Гран При Турции : Пресс-конференция в пятницу

Слева направо: Джон Хауэтт, Стефано Доменикали, Флавио Бриаторе

Участники: Флавио Бриаторе (Renault), Стефано Доменикали (Ferrari), Джон Хауэтт (Toyota).

Вопрос: Для начала, не могли бы вы прокомментировать выступление своих команд в нынешнем сезоне? Планируете ли вы прибавить, и если да, то когда?
Флавио Бриаторе: Мы ждали совсем другого чемпионата, гораздо лучшей работы от новой машины. Уже в Австралии разница между нами и Brawn GP была велика, мы выбрали другой подход при её разработке, планируя улучшать машину от гонки к гонке, но... для меня этот чемпионат уже закончен.

Любой команде будет сложно бороться с Brawn GP. У Red Bull есть возможность занять второе место, все остальные сражаются за третье - это честная оценка. Мы никогда не сдаёмся и попытаемся улучшить машину, но все в равной ситуации, все дорабатывают свои машины, и ситуация крайне сложная.

Вопрос: Когда в Китае вы впервые установили новый диффузор, мы предполагали, что это станет серьезным ответом соперникам, но, похоже, ситуация не изменилась…
Флавио Бриаторе: Не думаю, что дело исключительно в диффузоре – скорее в концепции машины. Сейчас двойной диффузор есть практически у каждого, но Brawn GP по-прежнему имеют преимущество в одну-две десятых – мы пытаемся отыграться, но положение не меняется. Команда постоянно дорабатывает машину, и в июле у нас есть реальный шанс прибавить, а там посмотрим, что из этого выйдет.

Вопрос: Стефано, ваша ситуация практически идентична – в Монако дела пошли чуть лучше, но это, скорее, исключение из правил…
Стефано Доменикали: Прежде всего, начало сезона оказалось совсем не таким, как предполагалось, хотя мы знали, что придется дорого заплатить за прошлогоднюю борьбу с McLaren. Остается принять это как данность и реагировать соответствующим образом, что мы и делаем: машина серьезно доработана, и наша цель – выкладываться по максимуму, чтобы вернуться на привычные позиции. По сути, это наш основной подход – в Испании мы сделали шаг вперед, неплохо выступили в Монако и надеемся на хороший результат в Турции. Мы не сдадимся до тех пор, пока не останется хотя бы математических шансов на победу.

Вопрос: Какие планы на эту гонку? Здесь вам есть, чем похвастаться: Фелипе Масса с поула выиграл три предыдущих Гран При Турции, а Кими Райкконен побеждал на этой трассе годом ранее, правда, не в составе Ferrari…
Стефано Доменикали: Сегодня было нелегко оценить реальную картину – состояние трассы постоянно менялось, но оба состава резины практически не прогрессировали. Да, время на круге постепенно улучшалось, но машине не хватало сцепления, и с резиной Soft мы не прибавили настолько, насколько планировали. Вдобавок, нужно делать поправку на уровень топлива, и было бы ошибочным делать преждевременные выводы. Полагаю, завтра утром мы получим более детальное представление о том, в каких условиях пройдет воскресная гонка.

Вопрос: Джон, для Toyota выступление в Монако – разовая неудача? Вам удалось понять причины произошедшего?
Джон Хауэтт: У нас было четыре удачных гонки, в Барселоне мы выглядели не совсем конкурентоспособными, особенно на третьем секторе, а результат в Монако оказался и вовсе неприемлемым. Посмотрим, что получится на этот раз – мы рассчитываем обрести былую форму.

Вопрос: Есть повод для оптимизма?
Джон Хауэтт: Стефано уже говорил – сегодня условия оказались непростыми, трасса была очень грязной, из-за чего резина работала не лучшим образом. Нужно дождаться завтрашнего дня, но мы, определенно, выглядим сильнее, чем в Монако.

