Гран При Австрии

Гран При Австрии

Гран При Австрии: Пресс-конференция в четверг

Пресс-конференция в четверг

Участники: Нико Хюлкенберг (Force India), Нико Росберг (Mercedes), Фернандо Алонсо (McLaren), Себастьян Феттель (Ferrari), Карлос Сайнс (Toro Rosso), Даниэль Риккардо (Red Bull Racing)

Вопрос: Нико, начнем с вас. Примите поздравления с победой в Ле-Мане – фантастическое достижение, причём с первой попытки! Что скажете?
Нико Хюлкенберг: Это фантастика, хотя, конечно, неделя получилась длинной и сложной. Сразу после этапа в Монреале вечером в воскресенье я отправился в Париж, а оттуда в Ле-Ман. Добиться такого результата с моими напарниками с первой попытки – это был невероятный и очень эмоциональный момент. Я получил великолепный опыт и горжусь нашим достижением.

Вопрос: В Канаде Force India заметно прибавила, скоро дебютирует обновлённая версия вашей машины – насколько оптимистично вы оцениваете её перспективы?
Нико Хюлкенберг: Недавно мы добились прогресса, смогли заработать очки. В последних пяти Гран При команда увидела признаки позитивных перемен. В Сильверстоуне мы получим новинки, они будут достаточно существенными, так что я с нетерпением этого жду. Я вполне уверен, что команда сможет сильно провести вторую половину сезона. Надеюсь, у нас все пойдет по плану, и мы сумеем отыграться за неудачное начало.

Вопрос: Даниэль, для вас уик-энд в Канаде получился непростым, после гонки вы не представляли, с чем связаны проблемы. Были даже разговоры о возможной смене шасси… Команде удалось найти решение? Причины понятны?
Даниэль Риккардо: Да, после гонки мы во многом разобрались. Очевидно, я был под впечатлением от прошлогоднего результата в Монреале и с самого начала ставил перед собой завышенные цели, что, наряду с прочими причинами, привело к не самому удачному уик-энду.

Сюда мы приехали, скажем так, со свежим настроем, у меня новое шасси, мы постарались устранить все факторы, которые могли повлиять на результат в Канаде, и надеемся на успешное выступление. Да, эта конфигурация не вполне подходит нашей машине, но, хочется верить, у нас получится сработать неплохо на домашней трассе.

Вопрос: Звучало мнение, что в Red Bull, возможно, решат сменить моторы и получить штраф именно в Австрии, поскольку трасса не вполне подходит машине. Это будет оптимальным вариантом?
Даниэль Риккардо: Мы рассматриваем такой сценарий – думаю, решение будет принято сегодня вечером. Скорее всего, мы согласимся на штраф, а если нет, это станет делом ближайших гонок. Нужно прикинуть, каковы шансы команды в Сильверстоуне и Будапеште – если мы все-таки сменим моторы здесь, это вряд ли станет сюрпризом, но до принятия решения еще есть несколько часов.

Вопрос: Переходим к Нико Росбергу. В прошлом году для вас этап в Монако стал поворотным моментом сезона, и, похоже, в этот раз сценарий повторяется. У вас такое же впечатление?
Нико Росберг: Не знаю. Я не думаю о прошлом, важно то, что происходит сейчас. Да, предыдущие этапы сложились неплохо, в Канаде я уступил, но чувствую себя неплохо. Приятно снова приехать в Австрию – год назад я отпраздновал здесь победу, так что настроен оптимистично. У нас быстрая машина, уик-энд должен быть замечательным.

Вопрос: К слову, о машине: Льюис недавно признался, что в этом году в большей степени доволен машиной, чем в прошлом, а вы что скажете?
Нико Росберг: Аналогичный ответ. Машины схожи, поскольку изменения в правилах были минимальны, так что речь идет о постепенной доводке. Ощущения те же, что у Льюиса.

Вопрос: Карлос, для «семьи Red Bull» австрийский этап – домашний, но трасса в Шпильберге не вполне подходит машинам Toro Rosso. Впрочем, как и трасса в Канаде, где вы финишировали недалеко от призовой десятки, опередив одного из гонщиков Red Bull Racing. Каков прогноз на предстоящий уик-энд?
Карлос Сайнс: Это будет еще один очень непростой этап – возможно, не такой сложный, как в Канаде, поскольку там совсем не было скоростных поворотов – только медленные повороты и длинные прямые. Здесь есть пара быстрых изломов, в которых наша машина, как правило, весьма конкурентоспособна. Кроме того, команда подготовила новинки, которые должны помочь прибавить в скорости. Да, уик-энд будет сложным, но, надеюсь, не настолько, как в Монреале.

