Гран При Китая: Пресс-конференция в пятницу

Пресс-конференция в пятницу

Участники: Маурицио Арривабене (Ferrari), Тото Вольфф (Mercedes), Кристиан Хорнер (Red Bull Racing), Фредерик Вассёр (Renault), Юсуке Хасэгава (Honda), Эрик Булье (McLaren)

Вопрос: Начнем с общего вопроса. В ближайшие две недели ожидаются решения, призванные определить будущий облик Формулы 1 – регламент на 2017 год и спецификация силовых установок с 2018-го. Кристиан, возможно, вы ответите первым – какие параметры закладываются для шасси, и как в целом идёт дискуссия?
Кристиан Хорнер: В части технического регламента мы близки к финальному решению, пункты регламента, касающиеся шасси, недавно были согласованы стратегической группой, осталось в конце месяца уладить все формальности.

Уверен, большинство команд уже рассматривают следующий сезон через призму этих решений. Что касается силовых установок, недавно мы обсудили ряд моментов, результаты представим стратегической группе, а затем Комиссии Формулы 1 – всё должно быть завершено к 30 апреля, и я не жду каких-то неожиданностей.

Вопрос: Вас устраивает ход процесса, формат правил?
Кристиан Хорнер: Правила одинаковые для всех. В части шасси инженерам предстоит столкнуться с серьезным вызовом, что неизбежно на какое-то время скажется на расстановке сил. В части моторов обсуждение продолжается – это скорее вопрос на перспективу, но для шасси нововведения весьма интересные, они добавят разнообразия, и вы наверняка увидите разные решения от разных команд, как всегда бывает в случае смены регламента.

Вопрос: Тото, новый регламент для разных участников может сработать по-разному – вас это устраивает?
Тото Вольфф: Любые поправки – это вызов, но мы к этому вызову готовы, а строить машину, которая будет выглядеть несколько иначе, с прицелом на инновации весьма интересно. Добавят ли новые правила зрелищности – вопрос, но по ощущениям – да, поскольку именно по этой причине мы голосовали за. Посмотрим, как всё получится.

Вопрос: Эрик, ваше мнение?
Эрик Булье: Такое, как у Кристиана и Тото. Ожидание захватывает – полагаю, новые машины поедут быстрее, гонщикам понравится ими управлять, да и болельщики будут довольны. Что касается силовых установок, мы пытаемся добиться стабильности, которая станет ключом к дальнейшему развитию.

Маурицио Арривабене

Вопрос: Маурицио, Эрик упомянул болельщиков. Новые правила призваны сделать Формулу 1 более привлекательной для последующих поколений болельщиков – насколько важно всё сделать правильно?
Маурицио Арривабене: Как заметили коллеги, новые правила активно обсуждаются, и решения, призванные повысить зрелищность, почти готовы. В следующем году вы увидите иные машины с более широкими шинами, и если вам хочется обгонов, предстоит расширить и трассы… Нет, я шучу! Все направлено на то, чтобы сделать Формулу 1 более интересной.

Вопрос: Фредерик, в этом году Renault вернулась в Формулу 1 в качестве заводской команды. Насколько вам легче или сложнее в свете того, что уже через год изменятся правила?
Фредерик Вассёр: Не знаю, будет проще или сложнее, но хорошо, что новые правила в принципе будут. Разумеется, это не облегчает задачу, поскольку предстоит перестроить структуру команды, момент смены регламента для нас не оптимальный, но все это не имеет значения. FIA не должна руководствоваться интересами одной команды, мы должны сделать Формулу 1 более интересной для болельщиков, и если машины будут выглядеть впечатляюще, это понравится зрителям.

Вопрос: Господин Хасэгава, добро пожаловать! Вы вернулись в Формулу 1 и впервые присутствуете на пресс-конференции. Какова позиция Honda в части нового регламента на моторы, вас устраивает то, как развивается ситуация?
Юсуке Хасэгава: Как уже было сказано, предстоит обсудить ряд моментов – в частности, снижение расходов и кое-какие гарантии. Будучи производителем моторов и членом сообщества Формулы 1, мы имеем обязательства перед болельщиками, потому в Honda приветствуют новые правила, хотя некоторые вопросы, насколько я понял, требуют дополнительного обсуждения.

Вопрос: Для производителей моторов – о каких гарантиях поставки моторов в 2018 году идет речь? Эта цель выполнима? Тото?
Тото Вольфф: Речь идет о комплексном соглашении, поскольку нам поставлена задача найти такое решение, при котором ни одна из команд не останется без силовых установок. Все производители согласились с таким подходом и пытаются найти возможности. Кроме того, есть необходимость снижения расходов, этот фактор важен для большинства команд, и мы пытаемся учесть его в соглашении.

Конечно, нелегко угодить всем, Кристиан, например, не вполне доволен, но мы должны определиться до конца апреля. Нужно ратифицировать правила, и сейчас все работают над поиском хоть какого-то общего знаменателя.

