Гран При Китая: Пресс-конференция в четверг

Слева направо: (первый ряд) Льюис Хэмилтон, Михаэль Шумахер. (второй ряд) Себастьен Буэми, Адриан Сутил

Участники: Адриан Сутил (Force India), Себастьен Буэми (Toro Rosso), Михаэль Шумахер (Mercedes GP), Льюис Хэмилтон (McLaren).

Вопрос: Адриан, что вы чувствовали, когда в предыдущей гонке на протяжении двадцати кругов отбивали атаки вашего друга Льюиса Хэмилтона?
Адриан Сутил: Да, это была непростая гонка. Сперва всё складывалось неплохо, я поддерживал хороший темп, но за двадцать кругов до финиша меня стремительно нагнал Льюис, ехавший, к тому же, на более мягкой резине. В такой ситуации я старался не допускать ошибок и контролировать траекторию. Я знал, что до финиша ещё далеко, а Льюис просто так не отступится, но за пару кругов до клетчатого флага его шины совершенно износились, и мне удалось оторваться. Ситуация была под контролем, но я всегда помнил, что Льюис привык бороться до конца…

Вопрос: Эта борьба подтверждает прогресс команды?
Адриан Сутил: Да, мы выступаем очень неплохо, я рад, что за зиму нам удалось добиться столь заметного прогресса. Команда действует максимально эффективно, и всё не ограничится первыми тремя гонками – у нас есть свои цели, мы хотим демонстрировать более высокие результаты. Пока всё складывается удачно, в ближайших гонках мы можем сделать еще один шаг вперед.

Вопрос: Как вы оцениваете вклад Пола ди Ресты в общее дело команды? Он тестирует машину во время первой пятничной сессии – это хорошее подспорье, или ненужное отвлечение вас от работы?
Адриан Сутил: Разумеется, я хотел бы максимум времени проводить в кокпите, в том числе в пятницу утром, но зимой мы заранее обо всем договорились. Пол – наш резервный гонщик, и по пятницам у него есть шанс поработать с машиной – иногда с моей, иногда – с машиной Витантонио.

Для молодых гонщиков, дебютирующих в Формуле 1, это неплохая возможность показать себя, освоиться, набраться опыта. В случае проблем у основного гонщика они должны немедленно заменить его в кокпите, а если им не хватит подготовки… в общем, лучше дать им шанс немного освоиться.

Вопрос: Себастьен, в этом сезоне Toro Rosso самостоятельно строила машину, в чём преимущества и недостатки такого подхода?
Себастьен Буэми: Не так просто подготовиться к новому сезону, если до этого вы ни разу самостоятельно не строили машину. Зимой мы проделали огромную работу, в аэродинамической трубе уже испытывается немало новых элементов, а результаты будут видны ближе к лету. Сейчас наша машина позволяет вести борьбу в середине пелотона и иногда набирать очки – в общем, все не так плохо.

Вопрос: Начало сезона выдалось непростым – сейчас дела идут лучше?
Себастьен Буэми: Конечно, я рассчитывал на несколько иной старт сезона, но трудности иногда случаются. Нам не всегда везло, посмотрим, что будет дальше. В Малайзии мы смогли подобраться к Force India и Williams, финиш в районе первой десятки – результат, к которому мы будем стремиться и в этот уик-энд.

Вопрос: Насколько сложна для вас эта ситуация? У вас за плечами полноценный сезон в Формуле 1, но в команде нет более опытного гонщика, способного помочь в доводке машины. Это проблема?
Себастьен Буэми: Честно говоря, в Формуле 1 у меня никогда не было напарника, более опытного, чем я сам, поэтому я не представляю, каково это – взаимодействовать с тем, кого можно считать наставником. Вместе с командой мы делаем все возможное, чтобы доработать машину – со знанием трасс этот процесс происходит намного успешнее. Думаю, за время свободных заездов нам удастся подобрать нужные настройки, а потом я постараюсь выложиться по максимуму.

Вопрос: То есть, отсутствие более опытного напарника – не проблема?
Себастьен Буэми: Не проблема.

Вопрос: Льюис, сегодня вы прогуливались по Шанхаю. Наверное, успели побывать и на выставке Expo?
Льюис Хэмилтон: Да, утром, перед отправлением на трассу мы заехали на Expo, где я ознакомился с британской экспозицией. Это было весьма интересно, а здание, которое они построили специально для этого мероприятия, просто поражает! Впрочем, визит был очень коротким – я провел короткую пресс-конференцию и поехал дальше.

Вопрос: Ваша борьба с Дженсоном длится уже три гонки. Как идут дела?
Льюис Хэмилтон: Неплохо – мы оба заработали для команды немало очков. Дженсон выступает фантастически, и мы отлично ладим друг с другом. Он хороший парень, который приносит только положительные эмоции, а наше взаимодействие обеспечивает достойные результаты.

