Гран При Великобритании: Пресс-конференция в воскресенье

Слева направо: Себастьян Феттель, Фернандо Алонсо, Марк Уэббер

1. Фернандо Алонсо (Ferrari)
2. Себастьян Феттель (Red Bull Racing)
3. Марк Уэббер (Red Bull Racing)

Вопрос: Фернандо, первая победа в нынешнем сезоне для вас и Ferrari! В какой-то момент Red Bull уступила вам лидерство, но вам не кажется, что вы сами спровоцировали соперников на ошибку?
Фернандо Алонсо: Не знаю. Я видел, что у Себастьяна возникли проблемы на пит-стопе, а мы как раз боролись за лидерство. Где-то неподалеку были Льюис Хэмилтон и Марк Уэббер, но когда я вернулся на трассу, я оказался первым и сразу начал отрываться.

По ходу гонки условия все время менялись. Мы стартовали на мокрой части трассы, кое-где асфальт уже подсыхал, но все равно требовал промежуточных шин. Спустя несколько кругов шины начали изнашиваться, в этот момент мы заметно прибавили в скорости, а с переходом на слики ситуация повторилась: сразу после пит-стопа мы ехали довольно медленно, но как только асфальт окончательно просох, резко взвинтили темп. Я понимал, что от нас требуется, прежде всего, сохранять спокойствие и не допускать ошибок – в остальном скорость машины позволяла бороться за победу, что в итоге и получилось.

Вопрос: Вы вплотную боролись с Льюисом Хэмилтоном. Расскажите об этом…
Фернандо Алонсо: Льюис довольно легко провел атаку. Когда мы перешли на сухую резину, он ехал намного быстрее – в тот момент пришлось просто взять паузу, поскольку мы знали, наш шанс придет чуть позже. Спустя несколько кругов я обогнал его с помощью DRS и KERS. Потом мы атаковали Red Bull, добились победы и впредь постараемся выступать на таком же уровне. Себастьян все время финиширует первым или вторым, поэтому мой единственный шанс состоит в том, чтобы пытаться выиграть каждую гонку, действовать предельно агрессивно и во всем выкладываться по максимуму.

Вопрос: Себастьян, вы упустили лидерство в момент пит-стопа, но смогли бы Ferrari опередить вас на трассе?
Себастьян Феттель: Не знаю, насколько серьезной была заминка, но лидерство мы все-таки упустили. Впрочем, в тот момент наш отрыв уже был минимален. Я выехал позади Фернандо и Льюиса и поначалу никак не мог обогнать McLaren. В некоторых местах трассы я подъезжал практически вплотную, но атака всякий раз не удавалась, поэтому я свернул в боксы и провёл более длинный финальный отрезок.

Думаю, мы очень хорошо провели эту гонку. Условия были очень сложными, мне удалось очень здорово стартовать, и на первом отрезке я отрывался от преследователей на промежуточных шинах. Затем мы решили немного подождать и не использовать агрессивную тактику. Это стоило нам времени, потом в боксах мы потеряли ещё… Сегодня было немало разных ошибок – невозможно постоянно делать всё правильно.

Надо признать, что Ferrari переиграла нас в честной борьбе. Они не просто сильно провели сегодняшнюю гонку – по ходу последних этапов была видна тенденция. Они очень быстры в гоночной конфигурации, дорабатывают машину - нам тоже нужно работать изо всех сил, чтобы удержать преимущество.

Вопрос: На одном из кругов вы едва не врезались в заднюю часть машины Льюиса на пути к скоростному повороту Copse…
Себастьян Феттель: По-моему, это было единственно возможное место для атаки. На том круге мне удалось хорошо выйти из поворота – возможно, даже слишком хорошо – и в скоростном изломе возле старых боксов я оказался вплотную за ним. Но сделать что-то большее было невозможно – мне пришлось приподнять ногу с педали. В ту секунду я даже пожалел, что не могу видеть переднее крыло машины. Но момент был упущен.

