Гран При Бахрейна : Пресс-конференция в воскресенье

Слева направо: Ярно Трулли, Дженсон Баттон, Себастьян Феттель

Материал подготовлен при спонсорской
поддержке всемирно известного бренда
синтетических моторных масел Mobil 1

1. Дженсон Баттон (Brawn GP) - 1 ч. 31 мин. 48.182 сек.
2.Себастьян Феттель (Red Bull Racing) - 1 ч. 31 мин. 55.369 сек.
3. Ярно Трулли (Toyota) - 1 ч. 31 мин. 57.352 сек.

Вопрос: Дженсон, сезон мечты продолжается. Сегодня мы увидели гонку, не омраченную погодой…
Дженсон Баттон: Именно! Гонка была трудной, хотя я и лидировал значительную часть дистанции. В начале уик-энда нам не хватало скорости: полагаю, соперники уже догнали, а может, и опередили нас. Я знал, что самым важным сегодня будет первый круг, потому что Себастьян Феттель должен был заправляться позже. И у нас всё получилось - мне удалось отыграть пару позиций. В общем, гонка была трудной, но я получил массу удовольствия!

Вопрос: Себастьян, отличный результат в непростой гонке с постоянным трафиком! Шины во многом определили итоговый результат, но вы снова оказались на подиуме…
Себастьян Феттель: Это хороший результат - мы смогли заработать немало очков, но гонка действительно была трудной. Я неплохо стартовал, но неожиданно со мной поравнялся Льюис Хэмилтон: видимо, он нажал кнопку KERS и получил преимущество. В первый поворот мы входили втроем, моя машина была в середине, а Дженсон Баттон ехал по внешнему радиусу - пришлось уступить, и я потерял две позиции. К сожалению, потом я застрял позади Льюиса, что привело к износу резины - машина начала скользить, и в этой ситуации уже ничего нельзя было изменить.

На этой трассе часто приходится интенсивно тормозить, а для этого нужны хорошие шины и стабильное поведение задней части шасси. Во время второго отрезка я оказался позади Ярно Трулли, и это было обидно, ведь на моей RB5 стояли мягкие шины и я мог ехать быстрее. На третьем отрезке мы поменялись местами, и теперь уже мне пришлось защищать свою позицию от атак Ярно, который в тот момент вновь ехал на мягкой резине. Я видел в зеркалах, что он совсем близко, но не допустил ошибок и финишировал вторым.

Вопрос: Ярно, относительно ранний первый пит-стоп – к тому же, в отличие от соперников, вы поставили более жесткую резину…
Ярно Трулли: Я разочарован, я надеялся выиграть первую гонку для Toyota, но во время старта из-за утечки масла потерял позицию. Я ехал за напарником по команде, позже его заехал на пит-стоп, и длинный второй отрезок мы провели на твердых шинах. Скорость упала, но машина осталась конкурентоспособной, позволив сдерживать атаки соперников. Феттель поднялся на второе место после моего второго пит-стопа – он ехал на твёрдых шинах, а я имел преимущество в скорости на мягких, но не мог обогнать.

Я хочу поблагодарить команду за напряженную работу, а борьбу за победу придётся отложить до следующей гонки.

Вопрос: Дженсон, Себастьян сказал, что надолго застрял за Хэмилтоном, но вам удалось обогнать Льюиса в самом начале гонки, и это сыграло свою роль в итоговом распределении мест…
Дженсон Баттон: Льюиса было непросто обогнать – на первом круге он допустил несколько ошибок, я неоднократно пытался атаковать по внутреннему радиусу, вместе с ним вышел на прямую, когда он активировал KERS и начал отрываться. Пришлось забраться в воздушный мешок – к счастью, в первом повороте мне удалось провести обгон, что во многом определило исход гонки.

Я знал, что обязан атаковать – пожалуй, это лучшая из наших побед, ведь сейчас у нас нет конкурентного преимущества. Позади четвертый выездной этап, нам необходимо заменить массу устаревших деталей, и потому приятно, наконец, отправиться в Европу, где мы сможем вплотную заняться машиной.

