Гран При Венгрии : Пресс-конференция в четверг

Слева направо: Фернандо Алонсо (Renault), Хейкки Ковалайнен (McLaren Mercedes), Тимо Глок (Toyota)

Участники: Тимо Глок (Toyota), Хейкки Ковалайнен (McLaren Mercedes), Кими Райкконен (Ferrari), Фернандо Алонсо (Renault).

Вопрос: Тимо, вы ощущаете последствия аварии в Хоккенхайме?
Тимо Глок: Нет, разве что приходится давать слишком много интервью! Со мной все в порядке – на прошлой неделе в Хересе я без проблем проехал 80 кругов.

Вопрос: Наверное, в какой-то степени было приятно узнать, что авария стала следствием механической неполадки, а не вашей собственной ошибки?
Тимо Глок: Здесь может быть две точки зрения. До визита в медицинский центр я был уверен, что совершил ошибку и слишком широко вышел из поворота – заправленная под завязку машина днищем зацепила поребрик. Но вскоре мне сказали, что все дело в поломке задней подвески. Когда я впервые увидел сам момент аварии, это выглядело довольно впечатляюще – сам удар получился очень болезненным, но из кокпита все казалось менее значительным.

Вопрос: Сегодня утром вы прошли медицинскую проверку?
Тимо Глок: Да, это был короткий осмотр – врачи уже знали, что я без проблем участвовал в тестах. Все прошло успешно.

Вопрос: После тестов не было никаких проблем?
Тимо Глок: Да, никаких проблем.

Вопрос: Фернандо, вы уже побеждали в Венгрии – эта трасса подходит Renault?
Фернандо Алонсо: Посмотрим, в этом сезоне мы выглядели уверенно далеко не на всех трассах, подходивших нам ранее. Впрочем, есть повод для оптимизма – в Хересе удалось найти довольно неплохие настройки. Разумеется, многое будет зависеть от того, чего смогли добиться соперники, но на этой трассе мы должны оказаться чуть быстрее.

Вопрос: Каков настрой в команде после второго места в Хоккенхайме?
Фернандо Алонсо: В принципе такой же, какой был. Цель на оставшуюся часть сезона предельно ясна – четвертое место в Кубке Конструкторов. Сейчас мы занимаем шестую позицию, уступая два очка Toyota и всего одно – Red Bull. Гонка в Хоккенхайме добавила уверенности и желания продолжать работу – настрой не изменился, просто мы стали чуть ближе к своей цели.

Вопрос: Команда продолжит совершенствовать машину, или в преддверии следующего сезона прогресс несколько замедлится?
Фернандо Алонсо: Нет, мы стараемся улучшить машину в каждой гонке, хотя во время тестов работаем и на перспективу. К примеру, в Хересе мы использовали слики – это неплохая возможность оценить кое-какие идеи для следующего сезона, но на данный момент для нас важнее текущая ситуация в чемпионате.

Вопрос: И вопрос о следующем сезоне – вас снова называют ключевой фигурой рынка пилотов. Что вы можете сказать о своем контракте с Renault?
Фернандо Алонсо: У нас долгосрочный контракт, но в конце каждого сезона нужно оценивать имеющиеся возможности. В середине августа не время думать о том, что произойдет в сентябре или октябре, мы примем решение чуть позже.

Вопрос: Хейкки, некоторые утверждают, что ваша роль в McLaren сводится к поддержке Льюиса Хэмилтона. А вы как считаете?
Хейкки Ковалайнен: Во-первых, я не думаю, что Льюис нуждается в чьей-либо помощи – он показал это своей работой. А во-вторых, я сам пытаюсь выложиться по максимуму и не собираюсь кому-то помогать. Команда не давала никаких указаний – давно известно, что в McLaren оба пилота обладают равными возможностями. У меня такая же машина, как у Льюиса, и я стараюсь улучшить свой темп и результаты. Предыдущие несколько гонок получились не слишком удачными, но единственный способ забыть о неудачах – продолжать работать, и успех не заставить себя ждать. Интересно, что после подобных бесед появляются мнения, что я играю роль "оруженосца", но это не так.