Вопрос: Насколько серьёзно вас беспокоит скорость машина Red Bull? Чтобы бороться с ними, в McLaren разрабатывали новое техническое решение, но, кажется, проект пришлось свернуть…
Льюис Хэмилтон: Нам не пришлось отменять все наши проекты – в разработке невероятное множество идей, одной из которых было модернизировать машину по той же схеме, что и соперники. Сейчас эта доработка запрещена правилами – не знаю, как это отразится на конкурентах, но для нас негативных последствий нет.

У нас есть другие модификации, которые должны быть готовы в ближайшие несколько недель. С нетерпением жду новинок, хотя прекрасно понимаю – наши парни на заводе и без того выкладываются по максимуму. Мы стараемся применить как можно больше доработок – две недели назад они обеспечили нам хорошую скорость во время свободных заездов, однако в гонке Red Bull оказались немного… Не знаю, атакуют ли они в полную силу, но нам в любом случае нужно продолжать прогрессировать.

Вопрос: Михаэль, по-вашему, Mercedes все еще уступает лидерам? Какое место в пелотоне занимает команда?
Михаэль Шумахер: Определенно, Red Bull и Ferrari едут чуть быстрее, да и McLaren пока опережает нас, хотя по предыдущей гонке этого не скажешь. Пожалуй, сейчас мы четвертые по скорости.

Вопрос: Как обстоят дела с доработкой машины?
Михаэль Шумахер: В Формуле 1 команды на каждый этап привозят новые доработки, добиваясь постепенного прогресса. Я доволен тем, как идут наши дела – по аналогии с большинством соперников, к Барселоне мы подготовим серьезный пакет модификаций, и я с нетерпением жду эту гонку.

Вопрос: В этом году вы провели уже три гонки. Заметили какие-то серьезные изменения, произошедшие за три года вашего отсутствия?
Михаэль Шумахер: Факторы остались прежними. Характеристики машины изменились, но мы, по сути, каждый год адаптируемся к новой технике. После трехлетнего перерыва на это требуется чуть больше времени, особенно если учесть меньшее количество тестов, но у меня не возникло проблем. Я быстро освоился в кокпите, чувствую себя вполне комфортно и жду своего шанса на хороший результат.

Вопрос: Полагаете, более молодого Михаэля Шумахера огорчило бы длительное возвращение на вершину? Вы выглядите очень спокойным…
Михаэль Шумахер: Все зависит от возраста, о котором идет речь. В дебютном сезоне я был бы очень рад таким результатам, после нескольких титулов эти же достижения могут восприниматься не так радостно, но даже с учетом всех своих успехов я доволен тем, как идут дела. Главное – взаимодействовать с командой в процессе доработки машины. Пилотаж – тоже хорошо, однако к нему быстро привыкаешь, тогда как технические нюансы представляют гораздо больший интерес.

Вопросы с мест

Вопрос: (Пауло Ианьери – La Gazzetta dello Sport) Льюис воздуховод обеспечит вам заметное преимущество, или же Red Bull составит серьезную конкуренцию?
Льюис Хэмилтон: Уверен, в предстоящей гонке фаворитами по-прежнему будут Red Bull и Ferrari. Кроме того, мы не знаем, какие доработки привезла команда Mercedes, так что ситуация в некоторой степени непредсказуема.

Вопрос: (Ливио Орихио – O Estado de Sao Paulo) Вопрос ко всем: учитывая достаточно прохладную погоду, ожидаете ли вы каких-то проблем с прогревом резины, особенно более жесткого состава?
Адриан Сутил: Конечно, при +6 градусах по Цельсию, как сейчас, с прогревом жесткой резины определенно возникнут проблемы. Посмотрим, что ждет нас завтра, но трудностей не избежать. Нет, я не опасаюсь, что резина вовсе откажется работать, но на прогрев потребуется немало времени – возможно, пять или шесть кругов. Придется адаптировать настройки и надеяться на более теплую погоду в субботу и воскресенье.

Михаэль Шумахер: К выходным станет чуть теплее, так что проблем будет меньше.

Вопрос: (Марко Деглиносенти – La Gazzetta dello Sport) Михаэль, вас не огорчает тот поток критики, который обрушился на вас в последние несколько дней? Многих раздражает, что вы до сих пор не выиграли очередную гонку…
Михаэль Шумахер: Я давно выступаю в Формуле 1 и понимаю, что такое эмоциональный фактор. Зимой все были крайне воодушевлены, но с волны общего оптимизма легко соскользнуть – не важно, есть ли тому объективные причины, или дело в обстоятельствах. Результаты оказались не такими, как предполагалось – честно говоря, я сам бы хотел выступить чуть лучше, но конкуренция очень серьезная, и негативная реакция журналистов вполне естественна. Впрочем, я знаю, что делаю, и у меня нет никаких личных причин для разочарования. Я по-прежнему счастлив, нравится это кому-то, или нет.