Вопрос: Кристиан, Тото сказал, что вы, возможно, будете не вполне довольны – в прошлом с Red Bull Racing случались такие прецеденты. Что вы думаете о поставке моторов?
Кристиан Хорнер: Ситуация непростая, но в основе всего лежат четыре критерия, предложенные FIA с целью обеспечить чемпионату стабильность. Эти критерии следующие: снижение стоимости моторов до 12 миллионов евро за сезон, гарантии поставки силовых установок, сокращение разницы в мощности и решение вопроса со звуком. На данный момент ни один из критериев не исполнен, и я сомневаюсь, что это произойдет: как часто бывает в подобных случаях, подойдет срок, но ничего не изменится. Будет предпринята еще одна попытка устранить все сомнения на собрании стратегической группы и Комиссии Формулы 1, но в случае провала правила останутся неизменными.

Вопрос: Эрик, сегодня Фернандо Алонсо вернулся в кокпит. Как всё прошло? Возможно, вы расскажете о выступлении Стоффеля Вандорна в предыдущей гонке – как он помог команде?
Эрик Булье: К счастью, всё вернулось в норму – Фернандо без проблем провел тренировки. В FIA провели дополнительную проверку после первой части свободных заездов, но с этим не возникло никаких сложностей, поскольку Алонсо без проблем отработал утреннюю сессию. Он был в норме ещё до начала уик-энда, так что вопрос можно считать исчерпанным. Если говорить о Стоффеле, в Бахрейне он сработал очень здорово. Нелегко вот так внезапно принять участие в уик-энде, но он поразил всех своим спокойствием и результатом. Хорошо, что у нас есть такой гонщик на перспективу!

Юсуке Хасэгава

Вопрос: Господин Хасэгава, по сравнению с предыдущим сезоном в McLaren прибавили, но каковы ваши дальнейшие ожидания? За счет чего можно добиться большей скорости, и к какому сроку?
Юсуке Хасэгава: Пока рано говорить о конкретных цифрах или позициях, но нынешнее положение нас, определенно, не устраивает. Опять же, мы можем прогрессировать большими шагами, это радует. Существенный потенциал заложен в шасси, но и за счет силовой установки можно кое-чего добиться, главное – продемонстрировать способность двигаться дальше. Такова наша цель.

Вопрос: Маурицио, по итогам дня ваши гонщики заняли первые строчки протокола – неплохой результат! В Австралии и Бахрейне команда добилась подиума, но были и технические проблемы. Каким был ответ на сложности, считаете ли вы, что они преодолены?
Маурицио Арривабене: Мы уже прокомментировали то, что произошло в Австралии и Бахрейне – не вижу необходимости развивать тему, поскольку всё озвученное было чистой правдой, нравится она нам или нет. Если говорить о нынешнем этапе, пятница выдалась неплохой, правда, она не обеспечила нам прогресс в позициях или очки в чемпионате. Да, начало уверенное, но уик-энд состоит из нескольких дней.

Ожидания от сезона? Я давно в Формуле 1 и могу назвать Mercedes сильнейшей командой за последние десять лет. Чтобы одолеть таких соперников, нужно работать лучше них, потому мы делаем все возможное, чтобы добиться нужных результатов.

Вопрос: Тото, у вас лучшая команда десятилетия, а Нико Росберг выступает очень здорово! Как изменился Нико за последние два года? Он иначе подошел к очередному сезону?
Тото Вольфф: Прежде я хотел бы ответить на любезность Маурицио – в Ferrari работают на пределе, сегодня вы могли видеть их реальную скорость. Им пока не удалось собрать всё воедино, поскольку они добились громадного прогресса в каждом из двух предыдущих сезонов – в таких условиях сложно добиться оптимальной скорости и надежности, но в плане чистого темпа они наступают нам на пятки. Это хорошо, именно такой должна быть конкуренция.

Что касается Нико, он в отличной форме, и ему не пришлось долго раскачиваться. Когда в предыдущем сезоне Льюис выигрывал гонку за гонкой, люди спрашивали, не выбьет ли это Нико из колеи, а когда он сам начал побеждать после того, как судьба титула была решена, все интересовались, прибавит ли сил такой успех. Но дело в том, что эти парни выступают на высочайшем уровне, и на них практически не сказывается, удачно прошел уик-энд или нет. Они более двадцати лет в автоспорте, Нико продолжает развиваться и как гонщик, и как личность, но притом остается практически тем же, каким я знал его два предыдущих года.

Вопрос: Фредерик, у вас было два месяца, чтобы оценить положение дел. Что вам удалось выяснить? Есть ли нечто, требующее незамедлительного внимания? Как идут дела в целом?
Фредерик Вассёр: Выяснить? Ничего особенного, поскольку мы, как известно, довольно поздно получили контроль над командой. Первым вызовом стала задача вывести машину на тесты в Барселоне – с этим мы справились, но дальше – это долгосрочный проект, в котором нужно прибавить буквально во всем. Предстоит проработать каждую отдельную задачу, каждый элемент инфраструктуры – потребуется время, но мы предельно мотивированы. Надеюсь, всё получится.

