Гран При Сингапура : Пресс-конференция в воскресенье

Слева направо: Тимо Глок, Льюис Хэмилтон, Фернандо Алонсо

1. Льюис Хэмилтон (McLaren Mercedes) - 1ч. 56 мин. 06.337 сек.
2. Тимо Глок (Toyota) - 1ч. 56 мин. 15.971 сек.
3. Фернандо Алонсо (Renault) - 1ч. 56 мин. 22.961 сек.

Вопрос: Льюис, победа с поула – потрясающий результат!
Льюис Хэмилтон: Очень, очень тяжелая гонка. Думаю, я могу сказать это от всех нас. Условия были сложными, хотя в моем случае серьёзных проблем не возникло. Я хорошо стартовал, смог создать достаточный отрыв - я знал, что буду останавливаться в боксах позже соперников, поэтому большого прессинга не было. Когда позади оказался Себастьян, я понимал, что смогу проехать на пять кругов больше, следил за состоянием шин и контролировал ход гонки.

Огромное спасибо команде за фантастическую работу и моей семье за невероятную поддержку. Еще я хочу передать привет моему брату и всем соотечественникам! Это был потрясающий уик-энд!

Вопрос: Из переговоров команды мы слышали, что у вас возникли какие-то проблемы с KERS - расскажите об этом. К тому же, в самом начале гонки Нико Росберг пробовал оказать давление…
Льюис Хэмилтон: Не знаю, на каком круге это произошло. Собственно, проблем с KERS не было, хотя команда предупредила о возможных неполадках, но система продолжала работать. Мне пришлось ее выключить и затем снова активировать.

В самом начале гонки я испытывал небольшой прессинг со стороны Нико и других соперников – они были очень быстры на первом секторе, но я не нервничал, старался контролировать износ резины, и в итоге эта тактика оправдалась.

Вопрос: Вы уже говорили, что эта трасса очень непростая. Показалась ли вам сегодняшняя гонка действительно изматывающей?
Льюис Хэмилтон: Безусловно, гонка была очень трудной, да и погода оказалась жаркой. Невозможно было расслабиться – кочковатый асфальт, один поворот за другим – приходилось сохранять предельную концентрацию. Но трасса фантастическая, и местные болельщики устроили нам великолепный прием. Я приехал в Сингапур, надеясь на хороший результат, на возможность реабилитироваться за неудачу в Монце, и мне это удалось, я доволен!

Вопрос: Тимо, отличный результат, лучший по ходу нынешнего сезона! Удачно выступив в квалификации, в этот раз вы стартовали с более выгодной стороны трассы…
Тимо Глок: Очень удачная гонка! В первом повороте возникла некоторая неразбериха, пришлось действовать агрессивно, но затем у меня был достаточно неплохой первый отрезок. Впрочем, я понимал, что не смогу ехать в темпе лидеров, поэтому сосредоточился на собственной скорости и выкладывался на все 100%. Я знал, что год назад в Сингапуре мы выступили очень неплохо, и что на этой трассе многое зависит от гонщика, поэтому ехал на пределе.

На протяжении уик-энда у нас были и взлеты, и падения. После первой пятничной тренировки я сказал себе: «Мы не вполне конкурентоспособны», - однако затем мы поработали над машиной и, кажется, все сделали правильно. В квалификации я рассчитывал на спокойное прохождение в финал, однако уже в первой сессии что-то не заладилось. Тем не менее, мы прогрессировали от сессии к сессии, и жаль, что я не смог использовать последний комплект свежей резины.

Впрочем, в гонке шины сработали неплохо – я упустил соперников из виду, однако позже перешел на SuperSoft и сразу взвинтил темп. Команда долго не сообщала мне позицию, но вскоре я узнал, что еду вторым с комфортным отрывом – оставалось лишь довести машину до финиша!

Вопрос: На первом круге Марк боролся с Фернандо и слишком широко вышел из поворота, в результате чего вам удалась атака по внутреннему радиусу. Расскажите об этом. Марк был очень удивлен, когда его попросили вернуть вам позицию…
Тимо Глок: Я видел их сражение и понимал, что в случае ошибки у меня появится шанс – так и получилось. По опыту свободных заездов мы знали, что на длинной дистанции у Фернандо и Renault могут быть проблемы, и для того, чтобы стратегия сработала, мне необходимо провести обгон – к счастью, перед выездом машины безопасности я уже был впереди. Это действительно удачный уик-энд, подиум пришелся весьма кстати!

