Гран-при США : Пятница

Михаэль Шумахер ("Феррари"). Эдди Ирвайн ("Ягуар"),
Герхард Бергер ("BMW"), Флавио Бриаторе ("Бенеттон"),
Эдди Джордан ("Джордан"), Френк Вильямс ("Вильямс")

Вопрос: Эдди, начнем с вас. В "Ягуаре" сменилась власть, вы какие-нибудь изменения почувствовали?
Эдди Ирвайн: Ники достаточно опытный в "Формуле-1" человек, он много лет работал с "Феррари", с "Макларен" и  знает, как устроена команда. Я думаю он сможет помочь нам, он знает положение дел в команде, к чему мы стремимся и что имеем. Это облегчает задачу.

Вопрос: И все же, вы заметили какие-либо перемены?
Эдди Ирвайн: Это не похоже на щелчок выключателем. Он сказал, в чем нуждается команда, и честно говоря, я с ним согласен. Так что перемены только положительные.

Вопрос: Вы говорили о том, что возникли проблемы в квалификации. Что пошло не так, как надо? Что вы можете нам сказать?
Эдди Ирвайн: Так бывает. Я дважды садился в запасную машину, в последних двух гонках на трассе появлялись желтые и красные флаги. Но очевидно какие-то причины нужно искать в себе и пытаться взять ситуацию под контроль. Я могу только продолжать атаковать и постараться понять, что происходит. Вы знаете, что в прошлом году я постоянно попадал в десятку лучших по итогам квалификации., сейчас за это приходится бороться гораздо больше. Надо выяснить, в чем причина, в машине, или во мне. Часто ситуация складывалась просто не в мою пользу.

Вопрос: Спасибо Эдди. Флавио, какую цель ставит перед собой ваша команда в оставшихся двух гонках? На что вы рассчитываете?
Флавио Бриаторе: Просто пытаемся добиться большего.

Вопрос: То есть?
Флавио Бриаторе: В двух последних гонках мы постараемся добиться большего. Машина стала лучше, мотор совершенствуется, мы вполне удовлетворены происходящим, учитывая то, что мотор создавался в начале года с чистого листа. Мы поставили себе цель стать конкурентоспособными в конце сезона, подготовить почву для возвращения "Рено" в 2002 году. Таков был план, а на самом деле вышло немного лучше. Надеюсь здесь и в Японии мы будем выглядеть лучше.

Вопрос: Что вы скажете по поводу будущего Дженсона Баттона на будущий год, кажется они с Ярно часто покидают гонку вместе...
Флавио Бриаторе: Я думаю это была обычная авария, между этими гонщиками никаких персональных проблем нет. Это часть нашей команды на будущий год и мы надеемся, что аварий будет меньше.

Вопрос: Михаэль, прошлая гонка была трудной для вас. Как вы смогли вернуть мотивацию?
Михаэль Шумахер: Все просто, пообщался с семьей, особенно с детьми. Они просто не понимают произошедшего, они слишком малы для этого. Они хотят жить дальше, играть, наслаждаться жизнью. Они хотят учиться и совершенствоваться. Надо просто превозмочь себя и вернуться к нормальной жизни.

Вопрос: Поговорим о следующем сезоне. Чего вы будете опасаться в следующем году?
Михаэль Шумахер: Слово вы выбрали неудачное, но борьба конечно будет напряженной. Одним из конкурентов, очевидно, будет "Вильямс". И "Макларен" сбрасывать со счетов не стоит, они тоже будут сильны. Посмотрим, кто будет следом. Многие команды прогрессируют и забывать о них тоже нельзя.

Вопрос: Френк, пару гонок назад мы беседовали с вами. Вы сказали, что Хуан Пабло Монтойа еще должен многому научиться. С тех пор он выиграл гонку. О чем тогда шла речь?
Френк Вильямс: Машина чемпионата очень сложна, нужно время, чтобы понять, как действовать, какие кнопки нажимать даже в простых ситуациях. Это приходит с опытом.

