Гран При Китая

Гран При Китая

Гран При Китая: Пресс-конференция в пятницу

Слева направо: (первый ряд) Эрик Буйе, Адам Парр. (второй ряд) Петер Заубер, Колин Коллес.

Участники: Колин Коллес (HRT), Петер Заубер (Sauber), Адам Парр (Williams), Эрик Булье (Renault).

Вопрос: Колин, что вы думаете о ваших гонщиках? У них нет опыта выступлений в Китае...
Колин Коллес: У нас новая команда, новая машина и два гонщика-дебютанта – ситуация непростая, однако три предыдущие гонки мы отработали неплохо. Сегодня все прошло неплохо – разумеется, до топ-команд нам еще далеко, но мы постепенно прогрессируем.

Вопрос: Насколько сложно сплотить команду, начавшую сезон в статусе аутсайдеров?
Колин Коллес: Это на самом деле нелегко – пришлось проделать значительную работу за короткий промежуток времени. Пожалуй, многие недооценивают то, что мы сделали, и не представляют, в какой непростой ситуации находится команда.

Вопрос: Если говорить о персонале, HRT базируется далеко не в Оксфордшире – месте расположения многих действующих команд…
Колин Коллес: Да, Мурсия не является признанным гоночным центром, но именно там мне удалось всё обустроить. С помощью моих давних соратников мы смогли создать неплохую инфраструктуру.

Вопрос: Не могли бы вы пояснить, как складываются отношения между HRT и Dallara?
Колин Коллес: Я разговаривал с нашими сотрудниками – похоже, их слова были неверно истолкованы, так что нет смысла дальше развивать эту тему.

Вопрос: Петер, для вашей команды начало сезона также выдалось непростым. Думаю, вы возвращались в Формулу 1 совсем не для таких результатов. Что происходит?
Петер Заубер: Трудно объяснить – возможно, вам лучше спросить инженеров. После успешных зимних тестов мы рассчитывали на большее…

Вопрос: С какими проблемами вы столкнулись, к примеру, в предыдущей гонке? Моторы исчерпали свой ресурс, или подвел один из датчиков?
Петер Заубер: Вышел из строя датчик давления, и теперь мы не можем больше использовать эти моторы.

Вопрос: А в первой гонке у вас также были какие-то проблемы…
Петер Заубер: В Бахрейне на обеих машинах отказала гидравлика, причем поломки были довольно нелепыми.

Вопрос: За вашу команду выступают опытный ветеран и новичок. Что вы о них думаете?
Петер Заубер: Мне нечего сказать, в прошедших трех гонках у нас возникло столько проблем, что у Камуи и Педро не было шансов продемонстрировать свою скорость.

Вопрос: Значит, сезон уйдет на устранение всех неприятностей?
Петер Заубер: Очевидно, да.

Вопрос: Этот уик-энд может обойтись без проблем?
Петер Заубер: Я на это надеюсь.

Вопрос: Как прошел процесс передачи полномочий от Вилли Рампфа, долгое время работавшего с командой, к новому техническому директору Джеймсу Ки?
Петер Заубер: Вилли давно принял решение уйти из команды.

Вопрос: В чем его лучшие качества?
Петер Заубер: Вилли прекрасно разбирается во многих вещах. Четырнадцать лет назад он пришел к нам на должность инженера и с тех пор постепенно продвигался по карьерной лестнице. При нём мы добились немалых успехов, особенно в 2001 году, когда с Ником Хайдфельдом и Кими Райкконеном финишировали четвертыми в зачете Кубка Конструкторов.

Вопрос: Насколько легко Джеймс Ки справится с новыми обязанностями?
Петер Заубер: Рано судить об этом, особенно в столь непростой ситуации. Конечно, Джеймсу нелегко принять руководство и сразу добиться прогресса.

Вопрос: Вилли будет по-прежнему приезжать на гонки? Когда он полностью отойдет от дел?
Петер Заубер: В Малайзии он в последний раз руководил техническими службами, в этот уик-энд управлять командой будет уже Джеймс, а Вилли покинет нас в конце месяца.

