Гран-при Монако : 23.05.2002

Пресс-конференция

Патрик Фауре ("Рено"), Питер Заубер ("Заубер"),
Жан Тодт ("Феррари"), Френк Вильямс ("Вильямс"),
Эдди Джордан ("Джордан")

Вопрос: Питер, вам удастся удержать своих пилотов в следующем году?
Питер Заубер: Я думаю, что сейчас рано говорить о следующем сезоне и о гонщиках, давайте подождем до августа. Пока я ими доволен.

Вопрос: Вы можете сравнить Фелипе Массу и Кими Райкконена?
Питер Заубер: Я думаю, что одно сходство у них есть, они талантливы и отлично чувствуют гонку, в остальном это совершенно разные люди. Один с севера, другой из Южной Америки, абсолютно разные характеры. А талант похож, они оба очень быстро показывают отличные результаты на разных трассах.

Вопрос: Некоторое время назад вы сказали, что бюджет команды, по сравнению с прошлым годом, сократился. Какие проблемы у вас с бюджетом и в чем вы видите возможность сократить затраты?
Питер Заубер: Бюджет не сильно отличается, просто он невелик. Но я не думаю, что в "Формуле-1" так просто сократить затраты. Посмотрите на тесты, большинство команд работает 120 или 160 дней в году, а мы вынуждены ограничиться одной машиной и 100 днями тестов. Это серьезная проблема.

Вопрос: Какого оборудования вам не хватает, по сравнению с лидерами?
Питер Заубер: Разница не так велика, просто для работы со всеми этими системами, вроде дифференциала и "трекшн-контроля" нужна целая армия программистов. А у нас этим занимается всего один человек. Конечно, основное программное обеспечение нам достается от Ferrari и Magnetti Marelli, что очень помогает.

Вопрос: Сегодня все были встревожены тем, как быстро оторвалось колесо от машины Фелипе Масса. Почему это случилось?
Питер Заубер: Я не знаю, почему оторвалось колесо, обычно тросы, которыми оно крепится к машине очень прочны.

Вопрос: Месье Фауре, какова вероятность того, что в этом году вы сможете бороться с "Феррари"?
Патрик Фауре: Никакой. Просто мы не ставим перед собой такой задачи. Это первый сезон, когда у "Рено" на 100% своя команда в "Формуле-1", в начале сезона мы сказали, что будем бороться за место в четверке лучших, такая цель стоит и сейчас. Если мы ее добьемся, значит команда отработала хорошо.

Вопрос: Может ли сегодняшний результат (первое место Ярно Трулли по итогам свободных заездов) повториться в будущих гонках?
Патрик Фауре: Надеюсь, но пока это только надежда. Давайте посмотрим, что произойдет в субботу. По крайней мере есть шанс добиться хорошего результата в квалификации, надеюсь мы сможем улучшить машину перед гонкой. Мы знаем, насколько жесткая борьба идет в "Формуле-1" и разработали четырехлетнюю программу. Надеюсь с каждым годом мы будем прибавлять, но в этом году у команды нет никаких иллюзий. Хорошо, если удастся несколько раз подняться на подиум, тогда в следующем году будет поставлена более серьезная цель. Ну а в 2004-м мы постараемся бросить вызов лидерам.

Вопрос: На этой неделе стало известно, что несколько британских команд объединились в Grand Prix Teams Ltd. Какова ваша позиция, ведь половина команды базируется в Англии?
Патрик Фауре: Если анализировать ситуацию в целом, то это очень правильное и нужное решение, нужно что-то противопоставить объединению автопроизводителей, гарантировать будущее "Формулы-1", потому что мы все любим этот спорт. Но давайте будем честными, для нас очень важен имидж чемпионата и взаимопонимание между командами и автопроизводителями. Мы должны быть уверены, что будущее "Формулы-1" будет столь же ярким, как сегодня, благодаря усилиям Экклстоуна и других людей. Автопроизводители сегодня играют более важную роль, чем раньше и тот факт, что команды решили объединиться и обсудить с ними будущее чемпионата очень положителен. Мы ведь тоже автопроизводитель.