Вопрос: Марк, вы пропустили Себастьяна ещё на старте, но что произошло позже? Вы смогли подобраться к нему, но так и не провели обгон.
Марк Уэббер: Фернандо и Себастьян уже сказали, гонка получилась крайне непростой. Мы стартовали на промежуточных шинах, половина трассы высохла, другая оставалась сырой – из-за этого пришлось оттягивать пит-стоп и ждать, пока условия на всем круге не станут подходящими для сликов. Возможно, мы заехали в боксы чуть позже, чем стоило.

Михаэль Шумахер первым свернул на пит-лейн, все посмотрели на его скорость, и вскоре стало ясно, что время для пит-стопа пришло. Но на том круге, когда я уже готовился заехать на смену колес, машину вынесло с асфальта в Becketts, что позволило Фернандо Алонсо приблизиться.

После этого гонка складывалась довольно интересно. Я был быстр в начале каждого отрезка, но под конец несколько терял скорость. У Себастьяна явно были проблемы с шинами на последних кругах, я попробовал атаковать – но ничего не получилось. Вот такая гонка.

Вопрос: Вы удивлены тем, насколько плотную борьбу смогли навязать вам McLaren и Ferrari?
Марк Уэббер: Ничуть. На последних этапах мы видели, как здорово выглядит Ferrari. Воскресенье – это всегда особый случай, здесь многое решают шины. В пятницу и субботу у McLaren были очевидные проблемы, но сегодня они ехали очень быстро. Кроме того, в этот раз наши пит-стопы прошли не лучшим образом – такие проблемы не свойственны нашей команде, но невозможно все время действовать безупречно.

Вопрос: Фернандо, какие эмоции оставила эта победа?
Фернандо Алонсо: Это потрясающий успех! Для каждого гонщика Формулы 1 этап в Сильверстоуне всегда был чем-то особенным, ведь Великобритания – родина мирового автоспорта. Более того, сегодня мне была предоставлена честь вывести на трассу машину Хосе-Фройлана Гонсалеса – ту самую, на которой 60 лет назад здесь, в Сильверстоуне, была добыта первая в истории Ferrari победа в Гран При. Сегодня я победил на этой же трассе с этой же поистине фантастической командой.

Ferrari выступает в Формуле 1 с основания чемпионата, у неё своя, особая страсть к гонкам и безудержное стремление быть первыми – поэтому мне так приятно пилотировать эту машину и в очередной раз финишировать впереди всех соперников.

Вопрос: Пожалуй, лучшего способа отметить 60 лет со дня первой победы Ferrari просто не придумать?
Фернандо Алонсо: Определенно! Я проехал два круга на той самой Ferrari 375, с которой связана одна из славных страниц в истории команды. 60 лет назад Фройлан Гонсалес принес Скудерии первую победу в Гран При, а сегодня на той же самой трассе алая машина вновь финишировала первой!

Я горжусь тем, как наша команда смогла вернуть былую скорость. Ещё за три этапа до Сильверстоуна мы уступали лидерам по полторы секунды на круге, но в этот раз смогли перехватить лидерство и создать отрыв. Разумеется, каждый Гран При по-своему уникален, но победа на такой исторической трассе, где все буквально пропитано духом автоспорта – это нечто совершенно невероятное.

Вопрос: Полагаете, вы смогли бы победить без проблем со стороны Red Bull Racing? После пит-стопа вы выдали серию быстрых кругов и финишировали с 20-секундным преимуществом над ближайшим соперником…
Фернандо Алонсо: Трудно сказать, как сложилась бы гонка, если бы у Себастьяна не возникла заминка на пит-стопе. Пришлось бы организовать атаку, а когда разница в темпе составляет всего две-три десятых, провести обгон очень непросто, в чем мы убедились на примере Себастьяна и Льюиса. Ошибка Red Bull Racing помогла нам выйти вперед, но подобные ситуации не случаются в каждой гонке. Скажем, в Канаде повезло Дженсону Баттону, а я сошел с дистанции. Всякий раз сценарий разыгрывается заново…

Вопрос: Перед началом уик-энда вы говорили, что эта трасса не совсем подходит вашей машине. Каких результатов можно ждать на Нюрбургринге?
Фернандо Алонсо: Эта победа действительно вселяет уверенность, поскольку этап в Сильверстоуне всегда считался очень непростым. Прежде мы никогда не были быстры на этой трассе, как и в Барселоне – характеристики поворотов и конфигурация не подходят нашей машине, поэтому сегодняшний успех по-настоящему мотивирует. Теперь мы можем с оптимизмом ждать предстоящие гонки, поскольку они пройдут на трассах, которые в большей степени соответствуют особенностям нашей F150.

