Гран При Монако: Пресс-конференция в четверг

Пресс-конференция в четверг: Зак Браун (McLaren), Кристиан Хорнер (Red Bull Racing), Тото Вольфф (Mercedes), Фредерик Вассёр (Sa

Участники: Зак Браун (McLaren), Кристиан Хорнер (Red Bull Racing), Тото Вольфф (Mercedes), Фредерик Вассёр (Sauber)

Вопрос: Зак, в последнее время у McLaren много новостей финансового характера – расскажите, как идут дела...
Зак Браун: Да, новости замечательные, господин Латифи инвестировал средства в McLaren Group. Наша компания быстро развивается как в автоспорте, так и в технологическом бизнесе, и нам особенно приятно видеть новых акционеров. Кроме того, сегодня утром мы объявили о новом спонсоре – компании FxPro, и до конца нынешнего уик-энда от нас можно ожидать еще новостей.

Вопрос: Как инвестиции господина Латифи повлияют на гоночную команду?
Зак Браун: Средства поступают на счета McLaren Group, и далее уже совет директоров и сам акционер вместе решат, куда их направить. Полагаю, финансовые потоки будут разделены между тремя направлениями бизнеса. В Формуле 1 нужно тратить немалые деньги, чтобы удержаться за соперниками, чей бюджет несравнимо больше – уверен, часть средств получит гоночная команда, но инвестиции также получит и подразделение дорожных машин, и технологическое подразделение.

Вопрос: Что всё это означает для ваших гонщиков? Возникнет ли намерение в будущем усадить в кокпит сына нового акционера – Николаса Латифи?
Зак Браун: Нет, эта тема никогда не обсуждалась. Николас неплохо выступает в Формуле 2, но в McLaren всегда стремятся заполучить лучших. Николас справляется, но его перспективы мы не обсуждали.

Вопрос: Кристиан, в преддверии уик-энда к Red Bull Racing было приковано особое внимание, и оно, похоже, было справедливым – ваши гонщики показали два лучших результата. Что вы думаете о предстоящем этапе? Можно ли сказать, что здесь у команды максимальные шансы на победу?
Кристиан Хорнер: Прежде всего, сейчас лишь четверг, результаты ничего не значат, но можно сказать, что в нынешнем сезоне в Монако мы поехали намного быстрее. Смена асфальта позволила улучшить результат на круге, сами машины почти на 1,5 секунды быстрее прошлогодних – всё это воодушевляет. Наши гонщики довольны поведением RB14, но, как известно, по субботам нам приходится труднее всего. Машина быстра, однако в финале квалификации команде всегда непросто. Впрочем, хочется верить, на этой трассе с её короткими прямыми у нас действительно хорошие шансы.

Вопрос: В преддверии следующего сезона вам предстоит определиться с поставщиком моторов и принять решение насчет контракта Даниэля Риккардо. Эти вопросы взаимосвязаны? Определенность с мотором способна повлиять на вероятность удержать Даниэля в Red Bull Racing?
Кристиан Хорнер: Взаимосвязи здесь нет. Даниэль знает, что мы стараемся получить наилучший мотор, чтобы обеспечить себе максимальную конкурентоспособность, и это, в том числе, в интересах самого Риккардо. В ближайший месяц мы определимся с силовыми установками, после чего займемся гонщиками.

Вопрос: Гонщики не привыкли заглядывать настолько далеко в будущее, как команда, не так ли?
Кристиан Хорнер: И да, и нет. Даниэль давно выступает в Red Bull Racing, он прекрасно знает возможности материнской компании и самой команды, а в коллективе чувствует себя очень комфортно. Думаю, как только мы решим вопрос с моторами, прочие моменты будут улажены быстро.

Вопрос: С какой вероятностью Даниэль останется в команде?

Кристиан Хорнер: Всегда сложно отвечать конкретной цифрой. Мы очень довольны Даниэлем, он отлично работает, пользуется широкой популярностью, и нам хотелось бы оставить его в команде на следующий год.

Вопрос: 60%?
Кристиан Хорнер: Это вы назвали.

