Гран При Азербайджана: Пресс-конференция в четверг

Пресс-конференция в четверг. Первая часть

Первая пресс-конференция

Участники: Даниил Квят (Toro Rosso), Кими Райкконен (Ferrari), Стоффель Вандорн (McLaren)

Вопрос: Кими, начнем с вас. В этот уик-энд Формула 1 возвращается на уличную трассу, притом в Монако именно вам достался поул – насколько вы уверены, что сумеете повторить тот субботний результат?
Кими Райкконен: К сожалению, тот поул ничего не гарантирует – он в прошлом, а здесь совершенно иная трасса, ничем не похожая на Монако. Тем не менее, наша машина одинаково эффективна везде – посмотрим, как пойдут дела здесь, мы можем лишь выкладываться на пределе. Надеюсь, получится снова оказаться впереди.

Вопрос: В Азербайджан Pirelli привезла более жесткие составы, чем в Монако. Как это скажется на сражении Ferrari и Mercedes?
Кими Райкконен: Не представляю. Во всех прошедших гонках борьба была плотной. Как я говорил, трассы в Монако и Азербайджане сильно отличаются – неудивительно, что и шины здесь другие. Впрочем, мне не интересно рассуждать, что может произойти – полагаю, борьба будет столь же острой, как раньше. Удивлюсь, если одна из команд окажется заметно быстрее другой.

Вопрос: После технических проблем в Канаде, есть ли желание, чтобы в этот раз удача оказалась на вашей стороне?
Кими Райкконен: Нет, на это нельзя рассчитывать. Да, мне часто не везло, но неприятности иногда случаются – мы сталкивались с чем-то таким, с чем не имели дела ранее, но сейчас проблемы устранены. Сложности возникают в самый неподходящий момент, но нам удавалось финишировать и зарабатывать очки. Ситуация не идеальная, но так бывает.

Вопрос: Спасибо и удачи в предстоящий уик-энд! Стоффель, вы впервые приехали в Баку. Расскажите, как вы готовились к этапу на трассе, где прежде не выступали. Больше тренировок на симуляторе? Фернандо Алонсо делился с вами советами?
Стоффель Вандорн: Я тренировался на симуляторе, как и перед каждым этапом. Хорошо, что симулятор достаточно надежен – я смог проехать немало кругов! Кроме того, в прошлом году я следил за этапами Формулы 1 и GP2 в Баку, просматривал записи с бортовых камер – пожалуй, это всё.

Вопрос: Фернандо помог советом?
Стоффель Вандорн: У меня не было возможности побеседовать с ним – уверен, получится по ходу уик-энда.

Вопрос: В Канаде вы активно комментировали скорость машины, и когда экономили топливо, называли себя «легкой добычей» на прямых. Учитывая конфигурацию трассы в Баку, чего вы ждете от уик-энда?
Стоффель Вандорн: Это уличная трасса, притом она, как заметил Кими, сильно отличается от Монако – здесь мы развиваем очень высокую максимальную скорость, почти такую же, как в Канаде. Не думаю, что мы можем питать особые надежды, но постараемся сработать на пределе. Нам предстоит получить штраф, это неприятный момент, но такова ситуация – попробуем сосредоточиться на гонке. Возможно, у нас получится кое-что предпринять по ходу дистанции.

Вопрос: Позвольте прояснить. Мы знаем о штрафе для Фернандо Алонсо – вам тоже предстоит потерять позиции?
Стоффель Вандорн: Да, меня тоже ждет штраф. Вероятно, мы будем конкурировать с Алонсо за последнее место на стартовой решётке.

Вопрос: Тем не менее, желаем удачи! Даниил, для вас гонка в Канаде выдалась неудачной. У вас было время обо всем подумать – каково сейчас ваше видение тех событий?
Даниил Квят: Канадская гонка уже позади, и её итог нас расстроил, поскольку очков мы не заработали. Проблемы начались ещё с прогревочного круга, когда мне не удалось тронуться с места, и мы потеряли немало времени. После этого я попытался вернуться на свою позицию и уже практически поравнялся с последней машиной, которую мне оставалось обогнать, но было уже поздно.