Вопрос: Мы приближаемся к экватору сезона – как вы оцениваете свое выступление? Начало было весьма неплохим…
Карлос Сайнс: Я очень доволен тем, как прошли первые семь гонок – команда добилась успехов, несмотря на многочисленные мелкие проблемы. Машина конкурентоспособна, ей приятно управлять – кроме того, команда помогает мне прибавить во всех областях. Я набираюсь опыта с каждым выездом на трассу, и очень этому рад. В прошедших Гран При четыре-пять трасс были для меня новыми – в общем, первая часть сезона действительно получилась неплохой.

Вопрос: Себастьян, впечатляющее выступление в Канаде, несмотря на штраф с потерей позиций. Учитывая скорость Ferrari и неплохие старты, как вы оцениваете шансы в этот уик-энд, рассчитываете ли побороться за победу?
Себастьян Феттель: Вы всегда настраиваетесь на борьбу за победу, и в этом году Ferrari неплохо выглядит на трассах разного типа. Если всё пойдёт нормально, в этот уик-энд мы сможем ближе подобраться к Mercedes, прежде всего, в квалификации. Но при этом надо оставаться реалистами: необходимо, чтобы все сессии проходили гладко, нужно стараться избежать ошибок и надеяться, что у Mercedes возникнут какие-нибудь сложности. Одолеть лидеров по-прежнему нелегко, наше отставание достаточно велико.

Вопрос: В Канаде, несмотря на штраф, вы провели интересную гонку, организовав немало атак. Каково было прорываться через пелотон?
Себастьян Феттель: Канадская гонка проходила для меня веселее, чем некоторые предыдущие – обычно так и бывает, когда ты стартуешь из задних рядов и пробиваешься вперёд, опережая более медленные машины. Потрудиться пришлось, но мне удалось добиться неплохой скорости от SF15-T, так что я неплохо отыгрался, заработав ценные очки. Конечно, на первом круге надо было избежать риска, ведь ситуация всегда непростая, когда приходится стартовать с дальнего конца решётки. К счастью, всё сложилось удачно.

Вопрос: Фернандо, в Канаде вам тоже довелось поучаствовать в одном из интереснейших сражений за позицию. Для вас эта бескомпромиссная борьба, возможно, стала одним из ярких событий нынешнего сезона?
Фернандо Алонсо: В Канаде я был рад немного побороться на трассе, но считать это одним из ярких моментов сезона – это было бы слишком. Я мог что-то противопоставить соперникам на протяжении всего половины круга, хотя мне хотелось продержаться дольше. Впрочем, я получаю удовольствие от стартов и первых кругов. Если не ошибаюсь, к третьему повороту в Барселоне я занимал восьмую позицию, а в Канаде был восьмым или девятым в шестом повороте, но из-за нехватки скорости постепенно терял позиции на прямой. Ситуация далека от идеальной, но, по крайней мере, в момент старта и на первом круге я могу вести борьбу.

Вопрос: Мы приехали на трассу во многом похожую на канадскую, пусть и не настолько экстремальную, а в Монреале у McLaren Honda был очень непростой уик-энд. Команда готовит новинки, много работает над машиной – полагаете, здесь всё сложится удачнее?
Фернандо Алонсо: В Австрии из-за штрафа рассчитывать на хороший результат тоже не приходится. Для нас это будет ещё один тестовый, но очень важный уик-энд. Мы подготовили несколько новинок, надеюсь, получим кое-какие ответы в гонке и на последующих тестах. Мы с оптимизмом оцениваем эффективность новинок, но если говорить о результатах, то здесь ситуация не особенно изменится, или даже станет хуже.