Вопрос: Коснемся другой темы – ходят слухи, что Гран При Японии не вернется на трассу в Фудзи. Какова позиция Toyota на этот счет?
Джон Хауэтт: Этот вопрос не касается Toyota Motorsport, и я ни коим образом не связан с Fuji Speedway – автодромом занимается другое подразделение Toyota. Я слышал, что они пересматривают свои планы, но не знаю, каково их мнение.

Вопросы с мест:

Вопрос: (Марк Хьюс – Autosport) Стефано, Макс Мосли утверждает, что по условиям Договора Согласия Ferrari обязана участвовать в чемпионате следующего года. Ваше мнение?
Стефано Доменикали: Мы уже не раз объясняли свою позицию, а у Макса, разумеется, собственное мнение. Да, у нас было соглашение с FIA, но, как нам кажется, обязательства сторон были нарушены, что делает само соглашение ничтожным. Вместе с другими командами мы подали заявку на условиях, которые считаем наиболее важными для будущего Формулы 1.

Если позволите, я скажу, что в настоящий момент главное – иметь конструктивный подход. Никто не хочет вступать в противоречия, нам нужно искать выход из сложившейся ситуации. Мы выступаем в Формуле 1 на протяжении шестидесяти лет и делаем всё, чтобы сохранить ключевые ценности чемпионата, поэтому подали заявку на определенных условиях.

Таков единый подход FOTA: не стоит недооценивать тот факт, что в нынешнем сезоне ассоциации уже удалось добиться серьезного снижения расходов без каких-либо побуждений со стороны. Мы сами знаем, в каких условиях нам приходится выступать, но стабильность правил и сама манера их изменения исключительно важны для будущего Формулы 1, поэтому мы вместе хотим найти выход из непростой ситуации.

Вопрос: (Джонатан Легард – BBC) Вопрос ко всем. Не могли бы вы пролить свет на условия, которые Макс Мосли предложил включить в вашу заявку на участие в чемпионате следующего года? Сейчас он утверждает, что вы в принципе не могли выдвигать подобные требования. Каково ваше видение ситуации?
Джон Хауэтт: Мне трудно судить о ситуации – нужно подождать ответа FIA. В Международном Спортивном Кодексе есть параграф 75, в котором упоминается условная заявка, но при этом не указывается, что ее форма должна быть определена некими дополнительными регламентами. Мы присутствовали на встрече, во время которой Президент FIA предложил нам подать такую заявку, а условием здесь является то, что члены FOTA действуют сообща. Полагаю, это сделано во благо спорта. Видение ситуации? Посмотрим, что из этого получится…

Стефано Доменикали: Думаю, от себя могу добавить следующее – во-первых, цели федерации предельно ясны, и ответные действия команд, желающих остаться в Формуле 1, полностью соответствуют принципам, обозначенным Президентом FIA. Это очень важный момент.

Мы понимаем всю важность снижения расходов, но вместе с тем прекрасно знаем, как вести свой бизнес, и в любой ситуации стараемся сохранить прибыль, а также развить собственный бренд, используя Формулу 1 в качестве маркетингового инструмента. Тем не менее, мы согласились на значительное сокращение издержек, так что одна цель достигнута.

Во-вторых, мы хотим стабильности в правилах, чтобы процесс изменения регламента был единственно верным. И, наконец, собравшись воедино, мы подтверждаем намерение команд остаться в Формуле 1 до 2012 года. Пожалуй, FIA должна беспокоить перспектива оставить чемпионат без автопроизводителей, а все обозначенные мною пункты полностью согласуются с опасениями Макса Мосли насчет будущего Формулы 1. Это все, что я хотел добавить.

Флавио Бриаторе: Все это предельно понятно – думаю, последние две недели многие назовут войной, хотя на самом деле никакой войны нет. Мы не хотим противоречий, хотя тут звучали комментарии, что нам нужен конфликт. У нас есть обязательства перед сотрудниками, болельщиками, всеми, кто поддерживает этот спорт. Мы хотим справедливого управления, системы, которая всегда присутствовала в чемпионате – нам нужна Комиссия Формулы 1, Договор Согласия и стабильность. Мы готовы сократить расходы и сделать Формулу 1 более эффективной – неприятно слышать, что в следующем году в чемпионате не будет Renault, Toyota и BMW.