Вопрос: Его работа в Монце очень положительно повлияла на команду...
Френк Вильямс: И на него.

Вопрос: Вы считаете он с тех пор изменился? 
Френк Вильямс: Его подход к гонкам изменился уже после этапа в Монреале.

Вопрос: Это главная перемена в этом году?
Френк Вильямс: Термин. который я использую - "подход", обозначает очень многое, в том числе и отношение гонщика к работе.

Вопрос: Давайте поговорим о Дженсоне. Вы одолжили Баттона Флавио Бриаторе. Вы считаете, что в следующем году он будет выступать лучше, чем в этом?
Френк Вильямс: Я хочу прояснить ситуацию. Мы не одалживали Дженсона, просто гонщик мог сам определять свое будущее в течении двух лет, мы никакого отношения к этому не имеем.

Вопрос: Так вы считаете, что он будет преуспевать в "Рено" на следующий год?
Френк Вильямс: Команда, к нашему сожалению, будет преуспевать. Они могут создать машину, способную побеждать в следующем году.

Вопрос: Так что Михаэлю придется поволноваться?
Френк Вильямс: Я надеюсь (смеется)

Вопрос: Эдди, один из ваших пилотов, Жан Алези, отмечает здесь свое 200-е Гран-при. Вы могли бы прокомментировать это? Он сейчас отличается от того Алези, который был раньше?
Эдди Джордан: Стал чуть побогаче (смеется), и, я надеюсь, умнее. Но деньги немного значат в его жизни. (неразборчиво). Он мне сказал недавно, что один из его бывших партнеров по команде ушел, потому что был хорошим парнем. Исходя из этой логики Эдди Ирвайн проведет здесь всю жизнь (смеется).Эдди Ирвайн: Двое из нас.Эдди Джордан: Я бы тоже хотел кольнуть человека, задавшего этот вопрос. Вы неверно одеты, не стоило надевать жакет "BMW" (смеется). Френк, что он сказал? (смеется). Посмотрите на него (смеется).

Вопрос: Ваша девочка по рекламе объяснит, почему.
Эдди Джордан: Продолжаем. Что вы хотели спросить? О, да. Жан Алези... Теперь у него красавица жена (смеется). Он стал богат, обзавелся яхтой, личным самолетом, стал парнем из высшего общества (смеется).

Вопрос: Вы проверили на тестах Джастина Уилсона и Нарайна Карикеяна на прошлой неделе. Почему вы хотите сделать это еще раз?
Эдди Джордан: Честно говоря, я не знаю (смеется). На самом деле эти ребята произвели очень хорошее впечатление, сейчас приходит новое поколение молодых и действительно сильных гонщиков, нужно выбрать лучших. Михаэль сказал, что "опасаться" - не слишком точное слово, но я думаю что в "Формуле-1" сейчас собрались хорошие гонщики, но нам потребуется кто-то новый, такой как Михаэль был раньше, когда все говорили о великом Айртоне Сенне. Нужен кто-то точно такой же, кто... давайте расставим все точки над "i". Сейчас молодые пилоты, увидев Михаэля, расступаются на трассе, нам нужен тот, кто этого делать не будет.

Вопрос: Герхард, снова об Алези. Он продолжительное время был вашим партнером по команде, что вы можете сказать о нем?
Герхард Бергер: Он действительно славный парень. Я люблю его очень, мы провели вместе пять лет и это было интересное время. У него большое сердце, в чем то он до сих пор остается ребенком и здорово, что он с нами. У него много болельщиков во всем мире, они любят смотреть на его гонки. Он непредсказуем. Спросите Флавио. Он отличный парень, давайте надеяться, что Жан проведет еще сотню гонок в чемпионате.

