Гран При Монако: Пресс-конференция в среду

Гран При Монако: Пресс-конференция в среду

Участники: Шарль Леклер (Sauber), Себастьян Феттель (Ferrari), Льюис Хэмилтон (Mercedes), Роман Грожан (Haas).

Вопрос: Шарль, вы – первый с 1994 года монегаск, которому предстоит принять участие в домашнем Гран При Формулы 1. Насколько вы воодушевлены?
Шарль Леклер: Я очень воодушевлен! Я ждал этого момента с самого детства, когда четырехлетним парнишкой наблюдал за гонкой в районе выхода из первого поворота. Я был в квартире моего лучшего друга, смотрел Формулу 1 и мечтал однажды стать частью этого мира. Похоже, такой день настает, я не могу дождаться выезда на трассу уже завтра!

Вопрос: Из какого района Монако вы родом?
Шарль Леклер: Я живу неподалеку от линии старта-финиша, совсем рядом с трассой.

Вопрос: Чего вы ждете от уик-энда? В предыдущих двух гонках вам удалось заработать очки – насколько быстра машина, на какой результат вы способны?
Шарль Леклер: Честно говоря, я не знаю, чего ожидать. В Барселоне мы ждали сложностей, но я второй уик-энд подряд вышел во вторую часть квалификации, а в гонке заработал одно очко. В Баку мы рассчитывали быть конкурентоспособными и обеспечили себе хороший результат, в том числе за счет аварий у соперников, но в Барселоне никто не предполагал такой скорости – она стала приятным сюрпризом. Надеюсь, и в Монако мы ошибаемся в своих предположениях. Эта трасса сложнее для нас, поскольку машине нужно больше прижимной силы, но мы активно над этим работаем и, хочется верить, выступим уверенно.

Вопрос: Роман, начало сезона выдалось для вас непростым, и гонка в Испании это подтвердила. Каков ваш настрой, что необходимо, чтобы прервать полосу неудач?
Роман Грожан: Думаю, вы раздуваете из мухи слона, или как там говорят. Да, предыдущие две гонки прошли не по плану, трудные времена иногда случаются. В Барселоне я потерял контроль над задней частью машины, уходя от возможного контакта с напарником, после чего гонка для меня закончилась. Однако у меня есть скорость, машина едет здорово, а команда работает безупречно. Да, у меня пока нет очков, но я на этот счёт не особенно беспокоюсь.

Вопрос: Расскажите о машине. Она подходит вам так же хорошо, как напарнику?
Роман Грожан: Она едет всё лучше и лучше, мы часто квалифицируемся впереди команд, сражающихся в середине пелотона. Борьба там очень плотная, одна-две десятые могут стоить потери двух-трех позиций – нужно действовать идеально. Мы работаем здорово, и здесь, в Монако, всё должно сложиться удачно – надеюсь, с подготовленными новинками мы станем ещё более конкурентоспособны.

Вопрос: Льюис, Шарль с восторгом отзывался о гонке в Монако. Вы побеждали здесь несколько раз, завоевывали поул – расскажите, как это, мчаться по узким улочкам...
Льюис Хэмилтон: Пожалуй, сперва нужно пояснить зрителям, почему мы сидим в солнцезащитных очках. Освещение слишком сильное, и когда я смотрю на вас, я вижу только лампы, я не могу разглядеть вашего лица.

Гонка в Монако подобна мечте. Мне повезло жить здесь, но я каждый год с нетерпением жду этот Гран При. Жаль, что мы проводим в Княжестве всего один этап, ведь конфигурация здесь очень зрелищная. Правда, она еще и невероятно требовательная, здесь нужна большая сосредоточенность, чем на любом другом автодроме. Пожалуй, это самая техничная и психологически сложная трасса сезона, и потому на ней особенно сильно желание себя проявить. В межсезонье я совершаю здесь пробежку, и мне подчас трудно поверить, на каких скоростях мы поднимаемся на холм, подлетаем к первому повороту или выезжаем из туннеля. Буквально вчера я пробегал через туннель со своим приятелем, который никогда ранее не был в Монако, и сказал ему: «А отсюда мы выезжаем примерно на 200 милях в час». В ответ приятель сказал что-то вроде: «Это полное сумасшествие». Людям сложно даже представить, каково это, но пилотаж в Монако в самом деле невероятен!

