Материал подготовлен при спонсорской поддержке всемирно известного бренда синтетических моторных масел Mobil 1 |
Участники: Флавио Бриаторе (Renault), Кристиан Хорнер (Red Bull) и Стефано Доменикали (Ferrari)
Вопрос: Поначалу свободные заезды в пятницу напоминали футбольный матч, в котором игроки отсиживались на скамейке в течение первых пятнадцати минут. Флавио, не знаю, что бы в таком случае произошло с командой Queens Park Rangers, но утром все участники чемпионата почти полчаса стояли в боксах, хотя тесты в этом году крайне ограничены. В чем дело?
Флавио Бриаторе: Полагаю, все ждали, пока кто-нибудь слегка почистит трассу - казалось, что в какой-то момент команды разом покинут боксы.
Вопрос: Разве это не пустая трата времени, Кристиан?
Кристиан Хорнер: Проблема в ограниченном числе комплектов шин – на две сессии их не хватает. Если бы у нас была еще пара… К сожалению, мы не можем позволить себе зря расходовать резину, поэтому в первые полчаса тренировки все выжидают. Думаю, дополнительные два комплекта шин позволили бы раньше выпустить машины на трассу…
Вопрос: Стефано?
Стефано Доменикали: Согласен с Кристианом и Флавио. Возьмем, к примеру, нашу ситуацию – мы выехали на трассу, по какой-то причине машину развернуло, и комплект шин оказался испорчен. Пришлось довольствоваться единственным оставшимся…
Вопрос: Стефано и Кристиан, вопрос о диффузорах – когда ваши машины получат новые модификации этого элемента аэродинамики? Как проходит процесс доработки?
Стефано Доменикали: Мы планируем представить первую версию нового диффузора на Гран При Испании. Эта ситуация открывает невероятный простор для дальнейшего развития, однако понадобится время. Как бы то ни было, наш диффузор должен быть готов к следующей гонке.
Кристиан Хорнер: Мы слышали, что Флавио уже организовал бизнес по продаже двойных диффузоров и в ближайшее время выпустит их на рынок – пожалуй, мы даже приобретем один! Если серьезно, в этот уик-энд Эдриан Ньюи в очередной раз остался на базе, чтобы целиком сосредоточиться на интеграции нового элемента в концепцию машины. Диффузор будет представлен во время одной из первых европейских гонок – скорее всего, в Монако. Для нас это серьезный вызов, поскольку дизайн задней части RB5 несколько отличается от вариантов, используемых соперниками.
Вопрос: Неделю назад у вас возникла проблема с приводным валом. Её удалось решить?
Кристиан Хорнер: Да, на 100% - ещё перед гонкой в Китае мы чувствовали себя вполне уверенно. Речь идёт о детали из некачественной партии – на тестах и в гонках мы проехали более 6000 километров, в минувшее воскресенье также обошлось без проблем, похоже это был заводской брак.
Вопрос: Вернемся на пять дней назад – фантастическая дебютная победа Red Bull Racing. Что вы чувствовали? Какова атмосфера в команде?
Кристиан Хорнер: Это фантастический результат для команды, компании Red Bull и господина Матешица, который так много сделал для Формулы 1. Словно камень с души – первый поул, первая победа и первый дубль! Партнеры оказали нам поистине невероятную поддержку – спасибо Флавио и Renault за действительно хороший мотор. Потрясающая неделя: чтобы добиться успеха, команда работала не жалея сил – осталось только повторить его. У нас не было времени наслаждаться триумфом – нужно думать о следующей гонке.
Вопрос: Флавио, гонку выиграл ваш мотор, но не ваше шасси. В чем разница?
Флавио Бриаторе: В шасси.
Вопрос: В чем конкретно?
Флавио Бриаторе: В настоящий момент Red Bull действительно работает лучше, нужно дорабатывать шасси – первая версия нового диффузора далеко не лучшая, но, по меньшей мере, мы хоть чего-то добились. В Барселоне мы сделаем шаг вперед, а в Монако добьемся еще большего прогресса. Мы поздно приступили к работе и должны отыграться как можно скорее, чтобы уже в Монако иметь возможность бороться за подиум и победу.
Вопрос: Как вы оцениваете выступление своих гонщиков в начале сезона?