Вопрос: Как прошли тесты в Хересе?
Хейкки Ковалайнен: Довольно неплохо – в первый день на трассе работал Гэри Паффетт, затем за руль сел Педро де ла Роса, а я принял эстафету в четвертый день. Все в McLaren горят желанием усовершенствовать машину – похоже, нам удалось сделать очередной шаг вперед. Мы много работали над настройками и моим темпом в гонке – квалификации удаются мне довольно неплохо, но вот на дистанции начинаются проблемы. Думаю, мы добились определенного прогресса – посмотрим, как пойдут дела в этот уик-энд.

Вопрос: В прошлом году Гран При Венгрии сложился для вас удачно…
Хейкки Ковалайнен: Да, но настоящую радость приносит только победа. Я стартовал двенадцатым и финишировал восьмым, никакой отчаянной борьбы, никаких вылетов – обычная гонка. На первых кругах я зацепил Фернандо и продырявил носовой обтекатель, получив неплохую вентиляцию – вот и все, что запомнилось.

Вопрос: Сюда приехало немало финнов – предстоящую гонку можно назвать домашней?
Хейкки Ковалайнен: Год назад в Хунгароринге царила замечательная атмосфера – на трибунах было много финских флагов. Думаю, этот автодром ближе всего расположен к моей стране, сюда приезжает немало моих соотечественников, но до тех пор, пока Финляндия не получит собственный Гран При, никакая другая гонка не может называться домашней.

Вопросы с мест

Вопрос: (Юха Паатало – Financial Times Germany) Что вы думаете о новом контракте с McLaren?
Хейкки Ковалайнен: Лично я никогда не беспокоился из-за своего контракта и с момента прихода в команду рассчитывал остаться здесь на долгие годы. Думаю, нужно прояснить ситуацию. Во-первых, я ни разу не пожалел о том, что стал пилотом McLaren – у команды огромный потенциал, и именно с ней я хочу добиться успеха. Надеюсь, когда-нибудь в будущем мы сможем объявить о долгосрочном контракте – честно говоря, было бы здорово выступать за McLaren до завершения карьеры.

Вопрос: (Дэн Натсон – National Speed Sport News) Вопрос ко всем: вы тестировали слики и аэродинамику образца 2009 года. Чего можно ожидать от новых машин?
Хейкки Ковалайнен: Я не тестировал слики и новую аэродинамику – этим занимался Педро.

Фернандо Алонсо: Я опробовал слики еще в Барселоне, но в сочетании с аэродинамикой нынешнего сезона, а вот в Хересе новая конфигурация выглядела быстрее используемой сейчас.

Тимо Глок: Я ездил на сликах только в Барселоне, а в Хересе с ними работал Ярно. Нужно подождать с выводами, но сама идея возвращения к шинам без канавок мне нравится.

Вопрос: (Микаэль Травничек – Rally & More) Фернандо, совсем недавно вы боролись за самые высокие места, но с современной машиной Renault это невозможно. Вы выглядите разочарованным – не могли бы вы описать чувства пилота, вступившего в такую фазу карьеры? Это трудный период?
Фернандо Алонсо: Нет, но иногда досадно понимать, что ты провел безупречную гонку, но не смог подняться выше шестого или седьмого места. Фантастический круг в квалификации приводит только на пятую стартовую позицию – за последние три-четыре года я привык к несколько иным результатам, но это часть работы, и таков этот спорт. Здесь есть и взлеты, и падения, и как в Tour de France или чемпионате мира по футболу нет постоянного победителя. Каждый год сулит новый вызов и новые испытания, сейчас нам нелегко, но я не нервничаю – мне всего 27, и у меня в запасе еще много лет. Даже Михаэль Шумахер, на счету которого гораздо больше титулов, четыре года не побеждал в Ferrari – нужно сохранять терпение и работать с удвоенной энергией, чтобы как можно скорее вернуться на вершину.

Вопрос: (Иан Паркес – The Press Association) Фернандо, прошлогодний Гран При Венгрии был очень трудным для вас лично. Сейчас, пусть даже за рулем не самой быстрой машины, вы больше радуетесь жизни?
Фернандо Алонсо: Конечно! Да, год назад я претендовал на титул и прекрасно понимал, что в этом сезоне не смогу рассчитывать на итоговую победу, но если бы я остался в McLaren, то мог бы оказаться в точно такой же ситуации, как сейчас, когда у меня нет ни единой возможности бороться за первую ступеньку подиума. Поэтому мне приятно быть в Renault, чувствовать всеобщую поддержку и знать, что команда делает все возможное, чтобы дать мне хорошую машину. Сегодня мы седьмые, завтра будем пятыми и, возможно, когда-нибудь снова появимся на подиуме.