Вопрос: Эрик, аналогичный вопрос о гонщиках – за вашу команду выступают опытный Роберт Кубица и дебютант Виталий Петров…
Эрик Булье: Думаю, у нас хорошие гонщики. Один достаточно опытен, второй – новичок, но оба они предельно мотивированы на успех.

Вопрос: Как, по-вашему, они отработали три предыдущих гонки?
Эрик Булье: Гонщики стремятся добиться максимума и хорошо ладят друг с другом. Они готовы обмениваться опытом, и Роберт часто дает советы Виталию – думаю, они неплохо сработались.

Вопрос: Роль руководителя команды - для вас это новый опыт?
Эрик Булье: Да, многому пришлось научиться, но это интересное дело, и мне нравится то, чем я занимаюсь. Формула 1 – серьезный вызов, требующий немалых усилий, но, похоже, я постепенно к нему привыкаю.

Вопрос: Есть что-то, что вас серьезно удивило?
Эрик Булье: Для меня практически все является принципиально новым. Столько людей, столько обязанностей – в общем, работа семь дней в неделю, но я к ней полностью готов.

Вопрос: Позади вас сидит Петер Заубер, рядом – Адам Парр. Их команды всерьез рассчитывают на пятое место в Кубке Конструкторов, а какова ваша цель? Думаю, вы тоже хотите быть пятыми, если не четвертыми…
Эрик Булье: Конечно, мы хотим закончить сезон на максимально высокой позиции. Нужно реально оценивать шансы, но пятое место – это минимум.

Вопрос: Значит, Williams и Sauber – ваши основные соперники?
Эрик Булье: Да, в том числе.

Вопрос: Адам, а ваше мнение насчет пятого места?
Адам Парр: Пожалуй, даже для такого результата нам придется всерьёз поработать, но наши амбиции, как в случае с Эриком, простираются гораздо дальше пятого места.

Вопрос: Что вы скажете о сотрудничестве с Cosworth?
Адам Парр: У нас с Cosworth замечательные отношения, мы придерживаемся одной философии и стремимся к общей цели. Однако, смена поставщика моторов, к сожалению, всегда сопряжена с определенными трудностями. У нашей машины есть слабые стороны, над которыми нужно работать, и один из проблемных моментов - двигатель. Впрочем, Кевин Калкховен (совладелец Cosworth) и его сотрудники оказывают нам неоценимую поддержку – это очень опытные инженеры, и с ними мы, скорее всего, добьемся прогресса.

Вопрос: Cosworth предоставила вам далеко не новую конфигурацию мотора. Тем не менее, она оказалась достаточно надежной…
Адам Парр: Да, двигатель вполне надежный, но есть некоторые фундаментальные проблемы, которые нужно решить. Патрик Хед любит повторять: «В Формуле 1 всякий, кто считает, что полностью устранил все недостатки в моторе или где-то ещё, лишь обманывает самого себя». Мы едва начали намеченную программу, основная работа еще впереди.

Вопрос: Опять же, в вашей команде выступают самый опытный гонщик в истории Формулы 1 и новичок. Вы на протяжении многих лет поддерживали Нико Хюлкенберга…
Адам Парр: Да, один из позитивных моментов сезона – состав гонщиков, с каждым из них действительно приятно работать. Рубенс – фантастический профессионал: можно было ожидать, что его технический вклад будет по-настоящему неоценим, однако он не только прекрасно чувствует поведение машины, но и предлагает дальнейшие пути развития. Посмотрите, как в квалификации он умудряется сбрасывать несколько десятых, полностью справляясь со своей ролью лидера команды!

Что касается Нико Хюлкенберга, в Малайзии он преподнес приятный сюрприз, убедительно продемонстрировав свое мастерство на мокрой трассе. Его отличает не только хорошая скорость, но и открытое желание работать на базе команды вместе с механиками. Он заслужил уважение наших парней и успешно справляется со всем, что ему поручают, а мы, в свою очередь, можем гордиться такими гонщиками!

