Гран При России: Пресс-конференция в воскресенье

Интервью после гонки: Льюис Хэмилтон и Пол ди Реста

1. Льюис Хэмилтон (Mercedes)
2. Валттери Боттас (Mercedes)
3. Себастьян Феттель (Ferrari)

Интервью на трассе

Вопрос: (Пол ди Реста) Льюис, очередное уверенное выступление, теперь вы опережаете Себастьяна на 50 очков. Мне кажется, вы понимаете эмоции Валттери от обмена позициями, но команда побеждает и проигрывает вместе – так вы на это смотрите?
Льюис Хэмилтон: На самом деле, сегодня сложный день, ведь Валттери фантастически работал весь уик-энд и поступил как настоящий джентльмен, пропустив меня вперед. Сейчас он не ведет борьбу за титул, тогда как мы с Себастьяном продолжаем сражение.

Это был великолепный уик-энд для команды: она отлично поработала, добившись серьёзного преимущества над Ferrari. Обычно мы радуемся победному дублю, но я понимаю, насколько трудно сейчас Валттери, ведь он действительно заслужил победу. Команда стремится завоевать оба титула, и сегодня мы слаженно поработали. Хотя сейчас Валттери чувствует себя не лучшим образом, я знаю, что он отлично выступит в следующих гонках.

Вопрос: (Пол ди Реста) С вашей стороны это был особенный жест – первым поздравить Валттери, причём в субботу, когда он завоевал поул, вы были очень за него рады. Впрочем, вернемся к сражению с Феттелем на подходе к второму повороту. Стюарды не нашли в действиях Себастьяна никаких нарушений, но вы в любом случае вскоре его опередили. Тот обгон во многом определил сегодняшний результат, не так ли?
Льюис Хэмилтон: Инцидент с Феттелем во втором повороте? Я считаю, что он занял внутренний радиус, а затем ещё раз сместился с траектории и едва не отправил меня в стену. Мне показалось, что это двойная смена траектории, но стюарды этого не заметили.

К счастью, мне удалось избежать аварии, и затем всё решало, кто позже затормозит в следующем повороте, и в тот момент я был настойчивее. Мы не должны были оказаться на этой позиции. Я не понимаю, как это получилось в плане стратегии.

В любом случае, я рад приехать в Россию. Здесь потрясающая погода, великолепные болельщики. Команда отлично поработала на трассе и на базе. Хотя это сложный уик-энд, я надеюсь, что они гордятся машиной и результатом, которого мы добились.

Вопрос: (Пол ди Реста) Валттери, до этапа в Японии, где вы сможете продолжить борьбу, остается всего неделя. Не знаю, что еще я могу вам сейчас сказать. Вы завоевали поул и уверенно лидировали, но для командного результата второе место – тоже очень здорово. Все, в том числе напарник, высоко оценили ваше выступление.
Валттери Боттас: Сложный день. Хороший результат для нас как для команды, поскольку мы заработали максимум очков, но для меня гонка получилась сложной.

Вопрос: (Пол ди Реста) Внутри команды вы обсуждали этот вариант? Планируете ли вы и дальше вот так помогать Льюису?
Валттери Боттас: Мы всегда просчитываем разные сценарии. Льюис борется за титул, команда сражается в Кубке конструкторов, так что у нас всегда есть план. Тем не менее, всегда сложно предвидеть, как будут складываться события в гонке. Что есть, то есть.

Вопрос: (Пол ди Реста) Не падайте духом, сегодня вы сработали блестяще! Себастьян, вам было нечего противопоставить Mercedes, но в какой-то момент гонки команда верно сориентировалась по стратегии, и вы опередили Льюиса, правда, он быстро вернул позицию.
Себастьян Феттель: Гонщики Mercedes здорово помогли друг другу на старте, а мне не удалось воспользоваться слипстримом.

Позже за счет хорошего круга после пит-стопа я смог опередить Льюиса, но Валттери немного замедлился на третьем секторе, я потерял на этом время, а Хэмилтон сумел подобраться и попытался атаковать слипстримом перед вторым поворотом. Я отбил ту атаку, но в следующем затяжном повороте не видел, с какой стороны едет Льюис, и постарался просто оставить ему достаточно места, чтобы соперничество было честным.

