Гран При Малайзии: Пресс-конференция в пятницу

Пресс-конференция в пятницу

Участники: Риад Асмат (Caterham), Мониша Кальтенборн (Sauber), Жерар Лопес (Lotus), Мартин Уитмарш (McLaren), Стефано Доменикали (Ferrari), Кристиан Хорнер (Red Bull Racing).

Вопрос: Риад, начнем с вас. Короткий вопрос о гонке в Мельбурне. Полагаю, вы были огорчены скоростью машины – в этот уик-энд дела должны пойти лучше?
Риад Асмат: Мы на это надеемся. Нам удалось найти причины столь слабого выступления в Мельбурне и устранить их. Конечно, хотелось бы отыграть еще одну-две секунды, но уже в этот уик-энд мы должны продемонстрировать неплохую скорость. Мы готовы к завтрашнему дню, посмотрим, что получится.

Вопрос: Вы надеетесь на выход во вторую квалификационную сессию?

Риад Асмат: Мы всегда стараемся это сделать, и я лично отвечаю за результат команды.

Вопрос: Мониша, полагаю, результат, показанный в Мельбурне, должен был быть достигнут ещё год назад – ощущения именно такие?
Мониша Кальтенборн: Нет. Мы не хотим думать о прошлогодних событиях. На этот раз мы удачно начали сезон, гонщики продемонстрировали отличную скорость – да, в квалификации всё сложилось не лучшим образом, но в целом было приятно подтвердить потенциал C31. Это хороший базис для дальнейшего прогресса, который станет ключевым фактором в этом чемпионате.

Вопрос: Жерар, вы пригласили в команду Кими Райкконена. Когда он рассматривал вариант сотрудничества с Williams, одним из условий, как предполагается, был пакет акций команды. Сейчас у Кими есть доля в Lotus? Он предъявлял такие требования?
Жерар Лопес: Не предъявлял и не предъявляет. Не представляю, откуда появляются такие слухи. Возможно, из каких-нибудь ранних переговоров, но мы не стали бы приглашать в команду гонщика в обмен на собственные акции – это нонсенс.

Вопрос: То есть, вы бы не хотели видеть в составе акционеров…
Жерар Лопес: Кими – гонщик, и мы платим ему за эту работу. Не нужно делать его совладельцем команды, такой подход – не лучший способ работы со спортсменами. Контроль должен оставаться у руководства.

Вопрос: Мартин, вчера я сказал Дженсону о том, как в традиционном пресс-релизе, посвященном предстоящей гонке, Льюис заметил, что Баттон эффективнее раскрыл потенциал шин в начале гонки и в момент рестарта. Вы согласны с этим? Нечто подобное наблюдалось по ходу тестов?
Мартин Уитмарш: Не скажу, что мы отметили это, как значимый фактор. Конечно, многое зависит от эффективности прогрева резины, но в Мельбурне оба наших гонщика успешно справились с этой задачей. Условия там были совершенно иными, чем здесь, в Малайзии, однако Льюис и Дженсон сработали весьма неплохо.

Вопрос: То есть, здесь никаких сложностей нет?
Мартин Уитмарш: В Сепанге другие сложности – здесь скорее легче перегреть резину.

Вопрос: Стефано, как прошел сегодняшний день? Изменилось ли что-то по сравнению с Мельбурном?
Стефано Доменикали: Честно говоря, не думаю. Хорошо уже, что нам удалось идентифицировать проблемы с машиной и заняться их устранением. В остальном нужно лишь по максимуму выкладываться на трассе, только и всего.

Вопрос: То есть, перемен не предвидится?
Стефано Доменикали: Трудно сказать – в гонке бывает всякое, поэтому необходимо сохранять концентрацию. Ну и, разумеется, без большой доли везения здесь вряд ли можно что-то сделать.

