск повредить машину всегда присутствует. Как правило, обгоны на подобных трассах крайне затруднены, но с мягкими шинами и DRS мы наверняка увидим немало успешных атак.

Вопрос: По сравнению с предыдущими годами асфальт стал менее кочковатым?

Сэм Майкл: Да, но поребрики остались слишком высокими. Пожалуй, сейчас удар о них приводит к более серьёзным последствиям, чем прежде.

Вопрос: Мы видели, как от машин отлетало немало мелких деталей…

Сэм Майкл: Верно, ведь гонщики стараются максимально использовать поребрики…

Вопрос: Это характерно для пятницы, или нечто подобное мы будем наблюдать на протяжении всего уик-энда?
Сэм Майкл: Чаще всего подобные моменты встречаются именно в пятницу, когда гонщики пытаются выяснить, насколько далеко они могут зайти без риска серьезных повреждений. В ночь на субботу механики починят машину и будет известно, где можно атаковать, а где следует быть более осторожным.

Вопрос: Норберт, что вы думаете о результатах Михаэля Шумахера в двух предыдущих гонках? Оба раза он финишировал пятым…
Норберт Хауг: По-моему, в предыдущих двух гонках Михаэль был превосходен. Впрочем, он был хорош и в других Гран При, разве что находился на неподобающей позиции. Наша машина не способна обеспечить более высокий результат, однако по ходу первого круга никому не удавалось обогнать больше машин, чем это делал Михаэль. Он настоящий мастер старта и фантастический спортсмен, а чем более конкурентоспособную машину мы ему предоставляем, тем выше итоговый результат. Добавьте к этому Нико Росберга с его способностями – у нас очень сильная пара пилотов.

Думаю, многим понравился этап в Монце. Истинным поклонникам спорта было приятно наблюдать за борьбой на трассе – да, я понимаю Мартина Уитмарша, с которым у нас был разговор после финиша, понимаю Льюиса Хэмилтона, но на нашем месте они поступили бы точно так же, да и 99% зрителей по достоинству оценили получившееся зрелище.

Вопрос: Полагаете, подобных результатов можно ждать во всех шести оставшихся гонках, или недавние успехи объясняются характером трасс в Спа и Монце?

Норберт Хауг: Определенно, трассы с низким уровнем прижимной силы в большей степени подходят нашей машине. Что касается предстоящей гонки в Сингапуре – это фантастическое событие, которое должно всегда присутствовать в календаре. Мы видим уникальную телевизионную картинку, за что огромное спасибо организаторам и лично Берни Экклстоуну. Но, вместе с тем, конфигурация остается очень непростой. Да, она не похожа на типичную уличную трассу, однако вы сами видели, что происходило сегодня: защитные барьеры расположены в непосредственной близости от траектории, и в таких условиях гонщики атакуют на пределе…

Для нас уик-энд в любом случае будет непростым. По ходу свободных заездов мы добились определенного прогресса, команда движется в правильном направлении и наверняка еще немного прибавит, но в обычных условиях от нас вряд ли можно ожидать таких же результатов, как в Спа или Монце. Впрочем, в гонке на трассу может выехать машина безопасности, есть существенная вероятность дождя – все это может нарушить привычный расклад сил, и здесь нужно не упустить свой шанс.

Уверен, Михаэль выступит очень сильно. Он по-прежнему влюблен в этот спорт, хотя провел вне гонок почти три года. За это время Формула 1 заметно изменилась, у Михаэля не было возможности по-настоящему протестировать машину, но с каждым этапом он едет все лучше, и в предыдущих двух гонках немногие смогли сработать столько же здорово. Его скорость в гонке вполне сопоставима со скоростью Нико Росберга, которого по праву можно считать – и Сэм наверняка согласится со мной – одним из пяти быстрейших гонщиков современности. Ну а если после трехлетнего перерыва ты можешь легко сравнить себя с молодыми звездами – значит, ты на правильном пути.

С моей стороны было бы немного странным говорить, что Михаэль ещё всем покажет – он выиграл практически все, что можно было выиграть, но поверьте: если наша машина поедет чуть быстрее, Шумахер будет столь же активно бороться за более высокий результат. Он работает просто фантастически, всячески поддерживает коллектив, и мы просто счастливы иметь у себя такого потрясающего гонщика.

