Гонка в Барселоне традиционно открывала европейскую часть сезона, принимая Формулу 1 после выездных Гран При на трассе, где зимой проходили зимние тесты. Команды готовили к испанскому этапу множество новинок, имея возможность оценить прогресс машины по сравнению с тестами.
Многие годы гонка в Испании была ключевой. Пусть скучной, но отсутствие борьбы компенсировала интрига с переменами в расстановке сил, когда они случались, а главное – европейские болельщики могли впервые увидеть своих кумиров – при отличной погоде, в комфортных условиях. Когда в чемпионате выступали испанцы, трибуны всегда были полными.
Шли годы. Команды перестали готовить крупные обновления, дорабатывая машины на каждом этапе. Фернандо Алонсо перестал побеждать. И публики на трибунах не стало. От этапа даже планировали отказаться – сборы от продажи билетов не покрывали расходов, но сначала помогли местные власти, а потом у Формулы 1 из-за Covid-19 не было выбора – и испанский Гран При остался.
В этом году на трибунах вновь аншлаг, но уже не из-за Алонсо, а из-за выступающего за Ferrari Карлоса Сайнса. Да, в этом году он часто ошибается, но нравится публике, выступает за самую популярную команду и имеет хороший шанс на подиум. Впрочем, Фернандо тоже будут активно поддерживать.
Голландских болельщиков тоже окажется немало – около семи тысяч. И если на первом европейском этапе в этом году в Имоле характерного для них оранжевого дыма почти не было – тифози окрасили всё в красное, то сейчас гамма будет более пёстрой.
В этом году первый европейский этап прошёл ещё месяц назад, в тысяче с небольшим километров от Барселоны – в итальянской Имоле. И перед той гонкой преимущество Шарля Леклера над Максом Ферстаппеном в личном зачёте составляло 46 очков. С тех пор прошло две гонки – и перед Гран При Испании разница лишь 19 очков.
В Ferrari оправдывают две неудачные гонки тем, что не готовили новинок, хотя было странно не попытаться потрафить итальянским болельщикам, полностью забившим трибуны на автодроме имени Энцо и Дино Феррари, где Скудерия потерпела сокрушительное поражение. И слова руководителя команды Маттиа Бинотто в Майами о том, что в какой-то момент у Red Bull закончатся деньги на доработку машин, а у Ferrari останутся, пока не кажутся убедительными.
У Mercedes достаточно денег на доработку машины, но она не едет. И возможно, уже не поедет в этом сезоне, ибо никто не стоит на месте.
Чем выше поднимаешься, тем больнее падать. Выше вершины, чем у Mercedes, в Формуле 1 ещё не было. И команда, конечно, в нокауте. Остатки былого оптимизма ещё есть, но каждый уик-энд всё отчётливее звучит фраза: «Мы не знаем, что происходит». И такая фраза от лучших инженеров Формулы 1 (которых ещё не переманил доктор Марко) обозначает масштаб возникших проблем.
В современной Формуле 1 один человек, даже самый талантливый, ничего не изменит. Если раньше победы команд, в которых работал Эдриан Ньюи, можно было объяснить его инженерным талантом, то сейчас вам нужен десяток Ньюи – по одному в каждом техническом отделе, чтобы обеспечить себе преимущество. Или одного Хельмута Марко, который их переманит и одного Дитриха Матешица, который всё оплатит. И одной «сестринской» команды, которая в ущерб своим интересам поможет обойти ограничения. Рецепт успеха от доктора Марко. Но ничего нового, для победы все средства хороши.
Уик-энд в Барселоне будет насыщен гонками. От скучной женской W Series, где третий год побеждает Джейми Чэдвик – просто потому, что победительница этой серии без спонсорских средств никому не интересна, а со средствами можно обойтись и без W Series. Жаль, Ира Сидоркова там по известным причинам больше не выступает, а так было бы, за кого поболеть.
Но будет интересная Формула 3 с Александром Смоляром и Артуром Леклером, и ещё более интересная Формула 2 – с теми героями, которых мы скоро увидим в Формуле 1. И если в Формуле 1 гонка в Барселоне порой получается скучной, то парни из молодёжных серий смогут добавить огня. Найдите время на гонки!