Флавио Бриаторе: Проблема в том, что в двух первых гонках мы пошли на риск, а в предыдущем Гран При слишком рано позвали Фернандо в боксы – потом он не смог пробиться в призовую восьмерку. Про Пике невозможно сказать, что он счастлив, ибо это совершенно не так. В ближайшее воскресенье мы впервые будем гоняться в нормальных условиях – посмотрим, как всё сложится. Мы сработали не лучшим образом, и это сильно огорчает, однако нужно отыгрываться, нужно догонять Red Bull. Сейчас их машина – лучшая из тех, что пока не оснащены новым диффузором, ну а затем нам необходимо подтянуться к Brawn и другим командам.
Вопрос: Стефано, не знаю, как описать это, но для Ferrari старт сезона получился просто ужасным…
Стефано Доменикали: Это довольно легко описать, здесь нет ничего сложного.
Вопрос: Какова атмосфера в команде?
Стефано Доменикали: Разумеется, мы недовольны ситуацией, однако таково положение дел. Могу лишь сказать, что все сотрудники FIAT восприняли неудачное начало сезона как очередной вызов, и это единственно правильный подход. Если подходить к делу с эмоциями и без сколь-нибудь рациональных идей – будет еще хуже, поэтому мы прекрасно понимаем: весь прессинг идет со стороны. Это часть спорта, и единственное, что нам нужно делать – продолжать работу.
Предстоит модернизировать различные элементы F60, но больше всего меня огорчает тот факт, что c учетом всех обстоятельств трех прошедших гонок, даже с не самой лучшей машиной, мы должны были набрать несколько очков…
Вопрос: В Китае у вас возникла проблема с двигателем. Вы с ней разобрались?
Стефано Доменикали: Дело было не в моторе. Вы имеете в виду Фелипе Массу?
Вопрос: И Фелипе, и Кими жаловались на нехватку мощности…
Стефано Доменикали: В условиях дождя на одном или двух кругах зажигание не срабатывает должным образом, на что и жаловался Кими, однако при нормальной погоде все приходит в норму. У Фелипе возникли проблемы с ECU, что спровоцировало остановку двигателя…
Вопросы с мест
Вопрос: (Крис Лайнс – Associated Press) Могу я узнать ваше мнение о планах по ограничению бюджетов. FIA ждет ответа команд – вы уже представили свою позицию? По-вашему, идея сработает? Она пойдет на пользу Формуле 1?
Стефано Доменикали: Могу лишь сказать, что мы сообщили президенту FIA о намерении обсудить этот вопрос на ближайшем собрании FOTA, после которого мы представим нашу позицию. Дело касается всех команд-участников чемпионата и автопроизводителей – нужно детализировать моменты, связанные с ограничением бюджетов.
Честно говоря, мы в Ferrari не совсем разделяем эту идею, поскольку считаем, что отдельные моменты очень нелегко контролировать, но в целом мы согласны с FIA – расходы необходимо снижать. FOTA уже работает над этим, нужно лишь удостовериться в том, что вопрос будет решен достаточно быстро. Еще я не совсем понимаю, каким образом можно добиться значительного снижения затрат из сезона в сезон – конструкторам приходится работать над многими вещами, и невозможно разом свести все к конкретной цифре.
Вопрос: Кристиан?
Кристиан Хорнер: Полагаю, Стефано поднял несколько интересных вопросов. Главное – снизить расходы: для частной команды идея с ограниченным бюджетом выглядит достаточно спорной, но вопрос лишь в том, какой окажется итоговая цифра. Меньше всего нам бы хотелось, чтобы судьба чемпионата зависела от финанов – нужно обсудить проблему в рамках FOTA и вместе с FIA подумать над ее решением. Впрочем, основной момент останется неизменным – расходы нужно сокращать.
Вопрос: Флавио?
Флавио Бриаторе: Примерно то же самое. У нас есть ориентиры на 2010-й, 2011-й и 2012-й года – нелегко сократить издержки за какие-то двенадцать месяцев, но я уверен, что к 2012-му году мы придем к показателю, который всех устроит. Однако соглашусь с Ferrari – на практике снизить расходы очень непросто. Нужно четкие правила для аэродинамической трубы или вычислительной гидродинамики – затраты начинаются с машины, и здесь регламент должен быть предельно понятным. Если вы устанавливаете рамки, они должны быть очень жесткими, и любое решение должно приводить к серьезной экономии – в этом мы согласны с FIA, Максом Мосли и многими другими.