Вопросы с мест

Вопрос: (Петер Фаркас) После этапа в Канаде мы много слышали о движении накатом, и в Mercedes даже выпустили пресс-релиз, поясняющий этот процесс. В команде отметили, что для гонщика это не такая уж простая задача, поскольку приходится искать разные точки торможения, так как скорость на подходе к повороту всегда разная. Не могли бы вы пояснить, насколько это в самом деле сложно? Отдельный вопрос для Нико Хюлкенберга – насколько часто вам приходилось прибегать к подобной тактике в Ле-Мане?
Нико Хюлкенберг: Двигаться накатом в Формуле 1 довольно просто – поднимаешь ногу с педали газа и катишься, а сложность в том, чтобы потерять при этом как можно меньше времени. Кроме того, как вы заметили, меняются точки торможения, бывает сложно понять, где именно она теперь находится. Угадать с ней – сродни искусству, потому задача в самом деле непростая. В гонках на выносливость мы довольно часто едем накатом, но там правила в отношении расхода топлива жестче, чем в Формуле 1, так что вопрос экономии еще важнее.

Вопрос: Фернандо, а что вы как один из самых опытных гонщиков можете рассказать о движении накатом?
Фернандо Алонсо: Как заметил Нико, особого секрета нет – отпускаешь газ, подъезжаешь к повороту и тормозишь. Мы – профессионалы и должны знать, где находится точка торможения в зависимости от скорости. Но есть другие факторы, осложняющие задачу экономии топлива – например, величина заряда KERS. По ходу уик-энда мы работаем с десятью вариациями: ездим с малым количеством топлива и с большим, с полным зарядом KERS и без него, со свежими шинами и с прикатанными, в режиме экономии топлива…

В различные моменты тренировки, квалификации и гонки темп может отличаться на четыре-пять секунд – в этом основная сложность, но мы профессионалы и готовы к такой ситуации.

Вопрос: Себастьян?
Себастьян Феттель: Нечего добавить.

Вопрос: Нико?
Нико Росберг: Езда накатом – самый эффективный способ экономить топливо, гонщики пользовались им еще в 80-е. Я помню, как мой отец гонялся с Аленом Простом в McLaren, и к концу Гран При им приходилось беречь топливо – с тех пор ничего не изменилось, просто подход стал более профессиональным и детализированным. Опять же, это не означает… Даже в таком случае мы пилотируем на пределе, просто стиль несколько иной, но даже он весьма агрессивный, ты выкладываешься, как сумасшедший.

Вопрос: Карлос, один из новичков, а вы что скажете?
Карлос Сайнс: Для меня такой подход в новинку, я никогда не имел дела с чем-то подобным, и мне, честно говоря, он не очень-то нравится, поскольку буквально с первых кругов инженер советует местами ехать накатом. В Австралии это приходилось делать очень часто, в Канаде тоже – нужно адаптироваться и умудряться ехать быстро, но в предыдущих двух гонках движения накатом было слишком много. Опять же, это нужно освоить, так что я со временем привыкну.

Вопрос: (Дитер Ренкен) Вопрос для Нико Хюлкенберга. Вы – единственный гонщик в Формуле 1, которому посчастливилось два уик-энда подряд поработать с шинами от разных производителей с разными характеристиками. Не могли бы вы рассказать, в чем отличия между шинами Pirelli Формулы 1 и резиной Michelin, использовавшейся в Ле-Мане?
Нико Хюлкенберг: Шины разные, но и машины совершенно другие, поэтому сравнение не вполне корректно. В Формуле 1 шины изнашиваются сильнее, что делает гонки более захватывающими. В Ле-Мане на одном комплекте шин можно проехать большую дистанцию, но там гонка длится 24 часа, а не 300 километров – это совершенно другая ситуация. Как я сказал, сложно делать сравнения.

Вопрос: (Ральф Бах) Вопрос для всех, кроме Нико Хюлкенберга, и, в первую очередь, для Фернандо. Желаете ли вы в будущем выступить в Ле-Мане? Фернандо, как вы оцениваете победу Нико – насколько я понял, вы были близки к тому, чтобы уже в этом году выступить за Porsche?
Фернандо Алонсо: Я подумываю выступить в Ле-Мане в будущем, но не знаю, когда это произойдет. В этом году я был близок к этому, возможно, в следующем смогу выйти на старт.

