Япония'01: Томаш Энге

100 мгновений истории. Зимний проект F1News.Ru
Дата: 14 октября 2001 года Место:Сузука (Гран При Японии)

Фабула

Семь десятых секунды, которые в квалификации Михаэль Шумахер выиграл у ближайшего преследователя, ясно давали понять – чемпион мира явно намерен одержать 11-ю в сезоне победу. Старт – на удивление – обошелся без аварий, и немец уже на первом круге выиграл у Хуана-Пабло Монтои четыре секунды. Однако после первого пит-стопа лидер Ferrari оказался позади Мики Хаккинена – и финн сделал все, чтобы не пустить давнего соперника вперед.

Впрочем, для поклонников Михаэля это был единственный повод для волнений в тот день. В дальнейшем, когда гонщика McLaren в свою очередь зазвали на дозаправку и замену резины, Шумахер уверенно удерживался во главе гонки. Стартового задела хватило, чтобы спокойно довести ее до финиша – колумбиец из Williams так и остался вторым, а Мика на последних кругах пропустил на подиум товарища по команде Дэвида Култхарда – «чтобы вернуть долг за все те ситуации в прошлом, когда он помогал мне», как сказал сам двукратный чемпион мира.

Памятные моменты

В своей последней гонке за Sauber юный Кими Райкконен угодил в аварию – потеряв контроль над машиной, финн оказался на пути ярко-желтого Jordan, который пилотировал Жан Алези. Автомобили столкнулись, и для обоих участников происшествия гонка на этом закончилась. Ральф Шумахер вполне мог закончить Гран При в тройке лучших, ибо его Williams смотрелся на Сузуке явно предпочтительнее обоих McLaren. Но немца наказали 10-секундной остановкой в боксах за то, что он показал рекордное время круга, срезав «эску».

Фокус: Томаш Энге (гонщик)

Японская гонка 2001 года стала финальной в карьере для троих пилотов. Имена двух из них – Мики Хаккинена и Жана Алези – в комментариях не нуждаются. Третьим стал чешский пилот Томаш Энге. На его счету было всего три Гран При в составе команды Prost. Кстати, коллектив Алена Проста вскоре был признан банкротом и также навсегда покинул Большие Призы.

Первый гонщик Формулы 1, представляющий Восточную Европу, родился в 1976 году в народной Чехословакии. С приходом новых времен его семья встала во главе крупного бизнеса, что позволило Томашу сделать гоночную карьеру. В 21 год он дебютировал в Ф3000, ровно через два года добился первой победы. А в сезоне’02, выступая за команду Arden Team Russia, едва не стал чемпионом. Энге помешала дисквалификация после венгерского этапа – в его крови обнаружили следы наркотиков. Сам пилот оправдывался тем, что всего лишь зашел накануне в один из местных баров, но заработанные очки ему так и не вернули – и вместо «золота» по итогам года Томашу досталась лишь «бронза».

Тем не менее, в скорости пилота сомнений не было – он с 1999 года проводил тесты в нескольких командах Формулы 1, и когда на Гран При Бельгии ’01 угодил в аварию бразилец Лучано Бурти, на замену ему в Prost позвали именно Энге. Три свои этапа чех отработал, как позволила машина – дважды финишировал в начале второго десятка, а в Японии сошел из-за проблем с тормозами. Чтобы удержаться в чемпионате, этого оказалось недостаточно.

Томаш еще некоторое время выступал в Формуле-3000, а потом пересел в автомобили Гран Туризмо. Он стал победителем «24 часов Ле-Мана», ездил в FIA GT и заокеанском первенстве ALMS, где частенько поднимался на вершину подиума. На трассе в Санкт-Петербурге (штат Флорида) в марте 2007 года Ferrari чеха попала в серьезную аварию, и он провел несколько недель на больничной койке.

Сейчас 32-летний Томаш Энге весьма востребован на пилотском рынке – он гоняется (и побеждает) за свою страну в Кубке Наций A1GP, ездит в LMS, GrandAm и других сериях. Вот только, наверное, немного расстраивается, глядя, как здорово все складывается в Формуле 1 у Роберта Кубицы…

Цифры

Девять гонщиков выступали в составе Prost за пять лет своего существования. Дольше всех сотрудничал с Аленом Простом француз Оливье Панис, карьера которого была прервана аварией и переломами ног во время Гран При Канады'97. В 1997-м казалось, что у Prost Grand Prix Gauloises Blondes всё получится, но 21 очко и шестое место в Кубке Конструкторов так и остались максимальным достижением команды.

Гонщик Гран При Лучший финиш Очки
Оливье Панис 42 2 18
Ярно Трулли 39 2 11
Жан Алези 29 5 4
Шинджи Накано 17 6 2
Ник Хайдфельд 17 8 -
Лучано Бурти 10 8 -
Хайнц-Харальд Френтцен 5 9 -
Гастон Маццакане 4 12 -
Томаш Энге 3 12 -

Проект F1News.Ru 2008-2009


Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.