Гран При Бразилии: Превью этапа

В ближайший уик-энд в Сан-Паулу пройдёт заключительный этап чемпионата мира 2013 года. В последние годы Интерлагос видел немало памятных схваток в борьбе за победу в чемпионате, но на этот раз победители сезона уже определены. Еще в Индии Себастьян Феттель и Red Bull Racing стали недосягаемыми для преследователей в споре за два главных титула, а на предыдущем этапе в США Фернандо Алонсо гарантировал себе вторую строчку в личном зачёте.

Одна из главных интриг гонки в Бразилии – борьба за второе место в Кубке конструкторов. Пока его занимает Mercedes AMG, но математические шансы догнать соперников ещё сохраняют Ferrari и Lotus.

Из действующих пилотов в Сан-Паулу побеждали Фелипе Масса, Марк Уэббер (у них по две победы), а также Себастьян Феттель и Дженсон Баттон. Одна победа и на счету Кими Райкконена, но финн не выйдет на старт гонки - он восстанавливается после операции на позвоночнике.

Гонка в Сан-Паулу станет последней для нынешнего поколения машин. В следующем сезоне регламент Формулы 1 изменится: на смену атмосферным V8 объёмом 2,4 литра придут 1,6-литровые турбомоторы.

Пилоты о гонках в Сан-Паулу

Нико Хюлкенберг: "Гран При Бразилии – это всегда особенное событие, в том числе потому что это финальная гонка сезона. Отличный этап! Сан-Паулу – интересный город, да и весь гоночный уик-энд получается любопытным. Кроме того, у Интерлагоса богатая история. Здесь уникальная атмосфера, которая чувствуется сразу, как только вы попадаете на трассу".

Хейкки Ковалайнен:
"В Интерлагосе несколько славных поворотов, есть перепады высот, а движение организовано против часовой стрелки. Погода тоже может быть интересной - в случае дождя условия могут стать действительно сложными. Неплохое место для завершения сезона, поскольку это одна из тех трасс, где может произойти всё, что угодно. Трасса сама по себе довольно сложная. На ней есть узкие участки, где нужно точно следовать траектории, иначе легко допустить ошибку".

Пастор Мальдонадо: "Гран При Бразилии – одна из лучших гонок сезона, я всегда приезжаю на неё с удовольствием. Возможно, здесь не столь качественная инфраструктура, как на современных автодромах, но это компенсируется потрясающей атмосферой, богатой историей и, как правило, очень интересными гонками.

У трассы непростая конфигурация, поэтому, настраивая машину, вы, с одной стороны, должны найти верный баланс между среднескоростными и медленными поворотами на втором секторе и длинной прямой на выходе из 12-го поворота – с другой. Кроме того, машина должна без проблем преодолевать многочисленные кочки".

Командировка на Гран При Бразилии…

…с пилотом Marussia F1 Team Максом Чилтоном

В первый раз в Бразилии я побывал в прошлом году, когда работал тест-пилотом команды. Должен сказать, что самое сильное впечатление произвела на меня сама трасса. Она вроде бы не слишком длинная, но при этом здесь собрано невероятное количество сложных поворотов, требующих от пилота огромного мастерства. Это мои впечатления только от прогулки по трассе – проехать по ней в первый раз мне предстоит только в пятницу. Но я уже понимаю – легко не будет.

Город тоже уникален. Такое ощущение, что здесь постоянно проходит карнавал. На улицах всегда много людей, очень шумно, а на дорогах интенсивное движение. Паддок отличается от тех, к которым мы привыкли на других автодромах. В нём очень мало места, так что я не могу назвать его идеальным, но это тоже придаёт гонке особый колорит. Когда здесь проходит Гран При, город буквально живет гонками. Вы прибываете в аэропорт и отправляетесь в город по дороге, названной в честь Айртона Сенны…

В пятницу проходит первая и вторая тренировка, но для меня гоночный уик-энд стартует раньше. Я даже придумал для себя определение: подготовку к Гран При я начинаю со своей собственной "нулевой" практики – это то время, когда я начинаю думать о предстоящей гонке, изучать видеозаписи или, если мы в Европе, тренироваться на симуляторе.

В Бразилии я пропущу первую тренировку – в машине меня заменит Родолфо Гонсалес. Это немного осложняет задачу, так что очень важно максимально хорошо подготовиться.

Я приеду на трассу в четверг - для брифингов с инженерами, интервью и прогулки. Пройти пешком по трассе очень важно – это, вероятно, последняя возможность за весь уик-энд собраться с мыслями и в спокойной обстановке обсудить что-то со своим гоночным инженером. Обычно мы начинаем разговор с событий прошлого Гран При, потом переходим к обсуждению базовых настроек, с которыми мы начнем работу на трассе, и заканчиваем возможным планом на первую и вторую тренировки.

