Гран При Бахрейна: Пресс-конференция в воскресенье

Слева направо: Фелипе Масса, Фернандо Алонсо, Льюис Хэмилтон

1. Фернандо Алонсо (Ferrari) - 1 час 39 мин 20.396 сек.
2. Фелипе Масса (Ferrari) - 1 час 39 мин. 36.45 сек.
3. Льюис Хэмилтон (McLaren) - 1 час 39 мин. 43.578 сек.

Вопрос: Фернандо, победное начало новых отношений с командой Ferrari! Атака на Фелипе Массу в самом начале гонки стала ключевым моментом – что вы чувствуете?
Фернандо Алонсо: Невероятный день! Возвращение на подиум всегда воспринимается как что-то особенное, но с Ferrari это событие примечательно вдвойне, особенно если учесть славную историю команды и ожидания, которые связывает с ней каждый гонщик Скудерии. По-моему, более удачного начала сотрудничества быть не могло!

Я оказался в лучшей команде Формулы 1, зимой мы неплохо подготовились к первой гонке сезона. Пока мы не сделали ничего особенного, всего лишь выиграли первый Гран При, однако наши сотрудники, создавшие поистине фантастическую машину, заслужили этот победный дубль. Мы также посвящаем его президенту Ferrari Луке ди Монтедземоло и всем жителям Италии. Думаю, сегодняшний результат позволяет рассчитывать на успешное выступление по ходу всего сезона!

Вопрос: Фелипе, оправившись от травмы, вы поднялись на подиум. Что вы скажете о сражении с Фернандо Алонсо в первом повороте первого круга?
Фелипе Масса: Слава Богу, нам удалось приехать в Бахрейн с конкурентоспособной машиной и сразу взять неплохой темп. Здорово, что я в полном порядке – спасибо всем, кто поддерживал меня в трудные моменты. Я получил множество писем и сообщений, подаривших мне дополнительную мотивацию.

Сама гонка получилась немного странной. Я стартовал не лучшим образом и уже в первом повороте пропустил Фернандо. Тем не менее, машина вела себя по-настоящему здорово, я спокойно следовал за ним на мягкой резине, а после пит-стопа уже на жесткой начал стремительно догонять, как вдруг обнаружились проблемы с температурным режимом, спровоцировавшие чрезмерный расход топлива. За тридцать кругов до финиша пришлось экономить бензин, я не мог продолжить атаку, но мне повезло: у Себастьяна Феттеля возникли какие-то неприятности, позволившие мне отыграть позицию, а машина Льюиса Хэмилтона оказалась недостаточно быстра, чтобы отобрать у меня второе место.

Фантастический результат для всей команды, сработавшей по-настоящему здорово, и для Луки ди Монтедземоло, подгонявшего нас с конца прошлого года. Я счастлив, второе место в дебютной гонке – мое лучшее начало сезона!

Вопрос: Льюис, в самом начале гонки вы уступили позицию Нико Росбергу, но смогли отыграться за счет пит-стопа. Как вы оцениваете вашу скорость на дистанции?
Льюис Хэмилтон: Прежде всего, мои поздравления гонщикам Ferrari. Приятно видеть возвращение Фелипе и очередной успех Фернандо. Что касается нас, мы выступили довольно неплохо. К сожалению, в четвертом повороте я затормозил очень поздно и вышел слишком широко, пропустив Нико Росберга, за которым и просидел всю первую половину гонки.

Я мог ехать намного быстрее, однако невозможно вплотную преследовать соперника и одновременно следить за шинами. Окажись впереди, я сам бы задавал темп. К счастью, нам удалось вернуть позицию и добыть хороший результат, который превзошел наши ожидания. Команда, как обычно, оказалась на высоте, но нам нужно продолжать работу, чтобы догнать парней из Ferrari.