Вопрос: Какое будущее у Себастьяна Бордэ и Фернандо Алонсо?
Патрик Фауре: Насколько я знаю, Фернандо Алонсо - единственный тест-пилот "Рено" в этом году, думаю его ждет блестящее будущее, это все, что я могу сказать вам сегодня. Себастьян Бордэ выступает в "Формуле-3000" и мы с большим интересом следим за ним. Он француз, а для нас это важно. Но еще важнее - победы и мы не будем приглашать гонщика только потому, что он француз. Это было бы сумасшествием.

Вопрос: Френк, ваша команда очень близко работает с одним из автопроизводителей, с BMW. Каково ваше положение в Grand Prix Teams Ltd?
Френк Вильямс: Мы входим в эту группу. Хочу сказать, что мы встречаемся всего несколько раз в году, пять или шесть, и не обсуждаем технические вопросы. Наша цель - представлять общие интересы при обсуждении того, что произойдет после окончания "Соглашения Конкорда". Но это случится не завтра, у нас еще есть несколько лет. Господин Фауре подтвердит, что мы поддерживаем связь с GPWC и с Берни.

Вопрос: Вы можете использовать командную тактику, вроде той, что случилась с "Феррари" в Австрии?
Френк Вильямс: Нас критиковали, как и "Феррари" за использование командной тактики, чтобы решить судьбу чемпионата в свою пользу. Это разрешено и время от времени будет применяться в будущие десять или двадцать лет, как применялось в прошлые двадцать лет.

Вопрос: На одном из сайтов написали, что вы делаете версию "В" своей машины. Это так?
Френк Вильямс: Пока этот вопрос не решен, но все команды работают над совершенствованием техники.

Вопрос: Насколько она может отличаться от машины, которую вы используете сейчас? Новый монокок?
Френк Вильямс: Может быть, но не меня надо об этом спрашивать. Потребуется несколько месяцев Работа уже проводится, но я не знаю, когда она будет окончена.

Вопрос: Жан, вы были удивлены реакцией зрителей на то, что случилось в Австрии?
Жан Тодт: Было бы неправдой заявить, что мы ожидали такой реакции. Какие-то предположения были, но так или иначе, это случилось и мы постараемся сделать выводы.

Вопрос: В следующий раз вы поступите иначе?
Жан Тодт: Вы знаете, у меня нет желания рассказывать о стратегии "Феррари" в будущих гонках, в определенной степени это игра, стратегия должна меняться вместе с ситуацией. Сейчас мы считаем, что терять четыре очка - непозволительная роскошь, плохое это решение, или хорошее, но он именно таково. Я слышу от коллег, что "Формула-1" очень жесткий спорт, "Феррари" это тоже касается. Эта команда выступает в течении многих лет, у нас были хорошие и плохие времена. Но команда не хочет, чтобы судьба чемпионата решалась в последней гонке и мы сделаем все, чтобы избежать этого.

Вопрос: Команда извинилась перед канцлером Австрии за то, что случилось на подиуме?
Жан Тодт: Нет. Мы не выполнили протокол награждения на 100%, но я не буду отвечать на этот вопрос, не думаю, что это правильное место, особенно в связи с тем, что 26 числа мы вызваны на всемирный совет. Тогда и ответим на ваш вопрос.

Вопрос: Эдди, давайте поговорим о сокращении стоимости "Формулы-1". Вы удовлетворены существующими предложениями?
Эдди Джордан: Я думаю, что положение "Джордан" ясно всем. Я не помню, чтобы у нас было много денег, так что и сокращать особенно нечего. Я верю в свободу предпринимательства и если мы, как и Пит, сможем работать на тестах всего 10 или 100 дней, а кто-то сможет работать 200, то я им пожелаю удачи.Такова моя позиция, я буду управлять командой добиваясь максимума от того, чем мы располагаем, соблюдая правила и регламент. Я не заинтересован в том, чтобы ограничивать или уравнивать тех, у кого больше денег, думаю этот вопрос искажен средствами массовой информации, почему то все считают, что в "Джордан" намерены переложить свои проблемы на других, на тех, кому больше повезло. Это спорт, это бизнес.

