Гран При Абу-Даби: Пресс-конференция в воскресенье

Гран При Абу-Даби: Интервью на подиуме

1. Льюис Хэмилтон (Mercedes)
2. Нико Росберг (Mercedes)
3. Себастьян Феттель (Ferrari)

Интервью на подиуме

Вопрос: (Дэвид Култхард) Льюис, это твоя 53-я победа, но, полагаю, ощущения несколько иные, чем от прочих?
Льюис Хэмилтон: Вообще-то у меня отличное настроение! И я хочу поблагодарить всех болельщиков, приехавших на эту гонку – я видел на трибунах много британских флагов. Парни, я вас всех люблю! Хочу сказать спасибо моей семье, но прежде всего – нашей команде. Быть её частью и добиться такого успеха, как в этом году – настоящая привилегия. Когда я перешёл в Mercedes, я даже не думал, что смогу выиграть столько гонок – кажется, тридцать две. Спасибо всем сотрудникам на трассе и на базе! И, конечно, поздравляю Нико с его первым титулом!

Вопрос: (Дэвид Култхард) Нико, отлично сработано! Пожалуй, вам с Льюисом следует еще раз пожать друг другу руки – вот так, спасибо! Полагаю, для тебя гонка прошла спокойно?
Нико Росберг: Нет, и это была не самая приятная гонка из тех, в которых мне доводилось участвовать. В самом начале пришлось побороться с Максом, а ближе к финишу сзади приближались Феттель и Ферстаппен – я рад, что всё закончилось. Сейчас я в полном восторге! Я хочу посвятить победу в чемпионате жене Вивиан – спасибо тебе за огромную поддержку – и нашей дочери Алайе!

Вопрос: (Дэвид Култхард) Эй, держи себя в руках!
Нико Росберг: Да, я также благодарю всех, кто меня поддерживал, это невероятно!

Вопрос: (Дэвид Култхард) Я все-таки вижу слезы в глазах и понимаю, почему. В ближайшую пятницу тебя официально назовут чемпионом мира – тридцать четыре года тому назад в семье Росбергов уже случалось нечто подобное…
Нико Росберг: Я очень горжусь тем, что повторил достижение своего отца. Он должен приехать примерно через полчаса, и я с нетерпением жду встречи с ним.

Вопрос: (Дэвид Култхард) Фантастический результат, Нико, мы к тебе еще вернемся! Себастьян, кажется, ты не поднимался на подиум с этапа в Монце?
Себастьян Феттель: Да, с тех пор мы успели постареть!

Вопрос: (Дэвид Култхард) Я – да, а ты выглядишь неплохо! Почему результата пришлось ждать так долго? Сегодня вы выбрали верную тактику, и на последних кругах ты активно прессинговал гонщиков Mercedes…
Себастьян Феттель: Прежде всего, мои поздравления Нико! Последние круги получились сложными – не хотел бы я оказаться на его месте в тот момент. Я старался к нему приблизиться и опередить. Впрочем, я хотел обогнать обоих гонщиков Mercedes, ведь Льюис ехал очень медленно. Но это было сложно, под конец гонки мои шины были сильно изношены.

В начале гонки я застрял за соперниками и не мог показать свой темп – это меня немного расстроило. Но потом, оказавшись на свободной трассе, я раскрыл потенциал машины.
Команда заслужила этот подиум. Мы очень много работали. Нас столько критиковали в этом году – иногда справедливо, а иногда нет. Но так бывает. Это сложный спорт. У нас очень сильные соперники. Сезон складывался непросто, но здорово, что мы успешно его завершили. Мы постараемся развить этот успех в следующем году. Я хочу поблагодарить всех наших сотрудников!

Вопрос: (Дэвид Култхард) Льюис, ты из тех, кто не привык скрывать эмоции – мы видели, как ты радовался недавним победам. Что ты чувствуешь в данный момент?
Льюис Хэмилтон: В четырёх последних гонках я сделал всё, что было в моих силах – вряд ли я мог требовать от себя большего. Сегодня вечером буду веселиться вместе со всей командой – в этом году у нас было много проблем, поэтому я и оказался в таком положении. Но, тем не менее, я благодарен команде за всё, что мы пережили вместе.

Вопрос: (Дэвид Култхард) Что ж, поздравляю с победой в гонке! Нико, ты явно сдерживаешь слезы…
Нико Росберг: Нет, я в порядке и хочу поздравить Льюиса. Ты провел отличный сезон, ты – сложный соперник, невероятно быстрый и тебя непросто опередить. Парни в команде, включайте музыку, я скоро приду! Я с нетерпением жду встречи с мамой и отцом. Вся семья соберется вместе – это будет здорово!