Вопрос: Даниэль?
Даниэль Риккардо: Это было бы интересно! Я наблюдал за гонкой на протяжении почти восемнадцати часов и могу назвать себя ее поклонником! Мы много времени проводим в кокпите, приятно провести уик-энд вне трассы, но когда я наблюдал за марафоном в Ле-Мане, поймал себя на мысли, что было бы неплохо выступить там. Если бы мы поступали так, как гонщики в прошлом, когда выступали в разных категориях… К счастью, Нико сработал здорово и показал, что такой вариант вполне возможен – постараемся получить благословление от своих команд на нечто подобное!

Вопрос: Нико, вы рассматривали вариант выступления в Ле-Мане?
Нико Росберг: Нет, сейчас я полностью сосредоточен на нынешнем сезоне.

Вопрос: А вы, Себастьян?
Себастьян Феттель: Согласен с Даниэлем, смотреть марафон было очень интересно. Многие думают, что в 24-часовых гонках пилоты едут расслабленно, поскольку дистанция такая длинная, но на самом деле парни атаковали в полную силу с первого круга и почти до самого финиша. Именно в этом и состоит задача пилота – выкладываться на каждом круге, а когда гонка длинная, это ещё интереснее. Разумеется, я очень высоко оцениваю достижение Нико и думаю, что в будущем тоже попробую свои силы в Ле-Мане.

Вопрос: Карлос, возможно, это вопрос более отдаленной перспективы, но что вы думаете об участии в 24-часовом марафоне?
Карлос Сайнс: Кто знает? Если поступит предложение, почему бы его не принять. Ле-Ман – одна из престижнейших гонок, участвовать в ней наряду с Формулой 1 было бы здорово. Я заранее согласен, поскольку готов гоняться на всем, что имеет четыре колеса, мотор и руль!

Вопрос: (Истван Янос Саймон) Даниэль, в прошлом году вы приехали на домашнюю трассу Red Bull после впечатляющей победы в Канаде и в отличном расположении духа, но на этот раз атмосфера в команде, как мне кажется, совершенно иная. Что скажете? Как вы готовитесь к уик-энду? Чем отличается ситуация от прошлогодней?
Даниэль Риккардо: Да, в этот раз всё иначе. Год назад, сидя в пресс-центре, я был в отличном настроении, а теперь приходится заново переосмысливать ожидания. В Канаде результат был не лучшим, после уик-энда я сказал себе: «Что ж, как ни грустно, придется понизить планку, не замахиваться на подиум или место в первой пятерке, а просто выжимать из уик-энда максимум и помогать команде прогрессировать как можно быстрее».

Знаю, команда готовит немало новинок, некоторые из них приходится ждать чуть дольше, но мы работаем, выкладываемся на пределе. Нам нужно время – всегда надеешься, что ситуация изменится быстро, но такова природа спорта. Нужно иметь терпение и стараться, по крайней мере, самому действовать максимально эффективно. В Канаде мы выступили неудачно, но я постараюсь с оптимизмом начать этот уик-энд, приму любой результат и буду работать дальше.

Вопрос: (Сильвия Ариас) Фернандо, вы сказали, что в этот уик-энд результаты могут быть хуже. Вы предполагали, что на обретение темпа потребуется так много времени? Если да, то как вам удается сохранять оптимизм?
Фернандо Алонсо: Конечно, нам не понравились позиции, которые мы занимали на зимних тестах. Мы ожидали большего, но такова жизнь. Машина постоянно прогрессирует, в Австрии мы сделаем ещё один шаг вперед, но вопрос в итоговом результате – не знаю, порадует ли он нас, ведь из-за штрафов нам придется стартовать из последних рядов и, вероятно, отбывать дополнительное наказание. Если говорить о скорости, мы ждем заметного прогресса в ближайшие два месяца – посмотрим, какие результаты сможем показывать осенью, как закончим сезон, это позволит оценить перспективы на следующий год.

Почему я настроен оптимистично? Я знаю, что у нас большой потенциал. Я вижу, что в McLaren хорошая команда, знаю нашу программу доработки шасси и двигателя, ресурсы и талант наших сотрудников, так что успех – это вопрос времени. Надеюсь, мы максимально сократим этот период обучения, я настроен оптимистично.