Вопрос: Фернандо, фантастический результат после всех событий, предшествовавших этой гонке. Для вас и Марка Уэббера первый круг сложился очень интересно, однако Тимо удалось провести атаку по внутреннему радиусу…
Фернандо Алонсо: Да, фантастический результат, приятно впервые в этом сезоне подняться на подиум. Первый круг не был простым, в седьмом повороте мы боролись с Марком, заехали на обочину, и Тимо удалось выйти вперёд в восьмом повороте. В той борьбе я уступил позицию Глоку, и он финишировал впереди. Жаловаться не на что, по ходу уик-энда скорость машины не позволяла надеяться на подиум, но мы добились лучшего результата, чем рассчитывали.

Вопрос: Многие детали подверглись сильному износу, но у Renault не возникло никаких механических проблем…
Фернандо Алонсо: У нас фантастическая команда, механики и инженеры, все сотрудники базы сделали максимум в этом году. Иногда нам удавалось добиваться неплохих результатов, иногда не везло, но этот подиум – особенный, учитывая недавние обстоятельства. Мы пережили очень непростой для команды момент, но он позади и мы сосредоточены на предстоящих гонках. Я посвящаю этот подиум Флавио Бриаторе, который смотрел гонку из дома, но стал частью этого успеха.

Вопрос: Льюис, Формула 1 отправляется в Японию. Многие гонщики называют Сузуку своей любимой трассой, но вы сами никогда там не гонялись. Сейчас McLaren уступает Ferrari всего три очка в зачете Кубка Конструкторов – должно быть, вы с нетерпением будете ждать следующего уик-энда?
Льюис Хэмилтон: Уверен, Мартину Уитмаршу и всей нашей команде будет приятно услышать о столь небольшом отставании – не знаю, каким финишировал Хейкки, но мы, определенно, сработали неплохо! Я никогда не был в Сузуке, но слышал, что это лучшая трасса после Монако. Я с детства наблюдал за тем, как там гонялись Айртон Сенна, Ален Прост, Кими Райкконен, и всегда хотел выступить на этом автодроме.

Но уик-энд предстоит непростой: трудно за несколько дней выучить трассу и полностью на ней освоиться. Надеюсь, наша машина вновь будет конкурентоспособна.

Вопрос: Льюис, вы говорили, что хотели бы победить в Сингапуре, но уик-энд сложился на самом деле потрясающе!
Льюис Хэмилтон: Пожалуй, это был самый напряженный уик-энд в моей жизни – не могу припомнить большего количества мероприятий с моим участием! Пятница прошла не слишком удачно, но в субботу все вернулось в норму. Сюда приехали мой отец, его жена Линда, моя возлюбленная и друзья, еще я встретился с Бейонс – впечатлений масса! Я очень рад этой победе и с нетерпением жду возможности её отпраздновать!

Вопрос: По ходу гонки ваш отрыв был не таким уж и большим. Все потому, что вы берегли шины?
Льюис Хэмилтон: Во время свободных заездов шины с трудом выдерживали длинную дистанцию, поэтому я внимательно следил за их состоянием. Кроме того, я понимал, что у нас выгодная стратегия, и мне не нужно создавать большой отрыв – двух-трех секунд от Нико было вполне достаточно. Потом Себастьян был весьма быстр, но он должен был останавливаться пятью кругами раньше, и остался бы позади. Я спокойно вел гонку и финишировал с достаточным преимуществом над Тимо – ему удалось несколько быстрых кругов, но я ответил тем же и сохранил отрыв, чему был очень рад.

Вопрос: У некоторых гонщиков возникли проблемы с тормозами. Насколько внимательно вам приходилось следить за своими тормозами?
Льюис Хэмилтон: Я всегда стараюсь как можно бережнее обращаться с машиной, и, как правило, у нас не возникает проблем с тормозами. Мы заранее позаботились о достаточном охлаждении, учли все нюансы – к счастью, обошлось без неприятностей.

Вопрос: Тимо, что стало причиной такого прогресса в квалификации?
Тимо Глок: Пожалуй, впервые с этапов в Австралии, Малайзии и Бахрейне мне удалось настроить машину под свой стиль. По ходу сезона TF109 постепенно дорабатывалась, становилась более агрессивной, что не соответствовало моим предпочтениям на одном быстром круге.

По опыту прошлого года я знал, что в Сингапуре многое зависит от гонщика, и нам удалось оптимально настроить машину. В начале уик-энда возникли небольшие трудности, но затем команда постоянно прогрессировала – во второй сессии мне удался действительно быстрый круг, за счет которого я пробился в первую десятку.