Вопрос: Теперь о Хуане Пабло. Вильнев выиграл "500 миль Индианаполиса", пришел в "Формулу-1" и на следующий год выиграл чемпионат. Хуан Пабло может повторить это достижение?
Герхард Бергер: Я наблюдал за ним на протяжении всего сезона и хочу сказать, что Монтойа действительно талантлив. У него сочетается природный талант и умение работать с машиной. Но пока он не способен использовать потенциал машина на 100% в каждый уик-энд. Просто не хватает опыта. Нужно чуть больше времени, чуть больше гонок за спиной, чтобы научиться пользоваться всем, что есть в "Формуле-1". На некоторых трассах мы видим фантастические гонки в его исполнении, на других он выступает очень хорошо, но не в состоянии справиться с настройками. Я думаю реальный потенциал Хуана Пабло раскроется лишь в следующем сезоне. Этот год и так был сложным. Ему пришлось изучать новые трассы, научиться работать с командой. Но он проделал очень, очень хорошую работу. Иногда мы забываем, насколько мало гонок он провел здесь. Уверен, впереди нас ждет масса хороших гонок в его исполнении.

Вопрос: Хочу спросить Эдди и Михаэля. Медовый месяц с это трассой закончился? Она вам не кажется столь идеальной, как в прошлом году?
Эдди Ирвайн: В этом году лучше, чем в прошлом, тогда у нас была очень жесткая резина, сцепление с трассой было неважным, было очень трудно, да и машина была не в лучшей форме. Конечно это не лучшая трасса в мире - четыре стены с полем для гольфа посередине. Если это лучшее из того, что они могут сделать, значит - лучшее. Но было бы здорово сделать еще лучше. Я не знаю, какова ситуация. Может быть из овала и поля для гольфа ничего лучшего и не выйдет. Я не знаю. Мне в этом году здесь комфортнее, чем в предыдущем, машина гораздо лучше держит трассу.Михаэль Шумахер: Такая проблема есть и большинство гонщиков согласится с тем, что это не самая интересная трасса. Овал приспособили к нуждам "Формулы-1", это компромисс. Но мы любим приезжать в эту страну, любим проводить здесь время. В календаре не может быть 17 великолепных трасс.

Вопрос: Эдди, сегодня вы показали пятое время, завтра вы сможете сохранить этот импульс?
Эдди Ирвайн: Хотелось бы на это надеяться, но мы уже были здесь в пятницу и не смогли ничего сделать в субботу. Сегодня, наверное впервые за долгое время, у нас не возникло проблем с машиной. Посмотрим. Пятница  всегда особенный день. МЫ обычно не делаем в пятницу того, что делали сегодня, но сегодня другая ситуация. Пока говорить рано. Приходите в два часа и все узнаете.

Вопрос: Френк, ваша команда имела много подъемов в последние 20 лет. Вы могли бы рассказать о своих чувствах сейчас, когда команда возвращается в ранг сильнейших после самого сильного спада в ее истории? Что вас сейчас устраивает больше, чем в прошлом?
Френк Вильямс: Чувство беспокойства за то, сумеем ли мы удержать свое движение вперед (смеется).

Вопрос: Кто-нибудь использовал тормозные сигналы сегодня?
Михаэль Шумахер: Мы собираемся использовать их завтра. В ФИА утром еще разбирались с настройками. Наверняка утром все появится.Вопрос: Эдди?  Эдди Ирвайн: Я так понимаю, что мы из не использовали сегодня, а завтра будем.Френк Вильямс: Мы сами ждем.Флавио Бриаторе: Я не знаю. 

Вопрос: Михаэль, если принять к сведению популярную точку зрения о том, что Индианаполис станет постоянным пристанищем "Гран-при США", насколько важно было стать первым победителем этого этапа?
Михаэль Шумахер: Очевидно если вспомнить историю и значение этапа "500 миль Индианаполиса", первую гонку "Формулы-1" на этой трассе, конечно приятно было чувствовать себя первым победителем.