Вопрос: Ваше объединение, Grand Prix Teams Ltd, было в курсе того, что босс собирался встретиться с журналистами на прошлой неделе?
Эдди Джордан: Что мне нужно добавить к сказанному Френком? Некоторые спрашивают, почему здесь нет Флавио... это независимые команды, созданные в Англии, мы объединились для того, чтобы представлять общие интересы. Есть специальный человек, имеющий мандат на то, чтобы выступать от имени пяти команд. Мы не военный союз, открытое объединение, поэтому он мог говорить все, что посчитал нужным.Предупреждали ли меня? Нет, я не знал. Я должен был знать? Нет. Это не та форма объединения. Мы похожи на то, с чего начиналась FOCA, независимые, частные команды, не принадлежащие автопроизводителям и основанные в Англии. Мы не занимаемся политикой. Я удивлен, что журналисты не знали об этом, потому что Grand Prix Teams Ltd существует уже 18 месяцев, если не больше. Мы встречаемся неофициально, чтобы обсудить положение дел в "Формуле-1" и понять, чем мы можем помочь ей.

Вопрос: Два очка в прошлой гонке повлияли на тех, кто остался на базе?
Эдди Джордан: Хороший вопрос, я предпочел бы увидеть целой вторую машину. Все мы испытываем крайне неприятные чувства по поводу перемен в регламенте, изменениям в конструкции шасси, но поверьте мне, нет ни одного человека среди тех, кто представляет команды в этом зале, кто бы не был благодарен удаче и ФИА за эти перемены. Если бы не они, то Такума Сато вряд ли бы смог приехать на эту гонку. Так что давайте поблагодарим тех, кто позаботился о безопасности.Два очка... мне не очень хотелось задерживаться в хвосте чемпионата и я понял, что наступило время реструктурировать команду. Об этом многие говорили, но они не совсем поняли моих методов. Тот факт, что команда меняется совершенно не значит, что она выходит из бизнеса и Джанкарло очень вовремя провел фантастическую гонку, финишировал пятым, сдерживал соперников из серьезных команд на хороших машинах, не замедляя их. Учитывая то, что произошло по ходу гонки, это стало большим облегчением для команды.

Патрик Фауре ("Рено"), Питер Заубер ("Заубер"),
Жан Тодт ("Феррари"), Френк Вильямс ("Вильямс"),
Эдди Джордан ("Джордан")

Вопрос: Эдди, если ваша ассоциация - просто независимая группа команд, зачем было создавать компанию?
Эдди Джордан: Это общество с ограниченной ответственностью, зарегистрированное в Великобритании, оно соответствует всем правилам, обязательным для компаний подобного типа, так что любая финансовая комиссия может убедиться в нашей честности. Хотя я не думаю, что будут вовлечены серьезные средства.

Вопрос: Жан, в Австрии вы, наверняка вспоминали 1998-й год, когда "Макларен" имел приличный отрыв в начале сезона, который вы сумели сократить. Вы считаете, что кто-то сможет догнать вас? Насколько необходимо было применять командную тактику в Австрии?
Жан Тодт: Насколько необходимо? Мы об этом никогда не узнаем, по крайней мере до конца сезона. Я не думаю, что можно сравнивать 1998-й и 2002 год, тогда, насколько я помню, не было никакой "шинной войны", а мы хорошо знаем, что в этом году резина значит очень многое. Сейчас мы, мне неловко это говорить рядом с Эдди, самая сильная команда, выступающая на резине "Бриджстоун".Эдди Джордан: Я не думаю, что в этом кто-то сомневается.Жан Тодт: Но у нас есть несколько очень сильных соперников, работающих с "Мишлен" и если им удастся создать преимущество, тогда впереди нас окажется сразу несколько команд. Мы говорим, что обладаем хорошей машиной, но работа по ее совершенствованию продолжается, это касается мотора и шасси, но фактор резины имеет очень большое значение. И поверьте мне, в этом пресс-центре нет тех, кто может предсказать, какая резина окажется лучше. Мы не знаем, что произойдет в будущем и должны создать отрыв от соперников.

Вопрос: Жан, вы немного остыли после Австрии. Сейчас вы бы приняли такое же решение?
Жан Тодт: Уточню. Я не думаю, что наше преимущество после шести гонок можно назвать большим. В Кубке Конструкторов ничего не изменилось, а в чемпионате пилотов в 2000 году Михаэль вел в Монако 22 или 24 очка, а через три гонки был уже позади. Я не забыл сказать своим парням перед Монцей, что если мы хотим стать чемпионами, то должны выиграть две гонки из трех. К счастью мы выиграли все три и стали чемпионами. До этого еще слишком далеко, мы хорошо знаем "Формулу-1", пока вы не выиграете чемпионат, вы не станете чемпионами.

