Гран При Бразилии

Гран При Бразилии

Гран При Бразилии: Пресс-конференция в воскресенье

Гран При Бразилии. Пресс-конференция в воскресенье

1. Дженсон Баттон (McLaren)
2. Фернандо Алонсо (Ferrari)
3. Фелипе Масса (Ferrari)

Интервью на подиуме

Вопрос: (Нельсон Пике) Прежде всего, вопрос для победителя. Дженсон, вы фантастически провели сезон, но эта гонка, пожалуй, самая захватывающая из всех, которые я наблюдал. Вы довольны тем, что смогли победить, опередив Льюиса Хэмилтона?
Дженсон Баттон: Прежде всего, я хотел бы поблагодарить всю команду! Это идеальная концовка сезона. Мы хорошо начали год, но затем были подъёмы и спады, и очень здорово, что мы завершили сезон победой. Это неплохой задел на следующий год. Поздравляю и наших соперников, гонщиков Ferrari, с которыми сегодня мы боролись за 2-е место в Кубке Конструкторов, но они оказались сильнее.

Вопрос: (Нельсон Пике) Фернандо, мне жаль. Вы тоже сработали фантастически, несколько раз выбывали из борьбы не по своей вине… Знаете, я тоже пару раз упускал титул в последней гонке и знаю, каково это, но все-таки, что вы чувствуете?
Фернандо Алонсо: Я очень горжусь моей командой, горжусь тем, как мы провели сезон. Да, мы проиграли чемпионат, но мы проиграли его не сегодня, не в Бразилии. В нескольких гонках нам не повезло, но это спорт. И если мы выкладывались на 100%, если отдавались работе всей душой, не допустив ни единой ошибки, то надо просто радоваться за нашу команду. В следующем году мы попытаемся вновь.

Вопрос: (Нельсон Пике) Фелипе, вы не лучшим образом начали сезон, однако постоянно прогрессировали. Каковы планы на следующий год?
Фелипе Масса: Да, вторая половина года стала подготовкой к следующему сезону, а сегодняшняя гонка получилась очень эмоциональной. Я мог бы финишировать чуть выше, но все равно, не знаю, что сказать – слезы просто льются из глаз, это было невероятно!

Пресс-конференция

Вопрос: Дженсон, поздравляем, потрясающая гонка! Похоже, идея задержаться на трассе на сликах сработала…
Дженсон Баттон: Именно! Это была одна из труднейших гонок, мне неоднократно казалось, что промежуточная резина – оптимальный вариант, и я спрашивал команду: «Что там по погоде, дождь будет легким? ОК, посмотрим, что у меня получится». Было крайне сложно, я постоянно блокировал шины, но должен был ждать, пока команда сообщит, что соперники перешли на промежуточную. В таких ситуациях важна каждая мелочь, каждый обрывок информации, чтобы понять, что ты действуешь правильно.

Ситуация усугубилась выездом машины безопасности. В тот момент я и Нико Хюлкенберг соперничали между собой, опережая пелотон на сорок секунд – и вот от такого преимущества не осталось и следа. Когда автомобиль безопасности свернул на пит-лейн, возникло гранулирование правой передней шины, и мне пришлось непросто, но потом ситуация улучшилась.

Два гонщика, ехавших впереди, столкнулись, что несколько мне помогло, но в такой гонке предсказать результат невозможно. Мы по-прежнему ждали усиления дождя. Требовалось еще раз уверенно сработать в боксах, с чем мы успешно справились, а затем мне оставалось контролировать 20-секундный отрыв от Ferrari, что было совсем нелегко: для промежуточных шин на трассе оказалось слишком много воды.

Результат великолепный. Мы начали сезон победой и победой его закончили, надо лишь поработать над конкурентоспособностью между первой и последней гонкой. Жаль, Льюис не смог разделить со мной подиум, но таков спорт, неприятности иногда случаются. Я желаю ему всего самого лучшего. Мы неплохо сотрудничали в последние три года, доказав это красивой борьбой на первых десяти кругах. Надеюсь, в Mercedes у него все получится.

Ну и в заключение, мои поздравления Себастьяну с сегодняшним третьим титулом подряд и Red Bull Racing с завоеванием Кубка Конструкторов еще неделю назад в Остине!

Вопрос: Фернандо, для титула вам требовалось необычное стечение обстоятельств, однако оно случалось либо не в тот момент, либо этих обстоятельств было недостаточно. Тем не менее, потрясающая гонка!

Фернандо Алонсо: Согласен, примерно такая, как мы рассчитывали – переменчивая погода и сложная борьба на трассе. Это была одна из самых непростых гонок в моей карьере, на каждом круге казалось, что я еду на неподходящих шинах, но команда отвечала, что у всех такая же резина, и приходилось атаковать дальше.