Вопрос: Вы победили в Баку и Барселоне, но каких результатов можно ожидать от вас и Mercedes в предстоящий уик-энд? Год назад этап в Монако выдался для команды непростым, насколько вы уверены в том, что с нынешней машиной те сложности не повторятся?
Льюис Хэмилтон: Прошлогодний этап нас многому научил, сейчас мы полностью уверены в своей подготовке. Гран При Испании позволил понять, что гонка в Монако будет для нас одной из наиболее сложных – достаточно вспомнить, насколько Red Bull Racing были быстрее на третьем секторе в Барселоне – как в гонке, так и на последовавших тестах, да и в феврале. Логично предположить, что в этот уик-энд они тоже будут конкурентоспособны, и это сюрприз по сравнению с предыдущим годом, когда Ferrari в Монако были быстры, а в Red Bull Racing не смогли собрать всё воедино. Возможно, в этот раз у них получится.

Я понимаю, что будет непросто. Не скажу, что победить невозможно, но борьба будет острее, и у нас может не быть такой скорости, как у соперников. Впрочем, завтра мы всё выясним, я в любом случае воодушевлен вызовом. В прошлом году в Монако обогнать соперника можно было как за счет более раннего, так и за счет более позднего пит-стопа, так что шансы есть.

Вопрос: Себастьян, для вас уик-энд в Барселоне сложился не лучшим образом, но после той гонки вы работали с машиной на тестах. Какого прогресса удалось добиться?
Себастьян Феттель: Будет справедливым признать, что в Барселоне мы выступили не так уж сильно. В квалификации борьба получилась плотной, а в гонке мы уступили. Хорошо, что во вторник и среду мы смогли воспроизвести гоночный сценарий и чуть лучше во всем разобраться. Есть пара идей насчет того, что могло послужить причиной нехватки скорости, но к предстоящему этапу это не имеет никакого отношения, поскольку трасса здесь совершенно иная. Время покажет, удалось ли нам найти правильное направление.

Вопрос: Каковы шансы повторить прошлогодний триумф в Монако, и может ли сказаться на скорости тот факт, что у нынешней машины колесная база длиннее, чем у её предшественницы?
Себастьян Феттель: Не знаю, посмотрим. В прошлом году машины с более длинной колесной базой в Монако были вполне конкурентоспособны, разница не так уж велика. Нам удалось доработать SF71-H по ходу первых этапов, я лучше её чувствую, и это должно помочь, но не думаю, что фактор длинной базы как-то скажется. Наша машина не длиннее машин соперников, так что всё должно быть в норме.

Вопросы с мест

Вопрос: (Ливио Орихио) Вопрос ко всем. На этот этап Pirelli впервые привезла шины HyperSoft. С ними гоняться будет интереснее?
Шарль Леклер: Мы работали с этими шинами на тестах, разница в скорости между HyperSoft и UltraSoft гораздо больше, чем между любыми другими «соседними» составами, но вместе с тем состав HyperSoft достаточно стойкий к износу. Мы опробуем его по ходу свободных заездов, а там будет видно, как поступить с ним в гонке.

Вопрос: Себастьян, желаете что-то добавить?
Себастьян Феттель: В предыдущих гонках HyperSoft не использовался, на тестах было прохладно, но то, что мы впервые отметили для себя по ходу прошлогодних тестов в Абу-Даби, показалось весьма интересным. Эти шины быстрее, а с более быстрыми шинами всегда веселее. Да, они выдерживают меньше кругов, но в Монако нагрузка на резину низкая по сравнению со стандартными автодромами. Эти шины наверняка будут неплохо сохранять эффективность и притом обеспечивать лучшую скорость, потому все будут работать именно с ними.

