Гран При Малайзи: Пресс-конференция в пятницу

Ник Хайдфельд (Sauber), Такума Сато (Jordan),
Ники Лауда (Jaguar), Флавио Бриаторе (Renault),
Пьер Дюпаскье (Michelin), Хироши Ясукава (Bridgestone)

Вопрос: Хочу спросить обоих поставщиков резины, вы готовы снабжать резиной команду Phoenix?
Пьер Дюпаскье: К нам не обращались с подобной просьбой, кроме того сейчас это просто невозможно. Мы были готовы поставлять резину еще одной команде, но как только узнали о том, что она не будет участвовать в чемпионате, изменили свои планы. Мы можем быть готовы к этому через шесть месяцев, или около того.Хироши Ясукава: До меня дошли лишь слухи, я ничего не знаю об этой команде. У нас бы тоже возникли проблемы, как у Michelin, но не было даже разговоров на эту тему.

Вопрос: Пьер, в этом году вы поставляете резину двум сильным командам - McLaren и Williams. В начале года Ники Лауда говорил, что появление McLaren в числе ваших клиентов, хорошо скажется и на других командах. Что вы об этом думаете?
Пьер Дюпаскье: Наша работа - совершенствовать резину. Машины очень похожи по характеристикам, разница видна лишь на финише гонки. Но если улучшить все основные компоненты - мотор, аэродинамику, подвеску, резину, то они будут очень похожи и на финише. Если мы улучшаем переднюю резину, или заднюю, то инженеры команд должны научиться использовать это преимущество. Такова стратегия работы нашей компании.

Вопрос: Они пользуются одинаковой резиной?
Пьер Дюпаскье: Сейчас лишь второй этап чемпионата. Думаю, что большой, значимой разницы не будет.

Вопрос: Хироши-сан, вы привезли в Малайзию новую резину. Расскажите о ней...
Хироши Ясукава: Мы ждем жаркой погоды, но предугадать ее невозможно. Может быть очень жарко, или холодно, поэтому мы привезли две спецификации резины для сухой погоды и три вида дождевой резины. Но наша резина хорошо работает при любой погоде.

Вопрос: Как вы работает с Ferrari?
Хироши Ясукава: В лице Michelin у нас сильные соперники, так что нам нужно сделать хорошую резину, чтобы оказаться сильнее. Приходится много работать на тестах и здесь мы плотно сотрудничаем с Ferrari, хотя, конечно не забываем о BAR и Jordan, о Sauber и Arrows. Просто Ferrari сильнее, они предлагают нам интересные идеи.

Вопрос: Флавио, у вас впереди важный сезон, не так ли? Команда прогрессирует?
Флавио Бриаторе: Вы должны понять, что это первый наш сезон в Формуле 1. Я не понимаю, почему все говорят, что Toyota - дебютант и забывают о нас. В прошлом году это был Benetton, сейчас - Renault. Первый сезон Renault. Конечно мы должны двигаться вперед.

Вопрос: То есть этот сезон для вас не является продолжением прошлого?
Флавио Бриаторе: Надеюсь, что нет. Я уверен, что мы наберем темп, будем гораздо сильнее, но, к сожалению, пока мы не способны бороться с Williams, Ferrari и McLaren. В Формуле 1 чудес не бывает, чтобы добиться успеха вы должны много работать. В этом году мы должны консолидироваться. Все знают, что у нас новый мотор, да и потом, любой команде нужно, как минимум, три сезона чтобы подняться наверх. Команда сильно изменилась и нужно время, чтобы заставить ее работать. Но мы надеемся закончить этот сезон, как можно ближе к лидерам. В этом наша цель.

Вопрос: Как работается вашим гонщикам?
Флавио Бриаторе: Ярно (он имеет ввиду Дженсона) выглядит гораздо лучше. Прошлый сезон для него был очень непрост, машина и мотор, просто не были готовы. Молодому гонщику непросто справиться с такой ситуацией. Я думаю, что и он сильно изменился, поменял подход к гонкам. Сейчас Дженсон гораздо плотнее участвует в разработке машины, в работе команды. Ну а Ярно хорошо, он отлично смотрелся и в прошлом году. Наши пилоты хорошо работают в паре, они сообща готовились к сезону, провели десять дней вместе, так что никаких проблем нет. Я часто вижу, как они обсуждают ту или иную ситуацию. Если Дженсон и Ярно будут плодотворно сотрудничать, то это пойдет на пользу команде, как раз это нам сейчас нужно.