Мы не доверяем новичкам, хотя с уважением относимся к Майку Гаскойну и господину Кампосу. Сейчас в Формулу 1 пытается пройти масса закрытых компаний, и мне крайне неприятно, когда в момент переговоров со спонсорами кто-то говорит, что в следующем сезоне Renault может не выйти на старт. Это негативно действует на любую команду.

Нам нужна здоровая Формула 1: у нас есть обязательства перед болельщиками, хотя мы практически не говорим о миллионах людей, следящих за чемпионатом – сейчас они просто не понимают, что происходит. Мы хотим остаться в бизнесе, иметь справедливое управление, сотрудничать с господином Мосли и видеть интересные гонки. Было бы неплохо, если бы мы вместе сделали Формулу 1 более эффективной – возможно, наши цели не столь амбициозны, как предложения FIA, но они достигаются совершенно иными путями.

Нет никакой войны, нет победителей. В конфликте пострадают все, поэтому мы вынуждены терпеть различные провокации. Мы должны уважать наших сотрудников, нашу организацию – странно, что кто-то видит Формулу 1 без автопроизводителей. Renault здесь вот уже двадцать лет, а Ferrari и вовсе шестьдесят – какие еще гарантии нужны для участия в чемпионате?

Не имею ничего против правильно организованной новой команды, но, похоже, Brabham только подала заявку, а семья Брэбэм уже готова подать на нее в суд. Это разрушает ценности спорта и негативно действует на людей, мы же хотим, чтобы Формула 1 оставалась собой.

Вопрос: (Дитер Ренкен – The Citizen) Вернемся к FOTA: складывается впечатление, что ассоциация действует несколько эгоистично и даже препятствует дебюту новичков, выразивших намерение выступать в чемпионате. Или же все совсем наоборот?
Джон Хауэтт: Полагаю, слова Флавио ввели вас в заблуждение. Я могу говорить за автопроизводителей и членов FOTA, выступавших в Формуле 1 на протяжении шестидесяти лет, и собственно за Toyota, участвующую в чемпионате уже почти десять лет. За последние четыре года мы сделали очень многое для снижения стоимости дебюта, и мне не приходилось слышать, чтобы кто-то из членов ассоциации выступал против новичков. Нам необходим некий базис, закрепленный в Договоре Согласия, и как только мы получим этот базис вкупе со стабильным руководством, мы сможем значительно улучшить этот спорт во благо всех заинтересованных сторон.

Хотел бы заметить, что основные члены FOTA являются неотъемлемой частью мирового автомобильного спорта: мы участвуем в программе подготовки молодых гонщиков, поставляем моторы для F3, а Red Bull, к примеру, реализует сразу несколько крупных спонсорских проектов. Мы присутствуем во всех гоночных дисциплинах – от начальных, до наивысших, для нас ценности спорта очень важны, так что будет ошибочным упрекать ассоциацию в эгоизме.

Большинство автомобильных компаний – членов FOTA, имеет самые серьезные спортивные цели и представлено практически во всех гоночных классах – взять, к примеру, Renault, а Ferrari уже давно считается синонимом автоспорта. Не думаю, что здесь нужны какие-то дополнительные комментарии.

Стефано Доменикали: Я бы еще раз добавил то, о чем говорил в самом начале – не забывайте, что без помощи FOTA некоторые из действующих команд не смогли бы выйти на старт сезона. Мы принесли им ощутимую пользу, помогли выжить, а потому не стоит упрекать нас в эгоизме. FOTA готова сотрудничать с FIA и FOM во благо спорта, и этот подход разделяют все её участники.