Вопрос: Фернандо, о чем вы думали в середине гонки, когда Себастьян Феттель контролировал темп. Сохраняли спокойствие, или пытались удержаться за соперником?
Фернандо Алонсо: Не знаю. У меня был определенный резерв скорости, но я внимательно следил за состоянием шин. Мы знали, что резины хватит на тридцать шесть кругов, я рассчитывал провести атаку на последних десяти-двенадцати кругах, но Себастьян неожиданно потерял темп и уступил позицию даже раньше, чем я предполагал. В начале гонки на более мягкой резине Red Bull ехали очень быстро, но с более жесткими шинами преимущество, по всей видимости, оказалось на нашей стороне…

Вопрос: Фелипе, ближе к финишу ваш гоночный инженер Роб Смедли внимательно рассматривал вашу машину на телевизионной картинке. Возникли какие-то проблемы?
Фелипе Масса: Да, я уже об этом говорил. На протяжении последних тридцати кругов Роб практически в каждом повороте советовал мне сбросить скорость и поберечь топливо – это напоминало прошлогоднюю ситуацию в Барселоне, когда мне пришлось точно так же сбросить темп. Там это длилось каких-то несколько кругов, а здесь все было намного серьезнее.

Вопрос: Льюис, каково это, начинать гонку на тяжелой машине и мягкой резине?
Льюис Хэмилтон: Это совершенно иной вызов, который, впрочем, не делает гонки более зрелищными и не увеличивает количество обгонов – лично я не мог следовать за соперником. На первом секторе я еще подтягивался к Нико, но как только мы попадали в скоростные повороты, удержаться в воздушном мешке было совершенно невозможно, да и шинам не хватало сцепления с трассой.

Тем не менее, сезон обещает быть интересным. Постепенно мы поймем, как использовать шины, как экономить топливо, когда следует атаковать, а когда лучше сбросить темп. Это настоящий вызов – надеюсь, BBC успевает показывать болельщикам все наши действия!

Вопрос: Фернандо, насколько важным было уже сегодня заявить о своих намерениях не только перед соперниками, но и перед собственным напарником?
Фернандо Алонсо: Я всегда повторял, что первые три или четыре гонки почти ничего не значат. Нужно набирать очки, адаптироваться к новым правилам, разбираться с шинами – в конце концов, твой результат зависит лишь от конкурентоспособности машины, так что для гонщика начало сезона далеко не определяющий момент. Приятно финишировать впереди всех, но это объясняется фантастической машиной, благодаря которой нам удалось заработать дубль. Чтобы взять титул, нужно дорабатывать ее по ходу всего сезона – сейчас у нас хороший базис, но необходим дальнейший прогресс.

Вопрос: Фернандо, что значит для вас победа в дебютной гонке за новую команду?
Фернандо Алонсо: Очень многое. Впрочем, любой успех можно назвать значимым, ведь каждая победа стоит немалых усилий как команде, так и гонщику. Зимой мы подолгу тренируемся, работаем над психологическим аспектом, проводим тесты, затем приезжаем на первую гонку, где уже в четверг сталкиваемся с прессингом и повышенным вниманием СМИ, а в воскресенье приходит время показать, на что ты способен. Конечно, победа значит очень многое, а первый успех с Ferrari – это и вовсе нечто особенное. Пожалуй, я никогда не забуду сегодняшний день.

Вопрос: Расскажите о стратегии. Все оказалось довольно просто?
Фернандо Алонсо: Да.

Вопрос: С шинами все обстояло таким же образом? В начале гонки у вас не возникло проблем с мягкой резиной?
Фернандо Алонсо: Нет, мы знали, что в квалификации нужно использовать более мягкую резину, поскольку с ней машина ехала намного быстрее. В финале я проехал не самый удачный круг, стартовал только третьим, но этого оказалось достаточно, чтобы вступить в борьбу. В остальном вопрос стратегии оставался открытым, ведь сейчас нет четкого представления, когда следует заезжать в боксы – топлива хватит до самого финиша, так что последнее слово – за инженерами. Впрочем, после перехода на более жесткую резину вопросов не стало меньше – мы не знали, сколько кругов выдержат эти шины, но машина обращалась с ними очень бережно, и мы закончили гонку в отличной форме.