Вопрос: (Петер Фаркас – Auto Motor) Фернандо, вы и Флавио говорили, что от «замораживания» регламента на двигатели Renault проиграла больше, чем соперники. Что вы имели в виду?
Фернандо Алонсо: Когда настало время «заморозки» регламента, Renault приостановила разработки и начала подстраиваться под новые правила, на заводе в Вири сотрудники занимались исключительно сборкой и наладкой моторов. В прошлом году я выступал в другой команде и знаю, насколько она доработала двигатель уже по ходу сезона – через каждые три-четыре гонки в конструкцию вносились небольшие изменения. Renault не занималась этим два года – возможно, поэтому моторам все время не хватало мощности.

Вопрос: (Хейкки Культа – Turun Sanomat) После интенсивных тестов вам удалось приблизиться к гоночному темпу Льюиса Хэмилтона?
Хейкки Ковалайнен: Уверен, мы сделали большой шаг вперед. Честно говоря, в предыдущих двух гонках Льюис сработал великолепно, угнаться за ним было нелегко. Посмотрим, что будет в этот уик-энд. Если бы в Сильверстоуне светило солнце, все могло бы сложиться иначе – там моя машина выглядела просто великолепно, а вот в Хоккенхайме у меня не было подобной уверенности. Думаю, проблемы остались позади, и недавние тесты в Хересе подтверждают, что мы движемся в правильном направлении. Тем не менее, единственный способ добиться успеха – продолжать работать. Не сомневаюсь – у нас все получится.

Вопрос: (Андреа Кремонези – La Gazzetta dello Sport) Фернандо, не могли бы вы пояснить, зачем ездили в Лугано? Правда, что вы хотите переехать туда? И вопрос для всех – куда планируете отправиться во время летнего перерыва? Собираетесь ли посетить Олимпийские игры и за какими соревнованиями непременно будете наблюдать?
Фернандо Алонсо: Я приезжал в Лугано отдохнуть – неподалеку от этого места живет Ярно Трулли, он не раз рассказывал мне о нем, поэтому я решил остановиться там на пару дней. Да, я искал жилье, но речь шла об отеле, а не о домике, без всякой мысли о переезде. В ближайшие три недели я вряд ли отправлюсь в Италию – скорее всего, несколько дней проведу в Швейцарии, а потом… У меня нет никаких планов, видимо, все придется решать моей жене…

Что касается Олимпиады – я буду следить за всеми соревнованиями, в которых выступают испанские спортсмены, в частности, за Рафаэлем Надалем в теннисе, и нашими велосипедистами. Исключением, пожалуй, станет легкая атлетика – там мы не очень сильны…

Тимо Глок: Я отправлюсь в Лос-Анджелес, где пройдет шоу ретро-автомобилей – мне предстоит совершить несколько демонстрационных заездов на гоночной машине. Возможно, я останусь там на несколько дней, чтобы немного отдохнуть.

Разумеется, я буду следить за Олимпиадой, но мне трудно причислить себя к поклонникам какого-то конкретного вида спорта – впрочем, велосипед мне точно по душе.

Хейкки Ковалайнен: Возможно, это будет единственный раз в году, не считая Рождества, когда я отправлюсь в Финляндию навестить своих родителей, немного порыбачить и побродить по лесу, где вокруг нет ни одной живой души. Возможно, мне удастся увидеть северного оленя или медведя… У нас в семье я решаю, куда поехать отдыхать – не знаю, какие планы у моей девушки, но это мой отпуск.

Фернандо Алонсо: А ты подожди пару лет, еще увидишь!

Хейкки Ковалайнен: В моей семье такое правило. Если говорить об Олимпиаде – конечно, я буду следить за событиями в Пекине, и мне, как финну, больше всего интересны состязания в метании копья. В прошлом году Теро Питкамяки стал чемпионом мира, я буду очень болеть за него – хочу, чтобы ему досталась золотая медаль. Мы можем рассчитывать на медали еще в нескольких видах спорта, но я обожаю легкую атлетику, регулярно слежу за этапами Гран При, и если моя девушка захочет смотреть что-то другое, мне придется переключить канал.