Трудно сделать все за один год – должен быть некий целевой показатель, к которому нужно стремиться и за которым необходимо тщательно следить – правда, мы пока не решили, каким образом будем контролировать бюджет…
У нас есть ориентиры на ближайшие несколько лет, однако работа не заканчивается в 2012-м году – нужно думать о 2014-м, 2015-м. Следует значительно снизить расходы и выйти на размер бюджета, равный…. (далее неразборчиво). Об этом и идет речь – полагаю, все согласятся со мной, что FOTA и FIA должны вместе идти к намеченной цели.
Вопрос: (Джонатан Легард – BBC) Флавио, насколько вы и команда уверены в скорости Нельсиньо Пике?
Флавио Бриаторе: Не самый удачный вопрос – вы сами всё видите. Что я могу сказать? Нельсиньо переживает очень тяжелый момент, и мы должны его поддержать. Надеюсь, он выступит успешнее – как я уже говорил, это первая гонка в нормальных условиях, посмотрим. В воскресенье или понедельник у нас будет лучшее понимание ситуации.
Вопрос: (Билл Джонсон – The National) Кристиан, вы упомянули камень, свалившийся с души. Насколько важно закрепить этот успех очередной победой?
Кристиан Хорнер: До гонки в Китае мы два раза квалифицировались в первой тройке – к сожалению, в Мельбурне не удалось попасть на подиум, но уже тогда RB5 была достаточно быстра. Еще на тестах мы знали, что у нас очень неплохая машина, и сейчас основная задача – сохранить заданный темп развития. Это нелегко, однако все наши сотрудники сосредоточены на работе – хорошо, что в отношении диффузоров ситуация все-таки прояснилась, и за счет более эффективной аэродинамики днища мы можем добиться прогресса. Команда намерена закрепить свой успех – чемпионат длинный, и соперники не будут сидеть на месте. Они постараются отыграться в самое ближайшее время…
Вопрос: (Андреа Кремонези – La Gazzetta dello Sport) Стефано, не могли бы вы пояснить ваш ответ Ники Лауде и Михаэлю Шумахеру… Его цитировали многие сайты – что именно вы сказали нашим британским коллегам?
Стефано Доменикали: Я всего лишь ответил на комментарии нынешней ситуации в Ferrari и мнение, что командой управляют исключительно итальянцы. Очевидно, все обстоит несколько иначе, поэтому я решил ответить именно в такой манере – обычный момент, который ни к чему не ведет. Что касается Михаэля, я еще раз заметил, что он остается частью нашей команды и по-прежнему тесно с нами сотрудничает – я не сказал ничего негативного.
Вопрос: (Джеймс Аллен – Financial Times) Флавио, вы подыскиваете нового спонсора на следующий сезон. Каким образом дискуссия об ограничении бюджетов влияет на переговорный процесс? Если расходы будут снижены, упадет ли стоимость спонсорских контрактов?
Флавио Бриаторе: Ограничение бюджета в любом случае будет распространяться на всех, а не только на Renault . Мы уже сократили количество тестов, а в самое ближайшее время необходимо решить вопрос с аэродинамикой. Раньше все только и говорили о моторах, но сейчас их стоимость в масштабах бюджета не так уж и велика – на них приходится 8-10% совокупных расходов команды.
В то же время все забыли о том, что мы обещали Максу Мосли разобраться с аэродинамикой, однако здесь рассчитать затраты практически невозможно. Впрочем, если в правилах прописать количество часов в аэродинамической трубе и максимальную производительность суперкомпьютеров, расходы уменьшатся у всех сразу – не думаю, что только Renault должна урезать свой бюджет.
Вопрос: (Алан Бальдвин – Reuters) Флавио, если говорить о снижении расходов – в итальянских СМИ мелькали сообщения, что вы сократили собственную зарплату на 20%. Это правда? Вы предлагали гонщикам последовать вашему примеру?
Флавио Бриаторе: Не хотелось бы обсуждать кого-то, кто не присутствует в этом зале. Мы сокращаем расходы по всей команде: не только я, но и Боб Бэлл и Пэт Симондс теперь получают на 20% меньше. Руководители второго уровня потеряли примерно 10%, а все остальные – около 5%.