Вопрос: Раз мы заговорили о гонщиках, перейдем к вам, Фредерик. Вы работали со многими юными талантами, расскажите о Шарле Леклере – насколько он впечатлил вас в нынешнем сезоне?
Фредерик Вассёр: Шарль отлично начал сезон, но всегда сложно сравнивать между собой, скажем, нынешний сезон и сезон 2006-го или 2007-го годов. Впрочем, в подобных упражнениях нет необходимости. Леклер постепенно набирается опыта, и если в первых двух гонках у него наблюдались сложности, то в Шанхае и Баку он заметно прибавил. Но сделать еще предстоит немало, поэтому Шарль целиком сосредоточен на предстоящих гонках и избегает разговоров о перспективах, что тоже правильно.

Вопрос: Вы упомянули этап в Китае. Шарль что-то скорректировал в настройках, адаптировал свой стиль пилотирования? Сложилось впечатление, что тот Гран При стал для него переломным...
Фредерик Вассёр: Со стороны может показаться, что после Гран При Китая в Шарле произошли перемены, но это не так. Небольшая ошибка по ходу гонки может в корне изменить ситуацию, до своего разворота в Шанхае Шарль ехал очень здорово, однако скорость была у него еще в Мельбурне. Главное – собрать всё воедино в нужный момент. В этом плане между Формулой 2 и Формулой 1 огромная разница, но Шарль постепенно всё лучше контролирует ситуацию.

Вопрос: В нынешнем сезоне вы впервые участвуете в пресс-конференции. Расскажите о машине команды, насколько она хороша? Прогресс по сравнению с прошлым годом объясняется исключительно мотором? Вы довольны шасси?
Фредерик Вассёр: Надеюсь, дело не только в моторе! Команда выкладывается по максимуму, но путь прогресса длинный. В работе над шасси нам свойственна определенная инерция, подчас очень сложно находить нужных специалистов, а когда находишь, их переход не всегда согласовывают. Но мало-помалу мы движемся вперед, добились прогресса не только с мотором, но и с шасси, но нам еще нужно время. Главное, мы знаем, чего хотим достичь.

Вопрос: Тото, год назад в Монако Mercedes было очень непросто. Есть ли ощущение, что те сложности остались позади? Как складывается уик-энд?
Тото Вольфф: В прошлом году в четверг мы тоже были быстры. По чистой скорости наша машина была явным фаворитом, но мы не угадали с настройками. Темпа в целом хватало, но соперникам мы уступали. Опять же, фундаментальная причина была и остается прежней: разные машины по-разному проявляют себя на конкретной трассе, и конфигурация в Монако в предыдущие годы подходила нам не лучшим образом.

Вопрос: В среду ваши гонщики говорили, что команда лучше подготовилась к этому этапу. Что было сделано иначе?
Тото Вольфф: Мы поняли, что было не так с настройками, усовершенствовали используемые технологии симуляции. Мы знаем свои слабые стороны и в этот уик-энд постараемся настроить машину так, чтобы добиться от неё максимально возможной для этой трассы скорости.

Вопрос: Вчера Льюис сказал, что не торопится с подписанием нового контракта. Вы разделяете его подход?
Тото Вольфф: Ситуация по-своему забавная, ведь контракт мы обсуждаем уже довольно долго. Мы уладили основные моменты, а затем вернулись к привычной работе: команда сосредоточилась на своих делах, Льюис – на собственной подготовке. Это свидетельство взаимного доверия, никто никого не торопит. У нас нет конкретной даты для объявления о контракте, но я не вижу причин, по которым соглашение может быть не подписано.

Вопрос: В какой момент этот вопрос станет для вас наиболее приоритетным?
Тото Вольфф: Процесс в завершающей стадии, сейчас в переписке обсуждаются оставшиеся моменты. Я не хочу называть конкретную дату, поскольку тогда вы будете спрашивать меня, почему соглашение в этот день не подписано. Возможно, мы выберем для этого один из уик-эндов в ближайшие два месяца.

Вопросы с мест

Вопрос: (Скотт Митчелл) Тото и Кристиан, для ваших команд Ferrari – прямой конкурент. В преддверии этого уик-энда было немало разговоров о возможных нарушениях, допущенных итальянской командой в работе с батареями. Что вы думаете об этой ситуации, и насколько вы удовлетворены реакцией со стороны FIA?
Кристиан Хорнер: Red Bull Racing не производит моторы, о специфике силовых установок вам лучше спросить Тото, но слухи, о которых вы говорите, действительно имели место. Уверен, у FIA есть все необходимые компетенции и инструменты для проверки машины по ходу уик-энда, а каждая команда обязана безусловно соблюдать правила. Думаю, на ваш вопрос лучше всего ответят именно в FIA.