Вопросы с мест

Вопрос: (Йорис Фиорити – Agence France Presse) Что вы думаете о результатах Себастьян Феттеля в нынешнем сезоне? Вам не кажется, что его доминирование слегка вредит спорту? Наконец, хотелось бы вам пригласить его в свою команду?
Роберт Фернли: Давайте по порядку. В нынешнем сезоне Себастьян и Red Bull Racing выступают просто фантастически, и задача остальных команд попытаться навязать им борьбу. Не думаю, что нам следует просить Red Bull Racing сбросить темп – нужно самим добиться большего, чтобы соперничать с ними на равных, а пока снимаю шляпу перед их успехами.

В Формуле 1 не раз случались периоды, в которые доминировал конкретный гонщик или команда, но на ситуацию нужно смотреть шире – в этом сезоне мы впервые за долгое время наблюдаем потрясающие гонки с борьбой по всему пелотону, и преимущество одного участника ничуть не портит впечатление. Хотел бы я пригласить Себастьяна в команду? Знаете, у нас есть пара-тройка неплохих гонщиков, и мы ими вполне довольны.

Жан Франсуа Кобе: Надеюсь, что когда Себастьян возьмет титул – не важно, в этой гонке или в следующей – он сможет атаковать еще агрессивнее, и финальные Гран При будут вдвойне интересными.

Риад Асмат: Да, Себастьян в очередной раз сработал потрясающе – он и его команда практически выполнили свою задачу. Что касается их преимущества, здесь я разделяю точку зрения Роберта: подобные примеры встречались и раньше, мы сами должны работать эффективнее. Сейчас наша команда находится в хвосте пелотона, но в будущем мы надеемся добиться определенных успехов.

Что касается приглашения Себастьяна в Team Lotus – не думаю, что мы можем себе это позволить. Кроме того, у нас есть пара быстрых гонщиков, мы ими вполне довольны и будем работать с ними дальше.

Жерар Лопес: Согласен с предыдущими высказываниями. Не хочу говорить очевидные вещи, но в Red Bull Racing построили быстрейшую машину и смогли реализовать ее скорость, чем и заслужили свое преимущество. Кроме того, я давно знаю Себастьяна и могу сказать, что он достоин титула. А в вопросе контрактов ответ аналогичен – Феттель отличный парень, но у нас есть пара быстрых гонщиков.

Сэм Майкл: Себастьян второй год подряд выступает просто фантастически. Я не беру в расчет те гонки, где Red Bull Racing доминировала – Себастьян умудрялся побеждать даже там, где у него было не так много шансов. Да, их машина действительно быстра, но на отдельных трассах у нее не было подавляющего преимущества в скорости – в таком случае успех Себастьяна выглядел особенно впечатляюще. Снимаю шляпу – он действительно заслуживает титула.

Норберт Хауг: Себастьян очень талантливый гонщик. Мы знаем его еще с тех пор, когда он выступал в Formula BMW ADAC и выходил на старт гонок поддержки серии DTM. Потом он перешел в F3, где выступал вместе с Полом ди Рестой. За эти годы Себастьян многому научился и вырос целеустремленным, воспитанным парнем. Он действительно заслужил все свои результаты – временами ему откровенно не везло, однако он всегда боролся до конца.

И я не считаю, что чемпионат получается неинтересным – по-моему, мы наблюдаем один из самых захватывающих сезонов в истории, а я знаю, что говорю, поскольку не первый год работаю в этом спорте. В Pirelli сработали по-настоящему здорово, идея с DRS оказалась весьма кстати. Мы наблюдали немало сюрпризов вроде победы Дженсона Баттона в Канаде, когда он оказался едва ли не последним, а затем стал проходить круги на две секунды быстрее любого соперника и в итоге финишировал первым. Опять же, результаты Михаэля – примеры можно приводить часами, многие сюрпризы получились неожиданными даже для специалистов.

В Формуле 1 всегда наблюдалось определенное превосходство какой-либо из команд. Мне вспоминается эпоха Williams, потом успехи McLaren-Mercedes и их противостояние с Ferrari – сейчас настал черед Red Bull Racing, Себастьяна Феттеля и Марка Уэббера, которые лучше других делают свою работу. Впрочем, доминирование не может длиться вечно, и прошлое тому подтверждение. Все будут стараться взять реванш.

У нас с Себастьяном сложились хорошие дружеские отношения – я и мои коллеги с большим уважением относимся к его персоне. Однако же, Mercedes GP полностью довольна своими гонщиками, и вместе с ними мы рассчитываем добиться прогресса. В следующем сезоне нужно сделать еще один шаг вперед, а там посмотрим, на каких позициях мы окажемся.

Вопрос: (Мэт Кох – Pitpass.com) Прошло почти две недели после подписания контракта между Sky и BBC. Как передача прав на трансляции отразилась на вашем бизнесе и взаимоотношениях со спонсорами?