Вопрос: Кристиан, в прошлом году мы привыкли видеть вашу команду лидером каждой сессии. Данное утверждение, возможно, не относится к сегодняшней тренировке – впрочем, в Мельбурне вы в итоге оказались не так уж и далеко от McLaren. Как прошел день?
Кристиан Хорнер: Гонка в Мельбурне получилась действительно захватывающей – мои поздравления McLaren с отличным выступлением. Мы сделали всё, чтобы опередить их, однако Дженсон был недосягаем. Сегодня гонщики McLaren вновь были сильны, как и гонщики Mercedes, так что борьба в верхушке пелотона стала намного острее. Впрочем, в середине отрывы тоже уменьшились.

Сегодня мы работали по привычной схеме. Учитывая существующие ограничения на тесты, гонщики следовали разным программам, оценивали поведение двух составов резины и пытались максимально хорошо подготовиться к гонке. Прогноз обещает безоблачное небо на протяжении всего уик-энда, однако здесь можно в любой момент поднять голову и увидеть приближающийся грозовой фронт.

Вопрос: Следующий вопрос для всех, но начнем со Стефано. В последние дни главной темой для обсуждения стало перераспределение акций Формулы 1. Полагаю, вы видели первоначальное предложение и наверняка о нем думали. Ваше мнение, как для чемпионата в целом, так и для собственной команды в частности? Какую выгоду это принесет команде и чемпионату, и как на них отразится?

Стефано Доменикали: Думаю, нет смысла комментировать слухи, поскольку никогда не знаешь, чем это закончится. Дискуссии продолжаются и пока они далеки от завершения. Сейчас ситуация выглядит более-менее стабильной, а в остальном мне сказать нечего.

Вопрос: Кристиан…

Кристиан Хорнер: О чем это мы? Вы не сказали…

Вопрос: О перераспределении акций Формулы 1…
Кристиан Хорнер: А, акции… Мне послышалось нечто другое. В любом случае, дело касается не команд, а акционеров – CVC и Берни Экклстоуна. Это их бизнес.

Вопрос: Решение принесет выгоду вашей команде и Формуле 1 в целом?

Кристиан Хорнер: Возможно, но я не в курсе всех деталей. Слышал лишь о возможной дискуссии и о том, что сама концепция довольно интересна.

Вопрос: Мартин…
Мартин Уитмарш: Не думаю, что наша команда получит какую-то выгоду, но, опять же, я не знаю всех нюансов. В целом смена владельца далеко не благо для спорта, однако нам следует сосредоточиться на предстоящей гонке, а акционеры пусть сами решают, что им делать с активами.

Вопрос: Жерар, ваше мнение?
Жерар Лопес: Как уже говорилось, мы не располагаем детальной информацией, а перераспределение акций может означать всё, что угодно. Если вы приобрели небольшую долю, это не изменит структуру владения, разве что позволит привлечь дополнительные деньги. Пока у нас нет достоверных сведений о том, будет ли это IPO или ещё что-либо, нет смысла вдаваться в дискуссии, поскольку подтекст может быть любым. Все зависит от того, какой продукт вы предложите рынку…

Мониша Кальтенборн: У нас нет информации по данному вопросу, поэтому любое наше слово будет не более чем домыслом. Для нас как команды главное, чтобы владелец Формулы 1 подготовил спорт к возможным трудностям, с которыми рано или поздно придется столкнуться, а также обеспечил условия, при которых участие в чемпионате было бы доступным и рентабельным.

Риад Асмат: Да, в основном лишь догадки. По-моему, мы должны сосредоточиться на текущих задачах, а если появится какое-то предложение, вот тогда мы рассмотрим его и прикинем выгоды.

Вопросы с мест

Вопрос: (Эдриан Родригес Хубер – Agencia EFE) Вопрос для Стефано Доменикали. Хотелось бы знать, как обстоят дела в команде, каковы ваши личные ощущения? Вы обеспокоены, напуганы, озлоблены?
Стефано Доменикали: Разумеется, я огорчен скоростью машины, но, в то же время, должен удостовериться, что на базе команды мы делаем все возможное, чтобы исправить ситуацию, поскольку уже представляем, в чем заключается проблема. Уверен, наши инженеры устранят недостатки максимально быстро, поскольку при столь плотной конкуренции любой даже незначительный шаг вперед может сыграть заметную роль.

