Гран-при США 2001: Суббота

1. Михаэль Шумахер ("Феррари") 1.11.708
2. Мика Хаккинен ("Макларен") 1.11.945
3. Ральф Шумахер ("Вильямс") 1.11.986

Вопрос: Господа, примите поздравления. Михаэль, почему вы не использовали последнюю попытку? Были уверены в том, что ваш результат и без этого достаточно хорош?
Михаэль Шумахер: Я был уверен в том. что сам не смогу его улучшить. В этом году я несколько раз не использовал именно потому, что не считал нужным. Я знал, что достиг максимума, а если я ошибусь, то эта ошибка может сыграть на соперников.

Вопрос: В этот уик-энд ваша машина кажется отлично сбалансированной. Трасса очень сложная, мы знаем, что после очень длинной прямой начинается запутанная медленная секция, кажется "Феррари" снова на вершине, после гонки в Монце. Вы уверены в успешном исходе гонки?
Михаэль Шумахер: Мы и в Монце были на вершине. Если бы не проблемы на дозаправке, у Рубенса были неплохие шансы выиграть эту гонку, а вот в Хоккенхайме мы действительно не могли бороться с "Вильямс". На обычных автодромах с медленными поворотами мы действительно выглядим лучше, чем в Монце или Хоккенхайме. Машина хорошо выглядит на протяжении всего уик-энда, тем не менее мы работали и смогли ее улучшить. Сейчас все очень хорошо.

Вопрос: Спасибо Михаэль. Мика, сегодня вы второй. Вы не смогли улучшить результат во время попытки, но во время сессии ехали все быстрее и быстрее. Вы знали, что на линии старт-финиш есть помехи?
Мика Хаккинен: Да, я видел, но думаю это никак не повлияло на результат последней попытки.

Вопрос: Ветер все время менялся, это не помешало?
Мика Хаккинен: Я не почувствовал никаких изменений в балансе по ходу сессии.

Вопрос: Спасибо Мика. Ральф, теперь перейдем к вам. Многие гонщики были просто не в состоянии улучшить результат в последней попытке, но у вас для этого были причины. Расскажите, что случилось в конце задней части прямой?
Ральф Шумахер: Причина была не в этом. Дело в том, что перед этим я опоздал с торможением в четвертом повороте, заблокировал переднее колесо. На самом деле мы не рассчитывали на столь высокий результат, проведя весь уик-энд в борьбе с балансом машины. Мы продолжали работу и во время квалификации и результат появился. Но завтрашняя гонка будет трудной.

Вопрос: Оба ваших конкурента работают с "Бриджстоун", а вы сотрудничаете с "Мишлен". Вы именно поэтому не могли найти баланс, или дело в шасси "Вильямс"?
Ральф Шумахер: Причины и в том, и в другом. Были трассы, на которых эта комбинация выглядела совершенной, здесь все немного хуже. Давайте посмотрим, что произойдет завтра. Если температура возрастет, то ситуация может стать противоположной.

Вопрос: Большое спасибо Ральф, вернемся к вам, Михаэль. Конечно вы настроены на победу. Чемпионский титул уже в кармане, в прошлом году вы выиграли эту гонка, завтра рассчитываете повторить?
Михаэль Шумахер: Честно говоря надеюсь. У нас много поклонников в США и после того, что случилось, хотелось бы подарить им несколько радостных минут. Надеюсь мы сможем сделать это, победив завтра.

Вопрос: Михаэль, кажется вы отыграли много времени на последнем секторе? Именно в этом было ваше преимущество?
Михаэль Шумахер: Я думал, мы и так там самые быстрые? Кто-то еще был быстрее? Но мы были сильны там весь уик-энд, показали наивысшую скорость. Одно сложилось с других, ведь это только один поворот и прямая.

Вопрос: Вы посчитали, что проехали достаточно быстро и поэтому не использовали последнюю попытку?
Михаэль Шумахер: Да.

Вопрос: А перед сессией такая уверенность была?
Михаэль Шумахер: Нет, просто вы знаете, когда добились максимума и нет возможности за короткое время еще улучшить машину. Пару раз в этом году такая ситуация была и я думал, что соперникам не отыграть пару десятых преимущества. Но никогда нельзя быть абсолютно уверенным. Я просто знал, что свой результат улучшить не смогу.

Вопрос: Вы не волновались по поводу проблемы с мотором, которая возникла сегодня утром?
Михаэль Шумахер: Это говорило только о том, что один мотор не столь хорош, как другой. В остальном у нас все в порядке.

Вопрос: То есть вы использовали несколько спецификаций?
Михаэль Шумахер: Об этом лучше спросить тех, кто занимается моторами, я не знаю.

Вопрос: Вы почувствовали, что мотор недостаточно хорош?
Михаэль Шумахер: Нет, все было в порядке, мне не на что жаловаться. И скорость была неплохой. Видимо мотор, несмотря на возникшую проблему, был неплохим.

