Гран При США: Превью этапа

Об ожиданиях от уик-энда...

У американского этапа непростая судьба – на протяжении всей своей истории Формула 1 пыталась наладить длительные и стабильные отношения с местной публикой, и та вроде бы даже отвечала взаимностью, но роман как-то не складывался.

Одной из причин было отсутствие подходящих автодромов – американская автоспортивная культура отличается от европейской, чаще всего гонки там проходят либо на овалах, либо на временных городских трассах. И хотя стационарные трассы в США всё же были, они не удовлетворяли требованиям чемпионата мира.

Неудивительно, что даже в те годы, когда Гран При США проводился, этап постоянно переезжал с одного побережья на другое – гонки Формулы 1 принимали десять американских трасс – не считая гонок по овалу в Индианаполисе, формально входивших в календарь в 50-е годы.

Именно в Индианаполисе в начале 2000-х была предпринята первая попытка создать стационарный автодром для Формулы 1 – большая часть трассы проходила не по овалу, а по внутренним дорожкам «Старой кирпичницы». Но в силу ряда причин, прежде всего – финансовых, Гран При продержался там только до 2007 года.

В 2012-м ситуация была решена кардинальным образом – в Остине, штат Техас, впервые в истории США построили стационарную трассу специально для Формулы 1. Строительство сопровождали разнообразные сложности, архитектором автодрома, как всегда, был Герман Тильке, но трасса, получившая название Circuit of the Americas – COTA, оказалась удивительно интересной и яркой.

Конфигурация включает много нетипичных для автодромов Тильке скоростных поворотов и перепадов высот. А благодаря двум длинным прямым, которые заканчиваются медленными поворотами, здесь всегда есть шанс опередить соперника на трассе.

Главный фаворит гонки, безусловно, Льюис Хэмилтон – и не только потому, что в нынешнем чемпионате выиграл уже четыре гонки подряд, но и потому, что в шести уже состоявшихся гонках в Остине Хэмилтон победил в пяти. Единственный пилот помимо Льюиса, побеждавший на Трассе Америк – его главный конкурент в чемпионате Себастьян Феттель. Правда, было это уже довольно давно, в 2013-м году.

Тем не менее, побеждать Феттель просто обязан. Ситуация в чемпионате такова, что Хэмилтон может официально оформить пятый титул уже в это воскресенье. Это произойдёт, если Себастьян заработает на 8 очков меньше, чем Льюис – если британец выиграет, Себастьян должен финишировать вторым, чтобы сохранить шансы в чемпионате.

О трассе…

Трасса COTA

Circuit of the Americas. 56 кругов по 5513 метров = 309,732 км. 20 поворотов. Аэродинамика настраивается на средний, ближе к высокому, уровень прижимной силы. Средняя скорость – 197 км/ч, максимальная скорость 320 км/ч с открытой DRS и 310 км/ч – с закрытой. С полностью нажатой педалью газа гонщики проезжают 58% дистанции круга.

10 зон торможения, в четырёх замедление очень интенсивное. Износ тормозов средний, ближе к высокому. Время, необходимое для проведения пит-стопа – 21-22 секунды, что можно считать средним значением. Как и на трассе в Абу-Даби, самая длинная прямая в Остине – не стартовая. Она находится между 11 и 12 поворотами, и длина её более километра. Машина движется с полностью нажатой педалью газа здесь почти 20 секунд подряд.

Движение на COTA организовано против часовой стрелки, а многие участки ассоцируются со знаменитыми трассами Формулы 1. Кроме того, в Остине больше, чем в Спа, поворотов, которые надо проходить на скоростях, превышающих 250 км/ч, и больше, чем на Хунгароринге, участков, где скорости падают ниже 100 км/ч – в итоге средняя скорость относительно невелика.

Из-за низкой влажности воздух насыщен кислородом, двигатель вырабатывает более высокую мощность, нагрузка на его компоненты повышается – инженерам придётся внимательно следить за поведением силовой установки, особенно за моментом срабатывания зажигания.

Одна из ярких отличительных черт – крутой подъём перед первым поворотом трассы. Перепад высот здесь составляет целых 40 метров. Это особенно важно для борьбы на первом круге гонки, сразу после старта.

О резине…

На два первых Гран При США компания Pirelli привозила самые жёсткие составы – Medium и Hard. Но команды жаловались на слишком низкое сцепление – на гладком асфальте шины сложно было прогреть. В 2014-м итальянские шинники привезли более мягкие составы – Soft и Medium. Решение себя оправдало – скорости выросли, борьбы стало больше, а пит-стопов в гонке было два. В 2016-м они пошли ещё дальше, выбрав третьим составом для этапа в Остине SuperSoft.