Вопрос: Расскажите о старте, который стал одним из важнейших моментов гонки…
Фернандо Алонсо: Старт прошел довольно успешно – видимо, сыграла свою роль позиция на чистой стороне трассы. В первом повороте так же обошлось без происшествий, мне удалось обогнать Фелипе, потом воспользоваться проблемами Феттеля и выиграть гонку.

Пожалуй, в нынешнем сезоне квалификация и старт являются ключевыми моментами всего уик-энда, а вот отмена дозаправок не способствует ни стратегии, ни обгонам. После первого поворота позиции во многом предопределены…

Вопрос: Фелипе, а вы что скажете о старте? В какой момент вы уступили позицию?
Фелипе Масса: Машине не хватило сцепления, я не сразу тронулся с места, да и в первом повороте не смог отразить атаку. Я сместился на внутренний радиус, но Фернандо обошел меня снаружи и в следующем повороте оказался на выгодной траектории, не оставив мне ни единого шанса.

Впрочем, не считая этого момента, машина вела себя великолепно. Жаль, на протяжении тридцати кругов мне пришлось экономить топливо, что лишило меня последней возможности навязать соперникам борьбу.

Вопрос: Вы уже выяснили, почему вам пришлось экономить топливо? Инженеры указывали на какой-то элемент машины…
Фелипе Масса: Я знаю, что дело касалось температурного режима, но пока мне нечего добавить.

Вопрос: Вы давно выступаете в Ferrari. Как вы оцениваете тот факт, что уже в первом Гран При сезона ее гонщики на абсолютно свежих моторах финишировали дублем?
Фелипе Масса: Что ж, здорово! Думаю, нам следует и впредь использовать подход, который мы применили вчера, когда из-за небольшой проблемы решили заменить двигатель. Это не означает, что мы не можем использовать поврежденный мотор – он вполне подойдет для пятничных свободных заездов, так что подобная тактика вполне оправданна.

Вопрос: Льюис, вы сказали, что сегодняшний результат превзошел ожидания команды. В чем причина вашего отставания?
Льюис Хэмилтон: По-моему, день прошел удачно, и в гонке мы выглядели намного сильнее, нежели в квалификации. Я уже говорил, что довольно долго ехал за Нико Росбергом. На первом и третьем секторах я был быстрее, но на втором мне стоило больших усилий держаться за Mercedes GP. Похоже, в сравнении с Ferrari и Red Bull нам не хватает прижимной силы, но в целом машина выглядит неплохо – нужен небольшой прогресс, который позволит бороться за победу. Если бы сегодня я не уперся в Нико, возможно, у меня был бы шанс побороться с Фелипе, но все сложилось так, как сложилось, и я вполне доволен третьим местом.

Вопрос: Когда Фелипе начал экономить топливо, вы не приближались к нему, а ехали в сопоставимом темпе…
Льюис Хэмилтон: В какой-то момент отставание стало слишком большим, я решил, что лучше следить за состоянием шин, но вскоре понял, что еду в среднем на полсекунды быстрее Фелипе. Иногда я отыгрывал по восемь десятых, иногда – по три, но оставшихся до финиша кругов уже не хватало, чтобы ликвидировать такую разницу. За пять кругов я должен был сбросить примерно семь секунд, а на атаку потребовалось бы еще два круга – в итоге я предпочел поберечь машину.

Вопрос: Вы говорили о необходимости беречь шины. Сейчас это сделать гораздо легче, или же вам приходится постоянно менять подход в зависимости от ситуации?
Льюис Хэмилтон: Тактика определяется по ходу уик-энда. В момент старта многое зависит от скорости впереди идущих машин, но в остальном ты предоставлен самому себе. Ты начинаешь гонку с полными баками, проводишь один пит-стоп – сценарий в принципе предсказуем. Я полагал, что контролировать износ шин будет намного сложнее, но все оказалось довольно просто.