Вопрос: Теперь вы можете записать Гран При Великобритании себе в актив…
Фернандо Алонсо: Сегодня мы отпразднуем успех, потом продолжим работу – мы будем использовать тот же подход, что и в Валенсии, в Канаде, в Сильверстоуне – бороться за победу. У Себастьяна большое преимущество, и пока мы не думаем о борьбе за титул, нужно просто получать удовольствие от каждого уик-энда и притом действовать предельно агрессивно.

Вопрос: Себастьян, что произошло на том пит-стопе?
Себастьян Феттель: Думаю, вам было видно даже лучше, чем мне – в зеркалах трудно что-либо рассмотреть. Поначалу все шло по плану, мы сменили все шины, за исключением задней левой. Похоже, гайка оказалась недостаточно затянута, а машину уже опустили с домкратов – ошибка обнаружилась сразу же, RB7 снова подняли, но время было упущено – более того, мы пропустили вперед Фернандо Алонсо и Льюиса Хэмилтона.

До этого гонка складывалась весьма удачно. Я отлично стартовал и даже в непростых погодных условиях сумел создать комфортный отрыв. Трудно сказать, каким был бы итог Гран При, если бы не та заминка. Думаю, борьба в любом случае была бы очень плотной, ведь Ferrari продемонстрировали потрясающую скорость. Не стоит думать, будто мы упустили победу исключительно из-за собственной ошибки – Фернандо действительно оказался очень быстр, а до клетчатого флага оставалось еще немало кругов.

Первая половина гонки прошла на подсыхающей трассе, в некоторых поворотах машина едва не начинала аквапланировать, но ближе к финишу мы ехали уже под лучами солнца по сухому асфальту – пожалуй, такое можно увидеть только в Сильверстоуне, однако все эти сложности и придают Гран При Великобритании особенный колорит.

Как я уже говорил, после пит-стопа я оказался за Хэмилтоном, а Фернандо воспользовался этим и создал отрыв. Я никак не мог пройти Льюиса, ситуация осложнялась с каждым кругом, поскольку в попытках атаки я практически уничтожил передние шины. Единственным вариантом был маневр на изломе перед Copse, но я, пожалуй, слишком удачно вышел из предыдущего поворота и настиг Льюиса чуть раньше, чем требовалось для успешного обгона. В итоге я вышел вперед за счет пит-стопа, однако выужден был проехать более длинный финальный отрезок.

Марк постепенно приближался и на последних трех-четырех кругах выглядел явно быстрее, но мне все-таки удалось остаться впереди. Это была непростая гонка, в которой совершить ошибку не составляло ни малейшего труда. По сути, мы оступились лишь единожды и все-таки добились неплохого результата.

Подиум в Сильверстоуне – всегда нечто особенное. На круге возвращения в боксы можно воочию наблюдать, насколько местные болельщики влюблены в Формулу 1. Разумеется, большая часть приветствий была адресована Дженсону Баттону и Льюису Хэмилтону, но они доставались и тем, на чьей машине не красовался британский флаг.

Вопрос: Марк, что произошло на старте? Вы уверенно сорвались с места, но Себастьян все-таки вышел вперед…
Марк Уэббер: Кажется, мы с Фернандо уже говорили об этом. С правой стороны трассы асфальт выглядел чуть лучше, но я ничуть не беспокоился, ведь гонка не выигрывается в момент старта. На промежуточной резине Себастьян сразу взял хороший темп и быстро создал отрыв. Затем начались пит-стопы, у нас была немного разная тактика, смена шин прошла не совсем гладко, да и в целом сегодня мы сработали не по максимуму. В Ferrari заслужили победу – Фернандо пилотировал безупречно, а их механики действовали без заминок. Ну а я финишировал третьим.