Пресс-конференция

Пресс-конференция в воскресенье

Вопрос: Льюис, поздравляем с уверенной концовкой сезона! Гонка складывалась для вас довольно ровно за исключением последних кругов, притом на пресс-конференции в четверг вы говорили, что собрать пелотон довольно сложно. О чем вы думали в финальной фазе Гран При?
Льюис Хэмилтон: Я рад этой победе, она досталась относительно легко. Команда отлично сработала и в этот уик-энд, и в сезоне в целом – спасибо всем сотрудникам! Лидируя в гонке, я понимал, что упускаю титул, и надеялся, что Себастьян…

Мне сообщили, в каком темпе он едет, я знал, что смогу ехать так же, и надеялся, что Ferrari удастся приблизиться, однако, как заметил сам Себастьян, его шины на последних кругах потеряли эффективность, а Нико пилотировал безошибочно.

Вопрос: Что скажете о сезоне в целом?
Льюис Хэмилтон: Он получился неплохим. Я сделал всё, что мог, особенно в последних гонках, а Нико провел сезон без каких-либо серьезных проблем – поэтому результат оказался таким. Он сработал здорово, мои поздравления, чувство победы в чемпионате непередаваемо! Ну а я постараюсь побороться в следующем году.

Вопрос: Нико, примите поздравления! Ключевым эпизодом гонки стала ваша атака на Макса Ферстаппена – инженер говорил вам, что крайне важно выйти вперед, причем борьба получилась предельно плотной. Момент был напряженным, не так ли?
Нико Росберг: Определенно. Эмоции в борьбе с Максом просто зашкаливали – надеюсь, в ближайшее время мне не придется заново пережить нечто подобное. А еще ближе к финишу меня активно прессинговали соперники, Льюис впереди ехал относительно медленно – в общем, было непросто.

Вопрос: Вы старались контролировать эмоции и не раз говорили, что думаете о каждой гонке в отдельности. Теперь, когда сезон позади, каковы ощущения?
Нико Росберг: Они просто невероятные! Гонка получилась настолько напряженной, что мне потребуется время на осознание произошедшего. Последние круги с двумя быстрыми соперниками позади выдались очень сложными, и если бы я откатился назад, всё было бы кончено…

Вопрос: Тем не менее, отлично сработано! Себастьян, Ferrari не раз критиковали за ошибочную стратегию, однако сегодня команда действовала верно. Длинный второй отрезок, атакующий темп на SuperSoft – расскажите об этом и о тех решениях, что приходилось принимать на последних кругах…
Себастьян Феттель: То, что мы могли бы добиться значительного прогресса, стало очевидно лишь на последних двух кругах, но ранее ситуация была очень непростой. Её обострило то, что Макс Ферстаппен, прорывавшийся из последних рядов, провел очень продолжительный отрезок и в итоге стал претендовать на те же позиции, что я, Кими Райкконен и Даниэль Риккардо. Макс относительно рано свернул на свой пит-стоп, и мне оставалось в свою очередь задержаться на трассе. Когда я ехал за Кими и Даниэлем, я старался держать отрыв, но не «убить» шины, а как только парни отправились на пит-стоп, стало понятно, что мы сумеем проехать ещё довольно много.

Те несколько кругов оказались решающими – ресурс шин позволил держать высокий темп, я потерял не так много относительно тех, кто остановился раньше, а когда выехал из боксов, оставался единственный вопрос: насколько хватит резины у соперников. Пройти Даниэля оказалось довольно легко, но когда я оказался позади Макса, машина начала заметно скользить, что вредило шинам. Находясь за Росбергом, я ехал явно быстрее, но это отчасти объясняется тем, что Льюис впереди сбросил скорость – я пытался атаковать, но Mercedes были слишком быстры на прямых.

С Red Bull Racing бороться было проще – кроме того, у Макса Ферстаппена, в отличие от Нико, не было возможности пользоваться DRS. На второй прямой я попробовал провести обгон, однако Нико закрыл внутренний радиус, и я не мог излишне рисковать, так как неподалеку впереди был Льюис: если бы я сильнее сместился внутрь или наружу, я мог бы врезаться в Хэмилтона. Кроме того, Макс постоянно мелькал в зеркалах – в общем, заключительные круги получились напряженными.

В какой-то момент я даже надеялся на победу, но эти двое сработали очень здорово, а мы, тем не менее, рады сегодняшнему подиуму.

Вопросы с мест

Вопрос: (Сефф Хардинг) Льюис, вы подарили своим болельщикам невероятный сезон! У вас были потрясающие гонки, вы отметились несколькими достижениями – настрой на межсезонье будет позитивным?
Льюис Хэмилтон: Определенно. В этом сезоне было много хорошего – в частности, мне удалось укрепить отношения с новыми инженерами, парни сработали отлично. Наше взаимодействие эффективно, как никогда – особенно в свете всех трудностей. Кроме того, я был быстрейшим на протяжении большей части сезона и все эти позитивные факторы возьму с собой в следующий год.

Вопрос: (Андреа Кремонези) Льюис, насколько досадным было для вас слышать указания команды взвинтить темп? Вы не опасаетесь, что теперь отношения могут стать более прохладными?
Льюис Хэмилтон: Нет, не опасаюсь. Не знаю, почему в команде не захотели просто позволить нам действовать по собственному усмотрению – не было ни одного момента, когда я реально рисковал упустить победу. Досадно, что они так поступили, но их логика понятна, больше мне нечего добавить.