Вопрос: (Фредерик Ферре – L'Equipe) Вопрос ко всем: "плавник" на кожухе двигателя – как он влияет на поведение машины и стиль пилотирования?
Тимо Глок: У нас в команде этот элемент испытывал Камуи Кобаяши, возможно, я опробую плавник только завтра. Надеюсь, он сделает машину более стабильной.

Фернандо Алонсо: Я испытывал его и не заметил разницы. Согласно результатам испытаний в аэродинамической трубе, эффект от установки нового элемента должен быть положительным, но с позиции ощущений пилота ничего не изменилось.

Хейкки Ковалайнен: А я опробовал эту деталь в Хоккенхайме и тоже не почувствовал никакой разницы, поэтому мы не стали её использовать. Возможно, она нуждается в некоторой доработке – нужно оценить все плюсы и минусы.

Вопрос: (Джон МакЭвой – The Daily Mail) Фернандо, спустя год после серьезной ссоры, как складываются ваши отношения с Льюисом?
Фернандо Алонсо: По-моему, после того, что произошло здесь год назад, не о чем больше говорить. Тогда в квалификации мы специально сжигали топливо, и было заранее известно, что настал мой черед проехать на один круг больше и получить преимущество в одну десятую секунды на свежем комплекте шин. Этого не произошло, и в итоге я едва успел уйти на быстрый круг, а Льюис и вовсе опоздал. В итоге меня оштрафовали, и началась вся та заварушка, ставшая следствием командной философии, а не какого-то разлада между мной и Льюисом. Мы выполняли приказы из боксов, ничего более. Если мы не слушаемся, команда, как правило, очень недовольна, но в тот раз ее, похоже, все устроило.

Вопрос: (Джон МакЭвой – The Daily Mail) Еще один вопрос, если позволите – все это звучит как упрек в адрес Рона Денниса. Какие у вас отношения с ним?
Фернандо Алонсо: Я не собираюсь это обсуждать. Каждый делает свой выбор – Деннис был уверен в правильности своего подхода, я как профессионал не мог мириться с этим, в итоге наши пути разошлись. Между нами нет вражды, мы оба сделали свой выбор.

Вопрос: (Микаэль Травничек – Rally & More) Вопрос ко всем: в минувший уик-энд я был на ретро-ралли, где состоялось собрание клуба бывших пилотов Формулы 1. Там присутствовали Ханс Херрманн, cэр Стирлинг Мосс… Избранный новым президентом клуба Йохен Масс сразу же предложил омолодить его ряды. Вы признаете эту организацию? Можете представить себя в возрасте 45 лет, собирающимися на совместную рыбалку или коллективный просмотр Гран При Монако?
Фернандо Алонсо: Я буду делать то, что скажет моя жена. Если придет время вступить в клуб – никаких проблем, но если она будет против – извините.

Хейкки Ковалайнен: А у меня все иначе: если меня попросят вступить в клуб, я сам приму решение – нравится это моей девушке или нет. Нужно придерживаться собственного мнения. По-моему, так гораздо лучше.

Тимо Глок: А я не знаю, что сказать – наш график настолько плотный, что на рыбалку просто нет времени. Может быть, через пару лет? Поживем-увидим.

Вопрос: (Петер Фаркас – Auto Motor) Тимо, Дэвид Култхард недавно сказал, что FIA должна внимательно исследовать структуру элементов машины Toyota, чтобы определить их безопасность. Вы уверены, что они достаточно прочны?
Тимо Глок: Конечно! Я поработал в Хересе, и в итоге мы обнаружили… В Сильверстоуне я неважно вел гонку и пару раз вылетел в гравий – думаю, это послужило причиной моих проблем в Хоккенхайме. Но у меня нет сомнений в безопасности нашей машины. Когда едешь на пределе, подобные неприятности иногда случаются, но мы исследовали все обстоятельства и можем с уверенностью сказать, что все опасения безосновательны.