Вопрос: Мика, примите поздравления. Вы будете стартовать с первого ряда, это здорово...
Мика Хаккинен: Фантастика.

Вопрос: Кажется вы действительно довольны. Вы многое поменяли в  машине по ходу сессии?
Мика Хаккинен: Мелочи меняли, ничего существенного.

Вопрос: Говорят у вас появился новый гоночный инженер на этот уик-энд. Это как-то повлияло на ваш успех?
Мика Хаккинен: Трудно сказать. Все работают по разному. Марк Вильямс, с которым я работаю на тестах с 1998 года, сегодня неплохо поработал, я очень доволен.

Вопрос: Вы прервали первую попытку. Что произошло?
Мика Хаккинен: Вторую попытку. Просто я не мог ехать быстрее, так что никакого смысла продолжать не было.

Вопрос: Ральф, где вы почувствовали, что сможете прибавить? На прямой?
Ральф Шумахер: Конечно. На прямой всегда можно прибавить.

Вопрос: Совсем не обязательно...
Ральф Шумахер: Здесь есть несколько поворотов. Кажется совсем недавно мы были не слишком медленны, не так ли? Так что подобный результат был ожидаем. Немного повезло в том, что партнеры по команде этих двух парней не смогли добиться от машины максимума. Я уже сказал, что этот уик-энд был для нас трудным, мы начали его довольно медленно, из-за резины, но надеемся, что завтра погода улучшится и трасса прогреется.

Вопрос: Это следствие невысокой температуры?
Ральф Шумахер: Частично - да, но на подобных трассах мы всегда боролись с машиной, но сейчас стало полегче. Хотя до идеала пока далеко.

Вопрос: Михаэль, я не помню во время какой попытки, но мы увидели на мониторах, что из вашей машины пошел дым в начале круга. Вы почувствовали что-нибудь? Была какая-то причина, или просто немного масла попало в выхлопную трубу?
Михаэль Шумахер: Я не знаю, что это было, я не слишком глядел в зеркала и ничего особенного не заметил. Может быть произошла небольшая утечка масла, я не знаю.

Вопрос: Сравните возможности для обгона на этой трассе и других трассах чемпионата...
Михаэль Шумахер: Здесь есть такая возможность, например на длинной прямой. Можно обгонять и на других трассах, если обсуждать все, то это займет слишком много времени. Здесь обгонять можно.

Вопрос: А на старте?
Михаэль Шумахер: Это другое дело. Если вы стартуете не с первого места, то можете надеяться, что удастся обогнать соперников во время гонки и добиться победы.

Вопрос: Люди из боксов сказали мне, что вы сжигаете пять фунтов топлива на круге. Насколько машина становится быстрее по мере того, как уменьшается количество топлива?
Михаэль Шумахер: Часто бывает так, что топливо кончается, а резина изнашивается, так что большинство кругов одинаковы по времени.

Вопрос: Михаэль, прошлую пару сезонов казалось, что вашим соперником является лишь Мика Хаккинен, сейчас к нему присоединились пилоты "Вильямс". Это оказывает дополнительное давление на команду?
Михаэль Шумахер: Я думаю, что он был вторым по скорости. Так или иначе борьба обычно шла между мной и Микой, в 1999, 1998 и частично в 1998 году. Теперь рядом со мной брат, это делает борьбу более интересной. Значит будет больше вариантов по ходу сезона. Сейчас я этим наслаждаюсь.

Вопрос: Это осложняет ваши отношения?
Михаэль Шумахер: Нет, я бы так не сказал.Ральф Шумахер: Мы встречаемся каждые две недели, не так ли?

Вопрос: Михаэль. вы сказали, что добились максимума, но если бы кто-нибудь улучшил ваш результат, вы бы снова отправились на трассу и добились нового максимума?
Ральф Шумахер: Это невозможно. Время истекло.Михаэль Шумахер: Да, время кончилось. Я бы не поехал. Я сказал команде, что такой потребности не возникнет. Так и получилось.

Вопрос: Я бы хотел спросить всех троих, что вы ждете от завтрашнего старта? Есть ли опасность в первом повороте после длинной прямой, или в других местах?
Михаэль Шумахер: Я не вижу особых опасностей. Первый поворот после старта всегда чуть более напряженный, чем остальные. Будет интересно посмотреть. кто войдет в него первым и возглавит гонку.Мика Хаккинен: Первый поворот достаточно широк и предоставляет пилотам массу возможностей для маневра перед ним и в повороте. Если сравнивать его с первым поворотом прошлой гонки, то здесь конечно безопаснее. Думаю завтра не придется ни о чем договариваться перед стартом. 

Вопрос: Мика, очевидно вы выехали из боксов впереди Дэвида, чтобы он воспользовался воздушным мешком за вашей машиной. Вы смогли бы прибавить, если бы поступили наоборот?
Мика Хаккинен: Однажды я был позади Дэвида и это ничего не изменило. Идеальный вариант - попасть в воздушный мешок в конце круга, на последнем или предпоследнем повороте. Но нужно ехать очень близко к первой машине, чтобы эффект действительно сказался. Тогда вы потеряете в первом, втором и третьем повороте. Так что я не думаю, что подобным образом можно получить преимущество.

