Гран При Японии : Пресс-конференция в воскресенье

Слева направо: Ярно Трулли, Себастьян Феттель, Льюис Хэмилтон

1. Себастьян Феттель (Red Bull Racing) - 1 ч. 28 мин. 20.443 сек.
2. Ярно Трулли (Toyota) - 1 ч. 28 мин. 25.320 сек.
3. Льюис Хэмилтон (McLaren Mercedes) - 1 ч. 28 мин. 26.915 сек. 

Вопрос: Себастьян, вы доминировали по ходу уик-энда! Лучший результат в квалификации, полный контроль над ситуацией в гонке – вы можете быть счастливы!
Себастьян Феттель: Великолепная гонка! Вчера я выиграл поул, получив тактическое преимущество над соперниками, но для начала нужно было хорошо стартовать. Мы были уверены, что всё пройдет как надо, хотя в начале сезона старты нам не всегда удавались.

Я был готов защищать позицию, но не думал, что борьба будет столь напряженной: перед первым поворотом слева от себя я увидел McLaren, но находился на внутреннем радиусе и имел преимущество.

После этого я лишь старался проходить круги как можно быстрее, сохранял концентрацию и смог оторваться. Я должен был дозаправляться на круг позже Ярно и на два круга позже Льюиса – в итоге у нас все получилось.

Незадолго до финиша я проехал очень быстрый круг на мягкой резине – ради удовольствия, – но инженер по радио попросил беречь шины, поскольку есть вероятность, что на трассе появится машина безопасности. Через пару кругов так и случилось.

Пожалуй, это совсем не то, на что ты рассчитываешь, лидируя с преимуществом в десять секунд, но я старался следить за шинами, а сзади меня в какой-то мере прикрывал Грожан. Рестарт я провел хорошо, за три-четыре круга оторвался от соперников и выиграл гонку – наконец-то это случилось, я просто кричал от радости! В прошлых Гран При мы выступали крайне неровно, поэтому я рад, что вновь смог подняться на вершину подиума.

Вопрос: Ярно, невероятный день! На старте вы потеряли позицию, а затем по ходу всей гонки пытались отыграться…
Ярно Трулли: Я знал, что на старте будет жарко. Как правило, мы не слишком хорошо стартуем, а у Льюиса есть KERS – было легко предугадать, что произойдет в первом повороте. Но в этот раз машина стартовала очень неплохо, и я почти удержал позицию, однако Льюис вырвался вперед.

Я получил удовольствие, проезжая круги в квалификационном режиме и сокращая отставание. После первого пит-стопа разница между нами была небольшой, на втором, благодаря разработанной командой стратегии, мы вышли вперёд, и я спокойно контролировал отрыв, пока не выехала машина безопасности. Я думал, что с KERS Хэмилтон сможет атаковать, но сохранил позицию.

Фантастический результат, огромное спасибо всей команде! Должен признаться, я  очень хотел выиграть эту гонку, но сегодня у Феттеля не было соперников.

Вопрос: Льюис, ваше мнение об этой борьбе? Вы получили такое же удовольствие, как Ярно?
Льюис Хэмилтон: Да, мы неплохо провели гонку. Я старался уже на старте опередить и Ярно, и Себастьяна, но они оба очень хорошо стартовали, Себастьян сразу начал отрываться, а мы с Ярно затеяли борьбу. Я не мог соперничать с ними на первом секторе, где все решает прижимная сила, но на втором и третьем с помощью KERS ехал достаточно быстро. Но, то ли незадолго до пит-стопа, то ли сразу после него система отказала, и я начал терять по несколько десятых с круга. Более того – в случае отказа KERS неизбежно меняется баланс тормозов, поэтому мне пришлось особенно нелегко. Чтобы остаться впереди Ярно, перед пит-стопом мне нужно было опережать его на три секунды – кажется, у меня был запас в 3.1 сек., но всего за пару кругов я потерял полсекунды. Выехав на трассу позади Трулли, я уже ничего не мог изменить. Сегодня эти парни сработали действительно здорово, но в следующей гонке мы возьмем реванш.

Вопрос: Себастьян, на старте вы действовали весьма агрессивно. Как вы планировали сдержать Льюиса…
Себастьян Феттель: Прежде всего, нужен хороший старт, поэтому я сосредоточился на своих действиях. Машина сорвалась с места, я понял, что стартовал удачно, остался посередине трассы и в случае атаки со стороны Льюиса был готов сместиться, однако он неожиданно поравнялся со мной слева! Впрочем, я находился на внутреннем радиусе и имел преимущество. В остальном на протяжении всей гонки у меня не было борьбы колесо в колесо - выезд машины безопасности заставил поволноваться, но к скорости машины не было претензий.