Тото Вольфф: Кристиан прав. Вопросы легальности того или иного технического решения появляются регулярно, некоторые моменты кажутся откровенно спорными, но проверка их – прямая обязанность и повседневная задача FIA, а команды обязаны безусловно соблюдать правила. Уверен, FIA по силам решить любой вопрос, касающийся мотора или шасси. Насколько я понял, ситуация с Ferrari еще обсуждается – посмотрим, каким будет результат.

Вопрос: (Дитер Ренкен) Фредерик, ваша команда приобретает у Ferrari и силовую установку, и батареи. Насколько я понял, сегодня утром в Ferrari установили на свои моторы специальные датчики, поскольку в FIA желали убедиться, что команда не использует запрещенные правилами технологии. Пришлось ли и вам устанавливать датчики?
Фредерик Вассёр: Мне ничего об этом не известно. Команда работала с теми моторами, что установлены на наших машинах, в этом плане мы полностью доверяем Ferrari, и у меня нет никаких опасений.

Вопрос: (Жером Пагмайр) Тото, в среду Льюис Хэмилтон сказал, что не торопится подписывать контракт, сегодня вы говорите, что нет конкретного срока. Мы не понимаем, когда в процессе будет поставлена точка. Можно ли сказать, что Льюис сам будет решать, когда ставить подпись?
Тото Вольфф: Нет. Это привычная процедура переговоров, которая имеет место быть и в других командах – уверен, в Red Bull Racing ситуация схожая. Процесс продолжается, мы не видим смысла принуждать друг друга к подписанию документа, который в любом случае будет подписан. Не знаю, что именно вчера говорил Льюис, но наша с ним дискуссия складывается позитивно: у него нет желания уходить из команды, равно как у команды нет стремления с ним расстаться.

Вопрос: Зак, возможно, вы прокомментируете ситуацию между McLaren и Фернандо Алонсо…
Зак Браун: Она аналогичная. Сезон едва начался, рано о чем-то говорить. Конечно, мы беседуем с нашими гонщиками, в той или иной степени контактируем с представителями других команд, но, как правило, подобные темы становятся актуальными летом. Как и год назад, мы решили дождаться летнего перерыва – уверен, Фернандо скоро сообщит нам о своих намерениях.

Вопрос: (Дэн Натсон) Зак, как обстоят дела с титульным спонсором, и какова позиция McLaren Group насчёт увеличения числа акционеров?
Зак Браун: Вопрос увеличения числа акционеров решать самим акционерам. Мне ничего не известно о подобных дискуссиях, думается, всех устраивает нынешний состав владельцев. Если говорить о титульном спонсоре, наш замечательный коммерческий отдел ежедневно в поисках, и я не отказался бы иметь под рукой хрустальный шар, чтобы знать точную дату, когда появится ключевой партнер. Мы движемся вперед, уже смогли привлечь четверых или пятерых спонсоров – больше, чем любая другая команда. Я доволен достигнутым прогрессом, притом об одном из соглашений было объявлено буквально этим утром. Будем продолжать в том же духе, в Формуле 1 много партнеров не бывает.

Вопрос: (Джонатан МакЭвой) Вопрос ко всем, за исключением Тото. Считаете ли вы, что Льюис Хэмилтон открыт для переговоров, или вопрос о его дальнейшем выступлении за Mercedes фактически решен?
Кристиан Хорнер: Мне кажется, что вопрос затягивается исключительно по финансовым соображениям – должно быть, сумма заставила прослезиться и Тото, и Ники Лауду. Льюис привык жить на широкую ногу, услуги четырехкратного чемпиона мира вряд ли обходятся дешево – для меня задержка с подписанием контракта объясняется именно финансовой стороной.

Вопрос: Зак?
Зак Браун: Я буду удивлен, если в следующем сезоне Льюис не будет выступать за Mercedes. Думаю, это всего лишь вопрос времени. Уверен, Хэмилтон останется в команде.

Вопрос: Фредерик?
Фредерик Вассёр: Я верю, что Льюис и Тото продолжат работать вместе.

Вопрос: А где, по-вашему, в следующем сезоне будет выступать Шарль Леклер?
Фредерик Вассёр: Надеюсь, в Sauber. Во всех командах довольны своим нынешним составом, я в этом плане не исключение.