Вопрос: Себастьян, по ходу гонки вы долго ехали за Льюисом Хэмилтоном. Давайте взглянем на повтор – расскажите, какими были условия в тот момент? Как вели себя шины, и что такое – гонка в трафике?
Себастьян Феттель: Проблема в том, что когда вы преследуете соперника на протяжении одного-двух кругов, шины начинают быстро изнашиваться, а машина – скользить. Из-за этого я не мог использовать весь потенциал двух комплектов мягкой резины. Лучше всего RB5 вела себя уже в конце гонки на более жесткой резине, что весьма необычно. Сегодня многое зависело от того, едешь ли ты по свободной трассе, а в остальном машина была достаточно быстра. Результат позитивный – мы неплохо сработали в квалификации и постепенно приближаемся к лидерам. Ещё немного, и мы их догоним…

Вопрос: Ярно, вы стартовали с поула, но уже к первому повороту потеряли лидерство. Посмотрим повтор – что там произошло?
Ярно Трулли: Старт получился неплохим, но, к сожалению, у меня возникла утечка масла, двигатель дал сбой, что в итоге стоило мне позиции. Позже я следовал за напарником, зная, что позже отправлюсь на пит-стоп, однако ехать позади было нелегко – задняя часть машины вела себя нервно, но я старался атаковать в полную силу. В итоге все закончилось не так уж и плохо, правда, мы рассчитывали на большее…

Вопрос: Если судить по предстартовым расчетам, вы заехали на пит-стоп чуть раньше, чем планировалось, и совершили решающий переход на более жесткую резину. О чем вы думали в тот момент?
Ярно Трулли: Сейчас мне трудно судить о той ситуации. Нужно поговорить с инженерами, но, как бы то ни было, они постарались учесть все варианты и сработали действительно неплохо – обе машины оказались на первом ряду, а в итоге команда завоевала подиум. В целом стратегия оказалась верной, однако нам нужно больше скорости…

Вопрос: Дженсон, ваша команда перед началом сезона перешла на двигатели Mercedes, а перед стартом Росса Брауна очень беспокоила жаркая погода, ставшая настоящим испытанием и для вас лично. Впрочем, в итоге обе машины оказались надежны. Расскажите, что вы чувствуете, одержав третью победу в сезоне?
Дженсон Баттон: Из-за жары нам пришлось нелегко, но эта трасса не настолько требовательна к физической подготовке, так что мы вполне справились. О моторе действительно пришлось поволноваться – во время тестов и квалификации было очень жарко, и мне не удалось проехать столько кругов, сколько хотелось, поэтому я по-настоящему рад этой победе! Команда стала немного меньше, и оставшимся сотрудникам приходится работать с удвоенной силой – думаю, они могут собой гордиться!

Вопрос: Дженсон, вы, кажется, удивлены своей победе. Что сыграло ключевую роль?
Дженсон Баттон: Первый круг. Во время одного из тренировочных стартов я обнаружил проблему со сцеплением, и сегодня она повторилась – мне повезло, что я не потерял еще больше позиций. В первом повороте следовало, во что бы то ни стало, атаковать Себастьяна – он должен был заправлять позже, и это грозило неприятностями. К счастью, мне удался обгон по внешнему радиусу, а затем я прошел еще и Льюиса, хотя сделать это было крайне непросто – он блокировал все попытки. В последнем повороте Хэмилтон допустил небольшую ошибку, я поравнялся с ним на прямой, зная, что как только мы пересечем линию старта-финиша, он непременно активирует KERS. Так и получилось – McLaren начал отрываться, но я нырнул в воздушный мешок и провел обгон уже в первом повороте. Пожалуй, тот круг решил судьбу гонки…

Вопрос: Борьба на старте получилась очень напряженной…
Дженсон Баттон: Да, концовка получилась менее захватывающей, однако старт сложился вполне удачно, и я сразу помчался за двумя Toyota. На мягкой резине они ехали довольно быстро, и я не был уверен, что у нас все получится – я даже не знал, что Ярно оказался позади Тимо. Однако план сработал, а Себастьян застрял за Льюисом Хэмилтоном, что сыграло нам на руку. Впрочем, основной проблемой оставались круговые – прошу прощения, если я случайно произнес несколько слов, которые не предназначались для прямого эфира, но трафик был ужасным. Кроме того, когда я уже покинул боксы и направлялся к четвертому повороту, на машине с KERS меня обогнал Роберт Кубица, вернувшись в один со мной круг! Самым сложным было держать себя в руках и не обращать на это внимания…

