Гран-при США 2001 : Воскресенье

1. Мика Хаккинен (McLaren) 1.32:42.840
2. Михаэль Шумахер (Ferrari) 1.32:53.886
3. Дэвид Култхард (McLaren) 1.32:54.883

Вопрос: Мика, это была поистине фантастическая гонка. Ты стартовал четвертым и пробился вперед. Ты должен быть вне себя от восторга, по крайней мере, выглядишь ты именно так...
Мика Хаккинен: Да, для меня это, определенно, был один из самых ярких моментов сезона. Я очень хотел записать на свой счет победы на Гран При Великобритании; а Индианаполис был второй такой гонкой - и вот, это сбылось! Я все еще немного растерян, честно говоря, испытав то, что случилось сегодня, в частности из-за инцидента, случившегося со мной этим утром. Во-первых, битая машина, - и механикам пришлось сделать фантастические усилия, чтобы ее восстановить. И второе то, что я поехал сегодня утром на разминке на красный сигнал, и стюарды решили меня за это оштрафовать, отправив меня во второй ряд. Я был в квалификации вторым, а они поставили меня на четвертую позицию. Это было очень обидно. И после всех этих утренних огорчений сидеть здесь в роли победителя Гран При, - это полный улет! Я не знаю, что сказать, это просто невероятно! Я очень рад, очень доволен. Не подберу слов, чтобы высказать, что я чувствую.

Вопрос: Большое спасибо, Мика. Михаэль, в прошлом году здесь в Индианаполисе был твой день, сегодня он принадлежит Мике. Как тебе понравилась твоя гонка?
Михаэль Шумахер: Ну, в общем, она была довольно простая. Никаких особых волнений, кроме того эпизода с Монтойей. Я не представляю, откуда он взялся. Я имею в виду, что смотрел в зеркала, и он был довольно далеко позади, когда я выходил из 11-го поворота, а потом только увидел, как он пролетает мимо меня на прямой. Я пробовал сделать для него обгон как можно более трудным, но, очевидно, мои покрышки в этот момент были не столь хороши как их. Я имею в виду, что имел преимущество уже до этого момента. Так что он меня прошел. В остальном, это было довольно скучно. Перед пит-стопом я немного застрял в трафике, и это было все. Мика, на мой взгляд, победил честно и справедливо. Я довольно рад за него, потому что в известном смысле справедливость в отношении него восторжествовала после того, что случалось с ним этим утром. Поэтому, думаю, я не буду мучаться, вспоминая итоги гонки. Я немного огорчен из-за того, что случилось с Рубенсом, который мог быть сегодня вторым. Но это, наш первый отказ двигателя в этом году, если я не ошибаюсь; с этой точки зрения все не так плохо. Но для меня все сложилось удачнее, чем для него.

Вопрос: Большое спасибо, Михаэль. Теперь Дэвид. Вот, что касается отказа двигателя у Рубенса Баррикелло: ты очень активно преследовал Михаэля а затем, когда его прошел, получил поток масла в лицо. Добавило ли это дополнительных переживаний на последних кругах или никаких проблем не было вообще?
Дэвид Култхард: Да, я понемногу нагонял Михаэля, но не ожидал, что как только сяду ему на заднее крыло, будет так легко выйти вперед. Но как бы то ни было, я лишь пытался поддерживать как можно более высокий темп. И я думаю, мне сегодня очень повезло. Конечно, я выиграл от схода других, это позволил мне вернуться на третью позицию. Я рад за Мику. Перед гонкой он не был так уж уверен в том, что сможет победить. Я сказал ему, что вполне уверен, - гонку он может выиграть, несмотря на ситуацию с покрышками. Ну а потом, помня о его утренних неприятностях, я согласен с Михаэлем, - справедливость восторжествовала. Разумеется, тот факт, что Рубенс выбыл, немного сыграл мне на руку в чемпионате. Неприятно терять очки таким манером, но и в моей карьере было много неудач. Так что нужно принимать результат таким, какой он есть.

Вопрос: Спасибо, Дэвид. Вернемся к Мике. Осталась еще одна гонка, прежде чем ты на год отправишься на пляж или туда, где ты хочешь провести 2002 год. Каковы шансы еще на одну победу в заключительной гонке на Сузуке, где ты всегда, вроде бы, выступал хорошо?
Мика Хаккинен: Нас ожидают кое-какие новинки, подготовленные на нашей базе, и мы уверены, что на Сузуке наша машина будет еще лучше. Каждый работают очень напряженно; я просто поражен тем, чего команда, в частности, механики, могут добиться. Например, в пятницу они заменили двигатель за 35 минут. По-моему, это просто невероятный результат. Подобные вещи очень мотивируют команду. Они хотят победить. База работает с полной отдачей, они готовят для нас новые узлы, кое-какие новинки к Сузуке. Благодаря им мы сможем показать результат, ехать быстрее. Так что, даже при том, что они далеко, они здорово нас поддерживают. Я этим очень доволен. Так что на Сузуке я тоже попробую победить, мы попробуем вместе с Дэвидом и командой, постараемся добиться максимального результата. Ну а там - до свидания!

