Гран При Малайзии : Пресс-конференция в пятницу

Участники: Герхард Бергер (Toro Rosso), Марио Тайссен (BMW Sauber), Мартин Уитмарш (McLaren)

Вопрос: Герхард, вероятно, в прошлый уик-энд вы были довольны своими пилотами...
Герхард Бергер: Все прошло хорошо, команда отлично сработала, но увы - возникли проблемы с техникой. Начиная сезон со старой машиной, мы пытались избежать неполадок, но Toro Rosso - небольшая команда, мы имеем право на ошибку. Поломка приводного вала вывела нас из борьбы за два круга до финиша. Мы потеряли несколько очков, но если бы до Гран При Австралии кто-нибудь сказал, что мы окажемся в первой десятке и наберем очки, я был бы на седьмом небе от счастья.

Вопрос: Что насчет новой машины, которая должна дебютировать в Турции или Испании? Говорят, новинка не лишена недостатков…
Герхард Бергер: Мы готовы к трудностям и постараемся их преодолеть.

Вопрос: Не лучше ли оставить старую машину?
Герхард Бергер: Нет, у новинки серьезный потенциал и лишь пара проблем, которые мы намерены решить.

Вопрос: Позовете на помощь Red Bull?
Герхард Бергер: У нас разные машины, разные двигатели. Проблемы заставляют работать с удвоенной силой, но мы сами справимся.

Вопрос: Какое будущее ждет команду? После австралийского уик-энда Дитер Матешиц заявил, что не может строить машины для двух команд, и кому-то придется уйти…
Герхард Бергер: Мы решим проблемы, цена команды возрастет, и уже никто не сможет нас купить. В Формуле 1 всегда были три-четыре независимых команды, ведущих борьбу на всех уровнях: финансовом, политическом, техническом. Столкновения неизбежны, и нам повезло, что у команды есть такой партнер, как Red Bull.

Когда компания пришла в Формулу 1, было ясно - она готова поддерживать две команды до тех пор, пока они работают на пользу друг другу. С 2010-го все будет иначе, по словам Дитриха, он не может поддерживать обе команды, и я уважаю его решение.

Для меня важно, что в своем заявлении Дитер подчеркнул - он продаст свою долю в Toro Rosso только тому, кто сможет должным образом управлять командой. Я не знаю, какую роль буду играть в новой команде, сначала нужно понять, сможем ли мы ставить перед собой задачи и решать их. Меньше всего я хочу просто присутствовать в паддоке, наблюдая за тем, как команда плетется в хвосте. Если я останусь, то хочу вместе с командой пробиваться к вершине.

Вопрос: Есть ли шанс, что правила, по которым вы должны самостоятельно строить свое шасси, будут изменены?
Герхард Бергер: Я не знаю.

Вопрос: Мартин и Марио, какова ваша позиция?
Мартин Уитмарш: Формула 1 - это соревнование конструкторов, такова философия чемпионата. Но мы - прагматики и вели переговоры о поставке шасси для Prodrive, согласовав этот вопрос с FIA. Если бы федерация не изменила свое отношение к клиентским командам, кто знает, может быть, уже сейчас в чемпионате мира выступала бы еще одна команда.

Сомнений нет, чемпионат должен быть конкурентоспособным, но Формуле 1 нужны частные команды, вроде Toro Rosso. FIA, вместе с заводскими командами, следует задуматься о том, как помочь им выжить.
 
Вопрос: Марио?
Марио Тайссен: Нельзя допустить того, чтобы команды делились на тех, кто сражается за победу, и тех, кто прикрывает своих первых номеров. Мы удовлетворены ситуацией, но согласны с Мартином – независимые команды нужны Формуле 1, и надо сделать так, чтобы они не покинули чемпионат.

Вопрос: Марио, отличный результат в Австралии – второе место в квалификации и гонке. Не планирует ли BMW Sauber стать главной угрозой команде-лидеру, как бы она не называлась?
Марио Тайссен: Нет. Я был уверен в том, что мы оставим позади тех, кого одолели в прошлом году, и надеялся, что BMW Sauber сможет подтянуться к лидерам. Так и получилось, правда в Австралии Ferrari не смогла выступить на привычном уровне, что помогло нам подняться на подиум. Все может измениться уже здесь, в Малайзии, но я доволен результатами, в квалификации мы оказались ближе к лидерам, чем предполагали. Это стало свидетельством отменной работы команды в последние шесть-восемь недель. Мы сделали большой шаг вперед и с оптимизмом смотрим в будущее.