Вопрос: (Михаэль Шмидт) Вы сказали, что не рисковали упустить победу, но наверняка знали, что Себастьян едет на других шинах. Разве вы не опасались, что он сможет воспользоваться преимуществом?
Льюис Хэмилтон: Я не чувствовал, что подвергаю себя излишнему риску.

Вопрос: (Жером Пагмайр) Льюис, вас не раздражало то, что вы получаете подобные указания на последних кругах гонки, когда решается судьба титула?
Льюис Хэмилтон: Прессинга как такового не было – возможно, со стороны выглядело иначе, но не для меня. По ходу сезона я потерял немало очков, сегодня претендовал на титул, притом я никогда не делал ничего такого, что могло бы навредить команде или бренду Mercedes.

Мы уже выиграли Кубок Конструкторов, сегодня всё решалось между мной и Нико, но в команде всё-таки решили вмешаться с комментариями… Что ж, мы всё обсудим после, но нельзя, чтобы это обстоятельство отбрасывало тень на титул Нико и тот факт, что команда доминировала на протяжении всего года. Мы выиграли больше гонок, чем удавалось кому-либо за сезон, это было невероятно успешное время.

Вопрос: (Йенс Наглер) Себастьян, вы могли еще активнее прессинговать Нико на последних кругах?
Себастьян Феттель: Я сделал всё, что мог. Когда следуешь за соперниками, резина перегревается – в тот момент мои передние шины начали терять эффективность, было сложно держаться довольно близко. Кроме того, Льюис находился совсем неподалеку – иначе я мог бы действовать агрессивнее.

Нико неплохо оборонялся. У меня, возможно, был шанс в одиннадцатом повороте, однако он всякий раз пользовался "воздушным мешком" за машиной Льюиса – без него вероятность успеха была бы выше, а так – нулевая. Обогнав Макса Ферстаппена, я надеялся на победу в гонке, но помнил, что эти двое сражаются за титул. Мы все видели, что происходило на последних кругах – Льюис пытался придержать Нико, чтобы тот оказался под натиском преследователей…

Льюис Хэмилтон: Приятель, я просто пытался тебе помочь!

Льюис Хэмилтон и Себастьян Феттель

Себастьян Феттель: Уверен, ты и себя позволил бы опередить! Да, я хотел выиграть гонку, но не мог пройти обоих гонщиков Mercedes.

Вопрос: (Ливио Орихио) Льюис, когда вы узнали, что у Нико возникли сложности с атакой на Ферстаппена, думали ли вы, что у вас больше шансов на победу в чемпионате?
Льюис Хэмилтон: Нет. В тот момент у меня было мало информации от команды насчет дальнейших действий, так что я просто пытался создать отрыв. Притом я не знал, нужно ли мне создавать преимущество в десять секунд, потому одновременно следил за состоянием шин, а когда Нико прошел Макса и взял неплохой темп, тоже прибавил в скорости.

Вопрос: (Андреа Кремонези) Льюис, считаете ли вы честным сбрасывать темп только для того, чтобы осложнить задачу напарнику?
Льюис Хэмилтон: Не думаю, что я действовал сколь-нибудь опасно или нечестно. Мы сражались за титул, я занимал лидирующую позицию и контролировал темп, всё в рамках правил.

Вопрос: (Сефф Хардинг) Себастьян, если бы судьба титула не решалась в сегодняшней гонке, стали бы вы действовать иначе? В какой-то момент вы сказали команде: «Сделайте что-нибудь в ближайшие четыре круга! – у вас не было четкой картины происходящего, или вы корректировали тактику уже по ходу дистанции?
Себастьян Феттель: Всегда есть первоначальный план, но никогда не знаешь, как сложится гонка – позиции могут измениться уже в первом повороте, тактика должна быть гибкой. Конечно, мы понимаем, что нужно делать, как обращаться с шинами, но в тот момент я находился в замешательстве, так как впереди меня Даниэль постоянно пользовался «воздушным мешком» от машины Кими, и я никак не мог подъехать максимально близко, хотя был немного быстрее. Кроме того, в Абу Даби в принципе сложно атаковать.

Я просил команду что-нибудь придумать, но в тот момент Макс Ферстаппен свернул в боксы – это было агрессивное решение, ему предстояло проехать значительную дистанцию на шинах Soft. Стало ясно, что следом на пит-стоп отправятся сражающиеся друг с другом Даниэль и Кими, тогда как мы решили поступить иначе и перейти на SuperSoft, что оказалось верным. Мог ли я добиться большего? Не думаю, так как ресурс шин был уже исчерпан.

Хотел бы заметить, что чемпионат не выигрывается за счет везения, Нико заслужил свой титул. По ходу сезона для чемпионства нужно заработать немало очков, иногда у тебя случаются удачные моменты, иногда – не очень, такое не раз бывало со многими в прошлом. Бывают успешные сезоны, бывают чуть хуже, но сегодня – день Нико, мы с уважением относимся к его достижениям и поздравляем с заслуженным титулом!

Перевод: Валерий Карташев

Читайте ещё