Хэмилтон провел атаку, далее мы ехали почти в одинаковом темпе, но хотя у нас шины работали лучше, в целом сегодня не хватило скорости, чтобы на равных бороться с Mercedes. Я пробовал подобраться к Валттери, но не смог оказаться к нему достаточно близко.

Вопрос: (Пол ди Реста) Похоже, Льюису помогла подобраться ваша ошибка в тринадцатом повороте, не так ли?
Себастьян Феттель: Как только Боттас увидел, что я прямо за ним, он немного сбросил скорость, а я, упершись в его машину, потерял почти полторы секунды. Сперва я не придал этому особого значения, поскольку рассчитывал атаковать с использованием DRS, но затем допустил блокировку и не лучшим образом прошел последние два поворота. Льюис к тому моменту был уже близко, он ехал на свежем комплекте шин – я провел свой пит-стоп всего на круг раньше, но мне поставили прикатанный комплект. В любом случае, гонка получилась неплохой, мы оказались чуть ближе к Mercedes, но итоговый результат не такой, как хотелось.

Вопросы с мест

Валттери Боттас и Льюис Хэмилтон

Вопрос: (Скотт Митчелл) Вопрос к гонщикам Mercedes. К концу гонки вам удалось немного оторваться от Себастьяна – вы рассчитывали обратно поменяться позициями, или это дело было решенным?
Льюис Хэмилтон: Когда мне сообщили, что Валттери получил приказ меня пропустить, не знаю, слышали ли вы мои слова: «Просто попросите его прибавить!» Я не хотел, чтобы Валттери уступал мне позицию, я ждал, что команда просто попросит его взвинтить темп, так как ко мне постепенно приближался Себастьян. Тот обгон в тринадцатом повороте лично мне не доставил никакого удовольствия, притом я не знал, чего ждать дальше. Я рассчитывал получить инструкции, но в то же время понимал, что команда хотела бы видеть меня победителем гонки, и тот факт, что они отдали этот приказ, стал для меня подтверждающим аргументом.

Честно говоря, мне сложно подобрать правильные слова, ощущения сейчас очень странные. Мы заработали победный дубль, доминировали с начала уик-энда, команда сработала безупречно, но не таким образом я хотел выиграть эту гонку. Спасибо Валттери, не каждый напарник на его месте поступил бы так же.

Вопрос: Валттери, когда вас попросили пропустить Льюиса, вы понимали, что позиции останутся неизменными до самого финиша?
Валттери Боттас: Да, я этого вполне ожидал, ведь Льюис сражается за титул, а я – нет. Кроме того, обмен позициями никак не повлиял на заработанные командой очки в зачет Кубка конструкторов.

Вопрос: (Луиш Васконселош) Пара вопросов для гонщиков Mercedes. У вас обоих были более свежие шины, чем у Макса Ферстаппена, но никому из вас не удалось подобраться к нему достаточно близко, чтобы попытаться провести атаку. В чем причина? В трассе? Валттери, сегодня мы наблюдали необычную ситуацию, когда после финиша и Джеймс Ваулз, и Тото Вольфф лично объяснили вам причину обмена позициями. Означает ли это, что всё прошло не так, как обсуждалось ранее, и в команде просто пытались оправдаться перед вами?
Льюис Хэмилтон: В Сочи очень красиво, но вот трасса… В квалификации, когда мчишься в своем темпе, она кажется фантастической, но для гонок она подходит намного меньше. Да, здесь есть длинная прямая, но притом первые два сектора очень скоростные, и к концу круга шины сильно нагреваются, из-за чего невозможно подобраться к сопернику, чтобы затем атаковать слипстримом. Я спрашивал Чарли Уайтинга, можно ли еще сместить точку активации DRS, чтобы мы могли раньше задействовать систему и больше обгонять. Для успешной атаки нужно быть на 1,4 секунды быстрее соперника, и если такого преимущества нет, нет и шансов.

