Канада'90: Автодром имени Жиля Вильнёва

Нельсон Пике, Айртон Сенна и Найджел Мэнселл на подиуме Гран При Канады 1990 года
Гонка #489: 10 июня 1990 года. Гран При Канады
Поул Айртон Сенна (McLaren MP4/5B) - 1.20,399 (196,569 км/ч)
Лучший круг Герхард Бергер (McLaren MP4/5B) - 1.22,077 (192,550 км/ч)
Победитель Айртон Сенна (McLaren MP4/5B) - 1:42.56,400 (179,114 км/ч)

Дождь, прошедший над Монреалем незадолго до старта Гран При, обещал зрителям крайне интересную гонку – так в итоге и получилось. Началось все с того, что Герхард Бергер, занимавший на решетке второе место, начал движение раньше зеленого сигнала светофоров.

Любой гонщик рано или поздно по ходу карьеры оказывается в такой ситуации. После фальстарта в голове всегда пульсирует одна и та же мысль – «Что же делать дальше?» Практика показывает, что в подавляющем большинстве случаев самой первой реакцией на нарушение является сброс «газа», а затем – продолжение движения. Подспудно гонщик словно бы возвращает те секунды, которые только что отыграл.

Именно так поступил и Бергер. К сожалению, беспристрастная электроника зафиксировала факт проступка, и судьи FIA вскоре вынесли суровый вердикт – еще по ходу гонки команде McLaren сообщили, что к результату её пилота будет добавлена целая минута. Разумеется, это практически лишало австрийца шансов на успех. Именно поэтому, когда после нескольких кругов траектория более-менее просохла, именно Герхард одним из первых отправился в боксы.

До этого он физически занимал на трассе второе место, позади собственного напарника Айртона Сенны. Такой порядок сохранился и после визита обоих в боксы, но бразилец, которому также сообщили о наложенном на Бергера штрафе, спокойно пропустил того вперед, поскольку все остальные уже отставали вполне прилично.

Победитель Гран При Канады 1990 года Айртон Сенна

Герхард взял невероятный темп. Показанное им лучшее время круга оказалось в этот день на 1,3 секунды лучше, чем у Сенны. Уже к 15-му кругу австриец – даже с учетом штрафной минуты – занимал 11-е место, а к 20-му переместился на шестое. Сенна был вне зоны досягаемости, но вот тройку, куда входили пилоты Ferrari Ален Прост и Найджел Мэнселл, а также Нельсон Пике из Benetton, Бергер «нагонял» с каждым кругом. Те, вдобавок, теряли время в борьбе между собой.

За 20 кругов до финиша Герхард проигрывал всего четыре секунды замыкавшему группу Просту – однако к этому моменту шины на McLaren уже были порядком изношены, и исход противостояния вовсе не выглядел предрешенным. В какой-то момент Бергер даже стал проигрывать соперникам в скорости – но вновь прибавил под финиш, и в итоге смог-таки отыграть позицию. Увы, но только одну.

Айртон Сенна, финишировав на трассе первым, получил полновесные девять очков за победу. Нельсон Пике после ужасного сезона в Lotus завоевал свой первый подиум в составе Benetton, а Найджел Мэнселл замкнул первую тройку. Лишь следом в итоговом протоколе расположились Бергер и Прост.

Интересно...
Для двух пилотов – Алессандро Наннини и Жана Алези – канадская гонка началась очень здорово: итальянец из Benetton после старта оказался третьим, французский дебютант Tyrrell – четвертым. Но развить успех не удалось ни одному из них. Наннини попал под колеса один из монреальских сурков, а когда пилот посетил боксы и бросился в погоню за соперниками, то ошибся и вылетел с трассы.

Происшествие с участием Tyrrell Жана Алези и Benetton Алессандро Наннини на Гран При Канады 1990 года

История Алези получилась похожей, только он лишился носового обтекателя в борьбе с пилотом Williams Тьерри Бутсеном. Жан также вынужден был провести внеплановый пит-стоп, после чего вернулся на трассу и в свою очередь поплатился за горячность при рискованном обгоне кругового. Самое невероятное – Tyrrell Алези, проскользив по сырому асфальту и мокрой траве, прилетел точнёхонько в стоящий у барьера Benetton Наннини.

Автодром имени Жиля Вильнёва

Автодром имени Жиля Вильнёва в центре Монреаля

Автодром на острове Нотр-Дам был построен в 1978 году. Его возникновению предшествовали весьма любопытные обстоятельства. Как известно, Формула 1 прописалась в Канаде в 1967 году, и первоначально этап по очереди принимали трассы Моспорт и Мон-Тремблан. Важно отметить, что первая из них располагалась в англоговорящей части страны, а вторая – во франкоговорящей. Тем самым поддерживался баланс, позволявший избегать внутренних противоречий.