Вопрос: У вас было несколько интересных сражений…
Марк Уэббер: Да, особенно с Льюисом. Хорошо, что мне удалось достаточно быстро оставить его позади. Когда в зоне активации DRS есть мокрый асфальт, атаковать очень непросто, но я справился. К тому моменту шины были заметно изношены, а нам ещё предстояло доехать до финиша. На последних кругах я догнал Себастьяна, но не смог выйти вперед.

Вопросы с мест

Вопрос: (Адам Хэй-Николлс – Metro) Марк, Кристиан Хорнер сказал, что командная тактика в конце гонки была вполне оправдана – если бы вы с Себастьяном продолжили борьбу, обе машины могли сойти с дистанции. Вы согласны с этим? Означают ли подобные меры, что у вас нет реальных шансов на титул?
Марк Уэббер: Мне это не понравилось, такого ответа достаточно? Если бы Фернандо Алонсо сошел на последнем круге, мы бы боролись за победу. Я игнорировал просьбы команды – в тот момент я боролся за позицию, и мы с Себастьяном сделали всё, чтобы избежать столкновения. Я выкладывался по максимуму, несмотря на все обращения по радиосвязи – односторонние обращения, поскольку они остались без ответа. Пришлось прорываться через трафик, но я все равно старался сделать все возможное, чтобы провести обгон.

Вопрос: (Адам Хэй-Николлс – Metro) Сколько раз команда обращалась к вам с просьбой оставить попытки атаки?
Марк Уэббер: Четыре или пять.

Вопрос: (Сара Хольт – BBC Sport) Фернандо, вы говорили, что Сильверстоун станет поворотной точкой для Ferrari. Что вы имели в виду, и насколько важна эта победа для вас лично?
Фернандо Алонсо: В предыдущих гонках я много говорил о прогрессе команды. Было время, когда мы устанавливали на машину различные модификации, однако они не приносили эффекта. Результаты испытаний в аэродинамической трубе не подтверждались на трассе, поэтому после первых этапов мы оказались далеко позади лидеров. В трёх последних Гран При доработки функционировали так, как надо, и это хороший знак не только для нынешнего, но и для следующего сезона. Сюда мы привезли обновленный аэродинамический обвес, и он сработал так, как надо – мы с Фелипе были довольны поведением машины.

Сегодняшняя победа по-настоящему особенная. Британские болельщики прекрасно разбираются в автоспорте и обожают гонки. В этой стране множество гоночных категорий, причем некоторые соревнования действительно уникальны и проводятся только в Великобритании. Выиграть Гран При на трассе, где выступало немало знаменитых спортсменов – это фантастика!

Вопрос: (Майк Дудсон – Honorary) Фернандо, возвращаясь к той утренней поездке на Ferrari 375. Было интересно наблюдать, как вы пытаетесь выжать из нее максимум – спасибо! В связи с этим вопрос – если бы вы были на 60 лет старше, вам так же хотелось бы опробовать старую машину?
Фернандо Алонсо: Конечно, ведь я по-прежнему обожаю гонки и машины. На прошлой неделе в Маранелло мне выпала честь сесть за руль машины Джона Сертиза – в те годы это был совсем другой спорт, намного более опасный. Когда я управлял старыми машинами, я заметил, что их двигатель слишком мощный для таких узких шин – сейчас соотношение мощности и сцепления совершенно иное. Впрочем, не важно, когда была построена та или иная машина – 30 или 60 лет назад, не важно, насколько безопасна ее конструкция – ты просто хочешь гоняться и выжимать из нее максимум. Прекрасно понимаю эмоции, которые испытывали гонщики тех времен – думаю, они в чем-то совпадают с нашими, однако в плане безопасности мы находимся в гораздо более выгодной ситуации.

Вопрос: (Жюльен Фебро – L'Equipe) В какой мере недавние изменения в правилах отразились на скорости ваших машин?
Фернандо Алонсо: Я не заметил особой разницы. Как и две недели назад в Валенсии, за подиум вновь боролись McLaren, Red Bull и Ferrari – я не видел в числе претендентов ни Force India, ни Sauber, следовательно, ничего не изменилось.

