Гран При Бельгии: Пресс-конференция в воскресенье

Гран При Бельгии: Пресс-конференция в воскресенье

1. Шарль Леклер (Ferrari)
2. Льюис Хэмилтон (Mercedes)
3. Валттери Боттас (Mercedes)

Интервью на трассе

Вопрос: (Дэвид Култхард) Шарль, уверен, сейчас у вас смешанные эмоции. Покинув машину, вы подняли руку вверх, показав на небеса. Очень эмоциональный уик-энд и первая победа в Формуле 1, примите поздравления...
Шарль Леклер: С одной стороны, исполнилась моя детская мечта, с другой – этот уик-энд был очень сложным со вчерашнего дня. Мы потеряли, прежде всего, друга, и в таких ситуациях приходится нелегко, поэтому я хочу посвятить эту победу ему.

Мы выросли вместе, я провёл с ним первую гонку в своей жизни, когда мне было семь лет. В ней участвовали Эстебан Окон, Пьер Гасли… Я очень расстроен вчерашними событиями. Я не могу сполна насладиться победой, но воспоминания о ней останутся со мной навсегда.

Вопрос: (Дэвид Култхард) Ваши чувства разделяют все в автоспорте. Трагедия омрачает триумф, но гонку вы провели в очень боевой манере. Более того, вы доминировали по ходу всего уик-энда, и сейчас странно осознавать, что после неудачи в Бахрейне вам потребовалось так много времени, чтобы, наконец, финишировать первым. Были ли сегодня какие-то технические сложности, и насколько здорово сработала команда?
Шарль Леклер: Гонка получилась сложной, ближе к финишу начались проблемы с резиной. Но я гораздо больше доволен своим выступлением здесь, чем в Будапеште. Я лучше работал с шинами, но машины Mercedes были очень быстры в гонке, и мы ожидали этого вчера. В плане результатов уик-энд явно удался, я завоевал поул, добился победы и в этом плане очень доволен.

Вопрос: (Дэвид Култхард) Наверное, особенно приятно победить в сражении с многократным чемпионом мира, не так ли?
Шарль Леклер: Конец гонки получился непростым: Льюис быстро сокращал отставание, так что я чувствовал огромный прессинг, но я рад, что удержал его позади.

Вопрос: (Дэвид Култхард) Льюис, сегодня нам было сложно понять, насколько быстры Mercedes. В какой-то момент гонки вы держали отличный темп, но иногда нам казалось, что у вас наблюдаются некие трудности. Впрочем, на последних кругах вам представился шанс побороться за победу, и вы, очевидно, атаковали до самого финиша, верно?
Льюис Хэмилтон: Я никогда не видел в Спа так много болельщиков! Да, на дистанции я выложился по максимуму, но Ferrari были слишком быстры на прямых, удержаться за ними оказалось невероятно трудно. Я подобрался настолько близко, насколько это было возможно, и если бы гонка продолжалась чуть больше…

Знаете, 44 – моё счастливое число, но для атаки гонка должна была насчитывать не 44 круга, а на пару кругов больше. В любом случае, мои поздравления Шарлю с первой победой! Он постепенно прогрессировал по ходу сезона, я очень за него рад!

Вопрос: (Дэвид Култхард) Валттери, а вы большую часть дистанции ехали совершенно один. Да, соперники впереди были в зоне вашей видимости, но для борьбы с ними скорости, похоже, не хватило.
Валттери Боттас: Гоночный темп оказался примерно на уровне наших ожиданий. Ferrari были очень быстры в начале каждого отрезка, особенно на прямых, и хотя к концу отрезка мы выглядели лучше них, реальных шансов у меня не было. Я делал всё, что было в моих силах, но под конец гонки решил воспользоваться своим преимуществом (перед Феттелем), чтобы поберечь двигатель и коробку передач для следующих гонок.