Я уже говорил об этом в помещении перед подиумом: нужно гоняться здесь в обратном направлении, чтобы сперва шёл медленный сектор, а затем – быстрые. Впрочем, не знаю, насколько это изменило бы ситуацию, но иначе нужно перестраивать саму трассу, ведь есть автодромы, где для обгона достаточно гораздо меньшей разницы в скорости. Сегодня по ходу гонки было много успешных атак?

Вопрос: Гонщики Red Bull Racing активно прорывались на первых кругах и отыграли немало позиций.
Льюис Хэмилтон: Потому, что у них было это преимущество в 1,4 секунды на круге.

Вопрос: Валттери, что скажете по поводу первого вопроса?
Валттери Боттас: Когда я подобрался к Максу, мы уже понимали, что он постарается как можно дольше оставаться на первом комплекте шин, но в конечном итоге ему придется совершить пит-стоп. Мне предстояло проехать довольно продолжительный отрезок, потому спешки не было, я просто контролировал состояние шин. Потом команда попросила подобраться к Максу еще ближе и попробовать атаковать, я постепенно прибавлял в скорости и понемногу приближался, но затем мне приказали пропустить Льюиса.

Вопрос: Перейдем ко второй части вопроса. То, что к вам обратились и Тото, и Джеймс, означает, что сценарий обмена позициями заранее не обсуждался?
Валттери Боттас: Я не хотел бы говорить о том, что мы обсуждаем перед гонкой, это внутреннее дело команды. Ситуация получилась запутанной, но это наше дело, мы сами обо всем поговорим.

Вопрос: (Фил Дункан) Льюис, вы сказали, что таким было решение команды, но думали лично вы о том, что перед самым финишем можете вернуть позицию Валттери, если гарантированно успеете закончить гонку впереди Себастьяна? Валттери, по-вашему, решение команды было правильным?
Льюис Хэмилтон: Честно, в конце гонки я практически ничего не чувствовал, так как сам обмен позициями оставил далеко не лучшие эмоции. Я просто старался доехать до финиша.

Вопрос: Валттери, команда приняла верное решение?
Валттери Боттас: Как я уже говорил, не важно, кто побеждает – я или Льюис: если мы финишируем на первых двух позициях, команда зарабатывает максимум очков. Разница лишь в том, что Льюис сражается за титул, а я – нет. Для команды сегодняшний результат идеален, для меня – нет.

Вопрос: (Ливио Орихио) Льюис, предполагали ли вы, что Себастьян сможет опередить вас за счет более раннего пит-стопа, и как прошла ваша атака на Ferrari? Кажется, в тот момент вы на что-то пожаловались команде? Себастьян, что вы думаете о маневре Льюиса?
Льюис Хэмилтон: Я с самого старта сражался за победу и подобрался довольно близко к Валттери, когда он первым свернул на пит-лейн. Я сразу проехал довольно быстрый круг, но уже оставался на тех шинах дольше Валттери, хотя до этого напарник жаловался на гранулирование резины. Потом команда оставила меня на трассе еще на круг, и вот это решение, очевидно, оказалось ошибочным, так как шины резко потеряли эффективность, и вдобавок я потерял шесть десятых в трафике. Весь тот задел, что был создан кругом ранее, оказался утрачен, и Себастьян смог выйти вперед.

Я был очень раздосадован, когда обнаружил себя позади и Валттери, и Себастьяна, поскольку думал, что сражаюсь с напарником, а в итоге потерял позицию. Но моим шинам вполне хватало сцепления с трассой, и я воспользовался возможностью вплотную побороться с Ferrari. Я атаковал Себастьяна слипстримом, но он, как мне показалось, сместился передо мной несколько раз, чего делать нельзя, и если бы я не ударил по тормозам, дело закончилось бы аварией. К счастью, обошлось без столкновения, ну а в следующем повороте я всё же протиснулся мимо.

Себастьян Феттель

Вопрос: Себастьян, ваше мнение о сражении с Льюисом?
Себастьян Феттель: О какой конкретно части сражения? Я вышел вперед за счет более раннего пит-стопа, но затем Валттери стал нарочно ехать медленнее, чтобы осложнить мне задачу – сегодня парни в Mercedes сообща сработали очень здорово. Я допустил ошибку в тринадцатом повороте, Льюис подъехал вплотную и на прямой задействовал DRS. В зеркалах пусть и с трудом, но было видно, как он приближается, однако я, как мне кажется, всего один раз сместился еще до начала торможения, а потом просто старался закрыть внутренний радиус. У меня не было намерений раздражать Льюиса своими действиями!