Вопросы с мест

Вопрос: (Альберто Антонини – Autosprint) Фернандо, вы один из тех гонщиков, которые так просто не сдаются, но если бы сегодня у Феттеля не возникли проблемы, вас бы устроила вторая позиция в гонке?
Фернандо Алонсо: Нет, я всегда думаю о победе. Я знал, что обогнать Феттеля будет крайне непросто, но все равно ждал подходящей возможности. На тестах мы видели, что наша машина, возможно, чуть бережнее обращается с шинами, поэтому ждали последних десяти кругов, чтобы провести атаку. Впрочем, проблемы Red Bull позволили нам чуть раньше выйти в лидеры и выиграть гонку. Любая победа требует определенного везения, и сегодня удача оказалась на нашей стороне.

Вопрос: (Хайме Родригез – El Mundo) О чем вы думали во время финального круга?
Фернандо Алонсо: О многом. Последний круг показался невероятно длинным – лидируя, ты стараешься довести машину до финиша, избегаешь наезда на поребрики, опасаешься любых посторонних шумов. Я думал о работе команды, о наших механиках, которые еще утром в спешке меняли мотор – в итоге все эти сложности с лихвой оправдались, и мне хотелось поскорее отпраздновать успех. Кроме того, мы с командой успели обменяться несколькими фразами на итальянском языке.

Вопрос: (Михаэль Шмидт – Auto Motor und Sport) Фернандо, складывается впечатление, что в гонке на мягкой резине Red Bull выглядели чуть быстрее, а вы начали догонять их, поставив более жесткие шины. Чем это можно объяснить?
Фернандо Алонсо: Нужно проанализировать ход гонки, взвесить все факторы. Вы правы, на мягкой резине мы не могли удержаться за Феттелем, хотя я выкладывался по максимуму. Ситуация улучшилась, когда мы все перешли на жесткие шины, но причину еще предстоит выяснить. Возможно, у Red Bull возникли проблемы именно с этим составом, а возможно, дело вовсе не в нем, и неприятности обнаружились еще в начале второго отрезка…

Вопрос: (Томас Рихтер – TV Nova) Фелипе, не получится ли так, что ближайшие гонки пройдут по такому же сценарию – ранний пит-стоп и спокойный вояж до финиша?
Фелипе Масса: Думаю, следующая гонка будет очень напряженной. Сегодня мы видели несколько по-настоящему сильных команд – Red Bull очень быстра, McLaren способна доработать машину, а от Mercedes вполне можно ожидать сюрпризов. Кроме того, нужно проанализировать стратегию, попытаться предсказать поведение шин и понять, за счет чего можно отыграться. Трудно сказать, какие условия ждут нас в Мельбурне – там совершенно иная трасса, но мы должны по максимуму использовать полученный сегодня опыт.

Вопрос: (Альваро Фаес – La Nueva Espana) Фернандо, перед стартом гонки вы планировали атаковать Фелипе, или же решение принималось в последний момент?
Фернандо Алонсо: Не было никакого плана. Разумеется, в момент старта ты хочешь обогнать как можно больше машин, однако вместе с тем важно отстоять свою позицию – решение принимается в последний момент и зависит от первой сотни метров. Ты смотришь в зеркала, оцениваешь обстановку и действуешь. Я стартовал с чистой стороны трассы и потому…

В первом повороте не бывает одинаковых ситуаций, но в дебютной гонке важно добраться до финиша и заработать очки, поэтому мы действовали агрессивно и, в то же время, осмотрительно.

Вопрос: (Эндрю Бенсон – BBC Sport) Льюис, после первого пит-стопа вы ехали в одном темпе с лидерами. Что происходило в тот момент? Это отражение реальной скорости трех быстрейших машин, или же вы все сбросили темп из-за износа резины?
Льюис Хэмилтон: Думаю, в тот момент это была реальная скорость нашей машины. Не знаю, что было бы, окажись мы на мягкой резине, но до этого я долго ехал за Нико Росбергом и не мог показывать нужный темп. Соперники постепенно уходили в отрыв – я выезжал на финишную прямую, а они уже скрывались в следующем повороте.