Пресс-конференция

Вопрос: Шарль, этот уик-энд вы провели очень здорово! Минувшие 24 часа для всех были очень непростыми, что значит для вас сегодняшняя победа?
Шарль Леклер: Сложно насладиться первой победой после вчерашних печальных новостей, но в целом для меня этот успех – исполнение давней мечты. Я с детства следил за Формулой 1, мечтал здесь выступать. Эта мечта сбылась в 2018-м, спустя год я оказался в Ferrari, а сегодня впервые выиграл гонку.

Победить, безусловно, приятно, но вчерашняя гибель Антуана Юбера напомнила мне 2005-й год, когда я, Антуан, Эстебан Окон и Пьер Гасли вчетвером выступали во французском чемпионате по картингу, и каждый из нас мечтал когда-нибудь гоняться в Формуле 1. Я рос вместе с Антуаном, его смерть стала настоящим шоком для меня и для всех в автоспорте. Это очень печальное событие, на фоне которого я не могу сполна насладиться первой победой. Возможно, лишь через две-три недели я сумею в полной мере осознать, что сегодня записал на свой счёт дебютный успех.

Вопрос: Льюис, на финише вы уступили Шарлю менее секунды. Если бы по ходу гонки вы и команда действовали немного по-другому, результат мог бы оказаться иным?
Льюис Хэмилтон: Как, по-вашему, я сработал?

Вопрос: Возможно, был шанс быстрее провести пит-стоп…
Льюис Хэмилтон: Лично я сработал на пределе. Возможно, стратегия могла быть немного иной. В начале гонки я пытался удержаться за Себастьяном, но на шинах Soft он был очень быстр. Когда Феттель отправился на первый пит-стоп, мы среагировали не лучшим образом: я надолго задержался на трассе, изо всех сил старался ехать в темпе Ferrari, но когда сам сменил шины, отставание оказалось вдвое большим. Пришлось снова подбираться вплотную, затем я на некоторое время застрял за Себастьяном…

В любом случае, Шарль сработал здорово, и даже если бы мы выбрали иную стратегию, опередить его было бы очень непросто. Леклер заслужил свою победу.

Вопрос: Валттери, сегодня вы в 50-й раз заработали очки в составе Mercedes. Вы взяли от гонки максимум?
Валттери Боттас: Бельгийский этап всегда был для меня одним из самых непростых, но сегодня я хорошо чувствовал машину и добился лучшего для себя результата на этой трассе. Возможно, к концу второго отрезка мне немного не хватало скорости из-за того, что шины стали терять эффективность, но второй отрезок я провел уверенно и лишь на последних кругах немного сбросил темп и спокойно ехал к финишу.

Мы понимали, что шансов побороться за более высокий результат уже нет, лучше сберечь мотор и коробку передач. За счёт стратегии я смог отыграть позицию у Себастьяна, ждал иных возможностей подняться выше, но их не оказалось.

Вопросы с мест

Вопрос: (Эндрю Бенсон) Шарль, сегодняшняя победа вряд ли далась вам легко. О чем вы думали, когда после своего пит-стопа оказались позади Себастьяна, который гораздо раньше сменил шины? И какие мысли были у вас, когда на последних кругах гонки Льюис практически свёл на нет ваше преимущество?
Шарль Леклер: Выехав за Себастьяном, я поначалу не был уверен, что скорость износа шин Medium позволит мне догнать напарника, однако спустя всего пару кругов у нас была довольно большая разница в темпе, и подумал: «Что ж, в разборках между собой мы вряд ли потеряем время». Собственно, вскоре так и получилось – Себастьян пропустил меня без каких-либо сложностей.

На последних кругах гонки я внимательно смотрел в зеркала, а инженер информировал меня о преимуществе над Льюисом. Хэмилтон ехал очень быстро, а я на шинах Medium чувствовал себя не так комфортно, как ранее на Soft. Я был максимально сосредоточен на пилотаже и старался проходить круги как можно быстрее, но на финише отрыв всё равно оказался минимальным. Если бы гонка продолжалась всего на круг больше, мне было бы трудно отразить атаку Льюиса, но всё закончилось так, как закончилось, я очень рад своей победе!