В непростые времена главное – зарабатывать очки, ведь случиться может всякое. Да, я недоволен, но мое недовольство ничуть не поможет делу, поэтому я прошу своих инженеров сосредоточиться на работе.

Вопрос: (Наосе Хологан – Manipe F1) Ещё один вопрос для Стефано. Как обстоят дела с Фелипе Массой? Смена шасси позволила устранить проблемы, возникшие у него в Мельбурне?
Стефано Доменикали: Сегодня по ходу сессии мы сравнивали различные конфигурации, а завтра установим, скажем так, оптимальный аэродинамический обвес. Сейчас для Фелипе главное – почувствовать уверенность, но то же самое относится к команде, которая испытывает не меньший прессинг. Над этим мы и работали.

Вопрос: (Андреа Кремонези – La Gazzetta dello Sport) Сегодня разница между результатами Фелипе и Фернандо вновь была довольно большой. Это объясняется разными программами, или чем-то ещё? Второй вопрос о вашем визите на базу команды – как обстоят дела в Маранелло? С какой целью вы и Пэт Фрай приезжали туда?
Стефано Доменикали: Сегодня гонщики работали по разным программам, реальную ситуацию мы увидим только завтра, поэтому в данный момент я не могу сказать, что преимущество на стороне либо Фелипе, либо Фернандо. По ходу двух сессий мы старались сделать все возможное, чтобы завтра Фелипе получил оптимально настроенную машину – такова наша задача.

Одновременно нам нужно было сосредоточить усилия на работе на базе команды, в основном в отделе аэродинамики, поэтому я попросил Пэта поехать со мной и проследить за ситуацией. Сейчас у нас в разработке немало новинок, мы должны подготовить их максимально быстро, и не можем позволить себе терять ни минуты.

Вопрос: (Хейкки Культа – Turun Sanomat) Вопрос для Жерара Лопеса. За время вашего руководства командой это лучший старт сезона с новой машиной?

Жерар Лопес: Пожалуй, да. С точки зрения конфигурации эта машина, скажем так, самая завершенная из всех, с которыми мы выходили на старт сезона. У нас был шанс сделать нечто подобное в прошлом году, однако в самый неподходящий момент выбыл из строя один из наших гонщиков. Теперь у нас полный состав, машина достаточно быстра, мы дорабатываем её, не акцентируя внимание на каких-то отдельных областях – всё должно быть в меру.

Пока мы вполне уверены в своих силах. Перед началом сезона мы говорили, что наша цель – четвертое место в Кубке Конструкторов, сейчас машина позволяет рассчитывать на это, однако борьба только началась.

Вопрос: (Дитер Ренкен – The Citizen) Вопрос для Риада. Ожидаете ли вы каких-либо санкций со стороны FIA по результатам иска со стороны Force India? Я читал заключение, в котором говорится, что ваша команда всё же использовала интеллектуальную собственность Force India...
Риад Асмат: Мне нечего сказать, суд представил свое заключение. Если что-то и может произойти, я не могу говорить об этом за FIA или Force India. Потребуется – они нас уведомят, но я прекрасно представляю себе нашу позицию и думаю, что все будет в порядке.

Вопрос: (Иан Паркес – Press Association) Кристиан, вам удалось побеседовать с Чарли Уайтингом с момента нашего утреннего разговора?
Кристиан Хорнер: Нет.

Вопрос: То есть, у вас нет пояснений насчет легальности заднего крыла Mercedes?
Кристиан Хорнер: Я не беседовал с Чарли. Да, по поводу заднего антикрыла Mercedes было немало споров, но раз уж машина прошла проверку FIA, следовательно, федерацию устраивает её конфигурация.

Вопрос: То есть, для вас тема закрыта?
Кристиан Хорнер: Возможно, нет, поскольку есть и другие желающие разобраться в ситуации. Если подобные инженерные находки допускают однозначную интерпретацию – честь и хвала Mercedes, но может получиться и так, что дальнейшее развитие идеи будет заведомо противоречить правилам. Главное – устранить все сомнения, и было бы неплохо поставить точку уже в этот уик-энд.

