Канада'89: Тьерри Бутсен

Победитель Гран При Канады 1989 года Тьерри Бутсен
Гонка #474: 18 июня 1989 года. Гран При Канады. Автодром имени Жиля Вильнёва
Поул Ален Прост (McLaren MP4/5) - 1.20,973 (195,176 км/ч)
Лучший круг Джонатан Палмер (Tyrrell 018) - 1.31,925 (171,922 км/ч)
Победитель Тьерри Бутсен (Williams 12C) - 2:01.24,073 (149,706 км/ч)

Если в 1988 году преимущество пилотов McLaren над соперниками можно было назвать подавляющим, то в следующем сезоне запрет турбонаддува ощутимо повлиял на расстановку сил в Формуле 1. Красно-белые машины Айртона Сенны и Алена Проста по-прежнему были быстрее всех, но гонщикам Ferrari, Williams и Benetton порой удавалось потеснить бразильца и француза с вершины подиума.

Один из таких случаев имел место во время удивительного канадского Гран При. Гонка, как это часто бывает в Монреале, проходила в условиях переменчивой погоды, отчего ее сценарий превратился в первоклассный триллер.

Началось все еще до старта. На прогревочный круг пилоты отправились на дождевой резине, так как еще недавно над трассой лило, как из ведра. Однако лужи быстро высыхали, и некоторые пилоты решили рискнуть, и вместо стартового поля отправились в боксы – за сликами. Двое из них, Найджел Мэнселл и Алессандро Наннини, после пит-стопа полным ходом помчались на трассу – как они полагали, в погоню за ушедшими вперед соперниками.

Однако в тот момент стартовое поле только формировалось – и британец с итальянцем, ко всеобщему удивлению, оказались лидерами гонки! Разумеется, пробыли они в таком статусе недолго, ровно до того момента, когда обоим был показан черный флаг…

Тем временем настоящим лидером стал Ален Прост, в кои-то веки опередивший напарника в квалификации. Но Айртон Сенна уже на первом круге сумел опередить француза, который вскоре и вовсе сошел из-за поломки подвески. Тем временем трасса очевидно просыхала, и гонщики один за другим потянулись в боксы. Сделал это и Сенна, уступив лидерство итальянцу Рикардо Патрезе из Williams.

Тот не спешил расставаться с дождевой резиной и наматывал круги, остужая шины в стороне от траектории. Достаточно быстро Айртон догнал Патрезе, но обогнать не мог – слики ограничивали ему возможности для маневра. Будь трасса помедленнее – Волшебник оказался бы в своей стихии, но длинные прямые и жесткие торможения монреальского кольца играли на руку его сопернику.

Если бы не отказ электроники, Никола Ларини мог бы привести скромную Osella на подиум

В это время дождь пошел вновь! И те немногие гонщики, кто до этого времени так и не заменил резину, оказался впереди. Вслед за Патрезе на трассе оказались Arrows Дерека Уорика и Osella Николы Ларини. Увы, обоим нежданным лидерам пришлось испить горькую чашу разочарования – в столь важный момент и британца, и итальянца подвела техника.

Патрезе же, посетив боксы на середине пути и получив новый комплект дождевых шин, продолжал движение к финишу, когда в его зеркалах вновь появился McLaren Сенны. На этот раз условия были равными, и действующий чемпион мира уверенно вышел вперед. А Рикардо, на машине которого из-за наездов на бордюры оказалось повреждено днище, пропустил еще и напарника Тьерри Бутсена.

А когда казалось, что финиш уже совсем близко, и все главные события гонки уже позади, не выдержал мотор на McLaren лидера. Айртон сошел, открыв Бутсену путь к первой в карьере победе. Патрезе финишировал следом, а «бронза» досталась еще одному опытному итальянцу Андреа де Чезарису – для его команды Scuderia Italia то был первый призовой финиш в Формуле 1.

Интересно...
Швед Стефан Йоханссон из команды Onyx, посещая боксы, слишком рано тронулся с места, вырвав "с мясом" шланг пневматической системы и даже часть металлической конструкции, на которой тот крепился. Несмотря на отчаяные сигналы судей, гонщик вернулся на трассу и несколько кругов таскал всю эту конструкцию за собой, пока не был дисквалифицирован.

Тьерри Бутсен

Тьерри Бутсен

Хороший гонщик, которому не хватало самой малости, чтобы стать настоящей звездой - это сказано про Тьерри Бутсена. Быть может, если бы бельгиец родился в какое-то другое время - он бы даже стал чемпионом мира, но в эпоху Сенны и Проста он смог лишь выиграть несколько Гран При.

Студент из Брюсселя был поклонником знаменитого земляка Жаки Икса - и однажды решил попробовать свои силы в гоночной школе. Не прошло и года, как Тьерри решил оставить учебу и сосредоточиться на автоспорте. В "младших" формулах он не знал себе равных и выиграл не один титул, причем в Ф3 Бутсен частенько опережал Алена Проста.