Вопрос: Мика, отличная работа!
Мика Хаккинен: Спасибо.

Вопрос: Я слышал то ли от тебя, то ли от кого-то другого, что ты был одновременно и расслаблен, и сосредоточен, мотивирован в этот уик-энд. Как удалось справиться с балансом? Казалось, это бы просто кошмар...
Мика Хаккинен: "Расслаблен" - подходящее слово. И я думаю, большинству из вас я уже объяснил в интервью, почему. После Монцы я расслабился. Я мог поделиться с каждым о своих планах на будущее, не должен был больше выбрать слова, думать, что я хочу сказать. Так что теперь я могу на сотню процентов сосредоточиться на гонках и получить максимальный результат в этих последних двух Гран При. И это просто фантастика. Я могу улыбаться и при этом сохранять стопроцентную концентрацию на гонке.

Вопрос: Насколько ты был раззадорен тем фактом, что тебя лишили твоей позиции на стартовом поле?
Мика Хаккинен: Я был вне себя. (Смех) Это было очень обидно. Я знаю, бессмысленно что-то объяснять, но в конце концов, если пять машин стоят в линию, с той позиции невозможно увидеть сигнал. Конечно, я был разочарован, получил информацию от стюардов, что они меня оштрафовали. Правила есть правила, но нужно придерживаться и здравого смысла и понимать, что если ты не можешь видеть сигнал, то уж не можешь. Так что я был бы рад, знаете ли, увидеть кого-нибудь из стюардов на подиуме. (Смех) Вы наверняка можете себе вообразить, как бы это выглядело. Дэвид Култхард: "Здравый смысл", - ключевое слово. Мика Хаккинен: Да, да.

Вопрос: Будучи на пятой позиции поначалу, думал ли ты, что можешь одержать победу? Думал ли ты, что у тебя есть шанс, когда шел пятым?
Мика Хаккинен: В тот момент я об этом действительно почти не задумывался. Я сосредоточился только на том, чтобы идти стабильно, контролировал время прохождения круга, старался не делать ошибок и вести свою гонку. И еще я пытался все время выдерживать идеальную траекторию. Так что я не думал о победе, когда шел пятым.

Вопрос: Вы выбрали тактику одного пит-стопа, тогда как Рубенс шел с двумя. Рассматривали ли и вы такой вариант?
Мика Хаккинен: Безусловно, были различные расчеты, разные мнения. Мы лишь в конце пришли к этому выбору. Он показался нам наиболее логичным, и мы были уверены, что машина сможет идти с этим количеством топлива. Мы были уверены, что покрышки выдержат эту нагрузку. И расчет оправдался просто великолепно.

Вопрос: И ты воспользовался запасной машиной, по-моему?
Мика Хаккинен: Нет

Вопрос: И не собирался?
Мика Хаккинен: Нет, такой план, конечно, был, но затем им удалось восстановить к гонке боевую машину, и я взял ее, потому что она была хороша.

Вопрос: Значит, все было прекрасно?
Мика Хаккинен: Значит, так.

Вопрос: Спасибо, Мика. Отличная работа! Михаэль, сегодня не было ощущения, что в твоих руках машина, способная принести победу. Чего ей недоставало?
Михаэль Шумахер: Думаю, можно сказать, что выбор покрышек, который мы сделали, не был удачным, потому что преимущества в стабильности характеристик, на которое мы рассчитывали, не было. Но так бывает: то, что вы задумали в пятницу, не всегда срабатывает в воскресенье; да и температура в пятницу были совсем другая. Мы были уверены, что все рассчитали верно, но чего-то не учли. Возможно, впоследствии мы выясним, что были и другие причины. Но на данный момент причина в том, что я сказал.

Вопрос: Что стояло за выбором разных стратегий для тебя и для Рубенса?
Михаэль Шумахер: Было ясно, что при старте с той позиции, которую занимал Рубенс, не было никаких шансов обойти за счет тактики тех, кто шел с одним пит-стопом, и потому он выбрал агрессивную тактику, которая и сработала.

Вопрос: Ты с явным удовольствием позволить ему выйти вперед, когда он оказался позади тебя?
Михаэль Шумахер: Да, так работает команда.

Вопрос: Ну да. Итак, второй. Ты доволен тем, что сегодня был вторым?
Михаэль Шумахер: Да, нет, да нет, учитывая то, как сложилась гонка, нужно радоваться и второму месту. Должен признать, что нам здорово повезло. Я имею в виду, что Монтойя сошел. Я не уверен, сумел бы я оказаться впереди него после пит-стопа. Он не должен был сойти, как и Рубенс, что было очень некстати.