Флавио Бриаторе: Согласен с Джоном и Стефано. Не стоит забывать j Brawn GP - без Mercedes у них просто не было бы моторов на этот сезон. Многие члены FOTA получают двигатели по цене в пять миллионов евро, чего раньше никогда не происходило, а пять миллионов – это солидная сумма, примерно шесть-семь процентов совокупного бюджета команды. Еще мы обсуждаем поставки коробок передач… В общем, FOTA не против новичков, но правила должны быть едиными. Мы хотим видеть один регламент, но различные моторы – Ferrari, Renault и т.д., не думаю, что в этом есть что-то необычное. Нам нужна стабильность, в этом нет эгоизма, мы были бы рады, если бы новые команды согласились выступать на одинаковых с нами условиях.

Вопрос: (Иан Паркес – The Press Association) Стефано, вы говорили о важности конструктивного подхода, но как в таком случае воспринимать слова Президента FIA о том, что если вы хотите новые правила, можете смело создавать собственный чемпионат? Если в следующую пятницу FIA отклонит коллективную заявку FOTA, готова ли Ferrari уйти вместе с другими девятью командами в альтернативную гоночную серию?
Стефано Доменикали: Я могу еще раз повторить собственные слова – мы придерживаемся наиболее конструктивного подхода, но в условиях постоянных дискуссий и конфронтации, приходится мириться с отдельными обстоятельствами, хотя это не совсем нормально, когда ты хочешь найти решение, но не можешь этого сделать. Все, о чем мы просим, уже имело место в истории Формулы 1, здесь нет ничего нового. Что произойдет, если заявка будет отклонена? Думаю, нам придется обсудить этот вариант в рамках FOTA, но мы надеемся найти решение проблемы…

Вопрос: (Иорис Фиорити – AFP) Многие убеждены, что FOTA и FIA испытывают друг друга на прочность, или попросту блефуют? И еще – не кажется ли вам, что FIA заведомо ставит себя в крайне невыгодное положение: на места в следующем сезоне претендуют восемь новичков и десять действующих команд…
Джон Хауэтт: Мы не можем отвечать на подобный вопрос, это дело FIA. Трудно судить, правильно она поступает, или нет – я лишь замечу, что у нас открытая и честная позиция, которая гарантирует Формуле 1 стабильное будущее. Как заметил Флавио, мы ни с кем не воюем…

Вопрос: (Юха Паатало – Financial Times Deutschland) Если никто не хочет конфликта, почему так сложно найти решение проблемы?
Флавио Бриаторе: Честно говоря, нас самих это удивляет, и лично я не понимаю подобных трудностей. Мы хотим выступать в Формуле 1 в 2010, 2011, 2013, 2015 годах, но почему-то все время говорим о сезоне-2012, хотя я не вижу никакой разницы. FOTA никогда не вела себя агрессивно, мы всего лишь хотим участвовать в чемпионате, снизить расходы, получить понятные правила и четкое руководство – нам нужна Комиссия Формулы 1, нужен процесс совместного принятия решений. Мы всякий раз забываем о болельщиках, тогда как вокруг царит сплошная неразбериха – я не понимаю, в чем проблема, а люди не понимают, почему она вообще возникла.

Мы не блефуем – когда речь идет об ответственности перед тремя-четырьмя сотнями сотрудников, о блефе и речи быть не может. Вечером они уходят домой, а на следующий день мы должны быть уверены в том, что у нас есть средства на оплату их услуг – нужно постоянно помнить об этом. Еще у сотрудников есть ипотечные кредиты, их дети ходят в школу…

Как я уже говорил, нам не нужен конфликт, мы хотим стабильности в обмен на долговременное участие в чемпионате. Ничего сверхъестественного, только стабильность…

Вопрос: В Монте-Карло Макс Мосли заявил, что будет настаивать на бюджете в сорок миллионов фунтов стерлингов. Эта цифра достижима, к примеру, в 2011 или 2012 году?
Стефано Доменикали: Цель снижения расходов предельно понятна, но не думаю, что сами принципы этого снижения и окончательные цифры должны быть озвучены. Это бизнес, и потому, при всем уважении к окружающим, мы не оглашаем свои доходы от прочих операций, связанных с Формулой 1. Мы хотим добиться экономии, удовлетворяющей интересам компании: можно свести все к конкретным показателям, но лишь собственными усилиями команды – эта идея не идет вразрез с опасениями Макса Мосли по поводу чрезмерной дороговизны Формулы 1.

