Гран-при Испании 2002 : Четверг

Пресс-коференция

Фернандо Алонсо (тест-пилот "Рено"),
Марк Жене (тест-пилот "Вильямс"),
Кими Райкконен ("Макларен"),
Педро де ла Роса ("Ягуар"),
Михаэль Шумахер ("Феррари")

Вопрос: Хочу спросить двух тест-пилотов. Расскажите о вашей работе, о ваших обязанностях...
Марк Жене: Почти во всех командах есть тест-пилоты, большим командам они действительно нужны, ведь нужно протестировать две или три машины. Для меня самым занятым временем стало начало сезона, нужно было быть уверенным в надежности новой машины. В нашем распоряжении было три машины и мы решили, что единственный способ обеспечить приемлемую надежность - проехать как можно большую дистанцию. В общей сложности мы проехали 25000 километров на три машины, это очень большая цифра. Вы никогда не можете предсказать развитие событий во время уик-энда, но я думаю, что сейчас мы - самая надежная команда чемпионата. Зимой я занимался обкаткой мотора, сейчас - резиной , иногда аэродинамикой, "трекшн-контролем" и так далее. Нужно дать основным пилотам отдохнуть, на прошлой неделе я работал на тестах с Ральфом, на следующей буду работать с Хуаном-Пабло.Фернандо Алонсо: Для меня этот год очень важен. Я впервые работаю с серьезной командой, с "Рено".  Мы отлично поработали этой зимой, подготовили конкурентоспособную машину. Два четвертых и одно пятое место, восемь очков в четырех гонках, отличный результат. После этой гонки у нас появится вторая тестовая машина и, как сказал Марк, мы будем использовать одну машину для одного из основных пилотов, вторую - для меня. Я думаю, что тест-пилот очень нужен серьезной команде, нам есть, что проверять, команда каждую неделю готовит что-то новое. Посмотрим на результаты осенью, но я постараюсь работать максимально эффективно и многому научиться.

Вопрос: Вы оба были гонщиками, каким видите продолжение карьеры?
Фернандо Алонсо: Это совсем другая работа. Очень грустно смотреть гонку по телевизору, но вы понимаете, что ваша работа нужна команде, чувствуете себя частью команды, это очень важно. Я - третий пилот "Рено", это очень мотивирует, да и любого другого гонщика. Такова наша жизнь, мы живем в машине, а когда находимся вне ее, то ждем возвращения на трассу.Марк Жене: Обе ситуации не лишены недостатков. Когда вы выступаете за небольшую команду, то находитесь в центре внимания, боретесь колесо в колесо, но если не произойдет ничего неожиданного, то не можете рассчитывать на очки, пока машины лидеров надежны. С другой стороны сейчас я работаю в одной из лучших команд "Формулы-1" и проезжаю на трассе гораздо большую дистанцию, чем в те времена, когда был гонщиком скромной команды. "Вильямс" - очень справедливая команда, нам заливают равное количество топлива с основными пилотами, так что я могу сравнивать с ними свои результаты. Сейчас у меня есть быстрая машина, но я не могу участвовать в гонках, раньше у меня была такая возможность, но машина была неконкурентоспособной. Идеальной ситуации не бывает.Кто может послужить примером? Оливье Панис снова стал гонщиком но его достижения очень непросто повторить, Алекс Вурц стремится вернуться в чемпионат. У Луки Бадоера иная ситуация, хотя и он, наверное, был бы не против. Есть надежда, что однажды одна из средних команд обратит внимание, что у нас достаточно опыта, что мы можем выступать не хуже ведущих гонщиков. Конкуренция за место основного пилота в современной "Формуле-1" очень высока. Есть масса молодых гонщиков и явно не хватает вакансий. Давайте посмотрим, что будет в следующем году.

Вопрос: Педро, для вас это будет 50-я гонка?
Педро де ла Роса: Да, это будет мой 50-й Гран-при. Есть некоторый беспорядок в статистике, потому что на "Гран-при Монако" 2000 года я попал в аварию на первом круге и был объявлен повторный старт, так что по некоторым данным эта гонка не входит в мой зачет. Я не вижу никакой разницы, 50-я гонка, или 51-я, за это время я заработал не слишком много очков, так что впереди много работы.

Вопрос: Для вас этот уик-энд домашний, организаторы прикладывают серьезные усилия для модернизации трассы. Что вы думаете об этом?
Педро де ла Роса: Очень приятно выступать на домашней трассе, особенно если она непрерывно совершенствуется и эта работа видна - появились новые трибуны. "Формула-1" часто служит мерилом развития страны, у нас нет собственной команды в чемпионате, но есть трасса, отвечающая самым высоким стандартам, мне она кажется лучшей в мире, после Малайзии. Нужно постараться опередить и их.