Вопрос: (Мэтью Марш) Зак, в предыдущих двух гонках нам было приятно видеть в паддоке Жиля де Феррана. Какова его роль в McLaren?
Зак Браун: Жиль – давний друг McLaren, мы пригласили его на роль консультанта, чтобы он помог нам в работе с молодыми гонщиками. Компания присматривается к другим гоночным сериям, в частности к Indycar, а Жиль добивался там успехов, побеждал в «500 милях Индианаполиса», владел собственной командой. Этот замечательный гонщик отлично знает своё дело, его опыт поможет нам многого добиться, потому вы будете часто видеть Жиля и на этапах Indycar, и на Гран При Формулы 1.

Вопрос: (Дитер Ренкен) Зак, вы назвали инвестиции со стороны Майкла Латифи отличной новостью, однако в McLaren Group скрывали имя нового акционера, пока журналисты не выяснили всё самостоятельно. Разве подобная полупрозрачность хороша для компании уровня McLaren? Как сейчас распределены акции McLaren Group после прихода Латифи?
Зак Браун: Состав акционеров – открытая информация, с которой может ознакомиться каждый заинтересованный. Когда речь идет о соглашении со спонсором, гонщиком или новым акционером, всегда присутствует день, в который команда хочет сделать заявление, однако вы, журналисты, в этот раз сработали на опережение. Мы рассчитывали обо всём объявить в плановый срок, но после того, как информация просочилась в прессу, сделали это немного раньше.

Вопрос: (Агрис Лаузиниекс) Вопрос ко всем. Огорчены ли вы тем, что в этот уик-энд на стартовой решетке вновь будут девушки-модели, и считаете ли вы, что грид-герлз должны присутствовать на каждом Гран При, если им самим этого хочется?
Фредерик Вассёр: Я ничуть не огорчен тем, что грид-гёрлз на время вернутся. В конце концов, владельцам трассы самим решать, хотят они привлекать девушек модельной внешности, или нет. В Монако этот шаг очень приятен.

Тото Вольфф: Если вы спросите пятерых человек о грид-гёрлз, в ответ услышите восемь мнений. Сама идея не имела ничего общего с дискриминацией, это часть истории чемпионата. Просто девушки теперь представляют Emirates или Heineken, а не Hawaiian Tropic, как было тридцать лет назад. Лично мне будет приятно снова видеть их на стартовой решетке в Монако.

Кристиан Хорнер: В этот уик-энд девушки представляют нашего партнера, компанию TAG Heuer, и это обстоятельство вызвало обширную дискуссию, но если честно, мне кажется, возвращению грид-гёрлз многие рады. В каждой гоночной серии должна быть свобода выбора: на одних трассах предпочтут пригласить детишек, на других – парней и девушек. При условии, что всё делается корректно, решение должно оставаться за промоутером этапа.

Зак Браун: Мне нечего добавить к словам моих коллег.

Вопрос: (Луис Деккер) Каковы первые впечатления от шин HyperSoft? Этот состав способен повлиять на результат гонки, или это просто другие шины?
Зак Браун: Я прибыл в Монако всего полчаса назад и еще не беседовал с инженерами, потому у меня нет ответа.

Кристиан Хорнер: HyperSoft – самый мягкий из составов Pirelli, разница между ним и следующим по жесткости составом весьма значительная. Думаю, по мере того, как трасса покроется слоем отработанной резины, с этими шинами будет полный порядок. Уровень деградации в Монако низкий, здесь нет затяжных поворотов, поэтому составы используются самые мягкие.

Тото Вольфф: В первой тренировке разница в результате на круге между HyperSoft и UltraSoft была очень значительной – более секунды. Мы наблюдали определенный уровень деградации, что в случае с HyperSoft вполне ожидаемо, и вы могли видеть аналогичную ситуацию в Ferrari. Похоже, в Red Bull Racing работали по иной программе, но, как заметил Кристиан, по мере того, как трасса будет покрываться слоем отработанной резины, ситуация может измениться. Лично мне эти шины нравятся, с новым асфальтом и составом HyperSoft результат на круге будет просто поразительным!

Фредерик Вассёр: Большое преимущество HyperSoft над ближайшим составом было и на зимних тестах в Барселоне, сегодня мы увидели сопоставимую разницу, но нужно оценить ситуацию по ходу уик-энда, ведь уровень сцепления будет возрастать. Выводы сделаем в субботу.