Вопрос: Ник, расскажите нам, что вы делали в последние несколько дней?
Ник Хайдфельд: Как и в прошлом году здесь мы принимаем участие в рекламных мероприятиях одного из наших спонсоров - компании Petronas. Все прошло хорошо, эта неделя - самая тяжелая для нас в сезоне, теперь будет легче.

Вопрос: Что именно вы делали?
Ник Хайдфельд: Все. Вел поезд от KLIA до Куала Лумпур, был на нефтяных и газовых вышках. Все это очень интересно, хотя я был бы не против иметь больше свободного времени.

Вопрос: Вы уже забыли об Австралии?
Ник Хайдфельд: Нужно всего пару дней, чтобы забыть о неудачах, в конце концов мы убедились в том, что машина конкурентоспособна, никаких проблем с ней нет, здесь мы видим то же самое.

Вопрос: Как вам работается с Фелипе Масса? Не боитесь, что он снова окажется впереди вас в квалификации?
Ник Хайдфельд: Все в порядке. Мне немного не повезло в квалификации и он оказался сильнее, постараюсь взять реванш в остальных гонках сезона. Я думаю, что он собирается сделать тоже самое.

Вопрос: Нам известно, что с новым "Ягуаром" есть определенные проблемы. В чем они заключаются и есть ли возможность использовать прошлогоднюю машину?
Ники Лауда: Машина плохо начала год, у нас были серьезные механические проблемы в начале января, когда команда вышла на тесты. Понадобился целый месяц, чтобы найти причины и постараться устранить их. Потом взглянули на аэродинамику и выяснили, что на трассе машина ведет себя совсем по другому, чем в аэродинамической трубе. Так что работы были закончены как раз перед гонкой в Мельбурне, и даже там аэродинамика не была эффективна. Надеюсь сейчас все проблемы позади.Посмотрим, что получится завтра в квалификации. Если результат будет не лучше, чем в Мельбурне, тогда придется сравнить R3 и R2 на следующей неделе в Барселоне и выбрать оптимальный вариант.Не так просто вывести прошлогоднюю R2 на старт гонки, нужно приспособить к ней новый мотор, новую электронику. Именно это мы и хотим попробовать на следующей неделе. Нужно понять разницу между этими машинами. Если она окажется велика, то мы возьмем в Имолу R2 и продолжим работу над R3. Наша аэродинамическая труба готова и войдет в строй в начале апреля. Тогда мы будем в равных условиях с командами, имеющими аэродинамический полигон на своей базе, а не в Калифорнии, как было у нас. Мы сможем двигаться вперед гораздо быстрее. В любом случае работа над новой машиной будет продолжена, как только она станет быстрее прошлогодней, мы вернем ее на трассу.

Вопрос: Обязательства компании "Форд" остаются в силе?
Ники Лауда: Я не знаю, почему мы вообще говорим об этом. Их обязательства оговорены четырехлетним контрактом и даже Билл Форд, на автосалоне в Женеве говорил об этом. А он - мой босс. Так что никаких проблем нет.

Вопрос: Такума, в Австралии у вас был трудный уик-энд. Уже пришли в себя?
Такума Сато: Да, уик-энд был действительно трудным. Все было новым, со мной столько всего произошло, но я провел хорошую гонку и это меня устраивает. Старт был впечатляющим, очень много всего случилось, но я избежал завала, потому что был достаточно далеко позади. К сожалению гонку пришлось прекратить досрочно из-за проблем с электроникой, но, по крайней мере теперь я знаю, что такое старт Гран-при.

Вопрос: Как вы готовились к этой гонке?
Такума Сато: Я пять дней провел в Лангкави, это было здорово. Я тренировался, плавал, гулял по джунглям. Это на самом деле важно, последние три года я выступал в Европе и не участвовал в гонках с такой жарой и влажностью. Я японец, но мой организм отвык от японской жары и подобный тренинг был очень кстати.

Вопрос: Ники, я знаю, что Гюнтер Штайнер - отличный менеджер, но может быть вам нужен технический директор с хорошей подготовкой? Когда вы планируете пригласить кого-нибудь на это место?
Ники Лауда: Прежде всего - сегодня Гюнтер - наш технический директор. Он способен выполнить эту работу. Нам нужна четкая координация и точный выбор цели, короткая дорога к тому, чтобы сделать машину быстрее. Он за это отвечает, а позже мы посмотрим, нужен ли Штайнеру помощник. Но технический директор у нас есть и другого мы не ищем.

