Гран При Европы : Пресс-конференция в пятницу

Слева направо: Первый ряд - Мартин Уитмарш, Росс Браун. Второй ряд - Марио Тайссен, Флавио Бриаторе.

Участники: Мартин Уитмарш (McLaren-Mercedes), Флавио Бриаторе (Renault), Марио Тайссен (BMW Sauber), Росс Браун (Brawn GP)

Вопрос: Для начала – пара общих вопросов. Как обстановка в командах? Какие доработки были произведены? В какой мере вы продолжаете модернизировать машину этого года, а в какой - работаете над следующим шасси?
Марио Тайссен: Сюда мы привезли модернизированное шасси. Работа велась по двум направлениям: во-первых, мы занимались аэродинамикой, в том числе представляем новый диффузор, а во-вторых – машина стала легче. Сегодня все складывалось неплохо – гонщики добились значительного прогресса, и я надеюсь, в воскресенье это принесет результаты. Что касается будущего – мы ищем покупателя на команду и одновременно работаем над F1.10: процесс идет по плану.

Вопрос: Флавио, Renault представит какие-то доработки?
Флавио Бриаторе: Незначительные модификации. В предыдущей гонке мы сделали большой шаг вперед, но из-за известного всем инцидента не смогли добиться хорошего результата. Мы стараемся прибавить на каждом этапе, но не всегда речь идет о значительных доработках. Для Монцы будет подготовлена отдельная версия аэродинамического обвеса, а затем мы сосредоточимся на разработке машины для следующего сезона.

В ближайших двух-трех Гран При нужно постараться финишировать на подиуме и, по возможности, побороться за победу – такова цель на этот сезон. В предыдущих шести-семи гонках машина ехала намного лучше, но в силу определенных обстоятельств нам не удалось добиться результата – это досадная ситуация для всех сотрудников Renault и наших спонсоров. Такова жизнь: мы выкладываемся в каждой гонке, но соперники поступают точно также.

Росс Браун: Мы представим в Валенсии значительно модернизированную аэродинамику. К Гран При Венгрии она тоже была доработана. Предыдущие гонки получились немного скомканными, но хочется надеяться, что в этот раз все модификации обеспечат желаемый результат.

Кроме того, мы активно работаем над новой машиной. Думаю, техническое совещание FIA, состоявшееся в минувшую среду, прояснило ряд вопросов и позволило в полной мере приступить к перспективному проекту. Разумеется, мы соблюдаем баланс между текущей работой и подготовкой к следующему сезону – до самой последней гонки команда будет работать с максимальным напряжением сил.

Мартин Уитмарш: В перерыве между предыдущей и нынешней гонкой работа на заводах всех команд была приостановлена, что создало дополнительне трудности, но, уверен, в оставшееся время все команды и, конечно, мы сами выкладывалиь на 100 процентов. Мы подготовили немало новых элементов, правда, не все были изготовлены в достаточном количестве. Утром на машине Хейкки было опробовано новое переднее антикрыло, в то время как Льюис обкатывал версию MP4-24 с укороченной колесной базой и модифицированным днищем, подготовленную, прежде всего, для скоростных трасс вроде Спа. Как и соперники, мы по-прежнему работаем над машиной этого сезона, что лишний раз подчеркивает уровень конкуренции в Формуле 1: нужно прогрессировать в каждой гонке, однако мы находимся в несколько иной ситуации, нежели Росс или Red Bull, и должны сделать все возможное, чтобы в следующем году машина была быстра с самого первого Гран При. Разумеется, на это уйдет немало сил.

Вопрос: Вчера мы разговаривали с некоторыми из ваших гонщиков и заметили некоторую неопределенность по поводу их планов на следующий сезон. Возможно, вы проясните ситуацию…
Марио Тайссен: Все, что я могу сказать – неопределенность действительно есть, поскольку мы не знаем, чего ожидать от следующего сезона. Мы работаем над этим вопросом, и решение, несомненно, отразится и на судьбе гонщиков.

Вопрос: Флавио, как обстоят дела с вашими гонщиками? Вы уже заключили какие-нибудь контракты?
Флавио Бриаторе: Работа продложается.