Вопрос: (Люк Смит) У меня общий вопрос. Из-за субботней трагедии в Спа этот уик-энд выдался очень непростым для всех. Каких усилий стоило вам сегодня вернуться в кокпит и снова на пределе сражаться в гонке?
Шарль Леклер: Я впервые оказался в ситуации, когда на трассе погибает гонщик, а тебе предстоит уже на следующий день самому провести на ней гонку. В таких условиях сложно заставить себя мчаться с такой же скоростью, что ранее, но, в конечном итоге, от нас этого ждут. Сегодня я очень старался ехать ничуть не медленнее.

Льюис Хэмилтон: Аналогично. Ты просто сосредотачиваешься на работе и стараешься оградить себя от прочих мыслей. У спортсменов это называется войти в рабочую зону, сделать это не составляет большого труда.

Валттери Боттас: Когда надеваешь шлем, ты не думаешь ни о чем другом, кроме пилотажа. Конечно, до этого или после твой разум так или иначе думает о разных событиях, но когда концентрируешься на работе, тебя ничто не может от неё отвлечь.

Вопрос: (Скотт Митчелл) Льюис, в Формуле 1 гонщик заявляет о себе, когда одерживает первую победу. В этом сезоне Шарль несколько раз был близок к успеху, достаточно вспомнить этап в Бахрейне. Насколько хорошо он справляется с прессингом в свой первый год работы в Ferrari? Шарль, после того, как в Австрии и Бахрейне победа ускользала от вас на последних кругах, нервничали ли вы особенно сильно в завершающей фазе гонки, или же сохраняли концентрацию?
Льюис Хэмилтон: Не знаю, что вам ответить. Результаты Шарля говорят сами за себя. Любому молодому гонщику было бы непросто выступать в Ferrari вместе с четырехкратным чемпионом мира, у которого гораздо больше опыта, и уж тем более непросто опережать его в квалификациях и гонках, но Шарлю это удается. Да, по ходу сезона ему несколько раз не везло, сегодня он вполне мог одержать не первую, а третью свою победу. Но его ждет блестящее будущее, мне будет интересно наблюдать за прогрессом Шарля и всё чаще с ним сражаться. Сегодня было весело постепенно к нему подбираться, жаль, он всё-таки оказался немного быстрее.

Вопрос: Шарль, на последних кругах гонки вы сильно волновались?
Шарль Леклер: Нет. Я практически привык к ситуации, когда лидирую в гонке, а позади меня догоняет более быстрый соперник. Сегодня я понимал, что вторым едет Льюис, и что я не могу позволить себе ни малейшей ошибки, ведь он непременно ей воспользуется. Потому я старался сохранять предельную концентрацию.

Вопрос: (Луиш Васконселош) Шарль, планировали ли вы агрессивнее, чем в Австрии, защищать лидирующую позицию, если бы Льюис подобрался на дистанцию атаки, или просто полагались на преимущество в скорости на прямых? Льюис, Валттери, учитывая эту разницу в скорости, насколько сложным может оказаться для Mercedes этап в Монце?
Шарль Леклер: На последних кругах я просто старался сохранять достаточный отрыв от Льюиса. Гонщик редко думает о том, как будет отражать атаку – всегда приходится действовать по обстоятельствам. Я был полностью сосредоточен на собственных задачах, старался держать хороший темп и пытался хотя бы отчасти компенсировать сложности с балансом, из-за которых задние шины быстро изнашивались.

Вопрос: Льюис, что скажете о гонке в Монце?
Льюис Хэмилтон: Там много прямых, так что для Ferrari следующий уик-энд, скорее всего, получится удачным. В минувшую субботу в квалификации мы уступали им почти секунду, и если в Монце ситуация повторится, мы с Валттери вряд ли сможем что-то противопоставить Шарлю и Себастьяну, ведь на итальянской трассе не так много поворотов, в которых мы могли бы отыграться.