Вопрос: Льюис, можно ли ожидать очередных рекордов?
Льюис Хэмилтон: Думаю, да. Организаторы сменили асфальт на отдельных участках, хотя и в прошлом году уровень сцепления был более чем достаточным, а с шинами HyperSoft…

Знаете, я проехал на них всего одну быструю попытку на прошлогодних тестах в Абу-Даби и практически ничего о них не знаю, но мне будет приятно снова поработать с ними, поскольку я запомнил, что и после серии кругов они неплохо держали трассу. Уверен, здесь HyperSoft покажет себя лучше, чем все прочие составы, на которых нам когда-либо доводилось гоняться.

Вопрос: Роман?
Роман Грожан: Я тестировал HyperSoft в Барселоне, эти шины оказались очень быстры, и меня удивило, насколько стабильным было их поведение. Жду возможности опробовать их в Монако, так как с ними лучше всего чувствуешь машину.

Себастьян Феттель и Льюис Хэмилтон, прикрывающий глаза от ярких ламп

Вопрос: (Скотт Митчелл) Льюис, вы говорили о сложностях, с которыми ожидаете столкнуться здесь, в Монако, но ранее в Испании команде удалось перехватить инициативу, да и последующие тесты в Барселоне прошли для вас удачно. Насколько вы уверены в том, что вам и команде удалось добиться фундаментального прогресса в плане настроек и понимания машины?
Льюис Хэмилтон: Предыдущий уик-энд и все первые пять гонок многому нас научили. Мы знаем, каковы наши цели, лучше понимаем свои сложности и активно над ними работаем, притом команда на верном пути, я в этом уверен.

Удалось ли справиться со всеми неприятностями? Со временем выясним, но машина сейчас едет здорово благодаря невероятным усилиям каждого сотрудника. Да, в первых пяти гонках соперники оказались очень сильны, но от этапа к этапу картина менялась. В целом в начале сезона всегда приходится трудно, так как мы всякий раз узнаем нечто новое, пусть даже провели зимние тесты. Не знаю, как всё сложится, но мы постараемся добиться максимально возможного результата.

Вопрос: (Жиль Ричардс) Вопрос ко всем. Организаторы гонки заявили, что в этот уик-энд на стартовой решетке вновь будут присутствовать девушки-модели. Что вы думаете об отказе владельцев чемпионата от подобной практики, и как оцениваете решение организаторов Гран При Монако пойти вопреки такому решению?
Роман Грожан: На стартовой решетке всегда много людей, разницу вы практически не заметите. Когда новые владельцы чемпионата отказались от привлечения грид-гёрлз, мне такой шаг показался разумным, ведь женщина в 21 веке не должна выполнять функцию держателя таблички с номером гонщика. Но этап в Монако всегда особенный, так почему бы здесь не поступить иначе?

Вопрос: Льюис?
Льюис Хэмилтон: Не знаю. По мне женщины – самое прекрасное, что есть на свете. У нас были гонки, когда на стартовой решетке таблички держали парни, было и так, что присутствовали и парни, и девушки. Этап в Монако очень изысканный, но я не знаю, что об этом думают сами женщины, я не спрашивал их об этом и потому не могу комментировать.

Когда на стартовой решетке Гран При Монако видишь красивых женщин, это очень приятно, но не думаю, что мы имеем право принуждать женщин заниматься тем, что вызывает у них чувство дискомфорта. Если им это не нравится, они не должны держать таблички, но если их это вполне устраивает… Впрочем, мне это неизвестно, так что и ответа для вас у меня нет.

Вопрос: Себастьян?
Себастьян Феттель: По-моему, ситуацию искусственно раздули. Не думаю, что ранее девушек заставляли против воли выходить на стартовую решетку и держать таблички – им самим это нравилось. Как и Льюису, мне нравятся женщины, они выглядят прелестно, а парни вместо них на стартовой решетке мне не интересны.

Повторюсь, вокруг этой темы слишком много шума. Мне кажется, все девушки, что ранее выполняли роль грид-герлз, делали это потому, что им так хотелось. И если в ближайшее воскресенье вы спросите любую из них, рады ли они присутствовать на стартовой решетке, ответ будет утвердительным. Никто не заставляет их делать это, а сама ситуация лишний раз доказывает, что много шума из ничего – своеобразная черта современности.