Вопрос: (Дитер Ренкен) Учитывая неопределенность насчёт того, что ждет Формулу 1 после 2020 года, насколько вам трудно договариваться с гонщиками, спонсорами и поставщиками моторов?
Кристиан Хорнер: В пятницу состоится встреча, на которой, хочется верить, представители Liberty Media расскажут о следующих шагах. Эти шаги должны быть тщательно продуманы, поскольку меры вроде ограничения бюджета потребует многочисленных изменений в договорах между командами и поставщиками, а в Великобритании контракты всегда очень сложные. Тем не менее, мы с интересом ждем предложений от владельцев чемпионата.

Тото Вольфф: Это очень сложный вопрос, поскольку речь идет о техническом регламенте и распределении доходов. Нужно учесть многие нюансы, но я всё же надеюсь, что встреча пройдет конструктивно, мы чуть лучше во всем разберемся и сможем действовать соответствующе.

Фредерик Вассёр: Первая встреча состоялась еще в Бахрейне, завтрашнее собрание очень важное. Нам необходимы разъяснения по многим вопросам – да, это начало новой эры, однако мы должны действовать очень оперативно, в том числе в интересах всей Формулы 1.

Зак Браун: Вопрос касался сложности заключения контрактов с гонщиками, спонсорами и поставщиками моторов, мои коллеги очень обстоятельно и верно на него ответили – совсем скоро мы узнаем детали и сможем действовать сообразно обстановке.

Если говорить именно о спонсорах, наши партнеры знают, что Формула 1 будет существовать и в 2021 году, став ещё более привлекательной для болельщиков, и партнеров такая перспектива воодушевляет. Гонщики тоже хотят продолжать гоняться – я не слышал, чтобы кто-то из них раздумывал на этот счёт. Разве что с моторами ситуация сложнее, поскольку я не уверен, что у всех поставщиков есть договоренности на 2021 год, но мы верим, что чемпионат движется в верном направлении. Лично я не думаю, что кто-либо из нынешних участников нас покинет.

Вопрос: (Скотт Митчелл) Фредерик, насколько я понял, в этот уик-энд Маркус и Шарль получили новый мотор, турбину и модуль MGU-H. Это сделано из соображений надежности, или вы получили обновленную спецификацию от Ferrari?
Фредерик Вассёр: Мы следуем графику, согласно которому замена мотора предполагалась именно в Монако. Это плановое обновление.

Вопрос: (Максимилиан Вендл) Для многих гонщиков трасса в Монако особенная, но чем она примечательна для вас, руководителей команд?
Тото Вольфф: Трасса в Монако совершенно особенная, она по-своему характеризует всю Формулу 1. На узких улочках пилотировать очень непросто, а окружающая обстановка поистине уникальна. У этого этапа особенный шарм, здесь Формула 1 выглядит такой, какой была в старые времена – хорошо, что мы остаемся верны традиции выступать в Княжестве.

Кристиан Хорнер: Все трассы по-своему примечательны, но история этой не сравнится ни с чем. Если я правильно помню, это 76-й Гран При Монако, и победа в Княжестве всегда воспринимается как нечто особенное. Да, за последние десять лет инфраструктура сильно изменилась, в этом году у нас впечатляющий комплекс боксов, однако уникальность конфигурации и её сложность остались прежними. Здесь труднее всего обгонять, здесь номер в гостинице обходится дороже, чем где-либо, но, как заметил Тото, эта трасса по-своему характеризует всю Формулу 1, у Гран При Монако очень богатая история.

Зак Браун: Мне практически нечего добавить за исключением того, что это самая престижная гонка в расписании сезона. В любой гоночной серии есть самый знаменитый этап – «24 часа Ле-Мана», «500 миль Индианаполиса», «Daytona 500»… Если спросить гонщиков Формулы 1, какой этап они хотят выиграть, кроме своего домашнего, каждый назовет Гран При Монако.

Фредерик Вассёр: Пожалуй, это одна из самых захватывающих гонок на планете, не только в Формуле 1, и у победы здесь особенный вкус. Да, за первое место здесь начисляют те же 25 очков, как за успех на любой другой трассе, но ощущения от триумфа совсем иные, непередаваемые. В Монако гораздо больше зависит от гонщика, потому для парней это всегда захватывающий вызов.

Тото Вольфф: К слову, апартаменты Берни в Поль-Рикар обходятся дороже, чем номер в одном из здешних отелей.

Перевод: Валерий Карташев

Читайте ещё