Вопрос: В Австралии представители Ferrari и McLaren не сомневались в том, что гонщики пройдут две первых квалификационных сессии, сосредоточившсь на подготовке к финалу квалификации и гонке. BMW Sauber может позволить себе подобный подход?
Марио Тайссен: В Мельбурне мы действовали так же - в пятницу и утром в субботу готовились к гонке, и лишь на последних минутах третьей тренировки опробовали квалификационные настройки. До того момента мы думали только о гонке.

Вопрос: Многие уже работают на следующий сезон. Как идут дела у вас, что вы думаете о системах восстановления кинетической энергии (KERS), которые дебютируют в 2009-м?
Марио Тайссен: Команды работают в двух направлениях. Первое –  аэродинамика, в следующем году она не будет похожа на ту, что мы используем сегодня. Второе – KERS, здесь вопросов еще больше. Это принципиально новая технология, на овладение которой у нас есть лишь девять месяцев. Она не похожа на те идеи, что используются в гибридных машинах, и мне это нравится – есть шанс осуществить технологический прорыв и использовать этот опыт при создании дорожных машин. Ради этого мы и выступаем в Формуле 1.
 
Вопрос: Ваши инженеры уже работают над новой системой?
Марио Тайссен:
Конечно, как и инженеры других команд.

Вопрос: Мартин, кого вы считали своими соперниками в Австралии, и оправдался ли ваш расчет?
Мартин Уитмарш: Зимой машины Ferrari были очень быстры, разумеется, эту команду мы и считали главным соперником. Как уже сказал Марио, в Австралии Ferrari не выступила на своем уровне, что всем нам помогло, но в оставшихся гонках борьба обещает быть напряженной

Победить в Мельбурне оказалось легче, чем мы ожидали. Оба раза Льюис заезжал в боксы до появления машины безопасности, а Хейкки не повезло только во время второго пит-стопа. Однако, иллюзий нет, и сегодня все еще раз убедились в том, насколько сильна Ferrari. Мы не сбрасываем со счетов и другие команды, сражаться с которыми от гонки к гонке все сложнее.

Вопрос: Что вы можете сказать о Хейкки? Похоже, он превзошел ваши ожидания…
Мартин Уитмарш: Хейкки отлично справляется. В прошлом сезоне было нелегко, но он вернул себе уверенность. Если бы не последняя машина безопасности, в Мельбурне он точно бы приехал вторым. Переход в новую команду стал для него испытанием, но он доказал всем, что способен бороться за победу. Он бы не оказался в McLaren, если бы у нас были малейшие сомнения в его потенциале.

Вопрос: Вы не боитесь повторения прошлогодних проблем? Команда исповедует тот же подход к гонкам?
Мартин Уитмарш: В команде отличная атмосфера. Хейкки - открытый парень, его энтузиазм заражает окружающих. Мы все выигрываем от того, что он прибавляет. В прошлом году мы совершили массу ошибок, надеюсь, это не повторится.

Вопросы с мест

Вопрос: (Майк Дудсон) Мартин, вы заинтриговали меня рассказом о переговорах с FIA по поводу клиентских шасси. Все годы, что я работаю в Формуле 1, у меня было четкое представление о том, что правила требуют от команд самостоятельной постройки машин.  Это основополагающий принцип Формулы 1. Вы сказали, что обсудили идею клиентских шасси с FIA, и получили добро. Дэвид Ричардс довольно потирал руки, как вдруг федерация изменила позицию. Вы не спрашивали адвокатов о возможности получить компенсацию с ведомства Макса Мосли?
Мартин Уитмарш: Требование к командам самостоятельно строить шасси было закреплено в Договоре Согласия, срок действия которого истекал в конце прошлого года. Одни считали, что Договор будет действовать и дальше, другие придерживались иного мнения. Мы пытались найти истину.

Были определенные опасения по поводу появления целой группы команд «второго эшелона», но с другой стороны мы видели в этом возможность развития для нашей команды. Впрочем, коллеги по паддоку нас не поддержали, и мы приняли позицию большинства. В Формуле 1 легко оказаться втянутым в дискуссии, но прошлый сезон научил нас не обращать внимания на подобные вещи. Люди спорят о том, каким путем должна идти Формула 1, не исключено, что в один прекрасный день клиентские команды будут официально разрешены.