Вопрос: (Гэри Минаган – The National) Вопрос для всех. Не могли бы вы оценить роль руководителя в вашей команде? В некоторых коллективах руководитель приезжает на каждую гонку и лично заведует многими аспектами, тогда как в других он делегирует полномочия другим сотрудникам…
Мониша Кальтенборн: Основатель нашей команды, Петер Заубер, руководил ей с момента создания. За это время Sauber не раз оказывалась в непростом положении – в частности, в 2010-м году, – поэтому для нас было крайне важно, чтобы господин Заубер оставался на своем посту как гарант стабильности и преемственности – особенно в предыдущие два сезона. Однако за эти два года он начал заметно уставать, ему стало труднее приезжать на все гонки… Конечно, ему одному решать, стоит ли что-то менять, но для команды в ее нынешней ситуации важно, что он по-прежнему с нами.

Риад Асмат: У нас есть руководитель команды, который привык действовать вопреки всем правилам. Поэтому я езжу на все гонки и непосредственно взаимодействую с командой, а он занимается остальными вопросами. Судя по всему, эта схема работает.

Жерар Лопес: В нашем случае Эрик Булье, как и подобает руководителю, целиком управляет командой, а я, к сожалению или счастью, участвую ещё в нескольких проектах и потому не могу посвящать Формуле 1 столько времени, сколько хотел бы. Думаю, Эрик полностью соответствует нашим представлениям о руководителе команды.

Мартин Уитмарш: В нашей команде руководителю нравится приезжать на все гонки. Не знаю, нравится ли команде всякий раз видеть его в боксах, но лично мне приятно находиться в центре событий. Боссам льстит мысль, что они полностью заведуют всем, однако их зачастую просто разыгрывают!

Стефано Доменикали: Конечно, все зависит от конкретной команды, но лично я не участвую в решении технических вопросов, поскольку делегировал эти полномочия более компетентным специалистам. В команде приходится иметь дело с различными аспектами организации, спонсорства, коммерции, администрирования – по сути, это большая компания. Кроме того, мы являемся частью крупной промышленной группы, что тоже накладывает свой отпечаток. Пожалуй, оптимальным вариантом для нас был бы руководитель, который не приезжает на гонки, но в этом случае у него должен быть заместитель, способный всё организовать и делегировать полномочия.

Кристиан Хорнер: Наша структура весьма традиционна – я лично приезжаю на все гонки. Как заметил Стефано, работа в современной Формуле 1 сочетает в себе множество различных аспектов, требующих ежедневного внимания: нужно управлять коллективом, отчитываться перед акционерами. Времени на передышку попросту нет, и в этом тоже своя специфика и определенный вызов. Приезжая на работу каждый день, вы не всегда знаете, чего можно ожидать. Это и спорт, и бизнес, причем роль руководителя во время гоночного уик-энда заметно отличается от обязанностей во время рабочей недели на базе команды. В нашем случае должность босса, определенно, многогранна!

Вопрос: (Дитер Ренкен – The Citizen) Недавно господин Экклстоун подтвердил свое предложение к холдингу CVC разместить пакет акций Формулы 1 на сингапурской бирже. Вам, как руководителям, было бы интересно приобрести некую долю в частном порядке?
Мартин Уитмарш: Спросите Жерара, он единственный из нас, кто может себе это позволить.

Кристиан Хорнер: Red Bull Racing, прежде всего, участник чемпионата. Нас устраивает эта роль, и мы не видим необходимости в приобретении его акций.

Стефано Доменикали: Присоединяюсь к словам Кристиана.

Мартин Уитмарш: Лично я не могу позволить себе долю в капитале Формулы 1, да и не наше это дело. Мы, прежде всего, гоночная команда – да, McLaren развивает и другие виды деятельности, однако участие в управлении Формулой 1 не входит в наши планы.