Вопрос: Различные составы резины изнашивались одинаково? У вас были проблемы с тормозами?
Дженсон Баттон: Тормоза работали неплохо, мы лишь немного нервничали из-за высоких температур. В пятницу и субботу возникли кое-какие проблемы, и мы всерьез предполагали, что можем выйти на гонку с ограниченными оборотами двигателя, что было бы сущим кошмаром – к счастью, нам удалось организовать достаточное охлаждение. Если бы Себастьян не уперся в трафик, гонка сложилась бы еще интереснее, ведь мы ехали в практически одинаковом темпе. Однако этому не суждено было сбыться, победа в итоге досталась нам, чему лично я очень рад.

Вопрос: Ближе к финишу вы сбросили темп?
Дженсон Баттон: Да, на последних пятнадцати кругах мы действовали более осторожно, поскольку температура воздуха была намного выше, чем ожидалось. Беречь пришлось не только мотор, но и всю машину и даже гонщика. По новым правилам двигатели должны служить несколько дольше, за ними требуется особый присмотр…

Вопрос: Себастьян, вам тоже пришлось побороться с Льюисом. Опасались KERS?
Себастьян Феттель: Да, обогнать его было очень нелегко – на первых двух отрезках мы оба ехали на более мягкой резине, которая выглядела чуть быстрее. Возможно, в самом начале гонки мне следовало сильнее смеситься вправо и попробовать отбить атаку Льюиса, но я посмотрел в зеркала заднего вида, увидел, что он едет позади, и совершенно забыл о маленькой кнопочке KERS, расположенной на руле его McLaren. В следующее мгновение Хэмилтон оказался рядом, а я не мог уйти влево, поскольку там уже находился Дженсон – пришлось пропустить их обоих и откатиться на пятую позицию. У меня был шанс провести ранний обгон – я готовился к атаке в последнем повороте, но заблокировал резину. Льюис постоянно активировал KERS, и у меня не было шансов.

Как я уже говорил, во время преследования соперника шины сильно изнашиваются, за спинами Льюиса и Ярно мы не могли ехать в полную силу. Лишь на финальном отрезке я получил свободную трассу, правда, в тот момент уже ехал на более жесткой резине. Тем не менее, машина вела себя достаточно стабильно, и я прибавлял с каждым кругом. Позади мчался Ярно Трулли, и мы постарались сберечь шины, чтобы ближе к финишу иметь возможность обороняться – к счастью, этот план сработал.

Жаль, что на первых двух отрезках я попал в трафик – это немного испортило гонку. Впрочем, мы становимся сильнее и постепенно приближаемся к этим парням. Работа на базе не прекращается ни на минуту – вскоре мы сумеем осложнить им жизнь…

Вопрос: Ярно, мы только что говорили о старте – вы вели интересную борьбу с Фернандо Алонсо, и в какой-то момент ваши машины практически соприкоснулись колесами!
Ярно Трулли: Действительно непростая гонка, в которой я несколько раз оказывался в сложной ситуации. Во время старта мне просто не повезло – из-за утечки масла мотор дал сбой, и я потерял позицию. Затем пришлось бороться с Льюисом, но у него была KERS, а мой двигатель работал не в полную силу, так что это оказалось нелегко. В четвертый поворот мы влетели колесо в колесо, но я не мог отступить – нужно было остаться впереди.

Позже я следовал за напарником: в целом машина вела себя неплохо, но задняя часть становилась все менее послушной. Перед вторым отрезком мы переобулись в жесткую резину, и я долго оборонялся от более легких машин, но потом снова направился на плановый пит-стоп. С Себастьяном мы боролись до самого финиша – большую часть гонки он атаковал, но в конце я оказался на более мягкой резине и пытался сократить отставание, правда, шансов на обгон уже не оставалось. В целом неплохая гонка – на старте не заладилось, но я боролся с соперниками и завоевал подиум для Toyota.