Мне пришлось начинать гонку со стартового поля, за что я потом был оштрафован, но на самом деле получил два штрафа. Ситуация развивалась по спирали, становясь всё хуже. Конечно, я проехал 55 кругов на одном комплекте шин UltraSoft, и всё равно у нас сохранялись шансы на очки, но, к сожалению, на пит-стопе возникли проблемы, и мы не смогли продолжить гонку.

Вопрос: Будем надеяться, здесь вам повезет больше. Год назад в Баку вы квалифицировались шестым – рассчитываете и в этот раз пробиться в финал?
Даниил Квят: Прошлый год и нынешний – две разные истории. Да, в 2016-м мы уверенно выступали в квалификациях, но даже если условия ожидаются примерно такими же, машины теперь совершенно иные. Впрочем, STR12 была достаточно конкурентоспособна на большинстве трасс – надеюсь, и здесь мы окажемся на привычных позициях. В Баку одна из самых протяженных прямых чемпионата, эту часть трассы не назовешь нашей любимой, но мы постараемся минимизировать потери и сделаем всё, чтобы выглядеть конкурентоспособно на других секторах и в целом выступить сильно.

Вопросы с мест

Вопрос: (Саймон Лейзенби) Стоффель, руководство McLaren и ваш напарник активно комментировали сотрудничество с Honda, а в Канаде вы впервые присоединились к их мнению. Из-за проблем начало вашего первого полноценного сезона в Формуле 1 получилось непростым. В каком направлении, по-вашему, должна двигаться команда?
Стоффель Вандорн: Это не мне решать. Начало сезона выдалось непростым, хочется бороться за более высокие позиции, и в McLaren мы стараемся поставить интересы команды на первый план. Нам важно отыграться, и я уверен, что коллектив на правильном пути. Надеюсь, в какой-то момент мы вновь будем конкурентоспособны, и этот момент, хочется верить, наступит уже скоро.

Вопрос: (Бен Эдвардс) Кими, борьба между Mercedes и Ferrari очень острая. Теперь вы в ситуации, когда вам предстоит помогать Себастьяну Феттелю? Так уже было раньше: Фелипе Масса помог вам в 2007-м, вы отплатили ему тем же в 2008-м. Пришло время снова поддержать напарника?
Кими Райкконен: В нашей команде очень чёткие правила по поводу того, что нам разрешается, что не разрешается, и что команда хочет, чтобы мы делали. Мы действуем по этим правилам. Не уверен, что мне стоит обсуждать с прессой то, о чём мы говорим внутри команды.

Маурицио [Арривабене] об этом говорил, с тех пор ничего не изменилось. На самом деле, так было всегда, по крайней мере в тех командах, где я выступал. Когда у меня не останется математических шансов завоевать титул, я помогаю напарнику. У меня нет и никогда не было с этим проблем, для нас это очень лёгкое решение.

Очевидно, прежде нужно сделать всё, чтобы обе машины Ferrari боролись во главе гонки. Если Себастьян победит – пусть так, если у меня не останется шансов, пусть всё идёт, как идёт. Мы должны работать в интересах Ferrari, добиваясь максимально возможных результатов.

Вопрос: (Ливио Орихио) Кими, в чем причина столь серьезной разницы в количестве заработанных очков между вами и Себастьяном? Вам сложнее работать с машиной? Не везет в гонках? Отставание уже весьма существенное…
Кими Райкконен: Да, существенное. Когда гонка складывается неудачно, приходится адаптироваться, а Себастьян выступал очень здорово и был конкурентоспособен на всех трассах. Я не лучшим образом начинал первые несколько гонок – стартовал в целом неплохо, но оказывался не там, где рассчитывал. Возникали небольшие проблемы, был сход с дистанции, предыдущий этап тоже сложился не идеально – так иногда случается, к сожалению. Если ваш напарник регулярно поднимается на подиум, отрыв быстро увеличивается – таковы гонки.