Вопрос: То есть, у Renault нет контрактов ни с одним из гонщиков?
Флавио Бриаторе: Вы спрашиваете меня об этом с самой первой гонки прошлого сезона! Когда мы будем готовы назвать имена, мы непременно сделаем это.

Вопрос: Но вы даже не говорите, если ли контракт хотя бы у одного из них…
Флавио Бриаторе: Я уже сказал – мы работаем над этим.

Вопрос: Росс, как обстоят дела у вас?
Росс Браун: Работа ведется. Прошу меня извинить, но в настоящий момент идут переговоры с обоими нашими гонщиками – мы довольны их результатами, но я не считаю правильным давать комментарии на эту тему. Разумеется, придет время, и мы объявим свое решение.

Вопрос: Мартин?
Мартин Уитмарш: Пожалуй, мы довольны обоими нашими гонщиками. Ходит масса слухов, но мы не пытаемся переманить кого-либо из других команд. Кое-кто в курсе ситуации с контрактами, но сейчас на самом деле неуместно говорить о конкретных договоренностях. У нас есть два молодых, очень преданных своему делу гонщика, и в этот уик-энд мы постараемся выступить как можно лучше, а уже вечером в воскресенье начнем подготовку к Спа. Льюис и Хейкки не сомневаются в том, что им по силам добиться неплохого результата, а мы постараемся их поддержать.

Вопрос: Марио, не могли бы вы рассказать о том, что произошло в BMW Sauber и пояснить, как складывается ситуация?
Марио Тайссен: Три недели назад совет директоров BMW принял решение уйти из Формулы 1 по окончании нынешнего сезона. К сожалению, это произошло во время летнего перерыва, так что обсудить ситуацию с нашими сотрудниками мы смогли лишь на днях. Сейчас мы пытаемся найти покупателя, который продолжит начатое дело. Как следствие, в минувший понедельник команда подала заявку на участие в чемпионате следующего года.

Вопрос: Получается, речь идет о полной продаже доли BMW?
Марио Тайссен: Совершенно понятно, что BMW не хочет более участвовать в делах команды. В остальном – возможны любые варианты.

Вопрос: Очевидно, производство двигателей тоже будет прекращено?
Марио Тайссен: Да.

Вопрос: Флавио, у вас появился новый гонщик. Не могли бы вы пояснить, почему был уволен Нельсиньо Пике, и почему ваш выбор пал именно на Романа Грожана?
Флавио Бриаторе: О дебютанте пока рано судить, в остальном все решают результаты. Нельсиньо выступал за команду всего один год, и в конце предыдущего сезона неплохо провел три или четыре гонки – тогда у нас не было причин для замены. Но не только я один – все вокруг были разочарованы его нынешними результатами. В Формуле 1 принято судить по достижениям, и всем известно, что это – ключевой показатель.

В то же время, у нас не было времени на то, чтобы оценить Романа, поэтому оставалось одно – усадить его в кокпит на оставшиеся семь гонок. Сейчас в чемпионате сложилась весьма странная ситуация: из-за отсутствия тестов мы не знаем, насколько хороши дебютанты – пожалуй, нам следует подумать над этим в рамках FOTA, в противном случае новичкам будет очень трудно попасть в Формулу 1.

До конца сезона осталось еще семь гонок – думаю, мы поступили правильно, предоставив Роману этот шанс. В прошлом году он неплохо выступил в GP2, таланта ему не занимать, так что поживем – увидим. Когда Льюис Хэмилтон перешел из GP2 в Формулу 1, его результаты были поистине ошеломляющими – надеюсь, Роман покажет нечто подобное или, по крайней мере, постарается показать. В случае с Пике мы знали, на что можем рассчитывать.

Вопрос: Росс, вчера мы слышали кое-что о планах работы на сегодняшний день. Что было сделано для того, чтобы вернуть машине былую скорость?
Росс Браун: Честно говоря, все дело в температуре шин – в подобных условиях у нас неизменно возникали проблемы с прогревом резины. Мы тщательно проанализировали все настройки, использовавшиеся в предыдущих гонках, и пришли к выводу, что многие из них никуда не годятся. Еще мы провели несколько сравнительных аэродинамических тестов и также заметили кое-какие отличия, однако не обнаружили ничего такого, что могло бы стать причиной неудачных выступлений. Здесь, в Валенсии, шины прогреваются нормально, и машина ведет себя очень неплохо, однако проблему все равно нужно решать, ведь впереди этап в Спа и еще несколько гонок.