Вопрос: Почему команда вынуждена ждать три года, чтобы получить собственный аэродинамический полигон?
Ники Лауда: Раньше этим вопросом никто не интересовался. Когда я в прошлом году пришел в команду, доступны была лишь труба в Калифорнии. Я не знаю, почему у нас не было того, что есть у других команд, конечно это очень мешало идти вперед.

Вопрос: Кажется вы решили этот вопрос довольно быстро...
Ники Лауда: Да, мы просто купили аэродинамическую трубу у Reynard, чем сэкономили кучу времени. Обычно нужно года два, два с половиной, но эта труба была наполовину построена, в Reynard делали ее для себя. Сейчас нужно около восьми недель на ее калибровку, она началась в феврале и в начале апреля должна быть закончена.

Вопрос: Если вы решите использовать R2, машина должна снова пройти все крэш-тесты?
Ники Лауда: Многое уже сделано, а то, что осталось - не составит проблемы. Но разговор об этом имеет смысл, если R2 будет сразу быстрее R3 на полсекунды, или на секунду с круга. Если речь идет о двух-трех десятых, то лучше поискать резервы у R3.

Вопрос: Все говорят о малайзийской жаре. Как вы готовились к гонке?
Ники Лауда: Тесты всех новых машин проходили в Европе, при температуре от 8 до 12 градусов, так что все будут в равных условиях. Чтобы машина работала при такой жаре, вы, естественно заботитесь о системе охлаждения для того, что греется, для коробки передач и прочих узлов. Воскресная гонка будет настоящим испытанием для новых машин.Ник Хайдфельд: Прямо из Австралии мы отправились в Малайзию, поехали на восточное побережье, в Куантан, тренировались днем, в два или три часа, как раз в то время, когда будет проходить гонка. Я чувствую себя готовым. Сегодня было не очень жарко, очень облачно, никаких проблем не было. Посмотрим, что будет завтра.Флавио Бриаторе: Я согласен с Ники.Хироши Ясукава: Мы очень много работали и результаты нас устраивают.

Вопрос: В прошлом некоторые команды проводили тесты в Кьялами, а в этом сезоне тестов при жаркой погоде не было совсем...
Хироши Ясукава: Нам хватает обычных тестов.

Вопрос: Пьер, на какую температуру трассы вы рассчитываете в этот уик-энд?
Пьер Дюпаскье: Вы говорите о людях или резине? Шины работают отлично, людям бывает плохо, в этом и разница.

Вопрос: К Ники и Флавио: Что вы думаете о результатах Гран При Австралии", о доминировании Ferrari? Вы не считаете, что это может снизить интерес к гонкам?
Ники Лауда: Конечно я обрадовался этой аварии в первом повороте, потому что одна из моих машин оказалась на четвертом месте. Я был удивлен, трудно рассчитывать на пятое9шестое место на финише, стартуя с 19-го и 20-го. Ну а Ferrari несомненно доминировала со своей старой-новой, или новой-старой машиной, как вы ее не называйте, отработала она здорово. Михаэль все сделал правильно, избежал завала в первом повороте и выиграл гонку.Флавио Бриаторе: Я впечатлен стратегией Ники, как он догадался поставить свои машины на 19 и 20 место в квалификации? Но это была лишь первая гонка, впереди масса этапов ия не думаю, что Ferrari будет доминировать и в дальнейшем. Давайте дождемся, когда чемпионат вернется в Европу. Будем присматривать за ними в Бразилии, в Имоле.

