Бертран Гашо

Интересный человек, этот Бертран Гашо! Случай уникальный - он вошел в историю, не выиграв ни одного Гран При, ни разу не поднявшись на подиум и лишь однажды попав в судейские протоколы, как автор самого быстрого круга. Нет, его прославила вовсе не скорость (хотя это качество, по мнению современников, было ему присуще): Гашо в одночасье стал знаменитым… оказавшись за решеткой накануне Гран При Бельгии 1991 года.

А дело было так. Примерно за восемь месяцев до этого печального события гонщику Гашо, тогда уже имевшему контракт с командой Jordan, сильно не понравилось, как зимним днем в центре Лондона некий местный таксист его то ли подрезал, то ли прижал – словом, повел себя неучтиво. Когда две машины остановились на перекрестке, Бертран высказал Эрику Корту – именно так звали кэбмена – все, что он думает о его манере езды, о нем самом и о его черном кэбе. Мистер Корт тоже не смолчал, запахло дракой – и тогда Гашо с решительностью, свойственной ему и на трассе, пустил обильную струю газа из баллончика прямо в нахальную англо-саксонскую физиономию обидчика. В превентивных целях, разумеется. В августе 1991 года высокий лондонский суд постановил, что сие деяние тянет года на полтора (баллончик со слезоточивым газом на островах считается оружием) – и Бертран отправился на нары тюрьмы «Брикстон», одной из самых суровых в Англии.

Всю эту историю, возможно, и не стоило бы рассказывать столь подробно, но именно благодаря ей в Формуле 1 появился молодой немецкий гонщик по имени Михаэль Шумахер, волею судьбы занявший место Гашо в кокпите изумительного Jordan EJ191. Что было дальше, знают все. Вот и удивляйся после этого, как сомнительная выходка одного, не самого лучшего гонщика Ф1, может изменить ход истории автоспорта…

Но если серьезно, то Бертран Гашо все же заслуживает теплых слов. Люксембуржец по месту рождения, но француз по паспорту, он выступал в Ф1 по бельгийской лицензии, а на шлеме у него красовалась эмблема Евросоюза – настоящий международник! Неплохо зарекомендовав себя в младших формулах, в 1989 году он дебютировал в Ф1, в составе слабенькой команды Onyx, в следующем сезоне ездил за конюшню немногим лучше - Coloni, после чего, оказавшись в Jordan, уже в пятой гонке чемпионата-1991 заработал первые очки, а в Венгрии умудрился записать на свой счет лучший круг гонки. Но это был его последний Гран При за рулем неплохой перспективной машины. Кстати, тогда же, летом 91-го, Гашо выиграл легендарную гонку в Ле-Мане, выступив на прототипе Mazda вместе с Джонни Хербертом и Фолькером Вайдлером. А в Ле-Мане случайные люди не побеждают.

Когда Гашо оказался в застенках, в Бельгии, где его считали своим, буквально поднялась волна народного гнева. На асфальте трассы в Спа огромными белыми буквами было написано: «Гашо, Бельгия с тобой! Ты не хулиган! Свободу Гашо!» После рассмотрения апелляции, английский Королевский суд принял решение о досрочном освобождении нашего героя, так что он отсидел всего полтора месяца, но этого было больше, чем достаточно, чтобы потерять контракт с Эдди Джорданом.

Дальнейшая спортивная судьба Гашо сложилась незавидно: он выступал в Ф1 до 1995 года, но в составе абсолютно бесперспективных команд Venturi Larousse и Pacific, будучи даже совладельцем последней. Эта глава в его биографии не принесла Бертрану ничего, кроме финансовых и моральных потерь, после чего он решил завязать с Ф1, а вскоре и с автоспортом вообще. Потом Гашо запустил в продажу энергетический напиток Hype, а нынче владеет одним из европейских интернет-сайтов, посвященных автогонкам.

Даты

  • 11.06.1947 родился Боб Эванс
  • 23.07.1947 родился Торстен Палм
  • 22.08.1947 родился Ян Шектер
  • 29.08.1947 родился Джеймс Хант
  • 14.10.1947 родился Рикки фон Опель
  • 26.10.1947 родился Ян Эшли

Гонщики

  • 5847 кругов проехал Дэймон Хилл
  • 1647 кругов проехал Мастен Грегори
  • 1547 кругов проехал Джеки Оливер
  • 1047 кругов проехал Гастон Маццакане
  • 547 кругов проехал Франсуа Миго
  • 447 кругов проехал Верн Шуппан
  • 347 кругов проехал Тони Брайз
  • 147 кругов лидировал Ярно Трулли
  • 47 стартов с первого ряда у Дэймона Хилла
  • 47 очков заработал Иннес Айрленд
  • 47 очков заработал Питер Коллинз
  • 47 раз стартовал Манфред Винкельхок
  • 47 раз стартовал Рой Сальвадори
  • 47 раз стартовал Франсуа Сэвер
  • 47 раз участвовал в Гран При Эрик Бернар
  • 47 раз участвовал в Гран При Кристиан Даннер
  • 47 раз участвовал в Гран При Майк Хоторн
  • 47 раз стартовал Бертран Гашо
  • 47 кругов проехал Дорино Серафини
  • 47 кругов проехал Ян Флинтермен

Шасси

  • 47 очков у Stewart
  • 47 стартов у AGS
  • 47 стартов у Wolf

Моторы

  • 8947 кругов проехал мотор Lamborghini
  • 447 кругов проехал мотор ERA
  • 447 кругов проехал мотор Weslake
  • 247 кругов проехал мотор Osca
  • 147 участий и стартов в Гран При у Mugen-Honda
  • 47 стартов с первого ряда у Alfa Romeo

Резина

  • 147 стартов с первого ряда у Pirelli
  • 47 стартов с первого ряда у Englebert

Страны

  • 2327.47 очков заработали французы
  • 547 стартов у немцев
  • 47 лучших кругов на счету финнов

© F1News, проект "Числа". Данные из Энциклопедии F1News. Выборка: Дмитрий Черепович. Текст: Андрей Лось.

Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.