Сегодня все сложилось удачно – мы хорошо поработали, а гонщики остались довольны машиной. Впрочем, в Венгрии все было точно так же, а затем возникли некоторые трудности – правда, причиной тому мог стать серьезный перепад температур, а здесь прогноз обещает едва ли не более жаркую погоду. Мы не делали ничего сверхъестественного, и машина действительно в порядке – проблема в резине. Сегодня мы отработали намеченную программу, сделали кое-какие выводы и вполне довольны результатами.

Вопрос: Неужели вам нужен не только горячий асфальт, но и высокая температура воздуха? Следует признать: в Венгрии было отнюдь не холодно…
Росс Браун: Согласен, но мы находимся в довольно странной ситуации, когда в Формуле 1 присутствует единственный поставщик резины, и нет никакой «шинной войны», когда шины разрабатываются специально под конкретную машину. Это не вполне нормально, когда есть строго определенные составы, и ты должен использовать их оптимальным образом. Команды, которые лучше справляются с этой задачей, в итоге добиваются успеха. Наша сила – в стабильности и способности добиваться максимума от шин при жаркой погоде, но нам нужно разобраться, как заставить их работать в более прохладных условиях. Для гонки в Спа мы подготовили несколько идей, которые должны решить эту головоломку.

Вопрос: Мартин, в то же самое время ваша команда обретает былую форму. Какой эффект произвела на McLaren недавняя победа Льюиса в Венгрии?
Мартин Уитмарш: Как вы можете себе представить, команде, привыкшей побеждать, очень трудно переживать отсутствие результатов. Ты понимаешь, что не так уж и весело участвовать в гонках, не имея реальной возможности одержать победу. Разумеется, невозможно все время быть первым, но когда выходишь на старт с уверенностью в том, что тебе по силам выиграть гонку, это совсем другой настрой.

Нынешний сезон получился невероятно трудным, я очень рад за всех наших сотрудников в Уокинге, Бриксуорте и Штутгарте. Думаю, многие успели списать эту машину со счетов, однако сейчас все понимают, что та победа не была случайной – на подобных трассах и при такой погоде наша команда выступает очень уверенно. Здесь мы также должны бороться в первых рядах, однако соперники не стоят на месте, нужно продолжать работу. По крайней мере, для команды недавний отпуск оказался более приятным, чем могло бы быть.

Вопрос: Вы упомянули кое-какие доработки. Сколько комплектов деталей вы привезли?
Мартин Уитмарш: Это зависит от конкретного элемента. Сегодня мы экспериментировали с колесной базой на машине Льюиса, а это означает принципиально новое днище, носовой обтекатель, иную схему крепления переднего антикрыла и изменение расположения передней оси. Однако, решившись на такой шаг, мы не успели подготовить достаточное количество запчастей: в самом начале второй тренировки Льюис повредил носовой обтекатель, а запасной еще находился на пути в Валенсию. Впрочем, я нисколько не смущен подобным инцидентом, а всего лишь раздосадован.

В силу известных причин нам пришлось сократить объем тестов, что привело к определенным последствиям. Во-первых, нужно задуматься о том, как обучать будущих дебютантов. Во-вторых, сейчас пятница является днем инженерной работы, когда на трассе можно увидеть одну и ту же машину в различной спецификации. Мы проводим одну попытку за другой, собираем необходимую информацию – это совсем не похоже на привычный ход событий. Возникает проблема: что производить? К примеру, в старые добрые времена на каждую машины мы привозили по три комплекта антикрыльев: стоило сломать один – оставалось еще два. Сейчас подобные расходы выглядят неоправданными, потому приходится рисковать. Не сомневаюсь – многие назовут сегодняшнюю ситуацию несправедливой: ты ломаешь носовой обтекатель и не можешь участвовать в сессии.

Мы делаем все возможное, чтобы доработать машину, однако в этот раз не смогли закончить намеченную программу – это действительно досадно, но не более. Полагаю, оба гонщика остались довольны поведением MP4-24, завтра состояние трассы улучшится, и мы будем более конкурентоспособны. Тем не менее, неприятно полтора часа сидеть в боксах, не имея возможности выехать на трассу.