Похоже, в ближайшие несколько дней нам необходимо найти способ всерьез прибавить в скорости на прямых. Не знаю, насколько это реально, но если кому и по силам такая задача, так это нашей команде. Мы сделаем всё возможное, ведь от стартовой позиции во многом зависит результат в воскресенье. Опять же, гонка длинная, шины у нас теряют эффективность медленнее, чем у Ferrari – надеюсь, через неделю сражение будет столь же плотным, как сегодня.

Валттери Боттас: Уверен, в Монце Ferrari будут очень быстры, но год назад у них там тоже была отличная скорость, однако тогда мы сумели осложнить им жизнь. Кажется, именно в Монце недовольные болельщики Ferrari освистали нас на подиуме – что ж, постараемся это повторить!

Льюис Хэмилтон: Шарль, пожалуй, для меня даже лучше, что я не смог обогнать тебя сегодня – твои болельщики просто не позволили бы мне живым покинуть трассу!

Шарль Леклер: Здесь у тебя болельщиков больше, чем у меня!

Вопрос: (Кристиан Менат) Шарль, расскажите о той фазе гонки, когда вы быстро догоняли Себастьяна Феттеля. Нам казалось, что вы оба проведете по одному пит-стопу, но Себастьян гораздо раньше вас сменил шины и на некоторое время оказался впереди. Было изначально решено, что напарник вас пропустит, или вам пришлось просить об этом команду?
Шарль Леклер: Не припоминаю, чтобы по ходу дистанции я постоянно общался с командой, так что нет, я ни о чем не просил. Все планы обсуждаются до старта гонки. В команде не планировали, что Себастьян сменит шины раньше меня, но, похоже, он был вынужден это сделать, так как по ходу первого отрезка резина на его машине изнашивалась быстрее. Позднее у нас была довольно большая разница в темпе, и я понимал, что как только окажусь непосредственно за ним, мы как-то сориентируемся, и я не потеряю много времени. Мы не планировали, что Себастьяну придется меня пропустить, но когда возникла такая необходимость, это стало очевидным решением.

Вопрос: (Ливио Орихио) Шарль, в пятницу на длинной серии кругов Ferrari заметно уступали Mercedes. В квалификации вы подтвердили ту скорость, что демонстрировали на коротких сериях, а сегодня у вас был невероятный темп, которого по итогам пятницы никто не ожидал. В чем причина? Команде удалось верно скорректировать настройки?
Шарль Леклер: После этапа в Будапеште я постарался уделить внимание именно гоночному темпу. В пятницу вечером мы скорректировали настройки в расчете, что это поможет нам увереннее выглядеть на длинной дистанции, однако по каким-то причинам это здорово помогло и в квалификации – мы не ожидали, что в субботу окажемся настолько быстрыми. Впрочем, в гонке эффект тоже был положительным, я рад, что в ночь с пятницу на субботу в команде всё сделали правильно.

Вопрос: (Бен Хант) В следующий уик-энд вам предстоит выступать на самой скоростной трассе сезона. Опасаетесь ли вы за свою безопасность? Можно ли предпринять какие-то меры для повышения безопасности, или в Формуле 1 уже делается для этого всё возможное?
Льюис Хэмилтон: За многие годы в FIA проделали большую работу по повышению безопасности автоспорта. Эти люди приложили колоссальные усилия, мы наблюдали поистине значительный прогресс – особенно в то время, когда вопросами безопасности занимался Чарли Уайтинг. Уверен, мы и далее будем двигаться в сторону всё большей безопасности гонок.

Шарль Леклер: Полностью согласен. На повышение безопасности направлены максимальные усилия, этот фактор всегда должен оставаться приоритетным, но Формула 1 с её скоростями была, есть и будет опасным видом спорта. В Спа излом Eau Rouge по-прежнему очень опасный, так как барьеры там расположены довольно близко. Некоторые повороты всегда будут опаснее прочих, но в целом можно сказать, что за последние двадцать лет в FIA сумели поднять уровень безопасности на очень высокий уровень.