Роберт Фернли: Думаю, нужно больше времени, чтобы оценить работу Sky. Нам обещают иной формат вещания с большим объемом информации, и сейчас рановато делать выводы, ну а перспективы выглядят весьма заманчиво. Насколько я понял, в Великобритании могут быть какие-то накладки с бесплатным эфиром, но трансляции выйдут на совершенно иной уровень, и Sky сможет предложить зрителям нечто действительно интересное. Давайте предоставим им чуть больше времени – несправедливо высказывать мнение до того, как мы увидели их работу.

Норберт Хауг: По-моему, нужно правильно смотреть на вещи. Если я не ошибаюсь, инициатором сделки была именно BBC, Sky и Берни Экклстоун проделали огромную работу – посмотрим, каким будет результат. Инициатива платного вещания исходила не от держателей коммерческих прав, и это нужно учитывать. Я вполне понимаю позицию BBC, хотя первоначальный план был несколько иным. Впрочем, сочетание все равно неплохое – платное телевидение… знаете, этот британский канал совершенно не похож, скажем, на аналогичный немецкий. Слышал, у них почти десять миллионов подписчиков, что подразумевает значительную зрительскую аудиторию. Опять же, я не настолько компетентен, чтобы детально рассуждать о подобных вопросах, но важно понимать, с чего все это началось.

Вопрос: (Дитер Ренкен – The Citizen) Риад, если я правильно понимаю, стоит вам в этом сезоне финишировать в первой десятке зачета Кубка Конструкторов – как и год назад – вы сможете рассчитывать на выплаты, предусмотренные действующим Договором Согласия. В то же время вы можете потерять это право в случае смены названия команды, если, конечно, не получите одобрения всех участников чемпионата. Как вы намерены решать этот вопрос?
Риад Асмат: Возможно, нам действительно придется иметь дело с подобной ситуацией, но, как я уже говорил, это произойдет только в случае принятия конкретного решения. Решения пока нет, так что я не могу давать какие-то комментарии.

Вопрос: (Дитер Ренкен – The Citizen) Вы уверены в том, что получите одобрение всех команд?
Риад Асмат: Лично я не предпринимал никаких шагов по смене названия команды, поэтому позволю себе не отвечать на ваш вопрос.

Вопрос: (Дитер Ренкен – The Citizen) Жерар, с одной стороны мы слышали об инвестициях в команду, с другой стороны есть информация о проблемах с выплатой кредитов, возможном банкротстве и продаже команды группе Lotus. Не могли бы вы пояснить все это?
Жерар Лопес: Вот как раз подобные вещи неизменно удивляют меня в Формуле 1. Всякий раз, когда я беседую с кем-то из гонщиков, делаю какое-то заявление или летаю в Бразилию или, скажем, Россию, я ищу спонсоров. Мы развиваем различные направления бизнеса, поскольку надеемся в какой-то момент стать безубыточными, и продажа команды не рассматривается как способ получения денег – мы заработаем их другими методами. Я уже привык отвечать на подобные вопросы, приводить примеры, но сейчас не стану этого делать – если бы наше положение действительно было настолько шатким, мы бы не смогли так долго участвовать в гонках.

Когда мы выкупили команду, в ней работало почти 480 человек – мы не только сохранили весь штат, но и наняли еще сорок специалистов. Я уже устал злиться всякий раз, когда слышу о каких-то слухах. Факты говорят сами за себя – мы инвестируем средства, находим новых партнеров. Когда наших гонщиков называют «платными», мне становится крайне досадно – не за нас, за них. Ни один спортсмен не может принести с собой сумму денег, способную обеспечить прогресс команды, да и сам факт подобного обращения является неуважением к гонщику. Раньше я считал это неуважением к команде, но теперь не обращаю внимания и стараюсь решать поставленные перед нами задачи. Мы инвестируем деньги, а результаты покажут, каким будет будущее команды – надеюсь, мы когда-нибудь вернемся в тройку сильнейших.

Вопрос: (Мэт Кох – PitPass) Прошу прощения, что возвращаюсь к предыдущему вопросу, но есть вот такие сведения. В настоящий момент в Великобритании 97% телезрителей следят за гонками по бесплатному каналу. Информация, которую нам удалось собрать за последние две недели, показывает, что только 7% готовы платить за подписку. Разве это не противоречит интересам ваших спонсоров, которым необходимо оправдывать вложенные в команду средства?
Роберт Фернли: По-моему, вы уделяете излишне много внимания вопросу трансляций в Великобритании, хотя речь идет о мировом охвате. Конечно, мы хотим, чтобы британские болельщики получили максимально удобный формат вещания, но, в конце концов, решение принималось компаний BBC. Берни Экклстоун нашел превосходный компромисс – зрители смогут смотреть гонки по BBC, но у них будет возможность выбора дополнительных преимуществ… Не думаю, что ваша статистика получит подтверждение в ходе реального опроса – уверен, вы обнаружите, что многие зрители готовы перейти на другой канал.