Однако довольно быстро Большие Призы покинули Мон-Тремблан из-за недостаточного уровня безопасности. А уж когда в Ф1 дебютировал Жиль Вильнев, стало понятно, что собственный автодром франкоговорящей провинции Квебек просто необходим. Городские власти Монреаля даже согласились профинансировать проект, но выделили всего 2 миллиона долларов. На эти деньги возвести с нуля полноценный гоночный комплекс было нереально даже в конце 70-х.

Однако решение нашлось – еще в 1959 году, когда расширяли текущую через город реку Святого Лаврентия, чьи коварные пороги препятствовали судоходству, было решено возвести на ней несколько искусственных островов. Работа эта заняла какое-то время, но к 1967-му, когда город принимал всемирную выставку Экспо, с ней справились. На Нотр-Даме расположились многочисленные павильоны разных стран, в том числе и советский – сейчас его копию можно увидеть на ВДНХ, москвичи часто называют этот павильон «монреальским».

Остров Нотр-Дам уже создан, идёт возведение павильонов выставки Expo 67

Вновь остров оказался в центре внимания в 1976-м, когда столица Квебека принимала летнюю Олимпиаду, и там проходили многочисленные соревнования. После отъезда спортсменов на Нотр-Даме разбили парк, который быстро стал у горожан популярным местом отдыха, так как был расположен в самом центре города, но позволял насладиться тишиной и красивыми видами. Вдобавок – там обосновались многочисленные представители животного мира.

Именно это место и решили использовать для проведения этапа Формулы 1. Требовалось лишь возвести комплекс боксов, расширить некоторые парковые дорожки и замкнуть их в единое кольцо. Все это было сделано к началу осени 1978 года. Так как сам остров имел вытянутую форму, трасса тоже получилась «сплюснутой». С двух концов её венчали медленные «шпильки», между которыми были расположены скоростные отрезки, соединённые S-образными связками.

Первый Гран При Канады прошел в Монреале в 1978 году. Пилот Lotus Жан-Пьер Жарье был явно быстрее всех по ходу дистанции, но его подвела машина – и победил, к невероятному восторгу 73 тысяч болельщиков, их главный кумир Жиль Вильнев. Тогда никто и предположить не мог, что эта победа как минимум на три с половиной десятилетия останется для местных пилотов единственной на домашней трассе.

Победителем первого в истории Гран При в Монреале стал в 1978 году Жиль Вильнёв

После этого почти каждая канадская гонка оказывалась чем-нибудь примечательной. В 1979-м прямо по ходу уик-энда принял решение покинуть Ф1 Ники Лауда, в 1980-м на старте произошла массовая авария, которая породила любопытный статистический казус: 19-летний пилот из Новой Зеландии Майк Такуэлл начал гонку за рулем Tyrrell, но затем, как и все, остановился по требованию красных судейских флагов. Решено было давать старт заново, и хотя машина Такуэлла осталась цела, Кен Тиррел распорядился передать её Жану-Пьеру Жарье. Потому вопрос о том, можно ли считать Майка самым юным гонщиком, стартовавшим в Ф1, долгое время оставался открытым – до венгерского этапа 2009 года и дебюта Хайме Альгерсуари.

Сильнейшим оба раза стал Алан Джонс на Williams, а в 1981-м эстафету у него принял пилот Ligier Жак Лаффит. Четыре первых Гран При в Монреале выявили всего один явный недостаток этого этапа – проводить его в октябре было некомфортно, так как по ночам температура опускалась до нуля, а днем частенько лил холодный дождь. Потому с 1982 года гонку перенесли на июнь.

Увы, в мае разбился в бельгийском Зольдере Жиль Вильнев. Монреальскую трассу, до того носившую имя острова Нотр-Дам, почти сразу после этого трагического события нарекли в честь пилота. Надписи «Салют, Жиль!» и по сей день украшают её асфальт и бетонные отбойники.

Первая же летняя гонка также началась с трагедии. Ferrari Дидье Пирони заглохла на решетке, и сзади в неё врезался молодой гонщик Риккардо Палетти, Osella которого тут же вспыхнула. Спасти раненого итальянца из огня, к сожалению, не удалось…

Авария на старте Гран При Канады 1982 года

Гран При Канады 1982 года принес первую в истории победу турбомотору BMW – он был установлен на Brabham Нельсона Пике. В последующие четыре года на вершину подиума каждый раз поднимались разные пилоты, что интересно – ни одному из чемпионов мира не удалось отличиться в Монреале и выиграть титул в одном и том же сезоне.