Жерар Лопес: Возможно, было бы разумным, если бы все команды Формулы 1 могли позволить себе часть акций чемпионата, тогда каждая из них стала бы в той или иной степени совладельцем, но вряд ли это когда-либо случится. Как только речь заходит об инвестировании, это сразу становится исключительно финансовым вопросом и перестает иметь отношение к спорту, как в случае с любыми вложениями в акции.

Мониша Кальтенборн: Согласна с джентльменами.

Риад Асмат: Определенно, нет. Перед командой стоит множество других задач, лучше сосредоточиться на них.

Вопрос: (Арианна Равелли – Corriere della Sera) Господин Уитмарш, McLaren по-прежнему остается членом FOTA. Опасаетесь ли вы, что это может поставить вас в невыгодное положение при обсуждении нового Договора Согласия?
Мартин Уитмарш: Ничуть. Не важно, через FOTA или какой-либо другой механизм – главное, чтобы команды совместно работали на благо спорта. Перед нами стоит множество вызовов, и у нас уже есть примеры весьма эффективного взаимодействия. Да, бывали и кризисы, однако мы должны продолжать начатое дело и наше сотрудничество.

Вопрос: (Дитер Ренкен – The Citizen) Кристиан, во время пятничной пресс-конференции в Мельбурне выяснилось, что письмо к FIA об ограничении расходов подписали лишь десять из двенадцати команд. Полагаю, не поставили свою подпись как раз Red Bull Racing и ее «младшая сестра» Toro Rosso. Этому есть причины?

Кристиан Хорнер: Мы просто не видели этого письма, я не могу подписывать то, чего я не видел. Согласны мы с содержанием документа, или нет – уже другой вопрос.

Я бы хотел однозначно заявить: Red Bull полностью поддерживает идею контролировать расходы в Формуле 1. Но мы сомневаемся в том, что Соглашение об ограничении расходов (RRA) – это правильный путь. Я читал, что в своем письме команды просят, чтобы FIA взяла на себя контроль выполнения этого соглашения, а это, по-моему, неверно… Есть более эффективные пути: через спортивный и технический регламент, а не через RRA, которое строится на расчете эквивалентных затрат времени и численности персонала, поскольку это всегда сопряжено со сложностями, если мы имеем дело с подразделениями крупных компаний, особенно автоконцернов.

Так что мы полностью открыты для любых дискуссий на тему контроля расходов, где речь пойдет о таком подходе к этой работе.

Вопрос: (Иан Паркес – Press Association) В продолжение темы. Тогда почему вы не поддержали инициативу остальных десяти команд? Это наводит на мысль, что Red Bull Racing что-то скрывает…
Кристиан Хорнер: Это наводит на мысль, что у нашей организации иная структура. Red Bull Racing – единая гоночная команда. Когда образовалась ассоциация FOTA, были предложены четкие и реально выполнимые ограничения, связанные с количеством двигателей, количеством коробок передач, с сокращением объема тестов.

Все это вполне можно проконтролировать, это действительно позволяет сократить расходы, и мы считаем, что все внимание надо уделить такого рода вещам, а не учету затрат рабочего времени и поиску эквивалентов, определение которых всегда связано с большими сложностями. Да, в свое время предложение было весьма актуальным, но если разобраться в деталях, подобные вещи всегда нелегко контролировать, особенно если речь идет о командах, связанных с крупными предприятиями. Было бы лучше опираться на простые, легко измеримые вещи.

Вопрос: (Иан Паркес – Press Association) Мартин и Стефано, вы готовы принять доводы Кристиана?
Мартин Уитмарш: Контроль расходов – необходимость, и если его можно осуществить с помощью простых мер, принципов, стандартов, это здорово. Так что я готов согласиться с Кристианом. Мы уже реализовали некоторые процедуры, было бы неплохо внедрить еще несколько – в общем, есть смысл продолжать работу. Все понимают, что в современной Формуле 1 некоторым командам очень трудно обеспечить себе необходимый минимум, а это, в свою очередь, говорит о том, что мы недостаточно поработали в данном направлении.