Вопрос: Кристиан, Mercedes и Ferrari пока впереди, однако в Австралии и Бахрейне ваш гонщик финишировал четвертым. Воодушевлены ли вы прогрессом, достигнутым не только в части шасси, но и в части мотора? На какой результат может рассчитывать команда?
Кристиан Хорнер: Надеюсь, нам удастся присоединиться к счастливому дуэту Mercedes и Ferrari! Впрочем, двое – это компания, трое – уже толпа… Зимой мы добились существенного прогресса, а в двух прошедших гонках у нас была третья по скорости машина. Впрочем, борьба за третье место очень острая, и чтобы подняться на уровень этих двух команд, нужен серьезный шаг вперед. Мы надеемся, что с доработанной силовой установкой – ее дебют ожидается к этапу в Монреале – сможем подобраться и во второй половине сезона на некоторых трассах будем наступать им на пятки, но в целом на сокращение отставания однозначно потребуется больше года.

Вопросы с мест

Фредерик Вассёр

Вопрос: (Бен Эдвардс) Фредерик, сегодня мы видели проблемы с шиной на машине Кевина Магнуссена, а потом гонщик пропустил вторую тренировку. Не могли бы рассказать подробнее?
Фредерик Вассёр: К концу первой сессии мы разобрались в проблеме – причиной стала поломка подвески. Машина получила существенные повреждения, потому было лучше оставить ее в боксах, но к завтрашнему утру всё будет в норме.

Вопрос: (Хаоран Жу) Перед прошлой глобальной сменой правил специалисты вроде Росса Брауна на специальном совещании озвучивали показатели прижимной силы, поясняя, как именно следует определить параметры шасси. Полагаю, подобное обсуждение должно состояться в рамках стратегической группы – не могли бы вы хотя бы приблизительно сказать, насколько возрастет прижимная сила в следующем году? На треть? На 20%?
Тото Вольфф: Интересный вопрос. На 80%! Нет, конечно же, цифры отличаются в силу разных оценок, но в целом команды говорят, что прирост не превысит 30-35%. Изменения существенным образом скажутся на прижимной силе, и, с одной стороны, это хорошо, поскольку машиной будет сложнее управлять, а гонщики будут испытывать заметно большие перегрузки – как было раньше. С другой стороны, перегрузки не видны зрителю, и есть риск, что обгонять станет сложнее, а нагрузка на шины увеличится. Вопрос по-прежнему обсуждается, но мы выбрали этот путь, и если возвращаться к вашему вопросу, я бы придерживался диапазона от 0 до 30%.

Эрик Булье: В дискуссии обсуждался и шинный фактор, так как мы хотели добиться большего механического сцепления. Отсюда появились иной размер шин, иные составы смеси, иные подходы – все обсуждение свелось к идее улучшить время на круге, но я в целом согласен с Тото. С большей прижимной силой гонщики смогут чувствовать себя увереннее и будут пытаться переиграть соперника на торможении, а если изменить подход к аэродинамике и в меньшей степени руководствоваться эффективностью переднего антикрыла, обгонять будет проще.

Вопрос: (Джо ван Бьюрик) Господин Булье, Стоффель Вандорн заслужил лестную похвалу за свое выступление в Бахрейне. Что еще ему необходимо сделать, чтобы доказать свое право на постоянный контракт, или это всего лишь вопрос времени?
Эрик Булье: В данный момент ему не нужно что-то дополнительно доказывать, нужно дождаться возможности получить контракт.

Вопрос: (Хаоран Жу) Вопрос ко всем. Предположительно, в следующем году шины большего размера будут иметь большую массу, и в момент старта гонки машина будет весить примерно 820 килограммов. Если учесть, что шины Pirelli ориентированы на более быстрый износ, это может стать ограничением того, насколько активно гонщик может атаковать на первом отрезке гонки, хотя уже сейчас на первых кругах машина Формулы 1 едет немногим быстрее машины GP2. Есть ли способ решить эту проблему? С какого момента возможность гонщика атаковать уже нельзя решить за счет увеличения прижимной силы?
Кристиан Хорнер: Надеюсь, машины не будут весить 820 килограммов – за последние два года с реализованными новыми технологиями они уже стали на 100 кг тяжелее, чем десять лет назад, и по этому показателю практически приблизились к кузовным сериям. В поведении машины стали более «ленивыми», но я не соглашусь с вами в том, что за счет увеличения прижимной силы мы повысим нагрузку на гонщиков. Им просто придется больше тренироваться.

Гонщики сами просят нас о более сложной в управлении машине, тогда как нынешние… Много раз звучало, не слишком ли легко ими управлять, и если мы сделаем машины более быстрыми и острее реагирующими на движение руля, гонщикам придется качественнее отрабатывать свою зарплату и снова ходить в тренажерный зал. Хорошо, что нам предстоят такие изменения, но в целом машины тяжеловаты, и было бы неплохо каким-то образом снизить их массу на 100 килограммов.

Фредерик Вассёр: Думаю, в Pirelli адаптируют шины в соответствии с новыми правилами. Дело не в прижимной силе – это, скорее, взаимосвязь между регламентом на шины и уровнем износа.

Перевод: Валерий Карташев

Читайте ещё