Вопрос: Вчера у вас возникли проблемы с тормозами, но команда провела необходимую замену. Насколько новый комплект облегчил гонку?
Ярно Трулли: Не факт, что проблемы с тормозами были связаны с износом – мы обнаружили неполадки и провели замену. Это стало мерой предосторожности – в квалификации с тормозами творилось что-то непонятное, и мы не хотели, чтобы они разрушились. Однако в гонке всё было в порядке.

Вопросы с мест:

Вопрос: (Эд Горман – The Times) Энтони Дэвидсон сказал слушателям Radio Five Live, что считает эту гонку вашим лучшим выступлением. Вы согласны с ним?
Дженсон Баттон: Уж точно это был один из моих лучших первых кругов! Мне понравилась гонка – кажется, мы не допустили ни единой ошибки. Здорово, что даже в сложной ситуации машина позволяет продемонстрировать все, на что ты способен. Это особое чувство – спасибо Ginger Racer, как я называю Энтони, за приятный комментарий!

Вопрос: (Эд Горман – The Times) Не могли бы вы рассказать подробнее о проблемах с перегревом? Мы слышали, что команде пришлось снять отдельные элементы, чтобы улучшить охлаждение машины…
Дженсон Баттон: Мы не предполагали, что будет так жарко. По ходу уик-энда нас преследовали проблемы, и даже в квалификации я не мог проехать сразу три быстрых круга – приходилось ехать быстро, медленно и снова быстро. На свободных заездах было невозможно поддерживать сколь-нибудь равномерный темп на дистанции – с этой точки зрения уик-энд получился непростым, и если бы мы застряли за кем-нибудь из соперников, как произошло с Себастьяном и Ярно, у нас не было бы ни единого шанса. Пришлось бы отступить на две-три секунды, чтобы обеспечить достаточный приток воздуха.

Перед следующей гонкой нужно оценить состояние мотора, ведь по новым правилам он должен служить намного дольше. Впрочем, победа все-таки важнее – мы покидаем Бахрейн с особым чувством. Если говорить о жаре, то я даже опалил комбинезон об электрический элемент! Немного подгорело, но не волнуйся, Себастьян, я разглажу это позже.

Вопрос: (Флавио Ванетти – Corriere della Sera) Вопрос ко всем: в настоящий момент ваши команды выглядят наиболее конкурентоспособными, однако в Барселону соперники привезут обновленные версии машин. Полагаете, ситуация изменится?
Дженсон Баттон: В настоящий момент представленные здесь команды действительно выступают стабильнее других, но в этот уик-энд McLaren выглядела намного конкурентоспособнее, чем раньше. В Китае им удалось добиться прогресса, и даже если здесь они не установили на машину ни одного нового элемента, Льюис все равно финишировал четвертым. Они отлично поработали, не стоит сбрасывать их со счетов. К началу европейской части сезона в McLaren наверняка подготовят несколько новых деталей и команда станет еще сильнее – хорошо, что у нас есть некоторое преимущество по набранным очкам.

Себастьян Феттель: Сезон длинный, а позади всего четыре гонки. Команда Дженсона произвела сильное впечатление, но мы делаем всё, чтобы отыграться, и по субботам выглядим весьма конкурентоспособно. Сегодня лично мне не повезло с трафиком, но соперники постепенно прибавляют, и чемпионат становится всё интереснее. Не стоит забывать о командах, которые доминировали в предыдущие годы – о McLaren и Ferrari. У них достаточно ресурсов, и они не раз доказывали, что даже в случае крайне неудачного старта способны быстро сократить отставание. Нужно продолжать работу – мы хотим быть лучшими, а впереди, по меньшей мере, одна команда…

Ярно Трулли: Из-за всевозможных изменений сезон обещает быть интересным – у команд есть простор для дальнейшего развития. Я верю в Toyota. Мы прекрасно понимаем, что четыре гонки – это очень мало, до конца сезона еще далеко, и нужно дорабатывать машину, поскольку соперники тоже не стоят на месте. Кое-кому уже удалось сделать шаг вперед, так что борьба будет плотной, а лидеры вскоре начнут сменять друг друга. Думаю, это хорошо для всех. Я был на поуле, Себастьян выиграл предыдущую гонку, но наибольшую стабильность продемонстрировали Дженсон и Brawn GP. Toyota, Williams и Red Bull также выглядят неплохо, но остальные команды постепенно подбираются, и нам нельзя сидеть, сложа руки.