Стефано Доменикали: Да, эта проблема активно обсуждается. Мы представили свои соображения, которые, как нам кажется, затрагивают как раз те параметры, которые можно контролировать через технический и спортивный регламент. В конечном итоге, именно эти параметры можно считать «осязаемыми», и именно за их счет можно добиться экономии средств – к такой цели мы и должны стремиться.

Если говорить о Ferrari, наше финансовое положение не вызывает серьезных опасений, однако, мы все прекрасно понимаем, что ситуация в Формуле 1 далеко не стабильна, и вокруг немало трудностей. Нужно поступиться личными интересами и сделать так, чтобы в чемпионате участвовало как можно больше команд. Сейчас наш спорт переживает непростой период: да, все улыбаются, но мы знаем, что многим приходится нелегко…

Вопрос: (Ванесса Руис – ESPN Brazil) Стефано, вы сказали, что вам известна причина проблем с машиной. В то же время вы предоставили Массе новое шасси…
Стефано Доменикали: Я лишь сказал, что мы хотим помочь Фелипе чувствовать себя максимально комфортно. Для этого мы взяли свободное шасси и установили на него все необходимые детали, дабы удостовериться, что с машиной, использовавшейся в Мельбурне, всё было в порядке.

Что касается проблем, мы знаем их причины. Осталось оперативно устранить недостатки, а те из них, которые можно отнести к фундаментальным, должны быть исправлены в самое ближайшее время.

Вопрос: (Ванесса Руис – ESPN Brazil) Не могли бы вы пояснить, в чем именно заключаются проблемы? Новое шасси заставляет задуматься…
Стефано Доменикали: Шасси всего лишь часть машины. Суть проблем я озвучил еще в прошлое воскресенье сразу после гонки в Мельбурне – нехватка тяги в медленных поворотах и общий дефицит максимальной скорости. Это два основных момента, над которыми нам нужно работать.

Вопрос: (Ральф Бах – R&B) Вопрос ко всем. Насколько я понял, проблема с воздуховодом Mercedes не имеет никакого отношения к техническому регламенту, просто Росс Браун, будучи главой технической рабочей группы, несколько нарушил джентльменское соглашение. Как такое в принципе возможно? Полагаю, в Формуле 1 нужно оставаться джентльменами…
Стефано Доменикали: Определенно.

Мартин Уитмарш: Следующий вопрос.

Вопрос: (Дитер Ренкен – The Citizen) Кристиан, вернемся к письму. Беспокоит ли вас тот факт, что десять команд, по сути, оставили представителей Red Bull в гордом одиночестве? Ваша команда не привыкла пасовать перед переменами – вы не рассматривали возможность получения копии письма и его подписи постфактум?
Кристиан Хорнер: Возможно, текст письма опубликуют в Internet, или у вас есть эта копия. Как я уже говорил, Red Bull полностью поддерживает идею контроля ресурсов, однако мы не согласны с действующей редакцией Соглашения об ограничении ресурсов. В RRA есть области, подлежащие ограничениям и не подлежащие таковым, но как, скажите мне, можно оставить вне всяких рамок KERS или коробку передач? По сути, при работе с этими компонентами допустимы любые траты, и как раз по этой причине мы считаем более оправданным вариантом…

Знаете, незадолго до Рождества мы уже пытались выработать общую позицию, и лично я не считаю команды настолько различными по своей структуре, что мы не можем прийти к единому решению. Уверен, в рамках конструктивной дискуссии нам удастся прийти к варианту, который позволит топ-командам контролировать расходы и, что еще важнее, сделает чемпионат более доступным для представителей второй половины пелотона. Сейчас цена конкурентоспособности слишком высока, вряд ли с этим кто-то поспорит. Вопрос в том, как её снизить.

Вопрос: (Дитер Ренкен – The Citizen) То есть, вы не пытались заполучить копию письма?

Кристиан Хорнер: Если я не согласен с его содержанием, зачем мне копия? Спасибо за вопрос.

Перевод: Валерий Карташев

Читайте ещё