Вопрос: Шарль?
Шарль Леклер: Соглашусь с Себастьяном. Было приятно видеть девушек на стартовой решетке – впрочем, мне, наверное, не стоит этого говорить, ведь у меня есть подруга, и я рискую навлечь на себя её гнев! И хорошо, что теперь на стартовой решетке рядом с гонщиками находятся дети. Монако – небольшое княжество, организаторы пригласили даже моего маленького кузена – он будет со мной на стартовой решетке в воскресенье. Я видел, как он обрадовался, когда выбор пал на него – это замечательная инициатива!

Вопрос: (Крейг Слейтер) Льюис, в минувший уик-энд в Великобритании состоялась свадьба принца Гарри и Меган Маркл. Что вы думаете о прошедшей церемонии? Если королевская семья становится всё более многонациональной, есть ли надежда, что и с Формулой 1 произойдет нечто подобное?
Льюис Хэмилтон: Мне кажется, эта свадьба и Формула 1 никак не связаны, но я наблюдал за церемонией, и улыбка не сходила с моего лица. Приятно видеть, как счастливы молодожены, это был замечательный день и для меня, и для моей семьи, и для всего мира. Всегда радостно наблюдать позитивные перемены, и то, что в королевской семье сейчас шире смотрят на вещи и допускают многообразие – это поистине феноменально.

Возможно, люди не догадываются, насколько это важно. В самой церкви можно было видеть удивительное сочетание: министры, музыка, хор – это было очень красиво. Я замечательно провел уик-энд, просто наблюдая игру талантливых музыкантов, а затем первое появление молодоженов. Это лучшая свадьба из всех, что я видел! Я не большой поклонник подобных церемоний и стараюсь любой ценой их избегать, но в этот раз мне хотелось оказаться там и лично всё засвидетельствовать, в солнечный день Англия и Виндзорский замок особенно прекрасны. Свадьба напоминала сказку – думаю, в тот день каждый ребенок и неженатый взрослый мечтал о чем-то подобном!

Вопрос: (Скотт Митчелл) Себастьян, Льюис, хочу спросить вас о Шарле. После выступлений в младших сериях с его дебютом многие связывают высокие ожидания, притом вы оба были в аналогичной ситуации. Что вы думаете о Шарле как о гонщике, и какой совет могли бы дать ему в работе с ожиданиями?
Себастьян Феттель: По-моему, когда я дебютировал в Формуле 1, особой шумихи вокруг меня не было, и чемпионом GP2 я не становился. Но в случае с Шарлем этот шум вполне оправдан – если бы о нём не говорили, то о ком тогда вообще говорить?

По-моему, ему можно посоветовать поменьше обращать на всё это внимания и просто получать удовольствие от работы. Ты знаешь, почему хочешь выступать в Формуле 1, ты уже стал одним из гонщиков этого чемпионата. Теперь надо сосредоточиться на самом важном, а остальное тебя должно волновать намного меньше.

Вопрос: Рассчитываете ли вы в следующем сезоне видеть Шарля своим напарником в Ferrari?
Себастьян Феттель: Я не подписываю контракты, об этом лучше спрашивать Маурицио Арривабене. Но почему бы и нет? Посмотрите на дату рождения Шарля, ему предстоит дольше выступать в Формуле 1, чем всем нам. Он хорошо использует свой шанс и зарабатывает очки за рулём машины, которая не должна финишировать в первой десятке. Так что Шарль уже делает всё, что в его силах.

Шарль Леклер: Спасибо!

Льюис Хэмилтон: Шарль, ты родился в Монако?

Шарль Леклер: Да.