Вопрос: Эдди, у вас двухлетний контракт с Такумой Сато, с другой стороны вы, наверняка рассматриваете ситуацию в конце каждого сезона. Учитывая сегодняшнее положение дел вы можете сказать, останется ли он в команде на следующий год?
Эдди Джордан: В первые два года никакого выбора нет. Это пятилетний контракт с возможностью выбора после двух сезонов, первые два сезона нерушимы, думаю это и будет ответом на ваш вопрос. Я на самом деле не хочу говорить о контрактах, это решать команде.

Вопрос: Господам Джордану и Зауберу. То, что произошло за две последние недели можно назвать кризисом в "Формуле-1" или вы считаете это небольшим инцидентом?
Питер Заубер: Мне непросто дать вам хороший ответ. Двумя словами этого не скажешь.Эдди Джордан: Если вы имеете ввиду ситуацию с "Феррари", то как только "Джорданы" будет ехать к финишу на первом и втором месте, то я был бы рад таким проблемам. Вы понимаете меня? Многие смеются, когда я говорю, вы убиваете его, потому что он делает хорошую работу. Мы все смертельно ревнивы, поверьте, особенно я. Да, я тоже использовал командную тактику, Ральф Шумахер наверняка скажет вам, что был недоволен, но мне нужно было гарантировать, что Деймон (Хилл) и Ральф доберутся до финиша без проблем, мне не нужна была борьба между ними. Это был единственный шанс заработать дубль и я не могу дождаться, когда это произойдет снова. Дайте эту парню перевести дух. Вы убиваете его, он сделал блестящую работу.

Вопрос: Но я спрашивал другое, есть ли кризис в "Формуле-1"? Вы же сами говорили, что нужно искать способы снова сделать чемпионат интересным?
Эдди Джордан: Я думаю, что это очень похоже на тенденции в журналистике и в других областях. Мы нуждаемся в вас, парни, нуждаемся. И я надеюсь, что вы нуждаетесь в нас. Мы можем говорить спокойно, а можем порочить друг друга. Обычно так происходит после чтения финансовой прессы, где мы говорим о курсе акций и других подобных вещах. Вы назвали это спадом, а мы по этому поводу даже встретились с Экклстоуном в Австрии. Некоторые говорят о раздражении, вызванном победой "Феррари". Удачи им. Они проделали большую работу и их нужно не ругать, а хвалить. Я не могу назвать это кризисом потому, что подобный кризис происходит каждый год. Мы все в ответе за "Формулу-1". Все, и команды, и журналисты. И нужно сделать все, что в наших силах для спорта, которому мы посвятили свою жизнь. Это лучший бизнес и лучший спорт в мире. Он дал нам возможности, которых нет у других людей, и я считаю, нужно быть осторожнее в высказываниях. Никто не ограничивает вас, вы имеете право говорить все, что хотите, но пожалуйста, хорошо подумайте, прежде чем уничтожать кого-либо.

Вопрос: Значит все идет хорошо?
Эдди Джордан: Я не утверждал этого. У меня хватает проблем и всего два очка в то время, когда у него миллион очков. Впереди большая дележка и я буду бороться, но прежде нужно убедиться, что мы в состоянии сделать это. Сегодня я доволен, нам удалось многое изменить и все работает хорошо. Честно говоря, я не вижу кризиса, о котором многие говорят.

Вопрос: Френк, Патрик Фауре рассказал нам о графике своей работы на несколько лет вперед. Каков был ваш график, когда вы начинали работать с BMW? Вам удалось ему следовать?
Френк Вильямс: В первом сезоне, в 2000-м году, мы хотели финишировать как можно чаще и попасть в первую пятерку команд. В прошлом году мы хотели выиграть хотя бы одну гонку, в следующем - три и начать борьбу за чемпионат, как реальный претендент.

Вопрос: Пока вы идете впереди своих планов...
Френк Вильямс: В прошлом году - да. Но в этом, пока, из-за этого парня (Жан Тодт), отстаем. Это, сэр, является нашим кризисом в "Формуле-1".

Читайте ещё