Вопрос: Когда "Ягуар" начнет прогрессировать?
Педро де ла Роса: Я уверен лишь в том, что нас ждут два очень сложных месяца, нам нужно добиться максимума от имеющейся машины. Скоро заработает новая аэродинамическая труба, появляются новые элементы, приходят новые люди. Единственный способ сделать машину быстрее - прибавить в аэродинамике. Я всегда работаю на максимум, если удается заработать очки - здорово, но в нашем положении об этом мечтать рано, если только у соперников не возникнут проблемы. Я - реалист, нам пока нечего добавить к машине. Должна пройти пара месяцев, не меньше. Думаю, что к гонке в Сильверстоуне мы прибавим.

Вопрос: Кими, а вы привезли что-нибудь новое в Барселону?
Кими Райкконен: Да. Мы очень хорошо поработали на тестах, на прошлой неделе, надеюсь сможем сделать шаг вперед. По крайней мере - добраться до финиша, сегодня и это будет неплохо.

Вопрос: Вы провели здесь много тестов. Это дает преимущество?
Кими Райкконен: Это помогает, по крайней мере мы знаем, как настраивать машину. Я уже сказал, что наша главная задача в этот уик-энд - добраться до финиша, в этом случае можно рассчитывать на очки, может быть подняться на подиум.

Вопрос: Вы только что обручились, находитесь на эмоциональном подъеме. Как это повлияет на ваше выступление?
Кими Райкконен: Ничего не изменится, я остался прежним. А мое обручение, похоже, больше занимает журналистов, чем для меня.

Вопрос: Как вам работается с партнером по команде?
Кими Райкконен: Кажется все хорошо. Посмотрим в конце сезона. С этим бывают проблемы, но пока все в порядке.

Вопрос: Михаэль, на этой трассе отличный послужной список у "Макларен", вам неуютно здесь?
Михаэль Шумахер: Нет. Мы неплохо поработали на тестах в Барселоне, несколько раз приезжали на эту трассу и вы, наверное, скажете, чем больше проводишь тестов, тем лучше узнаешь ее. Наверное так и есть, но сейчас у нас новая машина и речь может идти именно об опыте работы с новой машиной. Нам нужно уточнить настройки и для этого достаточно времени. Если вспомнить прошлую гонку, то я все время на равных боролся с Микой, а потом неожиданно победил. Но сейчас у нас две новые машины, "Феррари" прогрессирует и гонка покажет, насколько велик потенциал новой машины.

Вопрос: Вы привезли какие-нибудь новинки?
Михаэль Шумахер: Да, несколько новых элементов аэродинамики, это небольшой, но шаг вперед.

Вопрос: На прошлой неделе вы попали в аварию во время тестов, вы можете рассказать нам об этом?
Михаэль Шумахер: У нас возникли проблемы с передней частью машины, это и послужило причиной моего вылета с трассы. Дело в переднем обтекателе, который повредил подвеску, сейчас мы разбираемся.

Вопрос: В "Джордан" и "БАР" были вынуждены уволить часть персонала, Эдди Джордан говорит, что лидеры чемпионата недооценивают экономические проблемы. Что вы думаете об этом?
Михаэль Шумахер: Примеры неудачные. В "БАР" объявили реструктуризацию, одних уволили, других взяли, а "Джордан" просто уволили часть сотрудников. Я не хочу обсуждать это. В "Формуле-1" всегда были светлые и темные времена, может быть сейчас как раз начинается темная полоса, мировая экономика в кризисе, и "Формула-1" в кризисе. Но обычно чемпионат быстрее остального мира выходит из кризиса, потому что серьезные компания ищут, куда вложить капитал. Если вы хорошо делаете свою работу, а Эдди доказал, насколько эффективной может быть маленькая команда, то представляете интерес для спонсоров. Если возникают проблемы, то и спонсоры уходят. Как на это могут влиять большие команды? Они должны дать денег? Это нереально. Впереди новый регламент по моторам. "Формула-1" всегда очень быстро адаптировалась к ситуации, в один прекрасный день все может измениться. В долгосрочной перспективе, конечно будут приняты меры, чтобы сделать чемпионат более устойчивым.

Фернандо Алонсо (тест-пилот "Рено"),
Марк Жене (тест-пилот "Вильямс"),
Кими Райкконен ("Макларен"),
Педро де ла Роса ("Ягуар"),
Михаэль Шумахер ("Феррари")

Вопрос: Михаэль, насколько трудно вам искать мотивацию после ошеломляющего преимущества, которое было у вас в прошлой гонке?
Михаэль Шумахер: Никаких проблем нет. Посмотрите на начало сезона, в Австралии я имел преимущество, в Малайзии все изменилось. Одно время вы лидируете, а потом ситуация меняется. Я помню 1994 год, сначала мы лидировали, а потом стало очень сложно. Такое бывает со многими командами. Очень часто мы преследовали соперников и здорово осложняли им жизнь. В "Формуле-1" нельзя иметь комфортное преимущество, всегда нужно смотреть вперед и продолжать бороться.

Вопрос: Михаэль, год назад была разрешена электроника. Управлять машиной стало легче? Гонки стали лучше или хуже?
Михаэль Шумахер: Мне кажется, что стало лучше. Я, как гонщик, предпочитаю работать с новыми технологиями. Стали ли гонки интереснее, я не знаю. Если посмотреть записи, то больших внешних отличий нет, те же трассы, столько же обгонов. Просто у нас появились новые возможности.

