Италия'63: Мариу Араужу де Кабрал

Гонка #118 : 8 сентября 1963 года. Гран При Италии. Монца
Поул Джон Сёртиз (Ferrari 156) - 1.37,3 (212,4 км/ч)
Лучший круг Джим Кларк (Lotus 25) - 1.38,9 (209,3 км/ч)
Победитель Джим Кларк (Lotus 25) - 2:24.19,6 (205,6 км/ч)

Сейчас это кажется невероятным, но четыре с половиной десятилетия назад окончательная конфигурация трассы, которой предстояло принимать Гран При, определилась лишь в пятницу к обеду! Итальянцы предлагали длинный вариант Монцы с овалом – там у Ferrari наверняка было бы преимущество, остальные настаивали на классической конфигурации, упирая на безопасность.

Именно последний аргумент в итоге оказался решающим – и гонку решили провести на трассе длиной 5,8 километра. Впрочем, и она была достаточно быстрой, чтобы машины Формулы 1 с полуторалитровым мотором проезжали круг со средней скоростью выше 200 км/ч.

Со старта параллельными курсами ушли BRM Грэма Хилла и Lotus Джима Кларка, но не прошло и нескольких кругов, как обоих оставил позади Джон Сёртиз. Британец, зимой перешедший в Ferrari, подтвердил, что на домашней трассе итальянские машины выглядят быстрее британской техники.

Кларку удалось «зацепиться» за лидера, оба гонщика стали отрываться от Хилла, но прошло 17 кругов – и по трибунам прокатился вздох отчаяния – Сёртиза подвёл отказавший мотор. А Кларка, который лишился возможности разгоняться в слип-стриме, стал после этого вновь нагонять Хилл, нашедший себе напарника в лице пилота Brabham Дэна Герни.

Два британца и американец устроили на трассе классический для Монцы фестиваль обгонов, но довести его до логического завершения пилотам не удалось. Вскоре после середины дистанции Хилл сошел из-за отказа сцепления, а затем и Герни сбавил ход, когда забарахлил топливный насос. Ну а Джим Кларк еще раз доказал, что он и команда Lotus заслуживают звания сильнейших. Шотландец выиграл и стал чемпионом мира уже в Монце, за три этапа до финиша сезона, столь же рано Кубок конструкторов завоевал и Колин Чепмен.

Что до Гран При Италии, то вторым финишировал Ричи Гинтер из BRM, сумевший лишь под финиш вернуться в один круг со сбросившим скорость лидером, а третьим в Монце добрался до финиша Брюс МакЛарен на Cooper.

Интересно...
Как и всегда, гонка в Монце пользовалась у пилотов особой популярностью – изначальный список участников включал целых 33 фамилии! Правда, пятеро гонщиков в итоге передумали участвовать в Гран При, а до стартового поля через сито квалификации в итоге прошли только 20 человек.

Мариу Араужу де Кабрал

В квалификации угодил в аварию дебютант сезона Крис Эймон. Поскольку до этого новозеландец успел проехать достаточно быстрый круг, его требовалось кем-то заменить в списке участников гонки. Первым из тех, кто не прошел квалификацию, значился португалец Мариу Велозу Араужу де Кабрал. Однако итальянские спортивные власти в очередной раз показали неординарность мышления, отдав «счастливый билет» своему земляку Джанкарло Багетти, который прошел свой круг на две секунды медленнее

Португалия никогда не считалась кузницей гоночных талантов. В мореплавании и футболе выходцы из этой приморской страны добились много большего – впрочем, были здесь и автогонщики. Один из них – "Ниша" Кабрал, которого по праву считали одним из быстрейших португальцев 60-х, стал первым представителем своей страны в Ф1. Правда, в гонках он выступал нерегулярно, но во всех справочниках уроженца Порту называют не любителем, а полу-профессионалом.

Гонщик впервые заявил о себе, когда в квалификации домашнего этапа Формулы 1 в 1959 году обошел Грэма Хилла и Иннеса Айрленда, а затем финишировал четвертым в Гран При По. После этого, правда, карьеру пришлось на полтора года прервать – молодого человека призвали в армию и отправили служить в десантном батальоне в далёкой Анголе.