Даниил Квят

Вопрос: (Алексей Попов) Даниил, в социальной сети вы разместили видеозапись тренировки по единоборствам. Это посыл кому-либо, или просто совпадение?
Даниил Квят: Нет, это не посыл, просто тренировка. Я провел её в Монако, единоборства – моё увлечение, у меня есть отличный тренер. В расписании чемпионата нелегко найти время для специфичных тренировок – как правило, гонщик либо бегает, либо занимается на велосипеде. Со временем это становится скучным, потому я попробовал нечто иное, и мне это очень понравилось!

Вопрос: Не могли бы вы рассказать тем, кто не смотрел запись, что именно вы делали?
Даниил Квят: Просто посмотрите видео! Мне нравится тренироваться, в Монако я познакомился с хорошим тренером по боксу, а поскольку в моем тренажерном зале есть боксерский ринг, мы смогли всё организовать. Я попросил дать мне пару уроков. Бокс – очень интересный спорт, а выстоять все 12 раундов весьма непросто физически.

Вопрос: (Саймон Лейзенби) Вопрос к Даниилу. Полагаю, в случае еще больших разногласий с собственным напарником дело может предпринять острый оборот, не так ли? Я говорю об этапе в Канаде, где у вас было два штрафа, сход, а также спор с Карлосом по поводу использования «воздушного мешка» в квалификации. Вам удалось разобраться в причинах? Как разрешилась ситуация?
Даниил Квят: Что касается двойного штрафа, после гонки у нас был откровенный разговор за закрытыми дверями с Чарли Уайтингом и Жаном Тодтом, все высказали свои мнения, все всё поняли, и итог той беседы был весьма позитивным. Тема была исчерпана, ситуация прояснилась.

Если говорить о втором моменте, мы уже всё сказали, эта информация должна остаться внутри команды.

Вопрос: (Бен Эдвардс) Стоффель, вы сказали, что вас ждёт штраф за замену элементов силовой установки. Новые детали добавят скорости или надежности?
Стоффель Вандорн: Какие конкретно элементы будут заменены – вопрос скорее к Honda. Но я не думаю, что мы увидим много новинок в этот уик-энд, так что вряд ли силовая установка будет сильно отличаться от той, что была в Канаде.

Вопрос: В продолжение вопроса об использовании «воздушного мешка» в квалификации. Учитывая большую длину прямой в Баку, готовы ли вы взаимодействовать с напарником, чтобы тем самым помочь друг другу улучшить время на круге? Кими, возможно, вы ответите…
Кими Райкконен: У нас нет таких планов. Мы никогда не использовали подобную тактику, и вряд ли это произойдет здесь. Основная причина – в квалификации невероятно сложно контролировать ситуацию с трафиком, притом крайне важно обеспечить себе чистый круг. Когда планируешь нечто такое, о чем вы говорите, осуществить задуманное сложно, и сама идея может принести обоим напарникам больше вреда, чем пользы.

Вторая пресс-конференция

Участники: Валттери Боттас (Mercedes), Эстебан Окон (Force India), Роман Грожан (Haas).

Вопрос: Валттери, скорость Mercedes не вызывает сомнений, четыре победы команды – лучшее подтверждение, но настроить машину непросто. Насколько сильнее вы будете в этот уик-энд, ведь в Баку не представлен состав UltraSoft?
Валттери Боттас: В большинстве гонок между нами и Ferrari борьба была предельно плотной, здесь сложно что-либо прогнозировать – особенно на этой трассе, где одни участки напоминают Монако, а другие – Монцу. Думаю, соперничество вновь будет острым. Как вы заметили, временами у нас наблюдались сложности с тем, чтобы правильно настроить машину и вывести шины в рабочий диапазон, потому воздержусь от прогнозов.

Вопрос: Вам поможет использование более жестких составов Pirelli?
Валттери Боттас: Вряд ли это чем-то поможет – шины одинаковы для всех, а там уже наша задача за счет настроек заставить их работать эффективно.

Вопрос: На этой неделе на конференции FIA в Женеве Тото Вольфф сказал, что вы по-прежнему находитесь в некомфортной ситуации, не имея контракта на следующий сезон. Вам в самом деле некомфортно?
Валттери Боттас: Для меня это нормальное состояние, у меня так бывает каждый год! Ни в одном из прошлых сезонов в Формуле 1 я не знал, где буду выступать на следующий год.

