Карлос Ройтеман

Всем отлично известна история, насмерть рассорившая весной 1982 года Жиля Вильнёва с его напарником по Феррари Дидье Пирони, когда француз вероломно нарушил уговор не обгонять друг друга и отнял у канадца победу на последних кругах Гран При Сан-Марино. А вот похожую историю, случившуюся годом ранее с напарниками по Williams Аланом Джонсом и Карлосом Ройтеманом, вспоминают гораздо реже – возможно, потому, что она имела не столь трагичное продолжение.

Это произошло на Гран При Бразилии, втором этапе чемпионата мира 1981 года. Алан Джонс начинал сезон в ранге чемпиона мира и был настроен отстоять свой титул, тем более что в контракте Ройтемана было условие, оговаривавшее приоритеты команды в пользу австралийца. Ройтеман лидировал в той гонке от старта до финиша, но на последних кругах команда напомнила об уговоре, вывесив соответствующую табличку.

«Да, я видел этот сигнал круга за три до финиша, – признавал потом Карлос. – Но в той ситуации передо мной встала дилемма. Я почувствовал, что если подчинюсь указаниям команды, то больше никогда не смогу гоняться. Просто брошу все после этой же гонки и уеду к себе на ранчо в Аргентину».

С этого происшествия началась настоящая междоусобная война, отчасти благодаря которой и завоевал свой первый титул Нельсон Пике, гонщик Brabham. А ведь на старт последней гонки сезона в Лас-Вегасе Карлос Ройтеман выходил, имея очко преимущества перед бразильцем – и поул-позицию. Но к концу первого круга он был пятым, затем откатился на 7-е, а финишировал 8-м, уступив Пике в личном зачете… 1 очко (гонку Нельсон закончил пятым).

И тот, и другой эпизоды типичны для Карлоса Ройтемана, которого многие считают одной из самых загадочных фигур в Формуле 1. "Лоле" – такое прозвище он получил еще в детстве, дебютировал в Формуле 1 в 1972 году, с ходу завоевав поул (такое кроме него удалось еще только Марио Андретти и Жаку Вильнёву), но побеждать начал только три года спустя. Он мог выдать потрясающую гонку, опровергнув малейшие сомнения в его скорости – и уже на следующем этапе уйти глубоко в тень, стать совершенно незаметным, раствориться в глубине пелетона.

Причины такой нестабильности кроются в характере Карлоса Ройтемана, человека отважного и при этом крайне неуверенного в себе. Тонкий, приятный собеседник, обладающий отличным чувством юмора и эрудицией, в дни Гран При глубоко уходил в себя – и, если не находил способа восстановить душевное равновесие, мог провалить гонку – как это и произошло в Лас-Вегасе, где на кону стоял титул.

«Ни разу за годы своей карьеры мне не доводилось выступать в команде, которая оказала бы мне стопроцентную поддержку», – сказал он уже после завершения своей карьеры.

«Если говорить о машинах, то у Карлоса она была точно такая же, как и Джонса, – объясняет этот феномен Фрэнк Уильямс. – Дело было в нем самом. Карлос гораздо больше нуждался в психологической поддержке, чем большинство других гонщиков. Он должен был видеть, что каждый член команды носит нашивку с его фамилией и аргентинский бело-голубой шарф. Возможно, мы недооценили, насколько это для него важно, вот почему добились куда меньшего, чем могли бы…»

После гонки в Лас-Вегасе Ройтеман предложил Алану Джонсу «закопать топор войны». Им двигало естественное чувство благородства – в том смысле, в каком понимал это определение он сам, то исключительное чувство, которое проявлялось и в гонках. Известно, к примеру, что после Лас-Вегаса кое-кто из молодых гонщиков недоумевал, почему Лоле не «задвинул» Пике в стену – ведь тогда он автоматически стал бы чемпионом мира. Но для Ройтемана такая манера ведения борьбы была противоестественной.

Что касается его предложения Джонсу, ответ был краток и жесток: «О’кей – в твою спину, приятель!» Джонс считал, что команда и напарник лишили его второго титула – и незадолго до окончания сезона объявил о решении уйти из Формулы 1. То же самое собирался сделать и Ройтеман, но Фрэнк Уильямс уговорил его продлить контракт на сезон 1982 года. Карлос начал его блестяще, завоевав второе место в Бразилии, однако уже в следующей гонке сник и после финиша сообщил Уильямсу, что окончательно решил уйти из гонок.

«Внезапно я почувствовал, что очень устал, – объяснял он. – Обстановка в гонках изменилась. Это было уже совсем не так здорово и увлекательно, как когда-то. Кроме того, я ненавидел машины с граунд-эффектом, в управлении напоминавшие карт. Я гонялся потому, что любил ездить быстро, точно контролируя ситуацию. У меня была отличная машина, я мог получать удовольствие, показывать неплохие результаты, но беда в том, что удовольствия не было».

Он ушел в политику (стал губернатором аргентинской провинции Санта-Фе и даже выставлял свою кандидатуру на президентских выборах), так и не став чемпионом мира. Титул по итогам 1982 года достался его напарнику Кеке Росбергу…

Даты

  • 22.02.1949 родился Ники Лауда
  • 13.04.1949 родился Рикардо Зунино
  • 11.06.1949 родился Том Прайс
  • 25.06.1949 родился Патрик Тамбэ
  • 13.10.1949 родился Патрик Нэв
  • 24.12.1949 родился Уорик Браун

Гонщики

  • 8749 кругов проехал Найджел Мэнселл
  • 3649 кругов проехал Джонатан Палмер
  • 649 кругов лидировал Карлос Ройтеман
  • 549 кругов проехал Джорджо Пантано
  • 449 кругов проехал Шорти Тэмплмен
  • 149 раз стартовал Рене Арну
  • 149 раз участвовал в Гран При Эмерсон Фиттипальди
  • 49 очков заработал Луиджи Виллорези
  • 49 раз стартовал Жан-Пьер Жабуи
  • 49 раз стартовал Никола Ларини
  • 49 раз стартовал Майк Хэйлвуд
  • 49 раз участвовал в Гран При Янник Дальмас
  • 49 раз стартовал Джеки Оливер
  • 49 кругов проехал Альберт Шеррер
  • 49 кругов проехал Жан-Луи Шлессер

Шасси

  • 9049 кругов у Alfa Romeo
  • 349 кругов на счету шасси Dunn
  • 149 стартов у шасси Lola
  • 49 участий и стартов в Гран При у Stewart
  • 49 очков на счету шасси Jaguar

Моторы

  • 18449 кругов на счету Cosworth
  • 749 очков заработал мотор BMW
  • 49 стартов у Playlife
  • 49 раз участвовал в Гран При мотор Playlife

Резина

  • 149 подиумов у Pirelli
  • 49 дублей (поул+победа) у Michelin
  • 49 побед у Firestone
  • 49 подиумов у Englebert

Страны

  • 149 кругов проехали гонщики из ГДР
  • 49 результативных финишей подряд у французов
  • 49 старты с первого ряда у новозеландских гонщиков
  • 49 лучших кругов у австрийцев

© F1News, проект "Числа". Данные из Энциклопедии F1News. Выборка: Дмитрий Черепович. Текст: Андрей Ларинин.

Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.