Гран При Европы: Превью этапа

Об ожиданиях от уик-энда...

Прошедший Гран При Канады открыл летний марафон Формулы 1, состоящий из шести гонок за восемь недель. Гран При Европы, проходящий в Баку, стоит вторым номером в этом списке – и с точки зрения логистики это, пожалуй, самый сложный для команд этап чемпионата. Ведь между двумя гонками на двух разных сторонах планеты всего неделя, и команды, покинув трассу в Монреале в воскресенье вечером или понедельник утром, уже во вторник должны оказаться в столице Азербайджана, со всем многотонным грузом и оборудованием.

Ситуацию осложняет ещё и тот факт, что хотя гонка в Баку и носит название Гран При Европы, фактически представляет собой "fly away" этап, то есть на эту трассу им придётся лететь самолётами.

Другая сложность бакинского этапа – пока никто не представляет, чего ждать от этой трассы. Конечно, практически все изучали её на симуляторе, но компьютерное моделирование не даёт ответов на все вопросы. Типичный пример – трасса в Сочи, где, как считалось после первых оценок на симуляторах, износ резины будет высок, но в действительности шины практически не изнашиваются.

Так или иначе, уже сейчас можно сказать, что трасса будет очень быстрой, что в сочетании с тем фактом, что проложена она по улицам города, где нет больших зон вылета, ставит перед пилотами и командами очень непростую задачу. Ожидается, что скорости будут достигать 340 км/ч, и при этом любая ошибка чревата сходом. В этом смысле бакинская трасса чем-то похожа на Монреаль, где скорости тоже велики, а стены – близко.

Тем временем ситуация в чемпионате накаляется. Хэмилтон продолжает отыгрывать отставание от Росберга. От почти двукратного преимущества Нико не осталось и следа – теперь их разделяет всего девять очков. Одновременно всё большей угрозой для них обоих становятся машины Red Bull Racing и Ferrari. Всё это обещает очень острую борьбу в Азербайджане. Судя по тому, что мы увидели в трёх последних гонках, нас ждёт интересная битва за титул, и кто станет победителем чемпионата – далеко не так очевидно, как казалось после первых этапов.

О трассе…

Трасса в Баку

Баку. Городская трасса. 51 круг по 6,003 километра = 306,049 км. 20 поворотов – 12 левых и 8 правых. Ключевых особенностей две. Во-первых, трасса включает сразу восемь 90-градусных поворотов. Вторая особенность – это, конечно же, огромная 2,1-километровая прямая, самая длинная в чемпионате. Она начинается ещё от 16 поворота, и хотя после этого гонщикам предстоит преодолеть повороты 17,18, 19 и 20, фактически машины будут проходить их на полном газу. К концу этой прямой машины должны разгоняться до 340 км/ч.

В теории это означает, что аэродинамика будет настраиваться на среднюю/низкую прижимную силу, но нужен компромисс, позволяющий не терять время в медленных поворотах. В то же время из-за большого количества зон жёстких торможений ожидается, что износ тормозов окажется достаточно большим. Несмотря на то, что на полном газу гонщики будут преодолевать только 56% трассы, большое количество прямых и медленных поворотов приведёт к высокому расходу топлива – 2,1 кг на круг, одно из самых высоких значений в сезоне.

С технической точки зрения важны хорошая динамика разгона и высокая максимальная скорость. Здесь есть и несколько скоростных поворотов, и в то же время мало поребриков, так что настройки подвески можно делать достаточно жёсткими. Впрочем, пока неизвестно, как много на трассе будет кочек – об этом мы узнаем только в пятницу.

О резине…

Теоретически городская трасса требует достаточно мягких составов резины – таких же, как в Монако и Канаде. Однако так как гонка в Баку пройдёт впервые, в Pirelli предпочли перестраховаться, и привезли «средний» набор шин – SuperSoft, Soft и Medium. Впрочем, как и следовало ожидать, большинство команд выбрали составы Soft и SuperSoft.

Многое будет зависеть от характеристик покрытия. Почти все трассы, появившиеся в календаре в последние годы, отличались очень гладким асфальтом – к примеру, в Сочи или в Остине. На таком покрытии резина изнашивается медленно, что в сочетании с жёсткими составами почти неизбежно приведёт к использованию стратегии одного пит-стопа.

С другой стороны, асфальт в Баку может иметь другие характеристики – ведь это городской этап. И даже новый асфальт здесь на некоторых участках временный, уложенный на брусчатку.

История Гран При Европы

Подиум Гран При Европы 2012 года

Статус Гран При Европы носило куда больше гонок Формулы 1, чем принято считать. Более того – можно сказать, что именно с Гран При Европы началась история чемпионата. Дело в том, что в пятидесятые, шестидесятые и семидесятые такой статус этапы получали параллельно с основным – то есть, гонка в Сильверстоуне 1950 года была одновременно и III Гран При Великобритании, и XI Гран При Европы.

Каждый год трасса, получавшая такой двойной статус, менялась, но завершилась история «двойных Гран При» тоже в Сильверстоуне, в 1977 году. В следующий раз Гран При Европы состоялся в 1983 году в Брэндс-Хэтч, и никакого другого статуса у этой гонки уже не было – Гран При Великобритании в том году прошел в Сильверстоуне. Таким образом, именно Брэндс-Хэтч стал первой трассой, принявшей отдельный Гран При Европы в рамках чемпионата мира.

В дальнейшем европейский этап несколько раз менял прописку. Как правило, такой Гран При проводился в стране, уже имевшей национальный этап, но где при этом была возможность и необходимость провести вторую гонку. После Брэндс-Хэтч был немецкий Нюрбургринг, так как Гран При Германии проводился в Хоккенхайме.

В 1993 году гонка в Донингтоне, ставшая знаменитой благодаря лучшему кругу Айртона Сенны с проездом через пит-лейн, тоже носила название именно Гран При Европы. На следующий год именно так в календарь вернулся испанский Херес, который не мог конкурировать с Барселоной за место проведения национального этапа. В 90-е на волне успехов Михаэля Шумахера в Германии произошёл всплеск интереса к Формуле 1, и Гран При Европы надолго прописался на Нюрбургринге. А спустя 10 лет ситуация повторилась, только уже с Испанией и Фернандо Алонсо, так что с 2008 по 2012 годы европейский этап проводился в Валенсии.

Интересно, что именно Шумахер и Алонсо – самые успешные гонщики в истории Гран При Европы. На счету Михаэля шесть побед, у Фернандо три. Интересно, что последний на сегодняшний день европейский Гран При, проходивший в 2012 году в Валенсии, выиграл именно Алонсо, а Шумахер там же в последний раз в своей карьере поднялся на подиум. Также по два раза побеждали на европейских этапах Рубенс Баррикелло и Себастьян Феттель.

Читайте ещё