Вопрос: Команда дала понять, когда объявит своё решение?
Валттери Боттас: У Mercedes есть график, там указано, когда решается вопрос с пилотами. Но это внутренний вопрос команды, я не буду говорить об этом публично. Нет смысла спешить.

Вопрос: Эстебан, после Гран При Канады Force India захватила заголовки новостей – особенно тех, что посвящены командной тактике. Расскажите, как складывались заключительные круги гонки в Монреале…
Эстебан Окон: В тот момент у нас с Серхио была разная стратегия. Я позднее провел пит-стоп и ехал немного быстрее. Но команда позволила нам бороться друг с другом, и это решение заслуживает уважения – приятно видеть такое доверие с их стороны. После финиша мы обсудили ситуацию, а на неделе, когда всё успокоилось, я позвонил Серхио, и мы еще поговорили. Сейчас мы в полном порядке, настроены на предстоящий уик-энд, между нами нет никаких противоречий.

Вопрос: То есть, вы отправите Серхио открытку на Рождество?
Эстебан Окон: Конечно, без проблем!

Вопрос: После гонки в Монреале Виджей Малья сказал, что, возможно, начиная с этапа в Баку, команде предстоит внедрить определенные правила. По итогам обсуждений с командой не могли бы вы рассказать, в чем эти правила заключаются?
Эстебан Окон: Посыл в том, что в Force India всегда позволяют гонщикам бороться между собой. Конечно, если разница в скорости велика, они сделают так, чтобы команда получила максимальную выгоду, но в Монреале они не стали вмешиваться, и это решение заслуживает уважения. Посмотрим, сможем ли мы здесь добиться отличного результата.

Вопрос: Если в этот уик-энд ситуация окажется противоположной, и вас попросят пропустить Серхио, вы послушаетесь?
Эстебан Окон: Я всегда выполняю указания команды.

Вопрос: Роман, впервые за время выступления в Haas вы в трех гонках подряд заработали очки. Каких результатов можно ожидать дальше?
Роман Грожан: Хороший вопрос. С дебютного сезона команда обретала стабильность, набиралась опыта и, успешно использовав стратегию, брала от ситуации максимум. В Канаде нам не хватало скорости, но в гонке за счет агрессивного подхода и определенного везения удалось заработать очки. В Монако мы были быстры, хотя год назад у нас там были сложности – в общем, прогресс серьезный. Оглядываясь назад, я горжусь командой и самим собой, ведь я был с коллективом с самого первого дня, и всё, чего мы добились, стало результатом совместной работы. Это особенный опыт – строить команду вокруг себя.

Вопрос: В пресс-релизе вы назвали трассу в Баку сочетанием Монако и Монцы. Не могли бы рассказать об этом подробнее? С какими вызовами при работе над настройками предстоит иметь дело?
Роман Грожан: В Баку на первом секторе длинная прямая, а также медленные повороты с жесткими торможениями – как в Монце, потому максимальная скорость и стабильность на торможении здесь очень важны.

От пятого поворота начинается непростая секция: кочковатый асфальт, подъемы, спуски, узкое пространство – это напоминает Монако, и найти компромисс в настройках довольно сложно. Год назад ради максимальной скорости в квалификации некоторые команды пожертвовали прижимной силой, но в воскресенье их шины спустя несколько кругов потеряли эффективность. Важно добиться оптимального баланса между темпом в квалификации и гонке.

Вопрос: Вы определенно, надеетесь, что на этот раз обойдется без пластиковых пакетов на трассе?
Роман Грожан: Было бы замечательно! Год назад они ничем не помогли нашей гонке…

Вопрос: Конечно, ведь один из пакетов застрял в радиаторе вашей машины.

Вопросы с мест

Вопрос: (Жером Пагмайр) Эстебан, вы сказали, что звонили Серхио Пересу и обсуждали с ним ситуацию в Монреале. Почему вы так поступили, если ранее у вас уже было совещание?
Эстебан Окон: После гонки мы торопились на самолет, потому совещание прошло в спешке. Всегда приятнее поговорить чуть позднее, когда уик-энд позади и все чувствуют себя более расслабленно. Было важно побеседовать подробнее, мы с Серхио открыто обсудили все моменты, теперь между нами полный порядок, мы готовы по максимуму выкладываться в предстоящей гонке.

