Уик-энд с медицинской бригадой F1

Формула 1 имеет негласный статус самого безопасного чемпионата в мировом автоспорте, добиться этого позволили несколько факторов, одни из которых нацелены на предотвращение аварии, другие должны минимизировать ее последствия.

В автоспорте, как в авиации - каждая инструкция порой становится результатом печального опыта, инцидента, который привел к гибели или серьезным травмам гонщика. Работа медицинской бригады во время уик-энда Формулы 1 – это особенный, уникальный процесс, о котором мы хотим рассказать сегодня…

Бахрейн. Пятница. Свободные заезды. Отрабатывая квалификацию, Льюис Хэмилтон теряет контроль над машиной, McLaren скользит по поребрику, вылетает с трассы и врезается в барьер из покрышек. MP4-23 разбита, гонщику нужно несколько секунд, чтобы прийти в себя после удара. По команде из центра управления гонкой в медицинской машине загорается сигнал, сидящий за рулем врач - официальный представитель FIA Жак Тропана, смотрит на небольшой экран, на который передается видеозапись аварии.

Гран При Бахрейна. Медицинская машина

Медицинский Mercedes V8 AMG стоит на резервной дорожке автодрома. На переднем пассажирском сиденье Гэри Хартстейн – координатор спасательных операций, на заднем сидении – медсестра и местный врач. Согласно международному праву, с пострадавшим может только работать один из них, представитель FIA имеет право вмешаться только при возникновении чрезвычайной ситуации. Проходит несколько секунд, оживает радиостанция: «Пшшт. Вмешательства не требуется. Пшшт». На экране видно, как Хэмилтон покидает машину и отходит в сторону, в медицинской машине вздох облегчения. «Мы попросим его посетить медицинский центр, удар был довольно серьезным», - говорит коллегам Тропана, отрывая взгляд от монитора. Сессия продолжается, Сахир – одна из самых безопасных трасс чемпионата, но в гонках всякое может случиться.

Зимой, когда команды готовили машины к новому сезону, в FIA работали над совершенствованием системы медицинского обслуживания. Отвечал за программу профессор Жерар Сальо, представитель президента института FIA: «Когда Макс Мосли позвонил, его задание было коротким: нужно улучшить систему, которая и без того была эффективной, и разработать план дальнейших действий». Мы пригласили на работу новых сотрудников, включая нового медицинского делегата FIA Жана-Шарля Пита, многие процессы были пересмотрены, чтобы гарантировать их соответствием современным стандартам безопасности. Сегодня Пит следит за происходящим из центра управления гонкой, вместе с главой медицинской службы страны, принимающей Гран При.

Жак Тропана и Жан-Шарль Пит

«В случае аварии мы имеем всю информацию для координации действий врачей, и связь с директором гонки Чарли Уайтингом, рекомендуя ему принять те или иные меры, от выезда машины безопасности, до появления на трассе медицинской машины, рассказывает о своей работе Пит. - Экстренных ситуаций было две - авария Ковалайнена в Испании и прошлогодняя авария Кубицы в Монреале. Подъезжая к разбитой машине Роберта, мы ждали худшего, но он не пострадал, и это еще раз говорит о том, что в нашей работе не стоит предполагать. У самой безопасной, с виду, аварии, могут быть очень серьезные последствия, и наоборот».

В сотне метров от боксов построен современный медицинский центр – предмет зависти местных врачей, но он предназначен для неотложной помощи. Перед Гран При представители медицинской службы FIA проверяют больницу, которая должна принять пациента в случае серьезных повреждений. Врачи знакомятся друг с другом – при возникновении нештатной ситуации, нужно знать имена специалистов и возможности конкретного учреждения.

Льюис Хэмилтон заходит в медицинский центр с тренером по физподготовке, экспертиза проходит за закрытыми дверями, в палате интенсивной терапии. Четыре кровати, разделенных перегородками, в окружении соответствующего оборудования. «Ничего серьезного, лишь небольшой ушиб плеча», - сообщает врач, отпуская гонщика.

На следующий день, в той же палате, один из механиков Honda с подозрением на острый аппендицит. Медсестра с портативным прибором для УЗИ делает исследование, на другом конце комнаты, доктор изучает цифровую рентгенограмму на гигантском экране: "Один из наших получил травму. Ничего страшного, но если бы ситуация была серьезной, я могу мгновенно переслать файл в любую больницу мира".

Медицинский центр обслуживает не только гонщиков Формулы 1, GP2 и гонок поддержки, в него обращаются все, кто находится в боксах. Здесь находятся электронные карты гонщиков и сотрудников команд – старые травмы, группа крови, возможная аллергия к лекарствам, здесь дежурят хирурги, анестезиологи и другие специалисты, готовые выполнить экстренное вмешательство в небольшой операционной, если пациента невозможно транспортировать в госпиталь. За работой центра наблюдает представитель Гран При Сингапура, снимающий происходящее на цифровую камеру – Бахрейн многие считают образцом по обеспечению безопасности, в Сингапуре перенимают опыт. За окном, на специальной площадке, замер вертолет. Пилот должен быть готов к взлету в течении пары минут, к счастью, необходимости нет, и он полирует стекло кабины.

Наступает время инспекции трассы. Медицинская машина медленно едет по асфальту, Хартстейн на пассажирском сиденье, в поворотах выстроились бригады маршалов. «В Мельбурне было 140 человек, здесь всего 70, но этого достаточно для стационарного автодрома, - говорит Тропана. - Гэри– специалист по интенсивной терапии, который координирует действия местных медиков, но гонщики знают его в лицо. Они видят, что он здесь, знают, что он готов прийти на помощь, в психологическом отношении это очень важно».

Медицинская машина на старте Гран При

На старте медицинская машина стоит позади пелотона и начинает движение вместе с ними, чтобы в случае аварии мгновенно оказаться на месте происшествия. «Первый круг – это всегда особое волнение, мы должны быть начеку, но не вмешиваться в ход гонки. Вы не можете представить, как быстро машина, стартовавшая с пит-лейн, догоняет пелотон. Когда-то я невольно блокировал Михаэля Шумахера, и немцу пришлось ждать, чтобы обогнать медицинскую машину. Могу сказать, что он не был доволен и после финиша пришел за объяснениями».

Гонщики собираются для проведения парада пилотов. Большинство из них в этот уик-энд не обращались в медицинский центр, многие не знают, насколько серьезная работа проводится у них за спиной… «Знаете, - говорит профессор Сальо, - Их уверенность в том, что мы придем на помощь, дорогого стоит. Они знают, что это действительно так!»

Текст: . Источник: Июньский номер F1Racing
Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.
Читайте ещё