Льюис Хэмилтон: В предыдущие пару лет я следил за тем, как Шарль выступал в молодёжных сериях. Руководители и инженеры тоже обращали внимание на этого талантливого гонщика, ведь в Формуле 1 должны выступать лучшие представители разных стран мира. И очень здорово, когда в чемпионат приходит столь перспективный парень. Не о каждом молодом гонщике, дебютировавшем в последние годы, можно было сказать, что его ждёт большое будущее. С другой стороны, далеко не у всех талантливых парней есть финансовая поддержка. Так что я желаю Шарлю всего наилучшего.

Самое главное, он должен оставаться реалистом, не терять связи со своими близкими и просто получать удовольствие от этого нового опыта. Не стоит придавать слишком серьёзного значения шумихе, ведь ему предстоит ещё очень многому научиться, его ждёт много хорошего, но будут и неудачи, но всё это только помогает закалить характер.

Шарль Леклер: Спасибо!

Вопрос: (Джон МакЭвой) Себастьян, Льюис еще не подписал новый контракт, хотя в Mercedes говорят, что он наверняка примет условия. Вам хотелось бы видеть его в Ferrari?
Себастьян Феттель: Не знаю, Льюис меня об этом не спрашивал!

Льюис Хэмилтон: У Себастьяна право вето, так что этому не бывать.

Себастьян Феттель: Не знаю, я бы не возражал. Но, если честно, меня полностью устраивает Кими Райкконен.

Себастьян Феттель и Льюис Хэмилтон

Льюис Хэмилтон: Думаю, мы могли бы поладить, разве не так?

Себастьян Феттель: Возможно, я не знаю. Мы только что говорили о перспективах Шарля – никогда не знаешь, что в итоге случится. Уверен, Льюис хотел бы остаться в Mercedes – прочие варианты будут сюрпризом, но посмотрим, как всё сложится. Возможно, в один прекрасный день мы оба окажемся где-то в другом месте, потому что нам будет уже много лет… Никогда не говори никогда. Сейчас меня это абсолютно не заботит, я счастлив там, где нахожусь, а дальше видно будет.

Вопрос: (Фил Дункан) Льюис, мы часто слышим, как разные гонщики хотят соревноваться с вами. Вам самому хотелось бы сразиться с Себастьяном, выступая в одной команде?
Льюис Хэмилтон: Я готов соревноваться с кем угодно. Да, у Себастьяна очень быстрая машина, но так даже интереснее – всегда хочется сражаться с лучшими. Однако в истории есть немало примеров, когда с двумя сильными гонщиками команде приходилось непросто. Да, в случае с Себастьяном и Кими всё складывается относительно благополучно, но не думаю, что Кими так уж и рад, ведь в ряде случаев ситуация оказывалась не в его пользу.

Двум сильным гонщикам всегда непросто, но мне нравится сражаться с лучшими, поскольку это заставляет выкладываться на пределе. Борьба с Фернандо Алонсо, Дженсоном Баттоном и многими другими напарниками проявляла во мне как плохое, так и хорошее, выжимала все силы, однако сейчас в случае с Валттери Боттасом, который тоже пилотирует здорово и заставляет меня выкладываться по максимуму, внутри команды царит гармония, и мы с уважением относимся к успехам друг друга. В случае с разными характерами ситуация не всегда одинакова, многое зависит от самих характеров. Но я вполне допускаю, что мы с Себастьяном смогли бы вместе выступить, скажем, в Ле-Мане – почему бы и нет?

Вопрос: (Бен Хант) Льюис, к вопросу о контракте – как получилось, что он ещё не подписан? В команде хотели бы как можно скорее уладить формальности, в чем загвоздка?
Льюис Хэмилтон: Препятствий нет, мы просто не торопимся. Я c самого начала говорил, что хотел бы принять решение в своё время. Я ни с кем не веду переговоры, ни с кем не обсуждаю, просто мне нужно время и не нужна спешка. У меня есть действующий контракт, я наслаждаюсь гонками, и это по-своему приятно держать вас в неведении, что будет дальше! Ну а больше мне добавить нечего. Работа над контрактом всегда очень долгая и непростая, однако я просто сказал своим менеджерам, что спешки нет, и если документ не будет подписан на этой неделе или на следующей, меня это не обеспокоит.

Перевод: Валерий Карташев

Читайте ещё