А потом пришел 1987-й – и организаторы Гран При оказались в трагикомичной ситуации. Две местные пивные компании претендовали на звание генерального спонсора этапа, и спорили так долго и активно, что FIA, не получив вовремя необходимых документов, попросту исключила канадскую гонку из календаря.

Пауза была потрачена с пользой – вместо старого комплекса боксов, расположенного возле шпильки Casino, возвели новый, который и поныне на своем месте. Первую гонку на обновленной трассе выиграл в 1988-м Айртон Сенна, он же отличился и в 1990-м, а в паузе между этими событиями блеснул под дождем Тьерри Бутсен – до того бельгийцу никогда не приходилось подниматься в Ф1 на вершину подиума.

Гран При 1991-го памятен нелепой осечкой Найджела Мэнселла – лидируя с огромным отрывом, тот начал на последнем круге приветствовать публику и заглушил мотор. В 1993-м гонка едва не осталась без участников: технические инспекторы решили, что из всех машин только две соответствуют требованиям регламента!

Канадские болельщики приветствуют успех Жана Алези на Гран При 1995 года

Гран При 1995-го принес единственную в карьере победу Жану Алези. Вдобавок, гонщик Ferrari отличился в день своего 31-летия. Франкоязычные болельщики, преисполненные радости, еще до клетчатого флага заполонили трассу, из-за чего итоговую классификацию даже пришлось определять по итогам предпоследнего круга. Но прошел всего год – и про Алези уже почти не вспоминали. В Ф1 дебютировал Жак Вильнев, и все ждали от канадца только победы.

Но гонщик, располагая самой быстрой машиной, уступил своему напарнику Деймону Хиллу. Как и в случае с его отцом, дебютный результат так и остался самым лучшим: Жак не только не смог ни в одной из девяти последующих попыток выиграть, но даже не заработал больше ни одного очка.

В том же 1996-м была модифицирована трасса – чтобы улучшить возможности для обгонов в финальной «эске», участок от шпильки Casino, прежде имевший извилистую форму, спрямили. Это было самое серьезное изменение конфигурации с момента создания гоночного кольца, хотя небольшие переделки происходили как до, так и после.

Затем дважды подряд в Монреале выиграл Михаэль Шумахер, причем гонка 1998 года запомнилась двумя серьезными стартовыми авариями. Ну а Гран При 1999-го давно вписан во все гоночные летописи: сразу три чемпиона мира по ходу дистанции попали в аварию в одном и том же месте, которое с тех пор было наречено Стеной чемпионов.

Канадская гонка 2001 года стала первой в истории Ф1, когда на двух верхних ступенях подиума стояли родные братья, причем Ральфу Шумахеру удалось в честной борьбе опередить Михаэля. Старший из немцев выиграл три следующие гонки, доведя общий счет своих триумфов на острове Нотр-Дам до семи, и пока это абсолютный рекорд.

Монреальские события 2007-го кому-то памятны первой в карьере победой Льюиса Хэмилтона, но куда больше эмоций вызвало выступление команды Super Aguri: один из её пилотов, Энтони Дэвидсон, ехал какое-то время третьим, а другой, Такума Сато, смог обогнать в реальной борьбе Ferrari Кими Райкконена, Toyota Ральфа Шумахера и McLaren Фернандо Алонсо!

Увы, именно 2007 годом датируется и самая серьезная авария, случившаяся на канадском этапе в XXI веке. Машина Роберта Кубицы совершила серию леденящих кровь кульбитов перед шпилькой Casino – большая удача, что поляк отделался лишь незначительными повреждениями. Годом позже он победил в Монреале – впервые в своей карьере и истории команды BMW Sauber.

Ну а в 2011-м мы стали свидетелями самой длинной паузы в истории гонок Ф1, продолжавшейся под проливным дождем добрых два часа, а затем увидели ошибку Себастьяна Феттеля всего за полкруга до финиша – и победу Дженсона Баттона.

Завершая рассказ о канадской трассе, хотелось бы отметить любопытную местную традицию. Примерно за две недели до начала Гран При его организаторы нанимают людей, которые отлавливают по всему Нотр-Даму всевозможную живность – и перевозят её на соседний остров Святой Елены, чтобы обезопасить как представителей фауны, так и пилотов. Ну а когда Формула 1 уезжает – арена противоборства лучших пилотов мира вновь превращается в тихий живописный уголок в самом сердце миллионного города.


Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.Ru запрещено.
Другие новости