Льюис Хэмилтон: У меня нет никаких к тебе претензий, просто в пылу борьбы всё воспринимается иначе. Но если позднее мы с тобой посмотрим запись, уверен, ты сам согласишься, что сместился дважды.

Себастьян Феттель: Обороняя позицию, я не лучшим образом вышел из второго поворота. Было трудно понять, где в тот момент находится Льюис – я некоторое время не наблюдал Mercedes в зеркалах, но затем всё же увидел шины. Мне не хотелось выталкивать соперника за пределы трассы или в стену, но поскольку я не знал точно, где он находится, был вынужден уступить. Мне казалось, что будет шанс контратаковать на выходе из четвертого поворота, но я уже уступил Льюису оптимальный вход, иначе ситуация могла закончиться глупым столкновением.

Конечно, уступив позицию, я был не в восторге, но мы сделали всё, что могли – сражались изо всех сил, переиграли соперников тактически, но всё же оказались позади. Далее гонка складывалась непросто. Да, временами я ехал быстрее Валттери, но не настолько, чтобы подобраться вплотную, а вдобавок в самом конце гонки при обгоне одного из круговых я потерял полторы секунды. За два круга до финиша отыграть три секунды невозможно, если твой темп и темп соперника отличается не более, чем на одну десятую.

Вопрос: (Ребекка Клэнси) Себастьян, ситуация в личном зачете складывается не в вашу пользу, до конца сезона остается всего пять гонок. Нет ли у вас ощущения, что шансы на титул улетучиваются?
Себастьян Феттель: Честно говоря, я стараюсь действовать от гонки к гонке. Пусть я не силен в математике, но достаточно сообразителен, чтобы понять: потеря очков не облегчает задачу. Мои поздравления Льюису и Валттери, сегодня они сработали по-настоящему сообща. Я понимаю, что журналистам нравятся конфликты, и потому вы задаете парням весьма неудобные вопросы, но в их ситуации поступить более разумно было невозможно, потому спрашивать с них за это не вполне корректно.

Что касается нас, мы старались по максимуму, и у меня, пожалуй, был небольшой шанс финишировать впереди Льюиса, но таковы гонки – на сегодня будем довольствоваться третьим местом. В свои шансы на титул я по-прежнему верю. Да, они не повышаются, если финишируешь позади соперников, но достаточно одного схода у Mercedes – а лучше двух – и всё будет выглядеть иначе, хотя я не желаю Льюису неприятностей. Никогда не знаешь, как всё сложится, потому нужно выступать на пределе собственных возможностей, хотя в нынешний уик-энд у нас это не вполне получилось. В оставшихся гонках мы должны работать исключительно на победу.

Вопрос: (Леонид Хайремдинов) Себастьян, чем вы объясните весьма экстремальный подход к выбору составов на этап в Японии? У вас будет десять комплектов SuperSoft, тогда как у Mercedes только семь – не слишком ли это рискованно?
Себастьян Феттель: Нет, ведь мы должны атаковать. В Японии будет понятно, верен ли наш выбор, но в предыдущих гонках он нас не подводил. Следует помнить, что шины на конкретный уик-энд выбираются едва ли не за полгода – думаю, всё будет в порядке.

Вопрос: (Скотт Митчелл) Льюис, Валттери, когда судьба титула будет решена, и в гонке возникнет ситуация, при которой вы, Льюис, лидируете, а вы, Валттери, едете вторым, согласитесь ли вы обменяться позициями снова? Льюис, вы согласитесь отплатить напарнику за сегодняшнюю победу? Валттери, примите ли вы такой жест?
Льюис Хэмилтон: Для меня уступить не проблема, но вряд ли самому Валттери это нужно – он вполне способен самостоятельно выиграть немало гонок, как он сделал в конце предыдущего сезона.

Валттери Боттас: Будет гораздо веселее, если мы с Льюисом в полной мере поборемся за победу.

Перевод: Валерий Карташев

Читайте ещё