Вопрос: Сегодня температура трассы не понималась выше 14 градусов, насколько это снизило ваши возможности. К примеру. если сравнивать с 25 градусами...
Михаэль Шумахер: Я думаю, температура трассы и сегодня была около 25 градусов, а воздух был холодным, по нашим измерениям - около 14 градусов. То, что вы видите на мониторах не всегда правильно. Честно говоря подобная погода скорее заставляет ехать быстрее, чем замедляет. Зимой вы часто видите весьма неплохие результаты, а ведь трасса холодная и резина холодная. Всегда есть оптимальная температура, от трассы к трассе она меняется. Здесь условия очень подходящие для нас.

Вопрос: Френк, вы как то связывались с Алессандро Занарди после той страшной аварии в Германии? Что вы сказали ему?
Френк Вильямс: Я говорил с его женой около недели тому назад, он тогда еще был без сознания. Она не хотела, что бы его кто-то навещал до конца недели и я не поехал. Собираюсь навестить его ближе к концу следующей недели.

Вопрос: Эдди, вы говорили о молодых и способных пилотах. Вы не имеете ввиду Сато, японца, чемпиона "Формулы-3"?
Эдди Джордан:  Мы проверили массу пилотов на прошлой неделе. Уилсона, Картикеяна. Молодой пилота команды "Прост" - Томаш Энге в прошлом году работал к нас на тестах. Год назад, или около того мы проверили и Сато, но сейчас у него контракт с "БАР". Я думаю, он очень быстр. Если посмотреть на его рекорд, он выиграл больше этапов чемпионата "Формулы-3", чем любой другой гонщик, хотя сейчас многое изменилось, за несколько дней могут быть проведены два этапа. Они так все запутали, что не поймешь сути происходящего. Но одно я могу сказать наверняка, он очень талантлив, если вы меня спрашивали именно об этом. Есть много хороших пилотов, но если мы выбирали из пяти - шести человек, Сато был бы среди них.

Вопрос: Френк, вы сказали, что гонка в Монреале стала поворотным моментом для Монтойи. Что там произошло, что изменило его?
Френк Вильямс: Он врезался в стену (смеется). 

Вопрос: Михаэль, после гонки в Монце как вы оцениваете то, что произошло перед стартом. У вас был шанс поговорить с пилотами команд, типа той, что под началом Флавио? Что будет наиболее важным для безопасности пилотов в будущем?
Михаэль Шумахер: Я думаю, что нужно было поговорить несмотря ни на что, информировать их о сложившейся ситуации и все, кроме одного, отнеслись к этому нормально. Эффект был положительный, просто надо было быть немного осторожнее. Я несколько раз уже говорил о том, что не согласен с тем, когда Флавио или некоторые другие боссы команды, диктуют пилотам свои условия. Водители должны участвовать в гонках, они знают свою работу, а Флавио вряд ли когда-нибудь сидел в кокпите гоночной машины. Он не знает, о чем речь, не чувствует ситуации и поэтому не стоит давать приказы гонщикам. Не слишком хорошо использовать слабые места некоторых пилотов, зная, что они ничего не смогут возразить.

Вопрос: Говорят в "Феррари" вам предложили самому выбирать, стартовать или здесь и в Японии. Вы рассматривали возможность отказа? Что мотивирует вас сейчас, когда судьба чемпионата решена?
Михаэль Шумахер: Команда "Феррари" действительно доверила мне право выбора, если бы я хотел отказаться, то смог бы это сделать. Никто не знал, что случится в Монце, но я чувствовал себя обязанным выйти на трассу перед итальянской публикой. С другой стороны у меня не было сомнений в том, что если все наладится, то надо возвращаться к нормальной жизни. Поэтому я и участвую в гонках. Я гонщик и хочу провести в чемпионате еще несколько лет, показав все лучшее, на что способен. Я думаю этого хочет каждый из нас. Если бы началась война, думаю никто из нас не захотел бы выступать здесь.

Вопрос: Такой выбор был вам предоставлен только из-за террористического акта, или потому что судьба чемпионата решена?
Михаэль Шумахер: Только из-за террористического акта.