Флавио Бриаторе: На протяжении последних восьми лет в чемпионате неизменно присутствовало десять команд. Мы не можем понять, почему после ухода Honda все решили, что у нее непременно найдутся последователи. Возникла паника по поводу как можно большего количества команд, но мы не разделяем эту точку зрения, поскольку ни один из нынешних участников чемпионата не намерен уходить из спорта, и Honda уже не Honda, а Brawn. Нет смысла второпях приглашать команды из F3 – мы по-прежнему здесь, и если все будет нормально, останемся и на следующий год. Не понимаю, зачем нужны эти перемены? Мы готовы выступать хоть до 2015 года, не хватает лишь четкого руководства. Зачем вся эта паника по поводу якобы нехватки команд в следующем сезоне?

Вопрос: (Сара Хольт – BBC) С момента подачи коллективной заявки в прошлую пятницу, получали ли вы официальный ответ Макса Мосли? И еще – вас не беспокоит, что к 12 июня оставшиеся восемь членов FOTA могут разойтись? Williams уже покинула ассоциацию, есть вероятность раскола?
Джон Хауэтт: До прихода сюда я не получал никакого ответа – не думаю, что остальным повезло больше. Следовательно, если за время, пока мы сидим здесь, не было доставлено никакой корреспонденции, то можно с уверенностью говорить о том, что FIA еще не ответила на наш запрос. Честно говоря, меня удивляет, как, несмотря на очевидные различия между собой, команды преследуют общие цели – поэтому я не сомневаюсь в единстве FOTA.

Вопрос: (Андреа Кремонези – La Gazzetta dello Sport) Джон, вы намерены исключить Force India из ассоциации? Говорят, они сделали что-то не так… И вопрос к Стефано: как поступит Ferrari, если, скажем, ее заявка будет принята, а заявки Renault и Toyota – нет?
Стефано Доменикали: Я отвечу на второй пункт, первый остается Джону. Как я уже говорил, мы действуем сообща, что уже можно считать формальным ответом на ваш вопрос. Кроме того, условия одинаковы для всех – надеюсь, мы все останемся в Формуле 1.

Джон Хауэтт: Что касается Force India - да, они могут быть отстранены от FOTA. У меня не было возможности побеседовать с Виджеем, но он согласился с условной заявкой FOTA, как вдруг, предположительно, из-за каких-то финансовых проблем, не имеющих отношения к команде или спонсорству, оказался связан иными обязательствами и был вынужден подать официальную заявку.

Завтра он будет здесь, и я лично поговорю с ним – должен сказать, что по результатам этого разговора FOTA готова отстранить Force India. Впрочем, через Боба Фернли команда уже выразила свою приверженность ассоциации…

Вопрос: (Дитер Ренкен – The Citizen) FIA установила крайним сроком подачи заявок 29 мая 2009 года – вы успели, так что никаких проблем. Однако, чуть позже вы сами назначили последним днем подписания Договора Согласия 11 июня. Если коммерческое соглашение не будет подписано, что дальше?
Джон Хауэтт: В случае с Toyota нам не о чем беспокоиться. Требования вполне разумные, и чувство здравого смыслы должно возобладать, а если заявки все-таки будут отклонены, то мы, как заметил Стефано, должны собраться вместе и обсудить дальнейшие действия. Есть несколько вариантов развития событий, худший из которых – организация собственной гоночной серии, но многое будет зависеть от ответной реакции FIA.

Перевод: Валерий Карташев

Читайте ещё