Вопрос: Когда вы впервые вышли на Нико?
Адам Парр: Приблизительно три года назад. Пожалуй, одним из положительных моментов нашего сотрудничества является тот факт, что Нико привел с собой своего менеджера Вилли Вебера, который всегда говорит разные забавные вещи!

Вопросы с мест

Вопрос: (Джи Ву – Autonews China) У меня вопрос к господину Зауберу. После того, как вы вернули себе контроль над Sauber, команда снова стала частной. Как это отразилось на атмосфере? Что изменилось по сравнению с теми временами, когда командой владела BMW?
Петер Заубер: По-моему, атмосфера была одинаково хороша как в заводской, так и в частной команде – здесь ничего не изменилось. Разумеется, сейчас коллектив стал втрое меньше, чем 260 сотрудников, работавших при BMW – теперь это скорее небольшая семья, чем огромная компания.

Вопрос: (Джи Ву – Autonews China) В Формуле 1 выступает немало заводских команд. Насколько сложно частным командам выживать в таких условиях?
Петер Заубер: Кое-кто из заводских команд уже покинул чемпионат, и сейчас в Формуле 1 неплохое соотношение частников и автопроизводителей. Впрочем, вопрос выживания по-прежнему актуален не только для нас, но и для Williams с HRT. Команда Фрэнка Уильямса на протяжении уже сорока лет неизменно борется за существование, и ситуация всякий раз остается сложной. За последние двадцать лет из Формулы 1 ушли более двадцати пяти команд, задержаться в этом спорте очень не просто…

Колин Коллес: Думаю, у Адама есть более полная статистика…

Адам Парр: Кажется, с 70-х годов прошлого века чемпионат покинуло более пятидесяти участников. Ситуация всегда была непростой, поскольку финансирование в определенной степени зависит от спонсоров, а спонсоры сами решают, поддерживать команду или нет. Несмотря на все выгоды, которые даёт чемпионат, для компании не так-то просто принять решение о коммерческом партнерстве.

Впрочем, ситуация постепенно меняется к лучшему – с уходом двух автопроизводителей команды стали более реально оценивать свои финансовые потребности и больше не разбрасываются деньгами, причем такой же точки зрения придерживаются заводские участники. Учитывая общее стремление к снижению расходов, мы можем добиться значительной экономии, хотя это тоже нелегко.

Тем не менее, идея кажется перспективной. Когда я начинал свою карьеру в Формуле 1, десять или одиннадцать команд почти целиком финансировались автопроизводителями, сейчас всё иначе.

Вопрос: (Джо Савар – Grand Prix Special) Поговорим о смене поставщика шин в следующем году. Налицо выбор между известным брендом и более дешевым предложением. Ваше предпочтение?
Колин Коллес: Бесплатные шины!

Петер Заубер: Да, шины должны быть по возможности бесплатными, но главное – один поставщик.

Эрик Булье: Прежде всего, нам нужны дешевые или даже бесплатные шины. Не важно, именитой марки или нет, главное – вопрос безопасности. Ради зрелищности мы должны определиться с количеством спецификаций, но сперва нужно найти хоть какого-то поставщика.

Адам Парр: Думаю, в мире найдется, по меньшей мере, полдюжины компаний, способных обеспечить чемпионат качественными и безопасными шинами. Это зарекомендовавшие себя бренды, но для нас крайне важно, чтобы команды не несли никаких расходов на резину. Кроме того, спецификация должна быть одинаковой для всех без каких-либо предпочтений. Над этим ещё предстоит подумать, но, к счастью, переговоры по просьбе Комиссии по Формуле 1 будет вести сам Берни Экклстоун – пожалуй, лучше него никто не справится с данной задачей. Уверен, в итоге мы добьемся желаемого результата.