Валттери Боттас: Нечего добавить.

Вопрос: (Родриго Франка) Шарль, в Спа вы побеждали в GP3 и Формуле 2, а сегодня добились успеха здесь и в Формуле 1. Можно ли сказать, что бельгийская трасса для вас особенно успешная? Вы родились и выросли в Монако, однако до вас ни одному представителю Княжества не удавалось выиграть Гран При Формулы 1. Вам помогло «заболеть Формулой 1» то, что вы с самого детства наблюдали, как по родным улицам один уик-энд в году проносятся гоночные машины?
Шарль Леклер: В Спа я всегда был достаточно быстр, в предыдущие годы не раз добивался здесь успеха, и хорошо, что в этот уик-энд я смог добавить к своим достижениям поул и победу в Формуле 1.

Если же говорить о Монако, этап Формулы 1 является для Княжества одним из главных событий года. Многим болельщикам видна лишь, скажем так, телевизионная часть уик-энда, однако подготовка к нему занимает немало времени: нужно подготовить инфраструктуру, собрать трибуны, а после финиша снова их разобрать. Сам уик-энд и события, его окружающие, очень меня занимали.

Не припоминаю, чтобы я увлекался Формулой 1 до того, как мне исполнилось 3,5 года – видимо, я был слишком мал для этого – но когда в возрасте 3,5 лет я впервые прокатился на карте, с того момента я очень увлекся Формулой 1 и автоспортом в целом. Пожалуй, вы правы: моему увлечению очень помогло то, что я родился и вырос в Монако, где из года в год проводится этап чемпионата.

Вопрос: (Жолт Година) Льюис, невероятный уик-энд. Проблемы с машиной в пятницу, авария в субботу и всё же второе место в гонке. Какие уроки необходимо усвоить вам и команде, чтобы уже в следующий уик-энд в Монце выступить сильнее?
Льюис Хэмилтон: Времени на анализ у нас не так много, поскольку мы сразу отправляемся в Монцу. Просто после перерыва всегда легко…

Я хочу сказать, что по ходу первой половины сезона прессинг постепенно нарастает, все предельно сосредоточены, но после летнего перерыва атмосфера чуть более расслабленная, и далеко не всё получается по плану. Видимо, нам нужно работать интенсивнее и эффективнее, чтобы как можно увереннее начать и очередной уик-энд, и следующий сезон.

В этот раз моя ошибка в субботу ничуть не помогла, потому постараюсь избежать чего-то подобного в будущем. В остальном нам нужно за ближайшие четыре дня добиться прогресса в работе над машиной, для всех в Mercedes прессинг очень велик.

Вопрос: (Жером Пагмайр) Шарль, вы проводите в Ferrari свой первый сезон, однако внутреннее соперничество с Себастьяном Феттелем, похоже, складывается в вашу пользу. По количеству побед счёт 1:0, по количеству поулов – 3:1, притом в последних шести квалификациях вы стабильно опережали опытного напарника. Справедливо ли утверждать, что вы превзошли собственные ожидания? Считаете ли вы, что при благоприятном стечении обстоятельств уже сейчас способны сражаться за чемпионский титул?
Шарль Леклер: Непростой вопрос. Что касается первой его части, да, в последних шести квалификациях я явно сработал лучше, так как немного скорректировал свой подход, но в гонках дела обстоят иначе. В Германии и Венгрии мне было довольно непросто, но в этот уик-энд я действовал немного иначе, и здорово, что это привело к результату.

Готов ли я сражаться за титул? Если подумать, команда и машина для этого у меня есть. Да, нам нужно приложить усилия, так как мы по-прежнему уступаем Mercedes в некоторых моментах. Мне самому необходимо многое для себя выяснить и набраться опыта, но бороться за титул я готов уже сейчас, как подобает гонщику Ferrari. Будь иначе, я бы никогда не оказался в этой команде.

Перевод: Валерий Карташев

Читайте ещё