Лелла Ломбарди

Лелла Ломбарди

Лелла Ломбарди – первая и пока единственная женщина, сумевшая заработать призовые очки в чемпионате мира Ф1.

Мария Грация Ломбарди родилась весной 1941 года в небольшой деревеньке под Турином в семье мясника и росла спортивным ребенком. Она играла защитницей в местной гандбольной команде и уже тогда прославилась своей стойкостью и твердым характером, за который ее со временем прозвали Тигрицей. Машин в семье никогда не было, и интерес к гонкам у Марии появился лишь после того, как ее, получившую травму в гандбольном матче, подобрала на автобусной остановке девушка, сидевшая за рулем синей Alfa Romeo. У таксиста дорога до госпиталя Святой Маргариты заняла бы полчаса, но незнакомка домчала Марию за десять минут. Видя плачевное состояние юной спортсменки, она лавировала между машинами, проехалась по тротуару и произвела впечатление: Ломбарди решила стать гонщицей. Она записалась на курсы вождения и через три месяца получила права, а затем, скопив немного денег, купила себе старый Fiat.

Дальше городских улиц дело не шло, пока юная особа не познакомилась с молодым гонщиком. Мария ходила за ним по пятам, не боялась грязной работы, меняя шины, свечи и масло. Вскоре ее друг заявился на раллийный чемпионат, предложив Ломбарди роль штурмана. Новый опыт ей понравился и в следующей гонке она упросила своего приятеля поменяться местами. Ко всеобщему удивлению Мария выиграла ту гонку, а когда ее стали донимать журналисты, она назвалась детским прозвищем, Лелла, решив начать новую жизнь.

Несколько лет Лелла Ломбарди выступала в Италии в различных чемпионатах, кузовных и формульных, а когда выиграла чемпионат Мексики в Формуле Ford, то получила спонсорскую поддержку Shell, позволившую в 1974-м перейти в британскую Формулу 5000. В том же сезоне она попытала свои силы в Гран При, но не прошла квалификацию в Брэндс-Хэтч, удивив публику лишь необычным стартовым номером – 208. Дело в том, что ее выступления спонсировала радиостанция из Люксембурга, рабочая частота которой – FM 208 – и была отражена в номере.

Осенью Лелла познакомилась с итальянским аристократом и мультимиллионером, графом Витторио Заноном, решившим финансировать ее участие в следующем чемпионате (по слухам это обошлось ему в 200 тысяч долларов) – и в 1975-м Лелла села за руль заводского March 741, составив пару Витторио Брамбилле. В Кьялами она прошла квалификацию, но не смогла финишировать из-за поломки мотора, а в Испании вошла в историю, как первая женщина, результативно выступившая на этапе Формулы 1.

Уик-энд в Монжуик-парке начался со скандала. В четверг один из фотографов решил сделать портрет Эмерсона Фиттапальди, тот присел на ограждение, и тут стальной рельс прогнулся под весом бразильца. Выяснилось, что во многих местах элементы ограждения даже не были скреплены друг с другом! Гонщики устроили совещание, после которого Дэнни Халм, в то время председатель GPDA, потребовал от организаторов привести ограждения в порядок. Те долго не реагировали на это требование и многие из гонщиков отказались выехать на тренировки, а Эмерсон Фиттипальди вообще отказался стартовать и улетел домой.

Гонка все же состоялась, но была прервана на 29-м круге после аварии Рольфа Штоммелена. На его машине сломалось заднее крыло, она пробила ограждения и вылетела в зону, где находились люди. Пятеро погибли, гонщик с тяжелыми травмами угодил в больницу, и гонку возобновлять уже не стали. К тому времени лидер гонки, Йохен Масс, успел пройти больше 33% (но меньше 66%) дистанции, и потому ее призеры получили лишь половину призовых очков. Лелла в момент аварии ехала шестой – и потому заработала исторические пол-очка.

В том сезоне Ломбарди отличилась на старом Нюрбургринге, где финишировала седьмой. В конце года пробовалась в составе команды Williams на Гран При США, но не смогла стартовать, поскольку на формирующем круге на машине возникли проблемы с зажиганием. В 1976 году ее заменили в March на Ронни Петерсона после Гран При Бразилии и летом она мелькнула в чемпионате Ф1 в последний раз в составе команды RAM.

Покинув Формулу 1, Лелла долгое время с успехом выступала в туринге и на спортпрототипах, заработав четвертое место в "1000 километрах Муджелло" и выиграв в Пергузе, а также приняла участие в одной из гонок NASCAR. В конце восьмидесятых ей пришлось оставить автоспорт из-за тяжелой болезни – и в 1992-м Лелла Ломбардии скончалась от рака…

Даты

  • 1963 год - чемпионом мира стал Джим Кларк
  • 1963 год - Кубок Конструкторов достался Lotus
  • 20.04.1963 родился Маурисио Гужельмин
  • 23.04.1963 родился Поль Бельмондо
  • 12.05.1963 родился Стефано Модена
  • 24.05.1963 родился Иван Капелли
  • 29.05.1963 родился Юкио Катаяма
  • 28.09.1963 родился Эрик Комас
  • 05.09.1963 родился Таки Инуе

Гонщики

  • 2463 круга проехал Агури Сузуки
  • 363 круга проехала Лелла Ломбарди
  • 263 круга проехал Маури Роуз
  • 163 старта у Тьери Бутсена
  • 163 старта у Жака Вильнева
  • 163 старта у Ральфа Шумахера
  • 163 круга проехал Джулио Кабьянка
  • 163 круга проехал Пол Хокинс
  • 63 круга лидировал Питер Ревсон
  • 63 раза участвовал в Гран При Марк Бланделл
  • 63 раза участвовал в Гран При Эрик Комас
  • 63 раза участвовал в Гран При Рольф Штоммелен
  • 63 старта у Агури Сузуки
  • 63 круга проехал Билл Уайтхауз
  • 63 круга проехал Джонатан Уильямс

Шасси

  • 263 круга на счету шасси Boro
  • 63 раза участий в Гран При у Matra

Моторы

  • 23463 круга проехал мотор Mercedes
  • 10663 круга лидировал мотор Ford
  • 1963 круга проехал мотор Motori Moderni
  • 163 лучших круга гонки у Ford
  • 63 очка заработал мотор Hart

© F1News, проект "Числа". Данные из Энциклопедии F1News. Выборка: Дмитрий Черепович. Текст: Дмитрий Бухаров.

Другие новости