Вопрос: Михаэль, разница между вами и девятым местом на старте - 0.8 секунды. Вы можете анализировать это?
Михаэль Шумахер: Я не понял вопроса. Повторите еще раз.

Вопрос: Промежуток между вами и девятым местом на старте - 0.8 секунды. Вы можете анализировать это?
Михаэль Шумахер: В прошлом году разница между первым и последним местом была меньше, чем на других трассах. Машины подбираются ближе друг к другу, но я не знаю, как это можно анализировать.

Вопрос: Вы все время говорите о максимуме. Я полагаю, что вы чувствуете машину и свою работу. У вас было время подумать, что результат действительно хорош?
Михаэль Шумахер: Пилоты чувствуют, когда добиваются максимума, именно из этого можно сделать вывод о том, что с машиной все в порядке, или что-то еще можно улучшить. И - либо улучшаем, либо получаем уверенность, что все в порядке.

Вопрос: Вы чувствуете разницу во времени прохождения круга, допустим улучшение на 0.1 секунды? Насколько вы ориентируетесь во времени, находясь на трассе?
Михаэль Шумахер: Думаю все из нас могут ориентироваться в пределах тысячных или сотых долей секунды.

Вопрос: неплохо...
Ральф Шумахер: Да, неплохо.

Вопрос: Михаэль, гонки для вас сейчас, как забава, больше ведь не надо волноваться за судьбу чемпионата. Все, что вы должны делать - бороться за победу?
Михаэль Шумахер: Я задумался по поводу прошлых вопросов, повторите свой вопрос пожалуйста.

Вопрос: Предстоящая гонка станет для вас забавой потому что уже не надо волноваться о судьбе чемпионата?
Михаэль Шумахер: Конечно. Я уже говорил об этом. Чемпионат фактически закончен и можно сосредоточится только на гонке. Вы просто наслаждаетесь ей, стараетесь добиться максимума и победить.

Вопрос: Мика, в прошлом году Дэвид атаковал на старте. Насколько важна реакция гонщиков, стартующих с первого ряда стартового поля в "Формуле-1"?
Мика Хаккинен: Конечно от реакции многое зависит. Но сейчас все немного иначе, чем в прошлом году. Техника поменялась. Нажмите на педаль, это и будет реакция. Сейчас нужно просто отпустить кнопку сцепления. После этого электроника и механика машины позаботится о разгоне перед первым поворотом. Так что действительно многое изменилось.

Вопрос: Еще по поводу старта. В прошлом году высказывалось беспокойство по поводу фрагмента старой кирпичной трассы. С "трекшн-контролем" вы меньше волнуетесь по этому поводу?
Михаэль Шумахер: Мы беспокоились в прошлом году и меры приняли в прошлом году. Линию старта перенесли немного назад.

Вопрос: Я видел дым от резины на одном из ваших быстрых кругов. Это была ошибка пилота или проблема с резиной?
Ральф Шумахер: Не могу отказаться от курения, в этом моя главная проблема. На самом деле я просто ошибся и заблокировал колесо.

Вопрос: Мика, наверное вы чувствуете себя, как Михаэль. Я имею ввиду вот что. Михаэль выиграл чемпионат и позволил себе немного расслабиться. Наверное вы тоже расслабились после того, как решили уйти в отпуск, а у Ральфа завтра могут возникнуть проблемы с резиной?
Мика Хаккинен: Конечно я расслаблен после того, как мы с командой приняли решение, я могу сказать об этом и мне не нужно ничего скрывать. Могу просто сосредоточиться на оставшихся гонках и постараться добиться максимума, для меня, и для команды. Так что чувствую себя хорошо.

Вопрос: А вы, Ральф?
Ральф Шумахер: Я уж забыл вопрос... Нет, я помню - резина... Это может быть проблемой, но обе компании в равных условиях (Ральф обращается к брату, который решил поиграть с его микрофоном: "Микрофон - действительно классная штука. С ним можно делать все, что угодно!"). Я думаю мы все стоим перед подобной проблемой.

Вопрос: Хочу спросить Михаэля и Ральфа. Вы никогда не мечтали о работе в одной команде, или это может отрицательно повлиять на ваши отношения?
Михаэль Шумахер: Можно взглянуть на это и с другой стороны. Мы наверное были бы довольны, но была бы довольна команда?

Вопрос: Может ли кто-нибудь из вас объяснить улучшение времени прохождения круга почти на 2.5 секунды, по сравнению с прошлым годом? В чем причина?
Михаэль Шумахер: Резина. "Бриджстоун" здорово шагнул вперед, это главный фактор. Конечно мы работали с машиной, мощности мотора возросли, но дело в резине.

Читайте ещё