Если вспомнить предыдущие гонки, мы не раз стартовали с далеких позиций, но в итоге прорывались вперед, поэтому я с нетерпением ждал старта. Я понимал, что вряд ли смогу угнаться за лидерами, и тогда сказал себе: «Хорошо, найди нужный темп и выкладывайся по максимуму». Мы атаковали в нужный момент и в итоге финишировали вторыми.

Первый круг был очень важен – мне удалось опередить Фернандо, а затем удержать его позади после ухода с трассы машины безопасности. Ближе к финишу я не представлял, на какой позиции нахожусь, как вдруг мой гоночный инженер сообщил мне: «Ты едешь вторым с комфортным преимуществом» - это стало приятным сюрпризом!

Действительно, удачный уик-энд для меня и всей команды Toyota – мы вовремя завоевали исключительно важный подиум.

Вопрос: Почему этот подиум так важен? Почему вы называете его своевременным?
Тимо Глок: Перед началом сезона мы ставили перед собой определенные цели. В первых гонках мы заработали два или три подиума, но затем начались проблемы, и результаты пошли на спад. Мы выкладывались по максимуму и уже по ходу уик-энда смогли добиться ощутимого прогресса, поскольку понимали, что у нас есть шанс зацепиться за места в первой пятерке. Когда начинаешь сезон на высокой ноте, а затем терпишь поражение, повторный успех приобретает особую важность.

Вопрос: Какие планы на следующий этап в Японии?
Тимо Глок: Приятно отправиться в Японию, имея в активе второе место! Не знаю, насколько быстрой окажется наша машина, но в скоростных поворотах она выглядит неплохо, поэтому в Сузуке я буду надеяться на подиум!

Вопрос: Фернандо, для вас и вашей команды этот уик-энд был не менее важен…
Фернандо Алонсо: Несомненно! Команда действительно заслужила этот подиум после всех трудностей, с которыми она столкнулась в последнюю пару недель. Кроме того, иногда нам просто не везло, и мы в последний момент упускали возможность финишировать на высокой позиции.

В этот уик-энд все сложилось удачно – по аналогии со вчерашней квалификацией, где мы неожиданно показали пятый результат, сегодня нам удалось воспользоваться ситуацией на трассе и за счет штрафов Росберга и Феттеля отыграть пару мест. Мы не допустили ни единой ошибки и понимали, даже если нам не хватает скорости, за счет безупречной работы мы сможем пробиться на подиум, что в итоге и получилось.

Вопрос: В прошлом году все вы финишировали в первой четверке. Насколько важен в Сингапуре положительный опыт гоночных выступлений?
Фернандо Алонсо: Он действительно необходим. Сингапур – одна из тех трасс, которые либо нравятся, либо нет, третьего не дано. Гонщики, которым она не нравится, здесь не могут ехать быстро: им не хватает уверенности, им трудно атаковать в квалификации – а мы знаем, насколько важна квалификация на уличных трассах, где сложно обгонять. Честно говоря, я не знал, что в прошлом году все мы финишировали в первой четверке, но мне приятно повторить тот результат.

Вопросы с мест

Вопрос: (Фредерик Ферре – L'Equipe) Фернандо, трудности предыдущих нескольких недель обеспечили вам дополнительную мотивацию?
Фернандо Алонсо: Пожалуй, нет. В каждом Гран При мы нацелены на высокий результат, и в этом плане нынешний уик-энд ничем не отличается от других. Впрочем, мы заработали подиум, и лично я хотел бы посвятить его Флавио Бриаторе, который, внимательно следил за сегодняшней гонкой и стал частью общего успеха. Последние несколько недель были очень непростыми, но теперь все позади, и мы можем сосредоточиться на предстоящих гонках.

Вопрос: (Судхир Чандран – Chequered Flag) Льюис, когда несколько лет назад моя мама оказалась в больнице, врач сказал мне, что человеку дается всего три шанса на воскрешение души. Шестьдесят один круг, требующий от гонщика хирургической точности – тем не менее, вы добились успеха и не выглядите измученным. Кому вы обязаны этим достижением? Своему отцу, сохранявшему невозмутимое выражение лица, но радовавшемуся после финиша? Николь Шерзингер, которая на протяжении сезона очень часто выглядела подавленной, но в этот раз улыбалась? Или же команде, выдержавшей дистанцию и прокричавшей: «Эй, парень, мы сделали это!»
Льюис Хэмилтон: Думаю, в этом успехе заслуга многих. Мы не были бы конкурентоспособными, если бы не наши парни на заводе. Они нечасто слышат благодарность, но ради меня всегда выкладываются по максимуму, стараясь вовремя подготовить детали и сделать все возможное, чтобы мы боролись за победы. Но, пожалуй, своим триумфом я больше всего обязан Богу. Именно он дал мне возможность быть здесь, именно он оберегает меня от опасностей и именно он подарил мне замечательную семью и всех этих потрясающих людей.