Впрочем, как только я получил свободную трассу и свежий комплект шин, машина стала вести себя намного лучше, и скорость немного выросла. Приятно осознавать, что мы можем поддерживать темп лидеров – это говорит о том, что мы уступаем им не так много, как предполагалось.

Вопрос: Эндрю Бенсон – BBC Sport) Фернандо, не могли бы вы ответить на этот же вопрос? Мы видели реальную скорость трех лидирующих машин, или же вы попросту берегли шины?
Фернандо Алонсо: Думаю, мы выкладывались если не на 100%, то на 99% точно.

Вопрос: (Андреа Кремонези – La Gazzetta dello Sport) Фернандо, в каких областях команде удалось добиться прогресса? И вопрос для вас и Фелипе – присутствовал ли дополнительный прессинг в виде задачи непременно опередить Михаэля Шумахера?
Фернандо Алонсо: Идеальных машин не бывает, F10 еще можно доработать. Думаю, она достаточно хороша для начала сезона и вполне конкурентоспособна в любых условиях и с разным количеством топлива. Тем не менее, мы работаем над двумя-тремя областями, в которых нужно добиться прогресса.

Фелипе Масса: Полагаю, мы можем прибавить во всем, потенциал для улучшений есть в каждой детали.

Что касается второго вопроса – мы хотим опередить всех: Михаэля, Себастьяна, Льюиса… Каждый из нас гоняется для того, чтобы стать лучшим, и дело не в Шумахере или каком-то другом гонщике. Ситуация не меняется, ты должен стать лучшим.

Вопрос: (Андреа Кремонези – La Gazzetta dello Sport) Был ли дополнительный прессинг?
Фелипе Масса: Нет.

Вопрос: (Хейкки Культа – Turun Sanomat) Фернандо, первая победа в составе Ferrari снимает прессинг с ваших плеч?
Фернандо Алонсо: Честно говоря, прессинг практически не уменьшился. Он присутствует в каждой гонке, более того – даже на обычных тестах в Испании неизменно находится двадцать тысяч человек, которые ждут от нас лучших результатов.

Мы все время живем в состоянии прессинга, оттого вдвойне приятно отметить победу вместе с командой и уж затем отправиться в Австралию, где нам снова придется начинать все с нуля. Неприятности могу случиться в любой момент, стоит ненадолго потерять концентрацию, поэтому нужно воспринимать каждую гонку как последний, решающий этап. В начале сезона мы должны набрать как можно больше очков и вернуться в Европу с хорошим преимуществом.

Вопрос: (Карлос Микель – Diario AS) Фернандо, учитывая хорошую скорость Ferrari, считаете ли вы Фелипе Массу своим главным соперником?
Фернандо Алонсо: Каждый из восьми гонщиков четырех ведущих команд является претендентом на титул. Да, это всего лишь первая гонка, но мы уже видели скорость Mercedes GP на свободных заездах, видели потенциал McLaren и их подиум. Мы оценили силу Red Bull Racing, которые были намного быстрее нас в квалификации и, возможно, слегка опережали в гонке.

Фелипе выступает на точно такой же Ferrari F10, в какой-то из гонок он окажется сильнее, в какой-то преимущество будет на моей стороне, но главное – принести команде как можно больше очков. Многое зависит от трассы – здесь, в Бахрейне, ситуация сложилась в нашу пользу, но в Австралии лидером может оказаться кто-то другой, поэтому мы должны как можно лучше готовить машину к каждому этапу как с точки зрения настроек, так и с точки зрения доработки в аэродинамической трубе, на стендах и т.д. Это комплексный подход, мы должны учитывать все факторы.

Перевод: Валерий Карташев

Читайте ещё