Вопрос: (Иан Паркес – The Press Association) Дженсон, все прекрасно понимают, что к Барселоне каждая команда подготовит обновленную версию машины. Получается, настоящая битва за титул начнется именно в Испании?
Дженсон Баттон: Прошедшие четыре гонки были исключительно важными. В начале сезона, когда команды решают проблемы с надежностью или совершают ошибки, нам удалось набрать немало очков. Не знаю, каким будет расклад сил в Европе: Red Bull и Toyota должны быть конкурентоспособны, но вот насколько – другой вопрос. То же касается и McLaren.

В Барселоне мы получим новый аэродинамический пакет, которого, я надеюсь, будет достаточно для удержания преимущества. Посмотрим. Тесты запрещены, и у нас нет ни возможности заранее проверить все идеи, но тем и интересно возвращение в Европу. Для Формулы 1 это по-настоящему здорово! Здесь уже многое изменилось, а вскоре нас ждут еще более серьезные перемены – полагаю, это именно то, что нужно спорту.

Вопрос: (Том Кэри – The Daily Telegraph) Дженсон, я догадываюсь, что вы ожидали такого варианта развития события, но когда сразу после старта Льюис Хэмилтон неожиданно поравнялся с вами, вы опасались худшего?
Дженсон Баттон: Льюис не использовал KERS против меня, поскольку совершил обгон на скорости до 100 км/ч. Впрочем, в такие моменты ты не думаешь ни о чем и просто концентрируешься на первом повороте. Тормоза работали неплохо, и я знал, что должен следить за состоянием шин, поэтому постарался привести их в полную готовность. Я понимал, что мне непременно нужно обогнать Себастьяна, ну а если удалось пройти и Льюиса, это можно считать бонусом!

Вопрос: (Джеймс Аллен – Financial Times) Дженсон, в гонке вы лидировали с комфортным отрывом. После трех побед, не возникает ли у вас чувство, что это действительно ваше, что вы ждали этого успеха?
Дженсон Баттон: Каждая гонка по-своему интересна, и если тебе удается подняться на верхнюю ступеньку подиума, это на самом деле воодушевляет, но если я не выигрываю… К примеру, в Шанхае я был рад финишировать на подиуме, но после двух побед очередной успех действительно окрыляет. Мы гонщики, мы хотим выигрывать, однако быть лидером очень нелегко. Наша машина вполне конкурентоспособна, но ей не так легко управлять – над этим нам еще предстоит поработать, поскольку по ходу гонки я не раз слишком широко выходил из поворотов и постоянно блокировал колеса. Возможно, дело не в балансе, а в новых настройках, но вы сами можете видеть, как многие команды слегка потеряли форму. Нам приходится очень нелегко, однако вам от этого, пожалуй, интереснее…

Вопрос: (Джеймс Аллен – Financial Times) Ярно, незадолго до вашего пит-стопа мы слышали, как гоночный инженер Льюиса Хэмилтона сообщил ему, что состав Medium почти на секунду медленнее, чем Super Soft, однако в итоге вы выбрали именно первый вариант. Почему вы так поступили? Только ли потому, что планировали отрезок в двадцать пять кругов и опасались, что более мягкая резина не выдержит такую дистанцию?
Ярно Трулли: Да, мы сомневались в Super Soft. Во время зимних тестов команда собрала массу информации, но мы не могли предположить, на сколько кругов хватит более мягкой резины, и потому переобулись в Medium. Вариант не сработал, но я финишировал на подиуме и неплохо провел гонку. Да, наша цель - победа, но сначала нужно прибавить в скорости.

Перевод: Валерий Карташев

Читайте ещё