На каждом круге был риск вылета, но я не мог себе этого позволить, поскольку для сохранения шансов мне нужен был подиум. В итоге мы справились: я стартовал седьмым и снова пробился в первую тройку, что стало возможным благодаря отменной работе команды, верной стратегии, хорошему старту и достаточной скорости. Мы возродили интригу, однако действия соперников не в нашей власти.

При моем втором месте Себастьян Феттель должен был финишировать не выше восьмого, а для Red Bull Racing с их скоростью оказаться вне первой восьмерки было бы проблематично. Мы рассчитывали на чудо, как рассчитывали на него на протяжении всего сезона. Нам повезло бороться за титул вплоть до последней гонки, мы выполнили свою работу, а в остальном… Впрочем, спасибо команде за превосходный сезон!

Вопрос: Фелипе, подиум в домашней гонке! Вы сработали, как настоящий напарник, а на подиуме не сдерживали эмоции…
Фелипе Масса: Да, эмоций было много – не только на подиуме, по ходу всего сезона. Просто все совпало в один момент. Я не знал, что сказать, о чем думать, мне не хватало воздуха… Невероятный день!

Гонка получилась неплохой. Мы слегка ошиблись со стратегией, но в таких условиях сложно угадать на все 100%. Дождь то затихал, то усиливался – никто не знал, чего ожидать. Мы пошли на рискованный вариант, однако я сразу оказался на одиннадцатом месте и был вынужден атаковать предельно агрессивно. Без этих ошибок гонка могла сложиться иначе, возможно, мне удалось бы побороться за победу… В любом случае, первая половина сезона оказалась катастрофой, во второй я поехал в полную силу, правда, когда, наконец, собрал все воедино, уик-энд выдался непредсказуемым…

Вопросы с мест

Вопрос: (Адам Хэй-Николлс – Metro) Фернандо, команда сообщила вам о развороте Феттеля на первом круге, или они позволили вам вести гонку в неведении?
Фернандо Алонсо: Мне сообщили, что Себастьяна развернуло, и он едет последним. Однако условия были настолько непростыми, что последняя позиция, или одиннадцатая, или двенадцатая не означала катастрофу, так что требовалось сохранять спокойствие. Гонка продолжалась, обстановка была сложной, и разворот Себастьяна стал сигналом: «Успокойся и сохраняй концентрацию, нужно удержать машину на трассе». Подчас это было самым трудным – мы не боролись за какие-то десятые доли секунды, а просто старались остаться на траектории.

Вопрос: (Анне Джунтини – L’Equipe) Вопрос для Фернандо. В какой момент вы проиграли чемпионат?
Фернандо Алонсо: Много гонок тому назад. У меня было два схода с дистанции не из-за проблем с мотором или коробкой передач, и не из-за собственной ошибки. В одном случае мне пробили колесо, во втором один из соперников пролетел над моей машиной. Тогда я потерял важные очки. Кроме того, в некоторых ситуациях стюарды принимали странные решения, что тоже сработало не в нашу пользу…

Вопрос: (Михаэль Шмидт – Auto, Motor und Sport) Фернандо, незадолго до вашего пит-стопа Себастьян заехал в боксы за очередным комплектом сликов, а немногим позже ему поставили промежуточную резину. Вы все это время оставались на трассе. Насколько трудным было вести машину на сильно изношенных шинах, и кто принял такое решение?
Фернандо Алонсо: Это было совместное решение. Условия постепенно ухудшались, темп был сперва на шесть, потом на восемь секунд ниже, чем на сухой трассе, а последние два круга я и вовсе проехал на четырнадцать секунд медленнее. Как раз перед этими двумя кругами команда позвала меня в боксы за сликами, но я ответил: «Парни, здесь вовсю поливает, давайте подождем еще один круг, поскольку мне непонятно, какая резина окажется выгоднее». На следующем круге стало очевидно, что пора ставить промежуточную – хорошо, что мы не последовали первоначальному варианту.

Вопрос: (Леонид Новожилов, F1Life) Вопрос ко всем. Показался ли вам нынешний сезон необычным, и если да, то почему?
Дженсон Баттон: Думаю, всем очевидно, что сезон сложился необычно – особенно в начале, когда в семи гонках у нас было семь разных победителей. Такое не часто бывает в Формуле 1. Многое зависело от того, удалось ли вам заставить шины работать. Кроме того, команды, которые принято относить к середнякам, неожиданно здорово провели зиму – правда, когда лидеры все-таки разобрались в тонкостях поведения шин, разница снова стала заметной. Впрочем, и она подчас была многим меньше, чем ожидалось – скажем, сегодня мало кто ожидал, что Force India будет лидировать в гонке. Это лишь доказывает, что борьба теперь намного плотнее, чем раньше. Правила зафиксированы, и это сравняло шансы – думаю, нечто подобное мы сможем наблюдать и в следующем году.

Фелипе Масса: Думаю. Дженсон ответил за всех.