Вопрос: Спасибо, Михаэль. Дэвид, в начале уик-энда ты не был доволен машиной. А как она вела себя во время гонки?
Дэвид Култхард: Оставалась избыточная поворачиваемость и потому вне всякого сомнения, я не заслужил быть третьим, если говорить об итоговом результате. Но так иногда складываются гонки. На мою долю, как вы, должно быть, намекали, действительно выпало немало технических проблем. Так что я принимаю эти очки и говорю "спасибо".

Вопрос: Насколько жестко атаковал тебя в начале гонки Ник Хайдфельд?
Дэвид Култхард: Не особенно, потому что ему ни разу не удалось подобраться ко мне вплотную на выходе из последнего поворота. А насколько близко он идет к тебе на внутреннем участке трассы, не имеет совершенно никакого значения. У тебя нет особых шансов, разве что другой гонщик не войдет в какой-нибудь поворот слишком широко. Так что, честно говоря, я не уделял ему слишком большого внимания. Я концентрировался на своей собственной гонке, пытаясь удержать машину на трассе и сохранять стабильность. За всю гонку, как вы знаете, я сделал только одну ошибку в конце главной прямой, чему я очень рад, учитывая, как трудно было управлять машиной. Это была схватка между мной и моей машиной.

Вопрос: С четырьмя очками в итоге...
Дэвид Култхард: Да. В общем, для команды это был хороший день.

Вопрос: Два вопроса Михаэлю. Первое, ты сказал, что Монтойя застал тебя врасплох. Мой вопрос: как по твоему, он действовал против тебя корректно?
Михаэль Шумахер: Во время обгона?

Вопрос: Во время обгона.
Михаэль Шумахер: О, да, безусловно.

Вопрос: Хорошо. Второй вопрос: Две недели назад ты были совершенно в ином настроении. Сегодня, в этот уик-энд, американцы демонстрируют тебе невероятную поддержку и энтузиазм. Как ты чувствуешь себя сегодня по сравнению с тем, что было две недели назад, и не хотел бы ты что-нибудь сказать местным болельщикам?
Михаэль Шумахер: Думаю, я сказал на сей счет уже немало за эти дни. Если вы здесь видели лица людей, они светятся радостью и счастьем. Полагаю, отчасти это произошло благодаря тому, что мы приехали сюда. Сознание того, что мы правильно сделали, что сюда приехали, наполняет нас радостью.

Вопрос: Мика, ты уходишь в академический отпуск, а если бы вдруг решил совсем закончить карьеру, готов ли признать сегодняшнюю победу высшей точкой в своей карьере?
Мика Хаккинен: Пиком карьеры? (Смех) Этот Гран При - определенно одна из моих наиболее важных побед. Я высоко ценю Монако, Сильверстоун и Индианаполис, и считаю, что любой из гонщиков Гран При мечтает их выиграть. Это нечто особенное. Без сомнения, этот день я никогда не забуду. Это прекрасный день. Все на этой неделе складывалось здесь очень удачно, исключая сегодняшнее утро - и утро пятницы. (Смех) О, нет, на самом деле было совсем нелегко. (Смех) Но для меня это безусловно фантастический день.

Вопрос: Михаэль, когда Хуан Пабло атаковал тебя на старте, он разгонялся у тебя за спиной? Не мог бы ты уточнить, что ты делал - защищал свою траекторию или просто уходил - я имею в виду, уходил в отрыв?
Михаэль Шумахер: Он был совсем рядом, а в этой ситуации совершенно очевидно, что он собирался делать: сесть в слипстрим и пойти на обгон. Поскольку нам позволено только раз сменить направление движения, я ушел на внутреннюю сторону и оставил ему внешнюю, где он и пытался атаковать. Я затормозил достаточно поздно, чтобы не позволить ему пройти, но этого было недостаточно. Позже он повторил попытку.

Вопрос: Вопрос Мике. Не было ли у тебя опасений в связи с тем, что Рубенс после своей пит-стопа нагонял тебя?
Мика Хаккинен: Безусловно, были. Безусловно. Я гнал изо всех сил, но в тот момент машина вела себя не очень хорошо. Я постоянно терял время, значительное время в паре поворотов, и знал, что это не очень-то хорошо, что Рубенс меня нагоняет. Мне оставалось только надеяться, надеяться на то, что что-то случится. И к счастью это произошло за несколько кругов до финиша. Что-то случилось с его двигателем, взрыв или что-то в этом роде.