Вопросы с мест:

Вопрос: (Родриго Франка – VIP Magazine) Вопрос к Марио: в Бразилии говорят, что Нельсон Пике-старший может приобрести команду BMW Sauber. Понимаю – вы не можете вдаваться в подробности, но скажите, были или какие-то переговоры между вами и Нельсоном?
Марио Тайссен: Я сам узнаю об этом из газет. Больше мне нечего сказать.

Вопрос: (Эндрю Бенсон – BBC) Вопрос для Мартина и Росса: вы провели очередное заседание Технической Рабочей Группы. Насколько мне известно, как минимум по одному вопросу командам не удалось прийти к единому мнению. Речь идет о KERS – решение об отказе от системы рекуперации не было единогласным. Не могли бы вы пояснить свое отношение к данной ситуации? Насколько принципиален вопрос сохранения KERS?
Росс Браун: Один из ключевых пунктов нового Договора Согласия заключается в том, что предложения, одобренные большинством членов Технической Рабочей Группы, направляются на рассмотрение Комиссии по Формуле 1, которая путем голосования определяет, станут ли эти предложения собственно пунктами правил.

Многие в Технической Рабочей Группе считают, что в вопрос о KERS требует пояснений, поскольку члены FOTA уже дали свое согласие на отказ от системы. Однако мы пришли к ситуации, когда использование KERS по-прежнему прописано в регламенте, а в FOTA состоят далеко не все команды. Тем не менее, таким было решение большинства – предложение пройдет все этапы согласования в рамках Комиссии по Формуле 1, а там посмотрим, каким будет итог.

Мартин Уитмарш: Вопрос о KERS обсуждался достаточно широко, инициатива ее использования была, по сути, правильной, но, возможно, несвоевременной. Принцип внедрения системы сделал ее чрезвычайно дорогостоящей. McLaren поддерживает саму концепцию KERS, а компания Mercedes Benz потратила немало сил и средств на разработку действительно эффективного образца. Однако мы должны быть ответственным членом сообщества Формулы 1, да и нынешняя финансовая ситуация в чемпионате такова, что в интересах спорта разумнее добровольно отказаться от использования системы рекуперации. Мне было нелегко сообщить эту новость нашим инженерам, но в Формуле 1 всегда есть место политическим решениям – надеюсь, с подписанием нового Договора Согласия все противоречия станут менее острыми, а команды, FIA, CVC и FOM смогут вместе работать на благо спорта.

Некоторые участники чемпионата не разделяют этого мнения, поэтому нужно искать варианты. Лично я не считаю, что Формула 1 должна отказываться от KERS, однако есть и более важные задачи. Концепция системы не так уж плоха, возможно, в будущем мы найдем менее затратный вариант ее использования, однако в настоящий момент небольшие команды не в силах самостоятельно осуществлять подобные проекты.

Вопрос: (Дэн Натсон – National Speed Sport News) Вопрос ко всем. Одной из миссий FOTA является повышение зрелищности гонок. В предыдущие годы разница в количестве топлива во время квалификации и гонки приводила к постоянной смене позиций. В следующем году мы практически наверняка увидим, как более быстрые машины беспрепятственно уходят в отрыв, а единственным заметным фактором останется износ шин. Получается, отказ от дозаправок – ошибка?
Мартин Уитмарш: Возможно, да – думаю, нам следует признать это. Впрочем, Формулу 1 можно оценивать с различных точек зрения. Для людей вроде нас уровень топлива и его влияние на скорость машины являются еще одним интересным аспектом, однако большинству зрителей расклад сил кажется неестественным – им непонятна ситуация, когда гонщик, не сумевший взять поул, обладает потенциально быстрейшей машиной. Есть мнения за, есть мнения против – в следующем сезоне все станет ясно.

С дозаправками дела обстоят несколько иначе. Многие считают, что с ними гонки становятся более сложными и, разумеется, более опасными. Без дозаправок пит-стопы станут короче, драматичнее, многое будет зависеть от четкой смены шин. Во время визита в боксы случаются разные проблемы, однако многие из них ускользают из виду, поскольку определяющим моментом является дозаправка, а не смена шин.