Вопрос: Правила говорят, что лидер гонки может всего один раз перекрестить траекторию на старте. Если посмотреть запись гонки, то становится очевидно, что Рубенс сделал это два или три раза. Вы просили о разъяснении?
Флавио Бриаторе: Дело не в Рубенсе, если ошибку допускает кто-то из середины стартового поля и собирает четыре или пять машин. Я не верю тем, кто приходит извиняться после гонке, и уважаю тех, кто соблюдает осторожность в первом повороте. Было две аварии, одна - среди лидеров, другая - в середине и я не думаю, что ошибка двух гонщиков должна приводить к тому, что гонку покидают шесть или восемь машин. У нас есть телекамеры, нужно придумать наказание для тех, кто ошибается. Может быть в следующей гонке он должен стартовать в хвосте. В прошлом году мы тоже видели подобные аварии, гонщикам нужно быть осторожнее, особенно на старте, убедиться в том, что они не выбьют из гонки машины соперников. Сейчас нет никаких правил на эту тему, но что-то стоит придумать. Стюарт может говорить с гонщиком, ноя не понимаю, почему он не может его оштрафовать.Ники Лауда: Мне показалось, что все очень просто. Если посмотреть на старт через камеру Ральфа, то видно, что Рубенс пересек траекторию и затормозил прямо перед ним, не оставив Ральфу ни одного шанса. С этой точки зрения ошибку совершил Рубенс Баррикелло. Никто не способен среагировать так быстро. В прошлом стюарты штрафовали пилотов, но в этом случае они не нашли ничего предосудительного. Я не знаю, почему, но так уж все случилось.

Вопрос: Хочу еще раз спросить Ники и Флавио о Phoenix. Давайте оставим в стороне юридические вопросы. Как вы считаете, что изменилось в образе "Формулы-1" за последние несколько дней?
Ники Лауда: Я не очень хорошо владею ситуацией, знаю лишь, что у Arrows был интерес, но почему команда не может участвовать в гонках - я просто не знаю. Я не знаком с деталями, не знаю, кто прав, кто виноват, так что воздержусь от комментариев.Флавио Бриаторе: Мне кажется, что все очень просто. У вас есть время до ноября, чтобы заявить о своем участии в чемпионате, и тогда в нем не было команды Prost. Я ничего не знаю про Phoenix, поначалу мне показалось, что вы имеете ввиду трассу в Америке. Думаю это никак не повлияло на имидж "Формулы-1".

Вопрос: Хочу спросить шинников. Сегодня, после свободных заездов я видел переднюю резину, она напоминала слик. После гонки мы сможем найти хоть следы канавок?
Пьер Дюпаскье: Мы всегда хотели вернуться на слики, и, наконец, сделали это!

Вопрос: А если говорить серьезно?
Пьер Дюпаскье: Спросите FIA.

Вопрос: Но вы уверены, что команды не оштрафуют?
Пьер Дюпаскье: После того, что я видел сегодня, причин для волнений нет.

Вопрос: А после гонки волноваться не придется?
Пьер Дюпаскье: Нет. Возможно состояние трассы завтра станет еще хуже, но обычно она становится более гладкой. Думаю завтра и в воскресенье никаких проблем не будет.Хироши Ясукава: На некоторых машинах резина действительно очень похожа на слик, но завтра-послезавтра они поменяют баланс так что я не волнуюсь по поводу чрезмерного износа резина.

Вопрос: Сегодня мы видели, как превосходство Bridgestone неожтданно исчезло. В чем причина?
Хироши Ясукава: Я думаю, что сначала поверхность трассы быдла очень жесткой, а позже на ней образовался слой каучука, характеристики полотна мгновенно изменились. Я думаю, завтра все встанет на свои места.Пьер Дюпаскье: Я не думаю, что стоит делать выводы после свободных заездов в пятницу, мы не знаем, что делали команды, не знаем, что у них с электроникой, сколько топлива - 110 килограмм или 20. Трудно оценивать работу резины, так что налицо полная неразбериха в результатах. Давайте посмотрим, что будет дальше.

Вопрос: Хочу спросить гонщиков о старте в Австралии. Вы действительно считаете, что нельзя менять траекторию на старте?
Ник Хайдфельд: В правилах все сказано предельно ясно. Вы можете изменить траекторию один раз, я дума., что любой гонщик в состоянии сделать это.

Вопрос: Выходит, что стюарты разрешили один раз уйти с траектории, а потом вернуться на нее вновь...
Ник Хайдфельд: Мы видели подобное и в прошлом году, но не столь явно, как в Австралии. Мы видели много машин, занимающих внутреннюю часть трассы и возвращавшихся на место, но не такое количество. как в Австралии. Вопрос снова лишь в том, где эта грань. Я думаю, что правила в этом отношении должны быть строже. Один раз изменили траекторию и хватит.Такума Сато: С моей точки зрения гонщикам, которые стартуют в середине стартовой прямой приходится гораздо труднее. Если пилот впереди два или три раза меняет траекторию, то нам приходится постоянно уворачиваться, стараясь избежать аварии.