Вопрос: Михаэль, многие считали, что Гран При никогда не сработают в Америке. Сегодня собралось 200,000 зрителей. Что ты думаешь о будущем Формулы 1 в Америке и в частности на этой трассе?
Михаэль Шумахер: Думаю после того, как в прошлом году здесь собралось масса народу, никто не мог быть уверенным, будет ли так же через год. То, что мы видим год спустя, радует нас, ведь это значит, что у "Формулы-1" в Америке много поклонников. Всегда приятно возвращаться сюда, раз люди хотят, чтобы мы приезжали.

Вопрос: Михаэль, Росс Браун говорил, что ты думал об уходе, а это находится в полном противоречии с тем, что ты говорил ранее, что не собираешься на покой по крайней мере в ближайшие два года. Где ложь, где правда? Я немного озадачен...
Михаэль Шумахер: Я думаю, вам не стоит верить тому, что пресса пишет насчет его комментариев. Лучше просто спросить, что он действительно сказал, и вы узнаете, что на самом деле он не говорил, что я ухожу - а я не ухожу, это совершенно точно. Так что Вы знаете…Мика Хаккинен: Ты об этом подумай. (смеется) Ты уже не молод... Михаэль Шумахер: Я чувствую, что после Сузуки он готов пересмотреть свое решение, если вдруг снова выиграет гонку. (Смех)

Вопрос: Вопрос Михаэлю. Гонщики, стартующие в Инди-500, уверяют, что даже в такой день, когда погода остается такой, как сегодня, состояние трасса с начала гонки к ее концу заметно изменится. Отметили ли вы - вопрос, собственно, любому из вас троих, - заметили ли вы какие-либо изменения в состоянии трассы по ходу гонки?
Михаэль Шумахер: Нет, не заметил.

Вопрос: Вопрос Дэвиду. После того, как в прошлом году тебя оштрафовали за фальстарт, не считаешь ли ты сегодняшний подиум в какой-то степени искуплением?
Дэвид Култхард: Я считаю, как и Мика, что Индианаполис является одной из величайших гонок. В любой из них вы получаете за победу все те же 10 очков, но эта, - безусловно, одна из самых значительных гонок. Стоя на подиуме, я думал, да, это приятно подняться на подиум в Индианаполисе - быть может, в большей степени, чем в трети остальных гонок. Но в прошлом году все было очень просто. Я прозевал сигнал и поплатился за это. Сегодня я чувствую, что мне улыбнулась удача, потому что я никого не обогнал, но поднялся с седьмой позиции до третьей. (Смех)

Вопрос: Мике Хаккинену. Вопрос, который американская публика наверняка бы задала: тебе не хотелось бы когда-нибудь выступить в Инди-500?
Мика Хаккинен: Мне? (Смех) Дэвид Култхард: Но это же ты, Мика Хаккинен, правильно? (Смех) Мика Хаккинен: Нет, вы говорите о 500? (Смех) Нет, нет. Нет, определенно, нет. Я лично, лично я нахожу, что слово "слишком опасно" не самое подходящее, но тут уж очень чересчур.

Вопрос: А как насчет Brickyard 400 (гонка NASCAR, - прим.)? (Смех)
Мика Хаккинен: Это звучит лучше. (Смех)

Вопрос: Мике. Если ты снова победишь в Сузуке, это могло бы как-то повлиять на твое решение в будущем - вернуться в гонки или нет? (Смех)
Мика Хаккинен: Нет, определенно, нет. Нет

Вопрос: Михаэль, теперь, когда мы точно знаем, что Мика уходит после Сузуки, как ты собираешься справиться с его отсутствием в гонках?
Михаэль Шумахер: Ну, если речь идет о том, что мне чего-то недоставало, так это очков, которые он у меня отнимал. (Смех) Мика Хаккинен: Иногда. Михаэль Шумахер: Нет. Мы с ним прошли через отличные схватки на протяжении многих лет. Я имею в виду, что мы гнались вместе еще в "Формуле-3", продолжаем гоняться сегодня, и это, безусловно, значительная часть моей карьеры, которая доставляла мне удовольствие. Иногда большее, иногда меньшее. Но в этом смысл гонок - в соперничестве; и вот, один из серьезных соперников хочет уйти. От этого немного грустно.

Вопрос: Мика, если позволишь задать такой вопрос. Каждая эра в Формуле 1 отождествляется с парой гонщиков, которая олицетворяла соперничество на трассе; тебя, к примеру, всегда будут связывать с Михаэлем...
Мика Хаккинен: Вот потому я и ухожу, что он платил мне слишком много. Я больше так не могу. (Смех) А теперь появился еще и его брат. (Смех)

Вопрос: Но если все же оглянуться назад?
Мика Хаккинен: Да, верно. Знаете, мы могли бы поговорить об этом побольше в Сузуке, когда пройдет последний Гран При и будет, что вспомнить. В конце концов, я планирую всего лишь взять отпуск. Так что, нет смысла говорить на эту тему слишком много.

Читайте ещё