Вопрос: (Саймон Лейзенби) Роман, в продолжение вопроса о вас и команде. Придя в Haas, вы были рады, что строите команду вокруг себя, но не кажется ли вам, что сейчас вы могли бы добиться большего, чем 15 очков и восьмое место в личном зачете? В какой момент даст о себе знать стремление к большей конкурентоспособности и проявится разочарование? Если говорить о партнерстве с Ferrari, считаете ли вы, что в случае вакансии там можете оказаться первым из претендентов?
Роман Грожан: Жизнь полна неожиданностей. В декабре прошлого года Валттери Боттас планировал продолжить карьеру в Williams, а сейчас выступает за рулём машины, ведущей борьбу за чемпионский титул. Порой всё решает один телефонный звонок, но важно показывать стабильно хорошие результаты на трассе.

Я иногда печалюсь, что пока у меня не было возможности выигрывать гонки в Формуле 1. Гонщики приходят из молодёжных серий, где выигрывают всё подряд, а здесь такой шанс получить гораздо сложнее. Когда машина недостаточно конкурентоспособна, это всё равно, что бежать стометровку, стартуя на десять секунд позже остальных. Но приятно видеть, что мы начали проект с нуля, создали новую команду и многих смогли удивить.

Люди говорили: «У Haas за плечами четыре года полноценной работы в аэродинамической трубе, они могут сработать здорово», а когда у нас начались сложности, развели руками… Впрочем, для Формулы 1 это нормально. Тогда мы активно готовились к нынешнему сезону, сейчас уже работаем на 2018-й – команда старается с каждым годом становиться сильнее, а для этого нужно искать ресурсы и прилагать усилия. Проблема нынешнего сезона в том, что машины Mercedes, Ferrari и Red Bull занимают первые шесть мест в десятке, Williams и Force India тоже очень быстры, так что мы, по сути, ведём борьбу за одну-две позиции – заработать очки очень непросто. В Мельбурне мы были впереди представителей середины пелотона, из-за проблем с силовой установкой потеряли немало очков, но в целом коллектив работает неустанно, и я надеюсь, что мы вступим в борьбу за более высокие результаты.

Вопрос: (Ливио Орихио) Валттери, в прошлом году в Баку в гонке вы показали максимальную скорость свыше 370 км/ч. С нынешними машинами, имеющими заметно большую прижимную силу, достичь чего-то подобного будет сложнее?
Валттери Боттас: Вряд ли мы увидим подобную скорость, поскольку у нынешних машин выше лобовое сопротивление – будет чудом, если мы помчимся столь же быстро с заметно большими шинами и антикрыльями.

Вопрос: (Ливио Орихио) А если говорить о результате на круге?
Валттери Боттас: Он улучшится. Сейчас мы гораздо быстрее в поворотах, а здесь за исключением двухкилометровой прямой их хватает – там как раз потребуются хорошее сцепление с трассой и прижимная сила.

Вопрос: (Жером Пагмайр) Валттери, вы говорили, что в отношении перспектив не стоит спешить. В какой момент вам всё станет известно, и к какому сроку вы сами хотели бы обо всем узнать?
Валттери Боттас: Не представляю, когда всё станет ясно. График команды достаточно гибкий. Никакого давления нет. Уверен, переговоры начнутся в ближайшее время, ведь я хочу знать, как обстоят дела. Моя цель – остаться пилотом Mercedes на многие годы. Именно поэтому я упорно работаю каждый день, пытаюсь использовать каждую ситуацию, каждый гоночный уик-энд.

Вопрос: Валттери, ведете ли вы переговоры с другими командами?
Валттери Боттас: Нет.

Вопрос: (Ливио Орихио) Валттери, на месте руководителя команды вы оставили бы в коллективе нового гонщика, который в первых шести гонках сезона завоевал поул и одержал одну победу?
Валттери Боттас: Конечно, да!

Вопрос: То есть, с самим собой вы бы продлили контракт?
Валттери Боттас: Разумеется.