Вопрос: (Анне Джиунтини – L’Equipe) Еще раз о расходах, Флавио. Те, кто посещал заседания технической рабочей группы в начале сезона, говорили мне, что когда Росс Браун предлагал довольно быстрые способы снижения расходов на аэродинамику, его принципиальным противником был один из ваших сотрудников – Пэт Симондс. Как это увязывается со стремлением сократить издержки?
Флавио Бриаторе: Мы начали обсуждать вопрос снижения расходов много лет назад, еще во времена Benetton. Не знаю, кто присутствовал на заседании рабочей группы и потом вам что-то рассказал, но лично у меня никогда не возникало ощущения, что мы больше не стремимся сокращать издержки. Полагаю, то же самое касается Ferrari и Red Bull.
Пожалуй, первыми активными сторонниками снижения расходов были именно Renault и Ferrari – не думаю, что с 1200 сотрудниками Росс Браун стремится оптимизировать бюджет, если только мы не говорим о чем-то еще. Год назад Honda также не предпринимала никаких попыток снизить расходы, хотя у нее было на 40% больше сотрудников, чем у нас. Мы видели, что ничего не меняется, поэтому на последней встрече FOTA еще раз напомнили о необходимости как можно скорее разобраться с аэродинамикой, ведь ситуация с моторами уже давно находится под контролем.
Renault ни в коей мере не препятствует снижению расходов – Доменикали это подтвердит. Год назад Рори Берн и Пэт Симондс сделали специальную презентацию по сокращению издержек, в которой участвовала и Red Bull – мы действительно работаем вместе, и мне не приходилось видеть, как Симондс мешает Россу экономить. Скорее наоборот…
Вопрос: (Анне Джиунтини – L'Equipe) Почему снижение расходов на аэродинамику занимает так много времени?
Флавио Бриаторе: Это сложный процесс, в котором все члены FOTA должны придти к единому мнению. Присутствующие здесь команды выступали за агрессивное снижение расходов, в то время как отдельные участники чемпионата придерживались иного мнения. Нужно добиться 70% согласия, а там дело пойдет быстрее.
Стефано Доменикали: Я могу добавить? Проблемы начинаются уже потому, что команды имеют разную организационную структуру и в последние годы инвестировали в свои проекты разные объемы средств. Чтобы придти к согласию, каждой необходимо пересмотреть отдельные стратегические решения, что, согласитесь, нелегко.
Кристиан Хорнер: В итоге все заканчивается компромиссным вариантом, к которому всем нужно адаптироваться, причем может получиться так, что на адаптацию потребуются дополнительные средства. Полагаю, в этом вопросе FOTA должна действовать более агрессивно.
Вопрос: (Иорис Фиорити – AFP) Вопрос для Стефано: сегодня результаты Ferrari постоянно варьировались – каков, по-вашему, реальный уровень ваших машин?
Стефано Доменикали: Я рад, что мы способны двигаться вверх, а не только скатываться вниз – впрочем, это всего лишь шутка. Сегодня мы старались как можно лучше подготовиться к гонке и сравнивали поведение двух машин, одна из которых была оборудована KERS, а другая – нет. Кроме того, мы оценивали работу шин в различных условиях, и теперь наши инженеры должны определиться с настройками. С точки зрения скорости F60 не изменилась, поэтому нужно выжать максимум из того, что есть.
Вопрос: (Джорджио Терруцци – RTI) Власть Макса Мосли очевидна, но насколько, по-вашему, может быть сильна FOTA?
Флавио Бриаторе: Вопрос не в том, кто сильнее – FOTA и FIA работают вместе, нет никакой необходимости демонстрировать силу. Разумеется, Макс продвигает свои инициативы, и мы должны как-то реагировать, однако, как сказал Кристиан, за последние три-четыре года кто-то из команд вложился в аэродинамическую трубу, а кто-то инвестировал средства в вычислительную гидродинамику, и нам бы не хотелось ставить отдельных участников чемпионата в невыгодное положение. Тем не менее, FOTA – единая организация: у неё есть президент - Лука ди Монтедземоло, и для принятия решения необходима 70% поддержка. Добиться согласия нелегко, но мы пытаемся выработать единую позицию по самым важным вопросам.