Это действительно невероятная трасса. Когда я отправился на финальный круг, еще раз прочувствовал потрясающий первый сектор: скоростные эски, подъем – фантастические ощущения, особенно на хорошей машине!

Вопрос: Ярно, что значит этот результат для Toyota?
Ярно Трулли: Пожалуй, это даже двойной успех – после фантастического подиума Тимо в Сингапуре мы снова финишировали в первой тройке, а машина была конкурентоспособна. Очевидно, команда доказала свой потенциал, нам есть в чем прибавить, но подиум на домашней трассе – это фантастика!  Все наши сотрудники внесли свой вклад, в том числе и Тимо – жаль, сегодня ему не удалось выйти на старт, я желаю ему скорейшего выздоровления. Мы получаем удовольствие от столь плодотворной работы – в команде отличная атмосфера, и мне приятно снова подняться на подиум!

Вопрос: Льюис, вы уступили Ярно на втором пит-стопе, но имели шанс отыграться во время рестарта...
Льюис Хэмилтон: Перед уходом машины безопасности с трассы я спрашивал команду, можно ли оживить KERS – это было необходимо, чтобы атаковать Трулли, но, к сожалению, им не удалось запустить систему. Я пытался подобраться к нему как можно ближе, но на выходе из последнего поворота несколько отстал и не смог отыграть позицию.

Вопрос: Себастьян, вы сохранили интригу  в чемпионате и теперь уступаете лидеру 16 очков – Льюис хорошо знает, как пару лет назад Райкконену удалось отыграть подобное отставание. Каков ваш план на оставшиеся гонки?
Себастьян Феттель: Вы сами сказали – ещё всё возможно. Сегодня ситуация немного изменилась к лучшему – да, было бы приятнее иметь в запасе чуть больше гонок, но до конца сезона лишь два этапа, в которых нам нужно продолжать борьбу и добиваться победы.

У нас отличная машина, мы постоянно прогрессируем – необходимо сосредоточиться на собственных результатах и выигрывать гонки. Результаты Дженсона и Рубенса зависят от них, а нам нужно атаковать.

Вопрос: Себастьян, фантастическая победа. Машина продемонстрировала невероятную скорость и сегодня, пожалуй, выглядела лучше, чем когда либо…
Себастьян Феттель: Она такая же, как и прежде. Скоростные повороты Сузуки подходят к характеристикам RB5, но машина обеспечивала достаточную прижимную силу и в среднескоростных, и в медленных поворотах. Впрочем, мы были быстры и в Сингапуре, наша машина одинаково эффективна на всех трассах.

Вопрос: Многие гонщики с восторгом отзывались о Сузуке. Что значит для вам победа на этой трассе?
Себастьян Феттель: Честно говоря, отправляясь на финальный круг, я сожалел, что гонка вот-вот закончится, и я в последний раз наслаждаюсь первым сектором. На протяжении всей дистанции у меня была свободная трасса, я мог ехать в своем темпе, контролируя состояние шин, чтобы не попасть в нелепую аварию.

Сузука – потрясающая трасса: проехав пятьдесят три круга, я ещё больше в этом убедился. Пожалуй, она создана руками Бога! Впечатления просто фантастические, особенно если машина эффективно проходит скоростные повороты. Я очень рад – сегодня мы слегка улучшили свое положение в чемпионате. Жаль, что до конца сезона осталось все две гонки, но такова жизнь, нужно продолжать борьбу. Ситуация еще может измениться…

Вопрос: Вчера вы завоевали поул, но когда взглянули на количество топлива, предполагали, что сможете победить?
Себастьян Феттель: Да. Самым напряженным моментом был старт, но в предыдущих гонках мы неплохо начинали гонку, если не считать Сингапур, где я стоял на грязной стороне трассы. В начале сезона у нас были определенные проблемы со стартом, однако мы добились серьезного прогресса, и сегодня у нас все получилось.

Я оставался посередине и старался не прозевать атаку Ярно справа или маневр Льюиса слева, но вскоре заметил, что они едут чуть позади, и не стал смещаться в сторону, как вдруг перед первым поворотом слева неожиданно появилась машина McLaren. К счастью, я оказался на внутреннем радиусе, сохранил преимущество, а позже на свободной трассе постепенно наращивал отрыв. Ближе к финишу я немного прибавил, чтобы уже на мягкой резине оставить за собой быстрейший круг в гонке, но инженер попросил поберечь шины на случай появления машины безопасности. Через пару кругов она действительно выехала, но я неплохо провел рестарт и снова оторвался от соперников.