Кроме того, Формула 1 должна контролировать расходы. Нужно искать баланс между технической стороной вроде KERS, стоимости дозаправок, и равными возможностями участников чемпионата – полагаю, в этом плане FOTA удалось значительно снизить затраты на участие в Формуле 1.

Впрочем, мы не добились своих целей в части повышения зрелищности – помешали ситуации, которые не были учтены в момент создания FOTA. Ситуация, предшествующая подписанию нового Договора Согласия, оказалась очень непростой – кое-кто видел в FOTA соперника, хотя ассоциация не планировала вступать ни в какой конфликт. Надеюсь, сейчас мы сгладили все противоречия. В процессе участвуют все команды, FIA, держатели коммерческих прав – нужно работать над зрелищностью.

Если нужно настоящее шоу, нет ничего лучше NASCAR. Это поистине фантастическое зрелище – не для меня, но для многих людей, однако вряд ли нам стоит превращать Формулу 1 в двойника американской серии. Члены FOTA понимают – необходим смелый, творческий подход. Возможно, в условиях относительной стабильности и новых принципов управления, о которых говорил Росс, мы сможем эффективнее сотрудничать друг с другом и сделаем гонки более зрелищными.

Росс Браун: Согласен, есть и плюсы, и минусы. Дозаправки критикуют за то, что с ними гонщику совсем не обязательно обгонять на трассе – достаточно подождать, когда тактика сделает свое дело. Не думаю, что есть какое-то идеальное решение – нужно опробовать все варианты, а там посмотрим. Учитывая износ резины, потребуется немало усилий, чтобы довести машину до финиша – в следующем сезоне мы получим передние шины меньшей ширины, они будут испытывать большую нагрузку. Это внесет дополнительный интерес – кроме того, как обычно в начале сезона некоторые команды сразу возьмут хороший темп, а остальным придется догонять. Надеюсь, на ближайшие три года у нас есть стабильный регламент, и мы вместе построим нечто более основательное, однако процесс должен быть максимально осмысленным.

Нужно изучить все обстоятельства и удостовериться в том, что предпринимаемые меры действительно способствуют прогрессу – если разбрасываться по мелочам, мы снова рискуем запутать зрителя. Есть много вариантов повысить зрелищность – члены FOTA, другие команды, FIA и держатели коммерческих прав готовы сделать для этого все возможное.

Флавио Бриаторе: По-моему, отмена дозаправок не повредит зрелищности гонок, да и командам гораздо приятнее просто менять шины. На это уходит примерно три-четыре секунды, тогда как сейчас пит-стоп занимает примерно семь или восемь.

Пожалуй, в последние несколько лет мы активно работали над стабильностью, совершенно забыв о болельщиках – мы никогда всерьез не обсуждали вопрос о зрелищности гонок, и сейчас самое время обратить на это внимание. Нужно больше энергии, больше азарта: за последний месяц была всего одна положительная новость – о возвращении Михаэля Шумахера. Все только говорили о Шумахере, и это было действительно здорово, поскольку впервые за шесть месяцев речь шла о спорте.

Да, нам следовало бы чаще говорить о гонках, о результатах, причем не так, как это делалось раньше. В FOTA царит настоящее единение, мы активно сотрудничаем с журналистами в попытках улучшить шоу. Опять же, когда дело касается нового этапа чемпионата, многим кажется, что Формула 1 может приехать в любой город и проводить по две-три гонки в день. Но мы приезжаем в конкретное место, выступаем раз в пять дней, а в оставшееся время говорим о политике, тогда как нужно активнее обсуждать гонки. Полагаю, сейчас это вполне возможно, ведь члены FOTA по-настоящему едины – надеюсь, оставшиеся команды вскоре присоединятся к ассоциации, чтобы вместе работать на благо чемпионата.

У нас замечательные отношения с CVC, Берни Экклстоуном, Максом Мосли – есть все основания подумать о будущем, которое, как в случае с бизнесом, зависит от конечного потребителя, а в нашем случае это болельщики и телезрители. Здесь продано всего 50% билетов, поскольку нет никакой энергетики – нужно обеспечить ажиотаж, создать определенный имидж, однако это возможно лишь в том случае, если мы будем действовать вместе. Уверен, будущее самой Формулы 1, равно как будущее ее партнеров и спонсоров выглядит вполне оптимистичным.