Вопрос: Хочу спросить трех испанских гонщиков, что вы думаете о развитии национального автоспорта?
Педро де ла Роса: Прогресс есть, но мне он кажется недостаточным, нас трое, а в "Формуле-1" совсем нет испанских спонсоров, гонки освещаются местным телеканалом, а не национальным, так что цель не достигнута. В прошлые годы в чемпионате не было испанских гонщиков, но этапы показывал национальный канал, сейчас этого нет и эту ситуацию нужно постараться изменить. Конечно, мои результаты нельзя назвать сенсационными, но дело не в них.Фернандо Алонсо: Мне кажется, что есть проблемы, потому что нет телетрансляций, значит надо искать другой телеканал. Странно, ведь сегодня здесь три гонщика из Испании, наши пилоты хорошо выступают в "Формуле-3000", "Формуле-Ниссан", в чемпионатах, уважаемых в Европе, но не в Испании. Здесь по прежнему думают о футболе и мотогонках, это странно.Марк Жене: Если вы спрашивали о "Формуле-1", то я согласен с Педро и Фернандо. Когда чемпионат показывали по телевидению, он был достаточно популярен, более миллиона зрителей, но когда наш велогонщик выиграл чемпионат, его смотрело четыре миллиона. Мы живем в Средиземноморье, здесь всегда болеют за своих, причем только за чемпионов, второе место не имеет смысла. Наверное поэтому "Формула-1" не слишком популярна среди испанцев.Если говорить об автоспорте в целом, то в Испании с ним полный порядок, мы проводим свой чемпионат, под эгидой компании Telefonica, его сравнивают с "Формулой-3000". Да, машины построены не у нас, а в Италии и Англии, но спонсоры испанские. А телевидение будет показывать "Формулу-1", если это не будет стоить так дорого. Эти гонки станут популярны в Испании только тогда, когда один из гонщиков будет выступать за сильную команду, это единственный путь. Таков менталитет нации, привыкшей побеждать.

Вопрос: Михаэль, отвлечемся от "Формулы-1". В интервью вы сказали, что не принимаете участие в политических голосованиях по разным причинам. Ваша позиция может измениться в будущем?
Михаэль Шумахер: Может.

Вопрос: А что должно измениться, чтобы вы пошли на выборы?
Михаэль Шумахер: Я тогда достаточно ясно сформулировал свою точку зрения. Если я соглашусь с политиками, тогда буду голосовать. Пока этого нет.

Вопрос: Сейчас вы далеко от Германии, наверное трудно судить о политической жизни?
Михаэль Шумахер: Мне кажется, что единственный способ судить о действиях политиков, понять их цели и пути их достижения - читать газеты и слушать новости, я это делаю регулярно. Для этого не нужно присутствовать в Германии, но я живу в Швейцарии и предпочитаю уступить немцам право определять свое будущее.

Вопрос: Сегодня вышел очередной номер журнала "F1 Magazine", там опубликован список самых значимых людей "Формулы-1", вы занимаете первое место, на втором - Берни Экклстоун, на третьем - Лука де Монтеземоло, на четвертом - Макс Мосли...
Михаэль Шумахер: Я и не думал, что отдал Берни так много денег!

Вопрос: Я хотел спросить, как вы этого добились? Журналисты не ошиблись в порядке следования персон?
Михаэль Шумахер: Вероятно это отражение частного мнения, я нахожу это несправедливым. Если сравнивать мою работу с некоторыми специалистами команды, то я не попаду в первую сотню.

Вопрос: Педро, мы говорили о популярности "Формулы-1" в Испании. Насколько просто для вас прогуляться по центру Барселоны?
Педро де ла Роса: Проблем особенных нет. В Испании очень вежливые люди, раньше меня никто не знал, сейчас знают, хотя я и менее популярен, чем в то время, когда дебютировал в "Формуле-1". Никаких проблем.

Вопрос: Вас останавливают, берут автограф?
Педро де ла Роса: Одни берут, другие - нет, это ничего не меняет. Я думаю, что в других странах пилоты "Формулы-1" гораздо популярнее, хотя в последние годы ситуация меняется. Когда я ушел из "Эрроуз", то сразу попал во все газеты, по неприятному поводу, но попал. Сейчас все стабилизировалось.

Вопрос: Хочу спросить Михаэля и Кими. Какой вы видите гонку, прошлый этап многим показался очень скучным...
Кими Райкконен: Мне она показалась интересной, по крайней мере на старте.  У меня была интересная дуэль с Хуаном-Пабло. Когда вы участвуете в гонке, то стараетесь показать максимум своих возможностей, так что впечатления отличаются.Михаэль Шумахер: Все зависит от того, что видит зритель, в передней, средней и задней части гонки происходят разные события. Конечно гонка в Бразилии была интереснее Имолы, даже для меня.

Читайте ещё