Вопрос: (Барна Жолдош) Даниэль, Карлос и Себастьян, в следующем году вступит в силу новая система получения суперлицензии, базирующаяся на количестве очков. За победу в чемпионате GP2 гонщик будет получать 50 очков, за титул в Европейской Формуле 3 – 40, в Формуле Renault 3.5 – только 30. Не кажется ли вам, что успех в Формуле Renault 3.5 ценится заметно ниже, чем достижения в других сериях?
Даниэль Риккардо: Я никогда не выступал в GP2, а в Мировой серии у нас были машины старой спецификации, не такие быстрые, как сейчас, но это был отличный опыт, машина меня многому научила и помогла подготовиться к дебюту в Формуле 1.

Кажется, вы сказали, что за победу в Формуле 3 очков дают больше? Если судить о скорости машин и результатах на круге, в Мировой серии борьба очень плотная, и я думаю, что за титул в ней должны давать очков не меньше, чем за успех в Формуле 3.

Себастьян Феттель: Каждый из нас троих выступал в Формуле Renault 3.5, я тоже пилотировал старую машину, но она была замечательной, мы проводили много времени на трассе, что крайне важно. В плане присуждаемых очков серия должна оцениваться выше, но, в то же время, я не понимаю, почему молодые гонщики в принципе должны получать какие-то очки. Когда дебютант готов к Формуле 1, когда у него достаточно таланта для решающего шага, не важно, откуда он пришел – из Формулы 3, Формулы Renault или GP2. Похоже, это нововведение лишь усиливает путаницу…

Карлос Сайнс: Могу сказать, опираясь на собственный прошлогодний опыт – Формула Renault 3.5 отлично подготовила меня к Формуле 1. Машина была очень быстра, у нее было достаточно прижимной силы, я оказался полностью готов к дебюту в Формуле 1 и потому давал бы за титул в серии больше очков.

Вопрос: (Герхард Кунтшик) Вопрос к гонщикам, выступающим за заводские команды. Знаете ли вы историю марок, которые представляете, интересны ли вам машины прошлых лет, и хотелось бы вам выступить за рулем некоторых из них?
Нико Росберг: Я очень интересуюсь историей, мне нравится смотреть хронику, читать книги, я люблю исторические машины. Вчера я прокатился на родстере Mercedes 300SL от Штутгарта до Шафхаузена – это было потрясающе! Невероятный опыт, и поразительно, насколько прогрессивными были эти машины уже в те годы!

Себастьян Феттель: В этом плане переход в Ferrari стал своего рода осуществлением мечты – в истории спорта команда занимает особое место. У нас немало исторических машин, многие из них находятся в рабочем состоянии – надеюсь, мне представится шанс проехать пару кругов во Фьорано на некоторых моделях.

Фернандо Алонсо: Мне выпала честь выступать и за McLaren-Honda, и за Ferrari, и за Renault. Когда видишь все эти машины, за некоторыми из которых ты наблюдал еще ребенком, приятно ощущать годы истории, стоящие за командой или производителем. Возможность прокатиться на одной из них всегда воспринимается как подарок, и в таком случае мы наслаждаемся каждой минутой.

Вопрос: (Йо ван Бурик) Даниэль и Фернандо, в Канаде вы с сожалением отзывались о скорости ваших машин. Заставляет ли вас это присматриваться к иным командам?
Даниэль Риккардо: Да, я выразил сожаление, но это было под впечатлением от событий прошлого года и перехода от, возможно, лучшего дня в моей жизни к очень непростому уик-энду. Я дал волю эмоциям, но по возвращении в Европу заново все переосмыслил.

К сожалению, иногда просто требуется терпение – я выступаю в Red Bull Racing, и мне хотелось бы вместе с ними вернуться на вершину, потому нужно сохранять спокойствие, продолжать работу и обращать огорчение в позитивное русло. Сейчас моя задача – вместе с командой вернуться на высокие позиции, а там посмотрим. Надеюсь, нам не потребуется много времени.

Фернандо Алонсо: Аналогично.

Вопрос: (Луиджи Перна) Себастьян, вы сказали, что преимущество Mercedes по-прежнему велико. Считаете ли вы, что Ferrari сможет сократить отставание во второй половине сезона за счет доработки машины, или эта задача из разряда очень сложных?
Себастьян Феттель: От трассы к трассе ситуация может меняться, но мы проделали неплохую работу, если сравнить сегодняшнюю ситуацию с той, что была на зимних тестах. Mercedes – сильная команда, догонять их непросто, ведь они тоже постоянно повышают скорость. Но наша задача в том, чтобы прогрессировать быстрее лидеров и отыграть отставание. Надеюсь, во второй половине сезона нам это удастся, и мы будем намного ближе к ним, чем сейчас.