Вопрос: (Джо Савар – Grand Prix Special) Могу я продолжить беседу вопросом о моторах? В Формуле 1 выступают два крупнейших автопроизводителя – Renault и Mercedes, совсем недавно объявивших о создании альянса. Логично предположить, что когда в 2013 году встанет вопрос об использовании нового двигателя, обе компании не захотят тратить большие суммы денег на соперничество друг с другом. Не получится ли так, что в чемпионате останутся лишь моторы Ferrari и разработки небольших производителей вроде Cosworth?
Петер Заубер: В таком случае мы будем использовать моторы Ferrari.

Колин Коллес: А мы – Cosworth.

Петер Заубер: Впрочем, нынешние автопроизводители, скорее всего, останутся в чемпионате. Кроме того, к ним может присоединиться Volkswagen.

Колин Коллес: Возможно, в чемпионат придут новые производители, но с Cosworth мы ни от кого не зависим, и надеемся, что наше сотрудничество продолжится. Что произойдет после 2013-го? Пожалуй, нам пора подумать об унифицированном моторе и дать другим производителям возможность представить свои разработки. Уверен, господин Заубер и некоторые участники поддержали бы такую идею. Разумеется, нашлись бы и противники, но этот вариант позволяет привлечь в чемпионат новые компании.

Адам Парр: Согласен. Сейчас у нас четыре поставщика моторов, и я не думаю, что к 2013 году их число уменьшится. Напротив, двигатели станут более экономичными и относительно дешевыми в производстве, что должно привлечь новых производителей. Это позитивный момент, ведь ситуацию нужно как-то менять. Кроме того, используемые технологии постепенно устаревают.

Эрик Булье: Согласен со всеми комментариями. Хотел бы добавить, что технологии моторостроения должны быть полезны для автопроизводителей вроде Renault, поскольку лично мы заинтересованы в применении инноваций Формулы 1 при проектировании дорожных машин. Кроме того, при разработке принципиально новой конструкции следует уделять особое внимание вопросам расходования средств. Вряд ли мы увидим единственного поставщика – как заметил Колин, проектом заинтересуются многие компании, что пойдет на пользу чемпионату.

Вопрос: (Джо Савар – Grand Prix Special) Продолжая мысль Адама, считаете ли вы оправданным последующее применение KERS или иных систем восстановления энергии?
Эрик Булье: Чемпионат должен быть более экологичным. Как заметил Адам, наряду с эффективным мотором нам следует использовать KERS или иные гибридные технологии, поскольку с ними связано будущее автомобилестроения. Нам уже доводилось разрабатывать отдельные варианты таких систем – сейчас их возвращение снова стало предметом обсуждений, но они, определенно, должны быть частью Формулы 1.

Адам Парр: Согласен – KERS должна стать важным элементом новой спецификации моторов.

Колин Коллес: А я позволю себе не согласиться. Я всегда выступал против KERS и не хочу менять свою точку зрения. Да, Формула 1 должна стать более экологичной, но если вникнуть в ситуацию, KERS этому не способствует. Давайте оставаться реалистами, а не мечтателями. Понимаю, автопроизводители преследуют собственные интересы, но наша небольшая команда не может позволить себе инвестировать огромные суммы в эту технологию.

Чтобы привлечь спонсоров, чемпионат должен стать более эффективным с точки зрения экологии – это вполне разумно, но KERS – не лучший выход. Я бы согласился на вариант с маховиком, предложенный Williams, но все вокруг обсуждают схему, основанную на аккумуляторах, хотя многие были бы удивлены, узнав, какой из принципов на самом деле более экологичен.

Петер Заубер: Экологичен подход или нет, Формула 1 и производители моторов должны придерживаться намеченного курса. Возможно, нам следует подождать до 2013 года, когда вступит в силу новый регламент и в чемпионате появится некий унифицированный двигатель. Пожалуй, сейчас это самый простой вариант.

Перевод: Валерий Карташев

Другие новости