По возвращении Мариу вернулся за руль и еще несколько раз стартовал в Формуле 1, но в силу разных причин до финиша так больше и не доехал. В гонке Формулы 2 на Гран При Руана де Кабрал попал в серьёзную аварию, после которой в большой автоспорт уже не вернулся, но еще долго выступал в разнообразных соревнованиях по всех Европе и за ее пределами. Как-то ему довелось гоняться даже в знакомой Анголе.

Ниша здравствует и поныне – ну а своего второго пилота в Формуле 1 Португалии пришлось ждать еще два с лишним десятилетия.

Мир моторов в 1963-м: Aston Martin DB5

Британская фирма Aston Martin, производитель дорогих и роскошных спортивных автомобилей, была основана еще в 1913-м году. В мире не так уж много автомобильных компаний, которые могут похвастаться тем, что их гоночные машины выходили на старт Гран При еще в первые годы после окончания Второй мировой войны – Aston Martin может.

Однако по-настоящему знаменитой марка стала гораздо позже, и все знают, почему: в 1964-м году на экраны мира вышел «Голдфингер» – третий фильм о приключениях Джеймса Бонда, где агент 007 впервые сел за руль Aston Martin DB5. Серийный выпуск этой модели начался годом раньше, в 1963-м.

Элегантное спортивное купе DB5 было модернизированной версией более ранней модели, DB4: на него ставились более мощные 4-литровые двигатели (вместо 3,7 л) и новые пятиступенчатые коробки передач. Рядные «шестерки» развивали до 282 л.с., и полуторатонная машина разгонялась до 230 км/час. В список стандартного оснащения входили раскладывающиеся сиденья, ковровая отделка, электроподъемники стекол дверей и огнетушитель – редкость по тем временам.

В романе Яна Флеминга, по которому был снят «Голдфингер», Бонд ездил на Aston Martin DB III, однако в 1963 году, когда шла подготовка с съемкам фильма, было решено, что суперагент будет разъезжать на новейшей модели классической британской фирмы.

Забавно, что у кинокомпании EON Production не нашлось лишних 4500 фунтов стерлингов, чтобы заплатить за DB5: продюсеры буквально выклянчили на фирме один такой автомобиль, который и был доставлен на киностудию Pinewood в январе 1964-го.

Великолепный мастер по спецэффектам Джон Стирс и его помощники приступили к работе, буквально напичкав машину разнообразными системами вооружения и хитрыми устройствами: были там и пулеметы в переднем бампере, и задний пуленепробиваемый шиток, и катапультируемое пассажирское сиденье. Впрочем, в фильме использовался и еще один серийный DB5, который снимался в трюковых сценах – его киностудия купила сама.

«Голдфингер» вышел в прокат в сентябре 1964-го и сразу стал мировым хитом. Разумеется, это не могло не сказаться на популярности DB5: модель выпускалась два года, и за это время было продано более тысячи таких машин, что для эксклюзивного купе было очень неплохим показателем.

Кстати, судьба того самого автомобиля, на котором на съемках фильма ездил Шон Коннери, первый исполнитель роли Бонда, сложилась странно. Он поменял многих хозяев, и, разумеется, его цена с годами только росла. К середине 90-х этот DB5, к тому времени уже давно находившийся в США, был застрахован очередным владельцем на сумму, превышавшую $4 млн. Однако одной июньской ночью 1997-го года исторический Aston Martin был украден из ангара аэропорта Бока Ратон, что в штате Флорида. Найти его не удалось до сих пор…

Если учесть, что второй DB5, участвовавший только в съемках автомобильных трюков, в 2006-м году был продан на одном из американских аукционов за $2090000, то можно представить, сколько мог бы стоить оригинальный Aston Martin Бонда, оснащенный всяческим шпионским оборудованием. Можно предположить, что эта историческая машина попала в какую-то засекреченную частную коллекцию.

Напомним, кроме «Голдфингера» Джеймс Бонд ездил на DB5 в фильме «Шаровая молния», а затем, после долгого перерыва, вновь сел за руль именно этой модели в «Золотом Глазе» и «Завтра не умрет никогда». Был небольшой, но весьма эабавный эпизод с DB5 и в «Казино Рояль», но на этот раз автомобиль был в леворульной версии.

Проект F1News.Ru. Текст: Александр Кабановский. Мир моторов: Андрей Лось


Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.