Вопрос: (Майк Дудсон) Кто повлиял на мнение FIA и почему?
Мартин Уитмарш: Дело в интерпретации правил. Срок действия Договора Согласия истекал в конце прошлого года, по крайней мере, так думали и мы, и FIA, но в тексте есть некоторые условия, на которые сослались те, кто придерживался иного мнения.

Они смогли доказать, что Договор может быть продлен просто потому, что у различных команд разные соглашения с FIA и FOM. Отсюда множество мнений о том, как поступить. Мы считали, что в Формуле 1 могут быть клиентские команды, нам пояснили, что это невозможно. Что ж, мы согласились с этой позицией.

Вопрос: (Дэн Натсон – National Speed Sport News) Герхард, для Себастьена Бурде этот уик-энд лишь второй в карьере гонщика Формулы 1. Что вы о нем думаете?
Герхард Бергер: Пока он отлично работает. В Австралии немного не повезло, в одной из тренировок он потерял время, а сегодня, по нашей вине, и вовсе пропустил вторую сессию. Для него это крайне нежелательно, ему нужно изучить трассу.

В Австралии Бурдэ был очень хорош. В квалификации помешали желтые флаги, ведь он ехал в одном ритме с Феттелем, а гонку он провел безупречно! Потребуется еще полгода, чтобы освоиться в Формуле 1, научиться работать с механиками и инженерами. Будут взлеты и падения, но в итоге он добьется успеха.

Вопрос: (Дэн Натсон – National Sport Speed News) Не кажется ли вам, что правила, связанные с пребыванием на трассе машины безопасности, должны быть изменены? После закрытия пит-лейн пилоты, которые вынуждены заезжать на пит-стоп только потому, что в баках не осталось топлива, незаслуженно получают штраф…
Мартин Уитмарш: Жаловаться можно на что угодно, в том числе и на регламент машины безопасности, но лучше предложить взамен что-то новое. Не забывайте, до того, как пит-лейн стали закрывать, пилоты мчались по трассе, чтобы успеть в боксы, и тут  я согласен с Чарли Уайтингом – гонки должны стать безопаснее.

Да, в прошлой гонке нам не повезло, по сути, Хейкки потерял второе место из-за чужой ошибки. Нужно как-то изменить ситуацию, и FIA готова пойти навстречу, хотя наверняка найдутся те, кто доволен регламентом. Не думаю, что гонка должна превращаться в лотерею, но и безопасностью жертвовать не стоит.

Марио Тайссен: Насколько мне известно, нынешняя ситуация никого не устраивает, руководители команд не раз говорили об этом с Чарли Уайтингом (технический делегат FIA и директор гонки). Переговоры будут продолжены, посмотрим, чем все закончится.

Герхард Бергер: У меня нет претензий…  Все работает, как надо! (Смеется). Если в гонке происходит что-то неправильное или несправедливое, FIA, Чарли и руководители команд обсуждают ошибки, и пытаются их исправить. Уверен, они и в этот раз смогут принять решение в интересах Формулы 1.

Вопрос: (Боб Макензи – The Daily Express) Герхард, есть вероятность того, что вы купите Toro Rosso и переименуете ее в Berger? Хотелось бы видеть на трассе команду, носящую вашу фамилию?
Герхард Бергер: Небольшая проблема: где взять деньги? (Смеется) Нет, я счастлив иметь такого партнера, как Red Bull. По-моему, ситуация идеальная, и никто не думает, как назвать команду. Главное – наличие необходимых ресурсов и возможность работать, остальное не важно. Поэтому, отвечая на ваш вопрос, скажу следующее: мне нужен надежный партнер, кем бы он ни был. И я бы предпочел остаться с Red Bull.

Вопрос: (Майк Дудсон) Мартин, похоже, вы разворошили муравейник, заговорив о Договоре Согласия. Не могли бы вы рассказать нам о правилах, по которым сейчас живет Формула 1, о коммерческой стороне дела? Следует ли ждать нового Договора Согласия? Каких соглашений удалось добиться?
Мартин Уитмарш: Как известно, у команд есть несколько соглашений с FOM. Уверен, в этом году мы соберемся и придем к некоему единому формату. Ситуация не идеальна, никто не хочет играть по нечетким правилам. Надеюсь, они станут более понятными.

Марио Тайссен: Мне известно, что Берни ведет активные переговоры с командами, чтобы собрать все воедино. Не сомневаюсь, результат мы увидим уже в этом сезоне.

Герхард Бергер: Я согласен с коллегами.