Для Формулы 1 жизненно важно, чтобы команды и Макс Мосли работали вместе. Сегодня никто не говорит о том, что расходы снижаются, но в конечном итоге размер бюджета определяется действующими правилами, и вот здесь FIA и команды должны действовать сообща. Возьмем, к примеру, диффузор – к Барселоне должна быть готова новая модель, а это дополнительные издержки. Или KERS – поначалу никто не знал, во сколько обойдется эта система, а сейчас она есть и у нас, и, возможно, мы используем её в одной-двух гонках, да и то, если все пойдет по плану. Нужно крайне осторожно менять правила и учитывать все последствия – в противном случае нестабильность регламента дорого обойдется. Как сказал Кристиан, иногда приходится тратить намного больше, пытаясь что-то изменить… Команды и FIA должны преследовать общие цели – только тогда Формула 1 станет по-настоящему прибыльной. В будущем это на самом деле реально!
Кристиан Хорнер: По-моему, Флавио неплохо подвел итог. В Формуле 1 есть три ключевых игрока: команды, объединенные в FOTA, FIA, и держатель коммерческих прав, причем в современных экономических условиях все они должны работать сообща. FOTA и FIA уже добились определенного сокращения расходов за счет, к примеру, ограничений на тесты и снижения стоимости моторов, однако это только начало, нужно двигаться дальше. Ближайшие несколько месяцев будут исключительно важными для долгосрочного будущего всей Формулы, а не только для сезона-2010…
Стефано Доменикали: Стоит задуматься о том, сколько изменений произошло только за прошлый год – неоднократно мы выбирали совершенно иной путь, что, разумеется, никак не помогало делу. Нужно действовать упреждающе, работать с общей ситуацией, но главное - не перестараться. Думаю, сегодняшняя ситуация – я говорю это без привязки к Ferrari, поскольку в противном случае было бы легко сказать «сделайте это и это» - плоха тем, что существует масса отличий между машинами и командами. Со стороны трудно понять, что мы выступаем в одном чемпионате, поэтому сами участники, а также FIA и FOM должны сделать все возможное, чтобы в будущем подобное не повторилось. Нам нужны стабильность и некоторое единообразие…
Вопрос: (Андреа Кремонези – La Gazzetta dello Sport) Стефано, вы изменили планы насчет KERS? Как сказал Флавио, решение будет приниматься в зависимости от конкретной гонки. Второй вопрос – о следующем Гран При. Возможно, для Ferrari он станет переломным, но в какой момент вы бы сказали себе «Хватит, пора думать о новом сезоне»?
Стефано Доменикали: На первый вопрос я отвечу утвердительно – мы хотим оценить эффективность системы. Как я уже говорил, наша машина построена вокруг KERS – невозможно перестроить шасси, не принимая в расчет систему рекуперации, нужно искать компромисс.
По второму вопросу – да, Гран При Испании исключительно важен. Мы сделали все возможное, и мне действительно хочется сказать, что это будет переломный момент. Мы не сдаёмся – нужно атаковать до тех пор, пока остаются хотя бы математические шансы. Соперники тоже не стоят на месте, все будет зависеть от темпа доработки: если справимся чуть быстрее, возможно, удастся отыграться, ну а если нет – нам придется очень нелегко.
Вопрос: (Джонатан Легард – BBC) Вопрос ко всем: Недавно один из этапов MotoGP был отложен на один день из-за ужасной погоды. Здесь люди говорят о песчаной буре… Как должна отреагировать Формула 1, если воскресная гонка вдруг не состоится? Вы отправитесь по домам, или останетесь ждать понедельника?
Стефано Доменикали: Я буду выступать за перенос гонки куда-нибудь на конец сезона, в район Гран При Абу-Даби – возможно, тогда мы будем более конкурентоспособны.
Кристиан Хорнер: Мы неплохо ехали в дождь, возможно, будем быстры и в песках – впрочем, я надеюсь, что с погодой нам повезет. Возможно, завтра ветер немного усилится, но последний прогноз на воскресенье обещает достаточно неплохие условия - думаю, обойдется без проблем.
Флавио Бриаторе: Нас это не волнует. В район Абу-Даби? Мы готовим машину к воскресной гонке, а что должно произойти, то непременно произойдет. В Китае нам уже не повезло с погодой – посмотрим, что ждет нас в Бахрейне…
Перевод: Валерий Карташев