Вопрос: Ярно, для вас это лучший результат в Японии за двенадцать лет выступлений. Более того, он был показан спустя неделю после второго места Тимо Глока в Сингапуре!
Ярно Трулли: В двух гонках мы дважды финишировали вторыми – это доказывает, насколько хорошо работает команда. Наши сотрудники делают все возможное, чтобы улучшить машину, поэтому я очень рад за них. TF109 была быстра с начала уик-энда, но не думаю, что мы могли потягаться с Феттелем: он был недосягаем и в квалификации, и в гонке. Впрочем, вчера мы сами сработали очень неплохо и квалифицировались на первом ряду, а сегодня на старте не потеряли много позиций, хотя по ходу сезона это часто было проблемой.

Я наслаждался борьбой с Льюисом, проезжая круги в квалификационном темпе и стараясь сократить отставание. Мне едва не удалось опередить его уже на первом пит-стопе, а на втором наши парни сработали еще быстрее, я отвоевал позицию и сразу создал отрыв. Да, второе место – фантастический результат, но, честно говоря, я хотел добиться победы.

Вопрос: Вы были удивлены, когда после второго пит-стопа оказались впереди Льюиса? Инженеры это предвидели?
Ярно Трулли: Они держали меня в курсе ситуации, и я атаковал на пределе, чтобы сократить отставание, но Льюис ехал в таком же темпе. По сути, у меня был единственный шанс отыграть позицию – и я им воспользовался! За машиной безопасности я опасался, что Льюис контратакует в момент рестарта, но в итоге мне удалось создать небольшой отрыв, проехать достаточно быстрый круг и спокойно довести гонку до финиша.

Вопрос: Как вели себя разные составы резины?
Ярно Трулли: К счастью, мы сделали правильный выбор: стартовали на жесткой резине, на ней же провели второй отрезок, а под конец гонки установили мягкую – правда, с ней машина оказалась не настолько быстра.

Вопрос: Льюис, кажется, на старте Себастьян практически не оставил вам места…
Льюис Хэмилтон: Все было честно, а места вполне хватало. Старт прошел не совсем удачно, хотя следует признать, что по ходу сезона у нас не было по-настоящему идеальных стартов, если не считать те моменты, когда на помощь приходила KERS. В прошлой гонке нам удалось нечто подобное, мы пытались повторить это сегодня, однако соперники тоже хорошо стартовали. Короткая прямая не позволяла провести атаку слипстримом, обгонять по внешнему радиусу не было смысла – Себастьян поступил абсолютно верно, оставшись посередине трассы.

Вопрос: Вы были удивлены обгону в момент второго пит-стопа?
Льюис Хэмилтон: Нет. Нужна была каждая десятая, я оторвался на три секунды, полагая, что этого будет достаточно, но за пару кругов до пит-стопа обнаружилась проблема с KERS, машина стала вести себя иначе, и я не мог проходить круги в хорошем темпе. Как сказал Ярно, все это напоминало сражение в квалификации – десятая здесь, десятая там…

В момент выезда из боксов произошел сбой в коробке передач – вместо того, чтобы отключить ограничитель скорости и утопить педаль газа в пол, я проехал примерно сто метров на нейтральной передаче, потеряв примерно секунду. Да, мы упустили свой шанс, но соперники сработали здорово.

Мои поздравления Себастьяну! С нетерпением буду ждать следующую гонку, где мы должны выступить намного лучше.

Вопросы с мест

Вопрос: (Фредерик Ферре – L'Equipe) Ярно, ваше будущее выглядит неопределенным, это ещё больше мотивирует на хороший результат в оставшихся гонках?
Ярно Трулли: Мое будущее не выглядит неопределенным.

Вопрос: (Такахару Кусуда – Book People Atlas) Себастьян, отличная победа! Вы создали значительный отрыв, но затем на трассу выехала машина безопасности. О чем вы думали в тот момент, и что чувствовали, когда первым пересекли линию финиша?
Себастьян Феттель: Когда лидируешь с отрывом в десять секунд, появление машины безопасности не очень приятно. В такой момент всякое может случиться, но нужно сохранять спокойствие и довести машину до финиша.

Сейфти-кар ликвидировал преимущество, а когда мы проезжали место аварии, нужно было избежать прокола и других возможных повреждений, поддерживая при этом оптимальное состояние тормозов и шин, чтобы в момент рестарта они сработали эффективно. Когда резина охлаждается, давление падает, и машина чаще цепляет асфальт, но мы действовали абсолютно верно, а мой инженер все время консультировал меня по радио.

Спустя пару кругов я пересек финишную черту, порадовался за команду, а когда взглянул налево, увидел ликующие трибуны. Возможно, я слишком медленно возвращался в боксы, но в тот момент меня это нисколько не беспокоило. На всем протяжении круга меня приветствовало множество людей – впрочем, даже утром у паддока было немало болельщиков, которые пришли, чтобы сказать «привет!» и пожелать удачи. Я действительно наслаждался моментом и просто кричал от счастья! Когда пересекаешь черту, начинаешь понимать, что добился успеха, и испытываешь фантастические ощущения!