Вопрос: (Петер Вамози) Вопрос к немецким гонщикам, но, прежде всего, к Себастьяну как к послу ADAC. Кто, по-вашему, станет следующим немецким гонщиком в Формуле 1? Похоже, сейчас в Формуле 3 или Формуле Renault 3.5 нет представителей Германии, но Мик Шумахер – один из тех, кто мог бы прийти в чемпионат. Есть иные предположения?
Себастьян Феттель: Вы говорите о гонщике Формулы 4, а это далеко от Формулы 1, так что о краткосрочной перспективе рассуждать не приходится. Есть пара немецких юниоров, выступающих в разных сериях, но, как мне кажется, вполне естественно, что количество представителей страны в Формуле 1 время от времени может меняться.

Помню, когда мы с Нико дебютировали в чемпионате, на стартовой решетке было сразу шесть немцев, и нам повезло, поскольку среди них были как опытные, так и новички. Тогда в пелотоне не было ни одного француза, и французская пресса находилась из-за этого на грани отчаяния и задавалась вопросом: «В чем секрет, почему так много немецких гонщиков?» Но сейчас на протяжении как минимум пары лет в чемпионате несколько представителей Франции, так что процесс естественный, просто он требует времени.

Если говорить о 15-16-летних парнях, ситуация может измениться очень быстро. Машиной Формулы 1 можно управлять и в семнадцать лет, однако, как правило, требуется пара лет на саморазвитие и совершенствование навыков. С нашей стороны было бы неправильно называть имена, поскольку для этих юниоров прессинг бы усилился, но, поверьте, кандидаты есть. Возможно, их меньше, чем десять лет назад, однако, повторюсь, это естественный процесс.

В Германии по-прежнему один из сильнейших в Европе картинговых чемпионатов – как среди юниоров, так и среди взрослых, притом взрослыми там считаются ребята 15-18 лет, так что за перспективы лично я не беспокоюсь. К соревнованиям приковано большое внимание, и этот чемпионат – отличная ступенька на пути сначала в Формулу 4, затем в Евро F3 и далее.

Нико Хюлкенберг: Нечего добавить.

Нико Росберг: Наш резервный гонщик, Паскаль Верляйн, один из лучших кандидатов в краткосрочной перспективе.

Вопрос: (Жолт Година) Вопрос для Нико Хюлкенберга. Не могли бы вы рассказать подробнее о новом аэродинамическом обвесе?
Нико Хюлкенберг: У нас будет много доработок: новое переднее антикрыло, модифицированное днище, боковые понтоны – внешний вид будет иной, сами убедитесь!

Вопрос: (Мануэль Франко) Себастьян, Даниэль и Фернандо, что вы думаете о дебюте Карлоса Сайнса в Формуле 1?
Фернандо Алонсо: Карлос блестяще выступает. Он многих удивил, но не меня, ведь я давно с ним знаком. Теперь он демонстрирует свой талант в Формуле 1. Иногда его машина более конкурентоспособна, иногда – менее. Но он всегда выступает на очень высоком уровне. Это же можно сказать о его напарнике. Карлос станет будущей звездой Испании. Надеюсь, у него всё получится.

Даниэль Риккардо: Практически нечего добавить, Карлос в самом деле выступает здорово, но я не стану критиковать его, поскольку он сидит рядом! На самом деле, он – находка для молодежной программы Red Bull. Для них словно подарок, когда отобранные ими гонщики добиваются успеха, а Карлос и его напарник Макс очень уверенно дебютировали в Формуле 1, да и Даниил, мой нынешний напарник, в прошлом году в свой дебютный сезон показал себя с лучшей стороны. Карлос на правильном пути, в нем чувствуется фамильная скорость.

Себастьян Феттель: Да, дебют явно удался. У Карлоса есть всё необходимое, он быстр и притом готов учиться. Помню, как он пару лет играл не самую приятную роль одного из резервных гонщиков Red Bull Racing, но он выкладывался по максимуму и стремился добиться прогресса, а это крайне важно, если рассчитываешь попасть в Формулу 1.

Перевод: Валерий Карташев

Другие новости