Наконец, в прошлом сезоне в Pirelli осмелели окончательно и впервые привезли самый мягкий набор составов – UtraSoft, SuperSoft и Soft. Такой же набор мы увидим и в этом году. Это практически гарантирует нам очередной «парад рекордов» – абсолютный рекорд трассы, 1:33,108, был установлен Хэмилтоном в прошлом году, но с большой долей вероятности будет перекрыт.

В целом, сцепные свойства асфальта на COTA год от года улучшаются – по мере «взросления» покрытия, так что особых проблем в нынешнем сезоне никто не ждёт. Обычно гонки в Остине проходили с двумя пит-стопами, но на этот раз даже с учётом более мягкого набора составов почти наверняка все пилоты постараются ограничиться одним.

Может сыграть свою роль автомобиль безопасности – в шести гонках в Остине он выезжал на трассу четырежды. Впрочем, два из них пришлись на один год, 2015-й. Ни в прошлом, ни в позапрошлом году автомобиль безопасности на трассе не появился.

Год назад в Остине…

За пределами трассы на прошлогоднем Гран При США происходило событий едва ли не больше, чем на трассе. В Renault досрочно расторгли контракт с Палмером, посадив за руль Карлоса Сайнса, которого сменил в Toro Rosso Брендон Хартли. После пропуска двух гонок вернулся за руль Даниил Квят – но сел не в свою машину, а в машину Сайнса, так как в дальнейшем его должен был заменять Пьер Гасли. В США француз выступить не мог из-за обязательств в японской СуперФормуле, где одновременно проходил финал сезона.

Владельцы коммерческих прав из Liberty Media вместе с промоутерами этапа изменили график уик-энда – квалификацию сместили на два часа из-за концерта Джастина Тимберлейка, а стартовую процедуру сделали более продолжительной, чтобы гонщиков смог представить знаменитый ринг-анонсер Майкл Баффер.

Льюис Хэмилтон приехал в Остин с преимуществом в 59 очков над Себастьяном Феттелем за четыре этапа до конца сезона. Льюис же выиграл квалификацию. Но Феттель показал второе время, и в Ferrari всерьёз рассчитывали побороться с Mercedes в воскресенье, так как темп на дистанции выглядел многообещающе.

В итоге всё вышло ровно наоборот. Старт сложился для Феттеля как нельзя лучше, он смог опередить Хэмилтона и захватил лидерство. Если бы гоночный темп Ferrari действительно был так хорош, как надеялись в Скудерии, борьбу на этом можно было считать оконченной.

На первых кругах Феттелю действительно удавалось отрываться, но очень скоро Льюис прибавил, а шины на машине Себастьяна начали перегреваться. На шестом круге Хэмилтон догнал соперника и без особых проблем его опередил, воспользовавшись небольшой ошибкой лидера Ferrari.

На этом дело можно было считать сделанным. Льюис создал отрыв, и хотя провёл на трассе на три круга больше, чем Феттель, после пит-стопа вернулся впереди. Райкконен остановился на следующем круге и оказался далеко позади, а вышедшего было в лидеры Ферстаппена Хэмилтон смог обогнать ещё даже до того, как голландец заехал на свой пит-стоп.

В Ferrari пытались отыграться, переведя Феттеля на стратегию двух пит-стопов, но никакого преимущества это Себастьяну не дало. Он смог вернуть две позиции, потерянные на втором пит-стопе, обогнав на трассе Райкконена и Боттаса, но и только. Хэмилтон финишировал с комфортным преимуществом в 10 секунд.

Даниил Квят на трассе в Остине

Ферстаппену стратегия двух пит-стопов помогла – из-за штрафа он стартовал только 16-м, но в конце гонки догнал Кими Райкконена в сражении за третье место. На самом последнем круге Макс пошёл в отчаянную атаку и вышел вперёд. Однако уже в комнате ожидания перед награждением узнал, что третьего места его лишили – стюарды оштрафовали голландца за то, что в момент атаки он выехал за пределы трассы всеми четырьмя колёсами. На подиум таким образом поднялся Райкконен.

Нельзя не отметить, что Даниил Квят провёл эту гонку блестяще. Машина Toro Rosso была далека от совершенства, но Даниил смог показать 12-е время в квалификации, стартовал 11-м и финишировал 10-м, заработав одно очко.

После гонки журналисты засыпали Хельмута Марко вопросами о будущем Квята, ведь свои возможности он продемонстрировал. Однако глава автоспортивной программы Red Bull остался непреклонен, заявив, что для выступления в команде одной хорошей гонки мало. Но как мы сейчас знаем, чтобы вернуться в Toro Rosso, Квяту даже не пришлось выходить на старт.

Читайте ещё