Вопрос: (Ливио Орихио – O Estado de Sao Paulo) Фернандо, учитывая борьбу в чемпионате, команда сообщала вам, что происходит на трассе? Что вы скажете о Фелипе, который помогал вам в последних нескольких гонках?
Фернандо Алонсо: Конечно, команда сообщала мне позиции соперников. Когда Льюис Хэмилтон сошел с дистанции, вопрос о втором месте в Кубке Конструкторов отошел на второй план, и я переключился на борьбу в личном зачете.

Всегда приятно владеть информацией, поскольку зачастую не знаешь, насколько ты быстр. Но когда тебе говорят, что с темпом все в порядке, а соперники сражаются где-то в последних рядах, это добавляет сил.

Что касается Фелипе, он неплохо провел вторую половину сезона, заработав несколько подиумов и продемонстрировав хорошую скорость. Если я смог бороться за титул в последней гонке сезона, в этом заслуга всей команды, а когда я говорю о команде, я имею в виду и инженеров на трассе, и специалистов в Маранелло, и спонсоров, и себя с Фелипе, и наших резервных гонщиков. С последними мы провели немало тестов на симуляторе, ну а без Фелипе любая пятничная тренировка…

Мы свободно обменивались результатами, настройками, и я всегда доверял напарнику как в гонке, так и на тестах и в работе на симуляторе. В последних трех Гран При Фелипе помог еще и тем, что отбирал у соперников важные позиции, а в один из моментов согласился уступить мне, поскольку сам уже не претендовал на титул. Фантастическая работа, спасибо всем за то, что мы до последнего сражались за главный трофей!

Вопрос: (Карлос Мигель – La Gaceta) Фернандо, пара вопросов. Вам известно, что Феттель обогнал Кобаяши под желтыми флагами? И второй вопрос о перспективах: над чем нужно поработать Ferrari, чтобы все-таки победить в чемпионате?

Фернандо Алонсо: Я ничего не слышал о желтых флагах. Когда вы сказали о них, у меня появилась некая надежда, но не думаю, что это правда.

Что касается перспектив, нужно доработать машину. Уверен, мы лучше многих готовимся к гонкам – у нас не было ни одной технической проблемы по ходу сезона, идеальные пит-стопы, хорошие старты, выверенная стратегия. Не хватало только скорости: мы уступали Red Bull Racing, McLaren, а в последних гонках еще и Williams с Force India. Над этим нужно работать, ведь в таких условиях сложно бороться за титул. Можно уступать совсем немного, но уж точно не так, как в нынешнем сезоне. Сочетание факторов позволило нам до конца претендовать на победу в чемпионате, но вряд ли в будущем будет так же везти…

Вопрос: (Клаудио Ногейра – O Globo) Фернандо, вы скорее огорчены тем, что не смогли взять титул, или рады тому, что боролись до конца?
Фернандо Алонсо: Я очень доволен. Досадно было в Абу-Даби два года назад, когда титул был практически в руках, и мы его все-таки упустили. Здесь ощущения иные, я горжусь тем, что боролся до последнего круга на далеко не быстрейшей машине. Мне этот сезон запомнится как лучший в карьере – да, мы заработали недостаточно очков, чтобы взять титул, но я многого добился и заставил себя уважать.

Вопрос: (Альберто Антонини – Autosprint) Фернандо, год назад в Бразилии вы точно так же назвали сезон-2011 лучшим в карьере… Нынешний превзошел его?
Фернандо Алонсо: Определенно. В прошлом году я был очень доволен тем, как мы провели сезон, как исправили ошибки, допущенные в 2010-м. Но если говорить о нынешнем сезоне, не принимая во внимание конкурентоспособность машины, мне было бы сложно сработать сколь-нибудь иначе в любой из двадцати прошедших гонок, поскольку я всякий раз выжимал из ситуации максимум.

Вопрос: (Родриго Джини – O Estado de Minas) Вопрос для Фелипе. Когда четыре года назад вы точно так же поднялись на подиум, это был, возможно, самый тягостный момент в вашей карьере. Вы до последнего пытались выиграть титул, но в итоге уступили Льюису Хэмилтону. Четыре года спустя вы снова на подиуме, и вас снова захлестывают эмоции. Что изменилось с тех пор, и как вы оцениваете возвращение в первую тройку в домашней гонке?
Фелипе Масса: С момента, когда я в последний раз поднимался на подиум, многое произошло. Это был не самый простой период в моей карьере, но я многому научился. Это полезный жизненный опыт. Важнее всего было понять причины и вернуться к привычной форме. Я всегда знал, что смогу это сделать.

Приятно вернуться на подиум. Я был быстр весь уик-энд, даже в гонке, хотя у меня возникли проблемы. Я всегда был конкурентоспособен и горжусь тем, что поднялся на подиум на домашней трассе.

Перевод: Валерий Карташев

Другие новости