Вопрос: Давайте отложим в сторону "Формулу-1". Приезжая в Индианаполис вы не хотите попробовать себя в гонках на овале. Насколько конкурентоспособны вы могли бы  быть на хорошо настроенной машине?
Михаэль Шумахер: Честно говоря я об этом никогда не думал. С одной стороны мне это кажется очень опасным, с другой - "Формула-1" - самое серьезное испытание для автогонщиков. У меня неплохо получается здесь и я не вижу причин доказывать что-либо в "Инди", "Индикаре", чемпионате "CART" или где то еще.

Вопрос: Флавио, что вы думаете о словах Михаэля по поводу Монцы?
Флавио Бриаторе: Разные мозги, разные мысли. Дело не только во мне. В "БАР" кто был таким человеком? Поллок со мной согласился. Все что я видел - Михаэль подходил ко всем пилотам перед стартом и это я считаю неправильным. В четверг. на брифинге пилотов, ничего не было сказано по поводу старта. Странно было услышать такие новости днем в воскресенье. На самом деле далеко не все пилоты согласились с Михаэлем. Физикелла сказал мне: "Я хочу стартовать, но Шумахер уже все за всех решил." Баттон тоже сомневался.Михаэль Шумахер: Я не знал, что Вы были там. Флавио Бриаторе: Там был Физикелла. Михаэль - гонщик, который взял на себя обязанности менеджера команды, он принял решение за всех. Я отвечаю за свою команду и за своих пилотов. Физикелла ничего мне не говорил по поводу того, что он не хочет стартовать. Он сказал: "Я совсем не убежден, что нам нужен старт в режиме желтого флага." Вильнев не согласился, Панис не согласился. Если пилоты обсудят этот вопрос в четверг, возможно мы примем какое-то решение, но не в воскресенье перед гонкой.

Вопрос: Ввиду того, что произошло с Дженсоном, вы думаете стоило выбросить желтые флаг?
Флавио Бриаторе: Никакого преимущества у нас не было, мы стартовали не с "поул-позишн". Преимущество было у Герхарда и Френка. Дженсон хотел стартовать максимально эффективно и попал в аварию.

Вопрос: Эдди, в течении сезона были моменты, когда вы чувствовали, что Бобби Рейхол не справляется?
Эдди Ирвайн: Это вопрос не ко мне. Я гонщик и был откровенным и с Бобби, и с Ники. Вы слышали, что Ники говорил, Бобби действительно посвятил работе с командой лишь половину себя. Посмотрите на Френка Вильямса, на Рона Денниса и Жана Тодта, они живут с "Формулой-1" и умирают с "Формулой-1", что-то подобное нужно и нам.

Вопрос: Вернемся к Михаэлю. Профессиональный спорт становится моложе, почти всем звездам по 20 лет. Мика берет отпуск. Что вы думаете об этом?
Михаэль Шумахер: Так и есть. Если посмотреть на возраст пилотов, то я в старшей группе. Я знаю, что не проведу здесь еще десятилетие, посмотрим, как долго это будет продолжаться.

Вопрос: Спрошу троих боссов. Представители "БАР" заявили, что представят новую машину в декабре. Вы думали о подобных сроках? Если нет, то когда состоится презентация новых машин?
Флавио Бриаторе: В январе.Эдди Джордан: Если повезет, то в январе (смеется). Я не знаю, как они собираются сделать это. Остается так много времени, которое можно потратить на развитие машины. Для нас подобное просто невозможно.Флавио Бриаторе: В январе.

Вопрос: Френк, когда Сэм Шмидт основал команду чемпионата "Indy Racing League", будучи прикованным к инвалидному кресу, он сказал, что брал пример с вас. Вы говорили с ним, советовали что-то?
Френк Вильямс: Я говорил с ним в прошлом году, здесь, в Индианаполисе. Но вряд ли я был источником вдохновения, мотивация была в нем самом.

Читайте ещё