Вопрос: Валттери и Роман, не могли бы вы рассказать о том, насколько сложно управлять машиной на этой трассе с её многочисленными и разнообразными поворотами – не только в плане подбора настроек, но и в плане работы в кокпите? В прошлом году в 15-м повороте было немало событий – он по-прежнему остается одним из ключевых?
Валттери Боттас: Пилотировать в Баку очень непросто. Это одно из тех мест вроде Монако или Сингапура, где ты мчишься предельно близко к барьерам и не можешь позволить себе ни малейшей ошибки. Но для гонщика это очень здорово, и если, скажем, в квалификации удается проехать отличный круг, испытываешь подлинное наслаждение.

Нужно рисковать, не теряя концентрацию. Год назад повороты, выводящие на главную прямую, со свежими шинами и малым количеством топлива мы проходили едва ли не с педалью газа в пол, в нынешнем сезоне это будет сделать даже проще, но в гонке с полными баками и на изношенной резине преследовать соперника будет сложно.

Роман Грожан: Пятнадцатый поворот непростой уже в силу своей конфигурации. Трасса там поднимается на гребень, а затем уходит вниз, притом излом «слепой», а зона торможения – с изгибом. Найти точку торможения довольно трудно, а в самом повороте, когда машина переваливается через гребень, есть риск потерять контроль над её задней частью.

Узкий восьмой поворот год назад оказался на удивление безопасным – там небольшая скорость, и если удается точно направить машину, сложностей не возникает, но с более широким шасси предстоит действовать осторожнее, ведь там 20 сантиметров пространства воспринимаются как все 40 в любом обычном повороте.

Вопрос: Год назад многие ждали большого числа инцидентов в гонке, но до финиша добрались восемнадцать из двадцати двух машин. В нынешнем сезоне вы намерены больше рисковать?
Валттери Боттас: Нам тогда повезло: после многочисленных аварий и выездов машины безопасности в GP2 наша гонка обошлась без сейфти-кара. Но на подобных трассах инциденты всегда случаются, так что их может стать больше, чем прежде. Впрочем, мы всегда просчитываем риск, в этом плане никакой разницы с 2016-м…

Роман Грожан: Всё зависит от того, как складывается гонка. В 2016-м Нико Росберг ехал далеко впереди, Льюис имел дело с многочисленными проблемами, а в пелотоне было много борьбы. Но каждый из нас – человек, и после увиденного в GP2 все решили: «Давайте проедем дистанцию, выкладываясь на 99%, а не на 101%», – поэтому гонка прошла гладко.

Вопрос: (Саймон Лейзенби) Роман, как складываются сейчас ваши отношения с Ferrari, ведут ли ваши менеджеры переговоры с руководством итальянской команды?
Роман Грожан: На моей машине силовая установка Ferrari, коробка передач Ferrari, подвеска их разработки… Слишком рано говорить о следующем сезоне, ещё даже июль не наступил. Кто знает, каким окажется стартовое поле в следующем году? Валттери ждёт решения Mercedes, мы не знаем, останется ли Кими в Ferrari. В 2010-м всем казалось, что он завершил карьеру в Формуле 1, но сейчас 2017-й, и он продолжает выступать, отлично справляясь в свои 37 лет. Если у Скудерии появится вакансия, у меня хорошие шансы её занять, но это вовсе не значит, что в итоге всё так и получится.

Вопрос: (Жером Пагмайр) Эстебан, перед Гран При Монако вы выразили уверенность, что вскоре заработаете подиум. Учитывая события Гран При Канады, насколько вас воодушевляет мысль, что подиум в самом деле вполне достижим?
Эстебан Окон: Я поставил себе цель заработать подиум уже в этом сезоне и пока доволен своим прогрессом с этапа в Мельбурне. Постепенно мне становилось комфортнее в кокпите, я шаг за шагом прогрессировал и сейчас чувствую себя очень уверенно. Если здесь машина окажется конкурентоспособной – почему бы нет, нам вполне по силам зацепиться за первую тройку, и я буду выкладываться ради этого на все 100%. Посмотрим, на каких позициях мы окажемся после свободных заездов – если подиум будет вне досягаемости, я приложу максимум усилий, чтобы добыть его позднее.

Перевод: Валерий Карташев

Читайте ещё