Кроме того, важно оценить поребрики, покрытие, зоны вылета. Не могу сказать, что мы надолго останавливаемся в каждом повороте и что-то пристально рассматриваем, но на некоторые детали действительно стоит обратить внимание. Порой со стороны, по телевизионной картинке, складывается не совсем правильное впечатление, скажем, о профиле поворота. В ходе прогулки по трассе можно понять, насколько сильно можно атаковать поребрики, оценить степень риска.

У меня есть традиция. Каждый день я стараюсь приезжать на трассу ровно за 2 часа и 15 минут до старта первой сессии. Таким образом у меня есть 15 минут, чтобы съесть свой завтрак и сказать "привет" инженерам, – после этого наступает время массажа. Это занимает ровно 45 минут.

За час до старта сессии начинается 15-минутный брифинг, на котором мы с инженерами обсудим план на тренировку. В обсуждении принимают участие обе бригады – мы работаем на команду, и порой у нас с Жюлем разные программы. Так мы можем успеть проделать больший объем работы. Обсуждается все: количество попыток, количество кругов в каждой из них, резина, сколько литров будет залито в баки каждой из машин и так далее – вплоть до мелочей, вроде количества попыток отработки старта и даже то, на каких кругах мы должны использовать DRS, а на каких нет. План жесткий – инженеры дают пилотам понять, какого рода информацию мы должны собрать по итогам дня.

Когда тренировка закончена, я вылезаю из машины и сразу подхожу к инженеру. На их языке это называется "уголок жалоб". Мы редко говорим инженерам, что машина ведет себя идеально. Разговор занимает не больше пяти минут, но это самые первые впечатления – остальное будет обсуждаться на брифинге. Перед ним я заполняю специальную форму: мы с Жюлем последовательно описываем поведение машины в каждом из поворотов, где есть недостаточная, где – избыточная поворачиваемость и так далее.

Вторая тренировка проходит примерно по схожему сценарию, а вечером инженеры соберутся ещё на один брифинг, на котором пилоты обычно присутствуют не более 25 минут. Потом инженеры останутся одни и выработают программу на следующие дни. Мы с Жюлем можем обсудить некоторые моменты между собой. Но это касается только настроек и ощущений от пилотирования. Мы никогда не обсуждали на какой передаче проходить тот или иной поворот – ничего подобного. Но важно сравнить собственные представления о том, как ведет себя машина с ощущениями напарника. Обычно у нас с Жюлем примерно одинаковая обратная связь. Это облегчает работу инженеров.

Суббота. Вы уже знаете: прибытие на трассу ровно за 2 часа и 15 минут до старта третьей тренировки, завтрак, массаж, брифинг, выезд на трассу и так далее. Распорядок немного меняется перед началом квалификации, когда я предпочитаю уединиться минут на 10-15, послушать музыку, сделать легкую зарядку, настроиться. Я стараюсь сесть в машину настолько поздно, насколько это возможно – чтобы не потерять концентрацию. Ничего не должно меня отвлекать в этот момент. Порой, чтобы настроиться, я смотрю нарезку каких-нибудь мотивирующих эпизодов из фильмов. Что-нибудь из Голливуда – скажем, из картин про бейсбол или другие виды спорта, – с сильными цитатами. Немного банально, но это действительно помогает.

План на вечер субботы зависит от того, как прошел день. Если не слишком удачно – мы очень долго можем обсуждать с инженером, что и почему произошло, что можно исправить. Порой с трассы я уезжаю только через три-четыре часа после окончания квалификации. Если все прошло хорошо – раньше.

Ночи перед гонками обычно бывают беспокойными. Частично из-за смены часовых поясов. Я не могу сказать, что сильно нервничаю, но просыпаюсь обычно рано. В любом случае, расписание на воскресенье слегка меняется. Я приезжаю на трассу раньше, чем обычно: у нас больше брифингов, больше интервью, порой мы наносим визиты в Paddock Club, чтобы пообщаться со спонсорами и гостями, так что в гоночный день время моего прибытия на трассу больше зависит от внешних факторов. Тем не менее, начиная с того момента, когда мы выходим на парад пилотов, расписание вновь становится жестким.

Мне кажется, всем пилотам нравится парад перед стартом. Со многими гонщиками мы знакомы уже очень давно, дружим, но по ходу уик-энда у нас практически нет шанса пообщаться. Парад пилотов – отличная возможность просто поболтать.

Затем – гонка. Здесь все просто. Я сажусь в машину и пытаюсь добиться максимально возможного результата.

За весь сезон мне ни разу не удалось нормально поспать после гонки. Уровень адреналина в крови – даже если гонка прошла неудачно – слишком высок. И в лучшем случае в ночь на понедельник после гонки я сплю часа два, но не более того. Обычно, начиная с воскресного утра в день гонки и до вечера понедельника, я не могу сомкнуть глаз.

текст: Олег Карпов

Читайте ещё