Вопрос: (Оттавио Давидди – Tuttosport) Михаэль, учитывая ваш ответ на предыдущий вопрос, позвольте задать следующий. Вчера Фернандо Алонсо сказал, что по-прежнему считает вас одним из претендентов на титул. Вы с ним согласны?
Михаэль Шумахер: Пожалуй, да, учитывая действующую систему начисления очков и сход Фернандо в Малайзии – это может случиться с каждым. В предыдущей гонке я не добрался до финиша – скорее всего, с чем-то подобным рано или поздно столкнутся все претенденты.

Если мы сможем быстро дорабатывать машину, не вижу причин,которые помешают бороться за титул. Сейчас рано делать выводы, сезон очень длинный, и мы знаем, насколько важно оперативно готовить новые модификации. Уверен, у нас хороший потенциал, так что для меня и Нико чемпионат еще не закончен!

Вопрос: (Сара Хольт – BBC Sport) Общий вопрос для Льюиса и Михаэля. После трех гонок лидеров личного зачета разделяют одно-два очка. Полагаете, ситуация останется неизменной, и победу будут оспаривать сразу шесть-восемь гонщиков, или же по возвращении в Европу, где все команды представят свои доработки, кто-то сразу вырвется вперед? К примеру, Себастьян Феттель мог выиграть все прошедшие гонки…
Льюис Хэмилтон: Да, Себастьян мог создать отрыв, но сейчас борьба очень плотная, и я надеюсь, что так будет продолжаться еще некоторое время. Не знаю, останутся ли у Red Bull такие же проблемы с надежностью, но по ходу сезона, как сказал Михаэль, с каждым участником могут случиться какие-то неприятности. Нужно выступать максимально стабильно, не допуская сходов – пожалуй, к этому будет стремиться каждая команда.

Михаэль Шумахер: Кажется, я уже отвечал на этот вопрос.

Вопрос: Михаэль, за последние четыре года вы второй раз приезжаете в Шанхай. Что вы можете сказать об этом городе?
Михаэль Шумахер: Я давно не был в Шанхае, меня приятно удивили произошедшие здесь перемены. Кроме того, мне всегда нравилось приезжать на эту гонку, ведь китайские болельщики создают особую атмосферу. Нас повсюду встречают с воодушевлением – разумеется, в ответ мы хотим выступить как можно лучше!

Вопрос: (Йорис Фиорити – AFP) Себастьен, в большинстве гонок вы неизменно опережали напарника, но две недели назад всё сложилось иначе. Теперь Хайме Альгерсуари – соперник?
Себастьен Буэми: Для меня предыдущий этап оказался очень непростым – уже на первом круге я допустил контакт с машиной Камуи Кобаяши и повредил переднее антикрыло. С поломкой я проехал большую часть дистанции, но как только мы заменили деталь, сразу показал третье время на круге. Трудно сравнивать меня и Хайме, но он, несомненно, хорошо провел гонку и заработал очки, здесь нечего добавить. Впрочем, в свободных заездах и квалификациях мои дела идут не так уж и плохо – надеюсь, нас ждет удачный уик-энд, в котором я смогу продемонстрировать всю свою скорость и добраться до финиша.

Вопрос: (Сара Хольт – BBC Sport) Михаэль, в 2006-м, в Китае вы одержали свою последнюю на сегодняшний день победу. Не могли бы вы вспомнить те ощущения? Полагаете, вам по силам повторить успех в ближайший уик-энд?
Михаэль Шумахер: Я не из тех, кто часто оглядывается в прошлое, так что прошу меня извинить. Лучше смотреть в будущее и пытаться выступить чуть удачнее, чем в двух предыдущих Гран При, где ситуация была не в моей власти. Кроме того, эта трасса способствует хорошей и интересной гонке.

Здесь есть несколько поворотов, в которых, в зависимости от баланса настроек, можно испытать совершенно противоположные эмоции. Если машина настроена неверно, прохождение первого или тринадцатого поворотов вызовет лишь раздражение, тогда как с нужными регулировками это по-настоящему весело!

Вопрос: (Ник Малвенни – Reuters) Льюис, в 2008 в Китае вы одержали убедительную победу, но в 2007, если помните, соскользнули с трассы. Полагаете, приобретенный опыт гарантирует, что подобная ситуация не повторится? Что вы скорее отправитесь в боксы, чем останетесь на трассе с практически стертой резиной?
Льюис Хэмилтон: Теперь я знаю, где находится та гравийная ловушка, так что ситуация вряд ли повторится. Разумеется, опыт позволяет объективнее оценивать обстановку на трассе, но не думаю, что наша команда снова окажется в аналогичной ситуации. Уверен, ошибка больше не повторится.

Перевод: Валерий Карташев

Читайте ещё