Норберт Хауг: Я не специалист в этом виде бизнеса, но в любом случае нужно опираться на факты. Откуда эта цифра в 7%? Если моя информация верна, зрители по-прежнему могут смотреть гонки бесплатно, а платный канал всего лишь дополнение. Посмотрим, каким будет результат, но иной альтернативы не предполагалось.

Вопрос: То есть, вы не беспокоитесь насчет реакции спонсоров?

Норберт Хауг: Нет.

Вопрос: (Крис Лайонс – Associated Press) Сэм, я знаю, что вас волнует скорее спортивная, чем финансовая сторона вопроса, но попробуем рассуждать предметно. В будущем Williams добьется прогресса – возможно, не в следующем году, но чуть позже точно. Сможет ли команда выбирать гонщиков исключительно по их способностям, или ей все равно придется обращать внимание сначала на денежный аспект, а уже потом на талант и скорость?

Сэм Майкл: Если говорить о финансовом положении Williams, компания работает в нескольких направлениях бизнеса, одним из которых являются гибридные технологии. Эта сфера в ближайшие годы будет весьма перспективной, и Williams уже получила заказ от нескольких крупнейших автопроизводителей. Кроме того, они активно инвестируют средства в технологический центр в Катаре, развивают совместную программу с Jaguar – деятельность предельно диверсифицирована, чтобы гарантировать будущее команды. Так поступают многие – в частности, McLaren начала подобные проекты даже раньше Williams, а в будущем такие направления бизнеса обещают стать еще более прибыльными. Так если над этим работают другие, почему Williams должна оставаться в стороне? Не думаю, что в перспективе у команды будут какие-то серьезные финансовые проблемы.

Если говорить о гонщиках, достаточно взглянуть на их состав в нынешнем сезоне. Рубенс Баррикелло невероятно опытен и не раз выигрывал гонки, а Пастор Мальдонадо – да, новичок, но он чемпион серии GP2 и выступает на одном уровне с напарником. Если оставить в стороне первые пять гонок, что применимо к любому дебютанту – хотя лично я считаю, что на адаптацию новичкам необходимо два года – то к середине сезона можно четко сказать, способен ли гонщик успешно выступать в Формуле 1. Пастор, определенно, способен, иначе он не стал бы подолгу работать над собой – уверен, в следующем году со знанием трасс он поедет еще быстрее. Кстати, до сегодняшнего дня он никогда не выступал в Сингапуре.

Подводя итог сказанному, было бы ошибочным утверждать, будто Williams выбирает гонщиков исходя исключительно из финансовых соображений – иначе состав выглядел бы совершенно иначе. Выбор команды всегда нацелен на результат и положительный эффект для компании в целом.

Вопрос: (Дитер Ренкен – The Citizen) Вопрос для Норберта и Жана-Франсуа насчет новых двигателей для сезона 2014 года. Мы привыкли к ситуации, когда производитель может поставлять свои моторы строго определенному количеству команд. В 2014-м может получиться так, что у нас будет пять поставщиков для двенадцати команд, что слегка противоречит общей логике – особенно если учесть, что сейчас одна компания снабжает моторами четыре команды. Какое максимальное количество поставщиков оптимальным образом отвечает спортивным и финансовым интересам чемпионата?
Норберт Хауг: По-моему, здесь должна быть свободная конкуренция, и если у нас будет пять поставщиков моторов, так даже лучше! Скорее всего, их число все-таки окажется меньше, но поживем – увидим. Пока все выглядит не так уж и плохо: в ближайшие пять лет изменения в правилах должны способствовать существенному снижению расходов. Mercedes, Ferrari, Renault и Cosworth активно работают в данном направлении, стремясь добиться 30% экономии бюджетов – задача непростая, но вполне выполнимая. Ну а если пять команд выберут какой-то конкретный мотор – что ж, это их право, у нас свободная конкуренция.

Жан-Франсуа Кобе: Согласно действующим правилам один поставщик может продавать свои моторы не более чем четырем командам, но я согласен с Норбертом и тоже поддерживаю идею свободной конкуренции – в конце концов, это Формула 1, и одним регламентом все проблемы не решить. Главное не то, сколько команд покупает моторы, а то, какие команды используют конкретный мотор.

Перевод: Валерий Карташев