Гонщика пригласили в Формулу 2, где он также одержал немало побед, но завоевать титул за три сезона так и не смог, регулярно оставаясь вторым или третьим. Параллельно он выступал и в других соревнованиях и в 1981 году попал в ужасающую аварию в Ле-Мане. Из-за поломки подвески его машину буквально размазало по отбойникам на скорости 350 км/ч! Сам бельгиец не пострадал, а вот судьям, находившимся рядом, повезло куда меньше.

Потеря половины переднего крыла не помешала Тьерри финишировать вторым в Имоле в 1985 году

В 1982 году гонщик выступал в Ф2 за команду Spirit, боссы которой готовились переходить в Большие Призы. Место в команде было всего одно, Бутсен оспаривал его на тестах со Стефаном Йоханссоном - и проиграл. Почти год после этого он выступал, где придется, пока не нашел спонсора, который заплатил 500 тысяч долларов и открыл Тьерри дорогу в Arrows F1.

Быстрый и стабильный пилот пришелся в Формуле 1 ко двору. По ходу первого полного сезона он трижды набирал очки, а во втором завоевал первый призовой кубок, финишировав вторым в Имоле. В 1987 году Бутсен сделал еще один шаг вперед, получив приглашение в команду Benetton.

Именно там он провел лучший сезон в карьере. Пять раз побывав на подиуме, Тьерри закончил сезон 1988 года на четвертой позиции и получил новое приглашение - на этот раз от Фрэнка Уильямса. Теперь машина позволяла гонщику бороться за победы.

Этой возможностью бельгиец воспользовался - выиграв под дождем в Канаде, а в конце сезона повторив этот результат в Австралии, где также было очень мокро. В 1990-м Бутсен выиграл Гран При Венгрии, сдержав сумасшедший натиск Айртона Сенны. Однако затем в Williams вернулся Найджел Мэнселл...

Тьерри провел два года в Ligier - как назло, в 1991-м году на отличном шасси стоял никудышный мотор, а годом позже хороший двигатель не мог компенсировать слабости шасси.Лишь раз за два сезона пилот дотянулся до очков, после чего провел еще несколько гонок за Jordan - и покинул Формулу 1.

Бутсен сражается с напарником - Рубенсом Баррикелло - на Гран При Европы 1993 года

Тьерри Бутсен выступал еще несколько лет и в 1996-м выиграл в своем классе в Ле-Мане, но через три года вновь угодил на кольце Сартэ в тяжелую аварию и решил повесить шлем на гвоздь. Сейчас команды, носящее его имя, выступают в нескольких бельгийских и европейских чемпионатах, а сам экс-пилот занимается продажей легкомоторных самолетов.

Мир моторов в 1989-м: Volkswagen Passat

В 1989-м Volkswagen Passat B3 не стал «Автомобилем года», уступив первые два места Fiat Tipo и Opel Vectra, но и «бронза» в таком конкурсе – тоже неплохое достижение.

Семейный седан Passat появился в программе концерна Volkswagen еще в 1973-м году, а сейчас с конвейеров сходят машины уже шестого поколения. Нас же интересует третья генерация Passat, дебютировавшая в 1988-м и выпускавшаяся до 1994-го включительно. Впрочем, это в Германии она была снята с производства, а на заводах VW в Латинской Америке собиралась еще довольно долго.

VW Passat Variant

Говорят, своим внешним видом, несколько округлыми формами и передком без решетки радиатора Passat В3 призван был навевать ностальгические воспоминания о моделях VW 60-х годов. Как бы то ни было, но экстерьер у машины получился, может, и не самый элегантный, но вполне спокойный и даже внушительный, как и полагается солидному немецкому авто.

B3 был первым представителем семейства Passat, для которого разработали свою оригинальную платформу – предыдущие поколения строились на той же базе, что и родственные модели Audi. По размеру Passat весьма заметно превосходит VW Golf, однако в его основе лежит та же самая «Платформа А», на которой строили и более компактные модели. Разумеется, под большой семейный седан ее сильно «растянули» во всех направлениях, однако у Passat и Golf было немало общих компонентов и элементов, поскольку для удешевления производства разработчики шли путем унификации – разумеется, там, где это было возможно. Конечно, так же, как и на Golf, силовой агрегат на Passat располагался поперечно, и шасси изначально было рассчитано на использование полноприводной трансмиссии.

Машина выпускалась в двух версиях – четырехдверный седан и очень просторный 5-дверный универсал. В большинстве случаев на Passat ставились бензиновые рядные «четверки» объемом 1,8 и 2 литра, однако на рынках ряда стран, прежде всего в Европе и в Северной Америке, предлагались и версии с 2,8-литровыми моторами V6 мощностью 174 л.с., разгонявшими довольно тяжелую машину до 224 км/ч.

Были и дизельные Passat, но им явно не хватало живости характера более мощных бензиновых собратьев.

Конечно, надо упомянуть, что эти машины (за исключением самых мощных версий с моторами V6, а также полноприводных Passat Syncro), начиная с середины 90-х, были очень популярны в нашей стране, славились надежностью и неприхотливостью, и в значительной мере способствовали укреплению репутации марки VW в России.

Проект F1News.Ru. Текст: Александр Кабановский. Мир моторов: Андрей Лось


Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.Ru запрещено.
Другие новости