Вопрос: (Марко Деглиносенти – La Gazzetta dello Sport) Себастьян, если вспомнить предыдущие гонки, каких потерянных очков вам больше всего не хватает?
Себастьян Феттель: Думаю, нам удался потрясающий сезон. Разумеется, чтобы бороться за итоговую победу, нам нужна большая стабильность, а у нас были и взлеты, и падения. Иногда ситуация складывалась не в нашу пользу, но таковы гонки. Мы допускали ошибки, сталкивались с проблемами – это вполне естественно, но если вы хотите бороться за титул, такого не должно быть.

Тем не менее, мы выступили очень неплохо, машина великолепна. Команда трижды заработала дубль – думаю, здесь мне нечего добавить. И все-таки, мы могли бы набрать чуть больше очков, ведь в трех или четырех гонках у нас были реальные шансы на победу, которая в итоге ускользала…

Вопрос: (Луис Фернандо Рамос – Racing Magazine) Себастьян, насколько оставшиеся трассы подойдут вашей машине по сравнению с машинами Brawn GP?
Себастьян Феттель: Честно говоря, я был удивлен, когда в Сузуке у них возникли проблемы. Хорошая машина хороша везде – они доказали это в начале сезона, когда их BGP001 была очень конкурентоспособна, но здесь их темп стал сюрпризом.

Что касается нашей RB5 – думаю, в оставшихся гонках мы будем достаточно сильны. Мы хорошо знаем Интерлагос, а трасса в Абу Даби никому неизвестна – ситуация неопределенная, но до сих пор мы были конкурентоспособны на разных автодромах. Возьмем, к примеру, кочковатую медленную трассу в Сингапуре и скоростную Сузуку – в обоих случаях нам удалось добиться прогресса и выступить уверенно. Думаю, все сложится удачно, но лучше поговорим об этом позже.

Вопрос: (Юха Паатало – Financial Times Germany) Себастьян, сегодня вы заработали десять очков, а Дженсон Баттон – лишь одно. Вы не оставили борьбу, хотя после предыдущей гонки ситуация казалась безнадежной. Что вы чувствуете теперь? Насколько вы уверены в успехе?
Себастьян Феттель: Прежде всего, я рад уже тому, что выступаю в Формуле 1. Машины великолепны, но я здесь ради борьбы – в конечном итоге, мы все хотим выяснить, кто лучший в конкретной гонке и чемпионате в целом. Моя цель – титул, и я не раз говорил, что буду бороться до последней минуты. Сегодня всё сложилось удачно, ещё пара таких гонок – и ситуация изменится.

Наша задача предельно проста: выкладываться по максимуму, зарабатывать как можно больше очков, а остальное не в наших силах. Можете спросить Льюиса о чемпионате двухлетней давности – кажется, тогда за две гонки до конца сезона Кими проигрывал очень много очков, и все говорили, что Льюису, обладавшему одной из самых быстрых машин, достаточно набрать пару очков, но в итоге все закончилось совершенно иначе. Всякое возможно, главное – продолжать борьбу.

Вопрос: (Йорис Фиорити – AFP) Себастьян, что ещё вы можете сделать для итоговой победы в чемпионате? Каким будет ваш следующий шаг?
Себастьян Феттель: Как я уже сказал, все просто: нужно выиграть две оставшиеся гонки, а там посмотрим, чего добьются соперники. Мы должны думать о себе, выкладываться по максимуму, ехать еще быстрее, и если нашей скорости будет достаточно для победы – хорошо, если для второго места – нужно финишировать вторыми, а не третьими, четвертыми, пятыми и т.д. В общем, посмотрим.

В прошлом году в Интерлагосе мы выглядели достаточно неплохо, а в этот раз привезем туда более быструю машину. С Абу Даби немного сложнее – я проходил эту трассу на симуляторе, но пока мне трудно сказать, чего можно ожидать.

Вопрос: (Нобуо Накаджима – Sankei Sports) Ярно, сразу после финиша вы выглядели довольным, но немного расстроенным. В чем причина? Недомогание в начале недели, или тот факт, что вы не смогли выиграть гонку на глазах японских болельщиков и господина Тойода?
Ярно Трулли: Перед началом сезона я поставил себе цель - выиграть гонку, но сделать это пока не удалось. Да, я рад подиуму, но их у меня было немало, а чего мне на самом деле не хватает, так это победы для моей команды и всей компании Toyota. Приятно подарить им фантастический результат перед родными трибунами, но я всегда хочу большего и потому…

Не скажу, что разочарован – да, я хотел бы побороться за первое место, но в этот уик-энд Себастьян был недосягаем. Я понял это еще в квалификации, но не сдавался и пытался взять поул, однако сегодня не мог ничего поделать. Нет, я не огорчен, просто мне не хватает победы…

Перевод: Валерий Карташев

Читайте ещё