Вопрос: (Гетан Винерон – RTBF TV) Вопрос для Тимо: Меня несколько удивило то, как долго машина скорой помощи ехала к месту вашей аварии – вы сами выбрались из кокпита, хотя, как правило, все происходит несколько иначе. Что вы об этом думаете?
Тимо Глок: Во-первых, сразу после удара я просто не мог дышать – видимо, за мгновение до контакта со стеной я не вовремя вдохнул, поэтому мне потребовалось время, чтобы выбраться из кокпита. Не знаю, как долго машина скорой помощи ехала к месту аварии – я не получил никаких травм, но авария была достаточно серьезной, и именно медики должны были вытаскивать меня из машины. Впрочем, я чувствовал себя неплохо и справился с этой задачей самостоятельно.

Вопрос: (MC) А вот и Кими… Похоже, чтобы успеть в этот зал вам пришлось поспешить?
Кими Райкконен: Да, я на пару часов застрял в швейцарском аэропорту.

Вопрос: На тестах вам удалось найти причину нехватки скорости в предыдущих гонках?
Кими Райкконен: Трудно сказать – в Германии мы действительно ехали не так быстро, как хотелось, но в подобной ситуации оказались и другие команды. Посмотрим, как всё сложится в этот уик-энд. На тестах можно найти какие-то настройки, лучше понять состояние дел, но все решается в гонке – надеюсь, мы будем сильны.

Вопрос: Как дела с мотивацией? Она на прежнем уровне?
Кими Райкконен: Да, она никуда не делась. Разумеется, плохие результаты не доставляют удовольствия, но подобное происходит не впервые. Нужно продолжать работать, и в какой-то момент всё вернется в норму.

Вопрос: Люди говорят о вашей отставке, если не в этом, то в следующем сезоне. Ваши мысли?
Кими Райкконен: Я никогда не говорил ни слова об уходе, а всего лишь заметил, что мой контракт заканчивается в конце года. Кто-то сразу же решил, что вскоре я уйду из Формулы 1, но лично я этого не говорил.

Вопрос: Вам по-прежнему нравятся гонки?
Кими Райкконен: Да, но я не раз говорил, что жизнь состоит не только из гонок. Мне нравится гоняться – конечно, результаты могли бы быть и несколько лучше, но это спорт. Уверен, мы добьемся своего.

Вопрос: (Фредерик Ферре – L'Equipe) Вы испытывали "плавник"? Как он повлиял на поведение машины и ваш стиль пилотирования?
Кими Райкконен: Я не испытывал его – думаю, у меня получится сделать это завтра. Фелипе опробовал новинку на тестах, посмотрим, как она сработает в условиях уик-энда.

Вопрос: (Юха Паатало – Financial Times Germany) Кими, когда Ferrari приехала в Херес, сколько времени было потрачено на выявление причин нехватки скорости в предыдущих гонках?
Кими Райкконен: Все время тестов – за этим мы и приехали в Херес, мы пытались понять, где допустили ошибку, провели массу испытаний и теперь знаем, в чем проблема.

Вопрос: (Дэн Натсон – National Speed Sport News) Кими, готовясь к гонке, обращаетесь ли вы к настройкам Фелипе Массы, или привыкли действовать самостоятельно?
Кими Райкконен: Разумеется, ты всегда обращаешь внимание на телеметрию с машины напарника, а уж потом решаешь, что лучше. Иногда наши настройки практически идентичны, иногда – наоборот. Думаю, в этом сезоне мы почти одинаково настраиваем машину – впрочем, от гонки к гонке ситуация меняется.

Вопрос: (Петер Фаркас – Auto Motor) Кими, в Хоккенхайме стояла умеренная погода, а здесь действительно жарко – это поможет Ferrari лучше прогреть шины?
Кими Райкконен: Как правило, жаркая погода играет нам на руку, но в предыдущих гонках ситуация изменилась. Лучше подождать завтрашнего дня…

Вопрос: (Брирон Йонг – The Daily Mirror) Кими, две недавние победы делают Льюиса фаворитом чемпионата?
Кими Райкконен: В предыдущих двух гонках он был очень силен, а мы выступили не лучшим образом. До конца сезона еще много этапов, но у Хэмилтона есть небольшое преимущество, отыграть которое без побед будет очень нелегко. Надеюсь, мы все-таки окажемся впереди.

Читайте ещё