Себастьян Феттель: Трудно проводить сравнения как с позиции телеметрии, так и с точки зрения собственных ощущений, ведь Сильверстоун отличается от всех трасс, на которых мы уже гонялись в этом сезоне. Чтобы разобраться в ситуации, нужно проводить отдельные тесты, но я не думаю, что с точки зрения пилотажа что-либо изменилось. Да, определенные потери в скорости все-таки есть, но они едва ли сказались на работе гонщиков в кокпите.

Вопрос: (Иан Паркес – Press Association) Марк, после прошлогодней победы в Сильверстоуне вы произнесли классическую фразу: “Не так уж и плохо для второго номера". После сегодняшней просьбы команды «Марк, сохраняй позицию», почувствовали ли вы себя гонщиком №2?
Марк Уэббер: Нет. Я хочу бороться до конца, а за четыре или пять кругов до финиша мне вдруг начали говорить о необходимости сохранить позицию. Разумеется, команда хотела заработать максимум очков, но и я хотел набрать чуть больше.

Вопрос: (Марко Дегл'Иносенти – La Gazzetta dello Sport) Себастьян, о чем вы думали, когда Марк пытался вас опередить?
Себастьян Феттель: Я просто пытался удержать позицию. Да, мы боролись друг с другом, и в этом нет ничего предосудительного. Понятно, что когда две машины спокойно едут на втором и третьем месте, а лидер и гонщик, идущий четвертым, находятся на значительном удалении, команда решит, что атаковать нет смысла, ведь от этого ее количество очков ничуть не изменится, однако мы все-таки соперничали. Мои шины были сильно изношены, я пытался сохранить второе место, Марк ехал намного быстрее, но вскоре мы оба увидели клетчатый флаг…

Вопрос: (Питер Уиндзор – Clarkesport) Фернандо, как бы вы оценили нынешнее поведение машины в медленных и скоростных поворотах по сравнению с машиной Red Bull Racing или же с вашей собственной, но несколько гонок тому назад?
Фернандо Алонсо: Сложно сказать – нужно проанализировать результаты по секторам. Четыре этапа назад в квалификации мы уступали Red Bull почти полторы секунды – к примеру, в Барселоне я проиграл поулу 1.2 секунды, а Фелипе – 1,6. Здесь, на схожей трассе с такими же скоростными поворотами и теми же шинами, мы оказались намного ближе, что свидетельствует о прогрессе. На протяжении всего уик-энда мы были очень быстры на втором секторе – возможно, нам действительно удалось избавиться от былых проблем, и теперь мы можем сосредоточиться на нашем традиционном преимуществе – скорости в медленных поворотах.

Вопрос: (Бирон Йонг – Daily Mirror) Себастьян, разве это нормально? Вы – действующий чемпион мира, а команда просит вашего напарника сбросить темп и не атаковать вас. Как мы можем быть уверены в том, что ваши победы абсолютно заслужены?
Себастьян Феттель: Марк пытался меня обогнать, но я все-таки финишировал вторым. Вы видели, насколько быстрее он ехал, и если бы я не сопротивлялся, то просто пропустил бы его вперед. Разумеется, в такой ситуации стараешься ни в коем случае не навредить команде. Если бы я ехал за Марком, мне, конечно же, хотелось бы его обогнать, однако за пару кругов до финиша нет смысла идти на неоправданный риск.

Вопрос: (Бирон Йонг – Daily Mirror) Но это автоспорт, в котором главное – опередить соперника на трассе! Команда не должна решать, кто выиграет гонку…
Себастьян Феттель: Мы и боролись! Все выглядело совсем не так, будто мы спланировали: «Я смещаюсь вправо, ты уходишь влево, я торможу здесь, ты тормозишь там». Как заметил Марк, он ехал в полную силу, атаковал по максимуму, но не смог провести обгон, а мне все это показалось весьма забавным…

Вопрос: (Ливио Орихио – O Estado de Sao Paulo) Фернандо, если бы Хэмилтон не сдержал Марка и Себастьяна, ваша гонка могла бы сложиться по-другому. И если бы вам все-таки пришлось использовать более жесткую резину, насколько иначе вела бы себя ваша машина?
Фернандо Алонсо: Хороший вопрос. После двух кругов на промежуточной резине необходимость использовать жесткие шины отпала сама собой, и мы решили провести гонку на более оптимальной мягкой резине, поэтому мне трудно сказать, как повела бы себя наша F150 в описанном вами варианте. Впрочем, даже на жестком составе в субботней тренировке и квалификации мы были вполне конкурентоспособны и не предполагали повторения проблем, с которыми столкнулись в Барселоне. Опять же, это всего лишь рассуждения.