Вопрос: (Пауло Ианьери – La Gazzetta dello Sport) Льюис, теперь цель команды – третье место в Кубке Конструкторов?
Льюис Хэмилтон: Определенно! Думаю, команда была бы рада такому успеху. На самом деле, не так уж и важно, каким я закончу сезон – если ты не первый, остальное не имеет значения, но команда… Мы очень серьёзно работали по ходу сезона, и третье место стало бы неплохой наградой за эти усилия.

Вопрос: (Фредерик Ферре – L'Equipe) Фернандо, как вы оцениваете свое третье место? Это лучшее достижение в нынешнем сезоне, или же в оставшихся гонках вам по силам вновь подняться на подиум?
Фернандо Алонсо: Никогда не знаешь, как все сложится, но здесь у нас были лучшие шансы на подиум. Оставшиеся трассы очень требовательны к аэродинамике, мы уже не будем дорабатывать машину, тогда как некоторые соперники еще прибавят – значит, с каждой гонкой нам будет все труднее. В Сингапуре мы чувствовали себя уверенно и в итоге завоевали подиум – попробуем повторить это уже в Сузуке, однако там нашей команде придется намного сложнее.

Вопрос: (Михаэль Шмидт – Auto Motor und Sport) Льюис, говорят, на первом отрезке вы обсуждали с командой работу KERS. Вам пришлось выключить систему?
Льюис Хэмилтон: Я не заметил никаких проблем с KERS, но команда предупредила о возможных неполадках. От меня требовалось всего лишь перезапустить систему или что-то подобное – будто в кокпите у меня нет никаких других забот, кроме как нажимать все эти кнопки! Впрочем, это было даже весело!

Вопрос: (Пауло Ианьери – La Gazzetta dello Sport) Льюис, если судить о положении дел в чемпионате, сегодня Дженсон Баттон сработал по максимуму, хотя стартовал с очень далекой позиции. По-вашему, он практически поставил точку в борьбе за титул? За три гонки до конца сезона его преимущество над Рубенсом составляет пятнадцать очков…
Льюис Хэмилтон: Не знаю, каким финишировал Дженсон, но он сработал действительно неплохо, что хорошо и для него самого, и для Brawn GP. Но не забывайте: когда-то я сам лидировал в чемпионате с отрывом в семнадцать очков за две гонки до конца сезона, но в итоге растерял все преимущество! До самого последнего круга им будет очень, очень нелегко, но посмотрим, как сложатся оставшиеся гонки. Сегодня в Brawn поработали на славу, и я желаю им всего самого наилучшего.

Вопрос: (Дон Кеннеди – Hawke’s Bay Today) Фернандо, от вас во многом зависит ситуация на рынке гонщиков. Этот подиум поможет вам определиться с командой, в которой вы хотели бы выступать в следующем сезоне? Возможно, ей окажется Ferrari?
Фернандо Алонсо: Нет, подиум ничего не меняет. Я уже принял решение, и вы вскоре о нем узнаете.

Вопрос: (Дон Кеннеди – Hawke’s Bay Today) Хотите объявить об этом прямо сейчас?
Фернандо Алонсо: Если вы заплатите хорошую сумму.

Льюис Хэмилтон: Я дам тебе десять фунтов!

Фернандо Алонсо: Мало, нужно как минимум двадцать!

Вопрос: (Фредерик Ферре – L'Equipe) Тимо, вы сказали, что сейчас получили ту машину, которая была у вас в начале сезона. В этом году вам все еще по силам добиться победы?
Тимо Глок: Трудно сказать. Трасса в Сингапуре очень специфична, здесь многое зависит от гонщика. Результаты становятся более плотными, и с каждым разом нам все труднее рассчитывать на победу, но мы продолжим борьбу, и если мы будем работать так же напряженно, как в этот уик-энд, и сосредоточимся на постоянном прогрессе, то шанс, несомненно, представится. В случае дождя или переменчивой погоды есть определенная вероятность, но в остальном нужно быть реалистами: топ-команды по-прежнему едут намного быстрее, поэтому добиться успеха будет очень непросто.

Перевод: Валерий Карташев

Читайте ещё