Марио Тайссен: Не думаю, что отмена дозаправок принесет какой-то негативный эффект. Как заметил Флавио, пит-стопы будут более захватывающими, а на трассе… Знаете, управляемость машины и то, как она расходует резину, значат гораздо больше, нежели количество топлива в баках. Что касается зрелищности – есть масса идей, мы обсуждали их в рамках FOTA примерно год назад. До сегодняшнего дня этот вопрос был второстепенным, поскольку предстояло решить множество иных проблем, однако теперь он выходит на первый план. Флавио – эксперт в подобных вещах, и он готов изменить текущую ситуацию.

Вопрос: (Боб МакКензи – The Daily Express) Флавио, сегодня вы также работали на «конечного потребителя», когда Renault в очередной раз не изменила собственной привычке возглавлять протокол свободных заездов в Испании? В чем причина – боевой дух, или небольшое количество топлива? Вы планируете и впредь показывать высокие результаты?
Флавио Бриаторе: Как все наши соперники – если вы спросите Мартина, Росса или Марио, они ответят точно так же – мы стараемся доработать машину, а там посмотрим, что из этого получится. Мы были быстры еще в Будапеште, но, к сожалению, там нас подвело не только плохо закрепленное колесо – возникли проблемы и с заправочной машиной.

Думаю, мы вплотную подтянулись к лидерам, но вы сами видите: в одной-двух десятых умещается сразу семь, восемь, а то и десять машин. Борьба очень плотная, многое зависит от везения, но здесь мы пытаемся сработать по максимуму не только потому, что Фернандо – испанец, но и потому, что машина едет вполне неплохо. Если машине не хватает скорости – неважно, в какой стране ты находишься: результатов не будет. Сейчас R29 очень быстра – надеюсь, мы сможем добиться успеха.

Вопрос: (Эндрю Бенсон – BBC) Флавио, утром в интервью BBC Мартин Уитмарш сослался на переход Фернандо Алонсо в Ferrari, как на состоявшийся факт. Вы уверены, что в следующем сезоне Алонсо будет выступать за Ferrari?
Флавио Бриаторе: Возможно. Сейчас Фернандо находится под крылом моей управляющей компании, а не Мартина. Может быть, в минувшую ночь произошли кое-какие изменения – подождем, когда McLaren объявит свой состав, а затем решим, что нужно делать.

Вопрос: (Джонатан Легард – BBC) Продолжим тему – Флавио, вы, а точнее, Renault, подписали новый Договор Согласия. Можете гарантировать, что компания будет выступать в следующем сезоне? Нет никаких проблем или желания повторить поступок BMW?
Флавио Бриаторе: Не понимаю, почему с этим вопросом всегда обращаются именно к Renault! За последние пять лет из чемпионата ушло немало команд, а мы по-прежнему выступаем. У нас нет никаких проблем, и вопрос об уходе никогда не обсуждался. Опять же, не могу понять – почему всякий раз люди подразумевают Renault? Мне неизвестно, что произойдет завтра, но вообще-то мы остаемся до конца 2012 года. Почему только до 2012-го? Компания хочет задержаться в Формуле 1 на более долгий срок, но срок действия Договора Согласия истекает как раз в конце 2012 года, а там мы будем думать о 2013-м, 2014-м, 2015-м…

Вопрос: (Родриго Франка – VIP Magazine) Вопрос для Флавио: однажды вы сказали – если хотите завести друга в мире Формулы 1, купите собаку. Не кажется ли вам, что как раз по этой причине в свой второй сезон Нельсиньо Пике выступил не слишком удачно. По-вашему, он почувствовал прессинг, или все дело в нехватке скорости?
Флавио Бриаторе: Я не говорил про собаку, и уже пояснил, что дело в результатах. Дело не в том, нравишься ты или нет – Нельсиньо не оправдал наших ожиданий. Я сказал об этом так поздно лишь потому, что в нынешних условиях очень трудно оценить молодого гонщика: единственный способ сделать это – усадить его в кокпит сейчас, за семь гонок до конца сезона. И еще – в любом случае, у меня самого три собаки!

Перевод: Валерий Карташев

Читайте ещё