Если бы Хэмилтон не придержал Себастьяна, гонка действительно сложилась бы иначе – пришлось бы атаковать более агрессивно в попытках создать отрыв. С McLaren мы спокойно контролировали ситуацию и даже позволили себе немного снизить обороты, чтобы поберечь мотор.

Вопрос: (Шон МакГриви – CSMA Magazine) Фернандо, ваша победа – отличный способ отметить 60-летие первого успеха Ferrari, но что значит это достижение для вас и команды?
Фернандо Алонсо: Эта победа особенно важна для тех сотрудников, чьи родители добились того самого первого успеха. Они пошли по их стопам и работают в Ferrari с такой же страстью к гонкам. Я уже сказал команде, что горжусь её работой, горжусь этим возвращением на вершину. Мы всегда сражаемся исключительно за победу – несмотря на трудное начало сезона, никто из сотрудников не опускал руки, все продолжали выкладываться по максимуму. Для меня это особенный Гран При, и мне было приятно вложить все свои силы ради такого результата. Мы сработали, как единое целое, я действительно рад за всех нас.

Вопрос: (Михаэль Шмидт – Auto, Motor und Sport) Себастьян, ближе к финишу у вас начались проблемы с шинами. Все потому, что вы проехали на них на два круга больше, или же причина в настройках? Может быть, проблема и вовсе системная, ведь в Монреале Дженсон Баттон точно так же догонял вас на последних километрах дистанции?
Себастьян Феттель: Конечно, многое зависит от того, на каком круге вы сменили шины, но мне неизвестно, когда соперники провели свои пит-стопы, поэтому трудно судить, оказался ли я в более выгодной ситуации, или наоборот, в чем-то проиграл. Ближе к финишу мне пришлось бороться с Марком, а он уже говорил, что наши шины были практически в одинаковом состоянии – следовательно, сложности возникли не только у меня.

Мы стартовали на промежуточной резине, затем перешли на слики, когда асфальт ещё был влажным – только на третьем отрезке трасса полностью высохла, но я уперся в Льюиса Хэмилтона. В таких условиях трудно оценить поведение машины – на пит-стопе можно было изменить угол атаки переднего антикрыла, что помогло бы в скоростных поворотах, но из-за того, что я ехал практически вплотную к McLaren, мне не удалось сделать правильный вывод. Сейчас я понимаю, что нам следовало скорректировать настройки, но я не успел как следует разобраться в ситуации, а потом мне оставалось просто доезжать до финиша, поскольку отыграть 15 секунд за пятнадцать кругов было невозможно. Я довольно долго ехал в одиночестве, но за пару кругов до клетчатого флага сильно потерял в темпе относительно Марка.

Вопрос: (Йорис Фиорити – Agence France Presse) Фернандо, год назад Ferrari критиковали за использование командной тактики. Вам приятен тот факт, что теперь в том же самом обвиняют Red Bull?
Фернандо Алонсо: Мне не нравится подобная политика ни в отношении Ferrari, ни в отношении Red Bull Racing. И я не думаю, что здесь есть какой-то спор. На все ваши вопросы Марк и Себастьян дали четкие ответы, но я почему-то уверен, что завтра вы напишите нечто иное…

Вопрос: (Йорис Фиорити – Agence France Presse) Марк, вы были одним из немногих гонщиков, которые год назад встали на защиту Фернандо Алонсо и утверждали, что командная тактика имеет право на существование. Вы изменили свое мнение, или ваши действия на трассе уже можно считать ответом на мой вопрос?
Марк Уэббер: Нет, я придерживаюсь такой же точки зрения, что и год назад. Тогда Фернандо пытался сохранить шансы на титул, а для Фелипе сезон складывался гораздо менее удачно. В середине гонки Алонсо ехал намного быстрее, и Масса просто пропустил его – по-моему, здесь все логично.

Читайте ещё