Сезон 2010: Поправки к регламенту

Поправки к регламенту на сезон 2010 года носят не столь радикальный характер, как в 2009-м. Базовые ограничения и регламент на аэродинамику остались прежними, но машины изменятся из-за увеличения объёма топливных баков и изменения размеров передних шин.

Система начисления очков

В сезоне 2010 года увеличится число команд чемпионата, изменится и система начисления очков...

Место на финише Очки
1 место 25
2 место 18
3 место 15
4 место 12
5 место 10
6 место 8
7 место 6
8 место 4
9 место 2
10 место 1

Габариты передних шин

Вернув в чемпионат слики, в FIA решили сохранить прежние габариты шин с канавками. Когда выяснилось, что передняя и задняя резина изнашивается неравномерно, обеспечивая разный уровень сцепления с трассой, вносить коррективы было уже поздно. В 2009-м эта ошибка серьёзно осложняла работу команд, пытавшихся компенсировать разницу развесовкой машин.

Изменение размера передних шин

В 2010-м габариты передних шин уменьшатся, нагрузка будет распределена более равномерно, но командам нужно оптимизировать аэродинамику с учётом большего пространства между шинами и носовым обтекателем..

Хирохиде Хамашима, Bridgestone: «В 2010-м передние шины станут уже, что позволит добиться лучшего баланса, более равномерного сцепления с трассой передних и задних колёс. Когда чемпионат переходил на слики, решено было унаследовать габариты от шин с канавками, в результате передние колёса обеспечивали лучшее сцепление, чем задние, но теперь передние шины станут уже и ситуация изменится».

Количество комплектов шин для сухого асфальта

Число комплектов шин для сухого асфальта, разрешенное для использования командами на каждой машине по ходу уик-энда, сокращено с 14 до 11 - пять комплектов основного состава (более жесткого) и пять дополнительного.

На первую пятничную тренировку каждый гонщик получил единственный комплект жесткого состава, которую затем должен будет вернуть. На вторую тренировку комплектов будет два - жесткий и мягкий - и их также придется сдать после окончания сессии. На остаток этапа гонщику предоставят по 4 набора "сухих" шин каждого типа.

Запрет на дозаправки

Пит-стоп Дженсона Баттона

Заправочные машины и обслуживающие их бригады механиков останутся, но дозаправка во время гонки в 2010-м запрещена – гонщики будут стартовать с тем количеством топлива, которое необходимо для прохождения всей дистанции.

Падди Лоу, McLaren: «Теперь мы рассматриваем вес, как ещё одну переменную. Раньше, с каждым дополнительным литром топлива наблюдалось линейное увеличение времени прохождения круга, машины были рассчитаны на работу в режиме спринта».

Запрет на использование колёсных колпаков

Аэродинамический колпак на колёсном диске

Аэродинамические колпаки на колёсных дисках появились на машинах Ferrari в 2006-м. Тогда возникли определённые сомнения в соответствии этого решения духу регламента - подвижные элементы аэродинамики были запрещены, но у FIA вопросов к ним не было и скоро колпаки стали одним из привычных элементов конструкции.

Колёсные колпаки улучшали вентиляцию тормозов и уменьшали сопротивление воздушному потоку, позволяя отыграть около двух десятых на круге.

В 2009-м выяснилось, что в условиях нового регламента колпаки негативно влияют на эффективность машин соперников, когда они приближаются на дистанцию атаки, и команды договорились о запрете этого решения.

Формат квалификации

В связи с увеличением числа команд и запретом на дозаправки скорректирован формат квалификации – в третьей сессии десять лучших гонщиков разыграют поул не со стартовым количеством топлива, а с пустыми баками, а до старта гонки машины будут дозаправлены.

Использование информации FIA о весе машин перед стартом лишь в 2009-м позволяло судить о тактике команд – прежде эти данные были закрыты, а в 2010-м, после отмены дозаправок, все будут стартовать с необходимым для прохождения дистанции количеством топлива.

В остальном, перемены связаны с большим количеством машин на стартовом поле. В регламенте рассматривается схема квалификации с участием 13-ти команд:

1. С 14:00 до 14:20 местного времени (в некоторых Гран При время изменится) все машины могут выехать на трассу. После окончания сессии восемь самых медленных машин выбывают из дальнейшей борьбы, результаты остальных аннулируются.

2. С 14.27 до 14.42 местного времени на трассу смогут выехать 18 машин. После окончания сессии восемь самых медленных машин выбывают из дальнейшей борьбы, результаты остальных аннулируются.

3. С 14:50 до 15:00 десять гонщиков разыгрывают места в первой десятке на стартовом поле. При этом на старте они должны использовать те же комплекты шин, на которых было показало лучшее время, если квалификация или гонка не объявлены дождевыми.

Если команд будет 12, то в первой и второй сессии выбывает по семь машин, если 11 – по шесть.

Минимальный вес машин

В сезоне 2009 года некоторые команды смогли использовать тяжелую систему KERS только на машинах легких гонщиков. Формально, регламент разрешает использование KERS, и хотя команды отказались от систем рекуперации, минимальный вес машин был увеличен.

В 2010-м машина не должна весить меньше 620 кг в любой момент гоночного уик-энда. Контроль веса производится на техническом осмотре перед его началом, по ходу – в случайном порядке, и после финиша гонки.

Запрет на подогреватели дисков

Хотя использование термочехлов для прогрева шин по-прежнему разрешено, нагрев дисков теперь вне закона. Между тем, для быстрого достижения оптимальных кондиций подвод тепла к внутренней части шины ничуть не менее важен, чем к внешней.

Изменены правила машины безопасности

Отстающие на круг пилоты вновь лишены возможности обгонять лидеров. Это сделано для того, чтобы сократить время присутствия машины безопасности на трассе и побыстрее возобновлять гонку.

Штраф за вторую замену мотора

Если кто-то превышает лимит в восемь моторов, отпущенных на сезон, то за каждый новый двигатель пилот получит штраф в 10 позиций на стартовом поле. Если вышло так, что сразу два дополнительных мотора использованы по ходу одного Гран При – то за второй из них придется "расплачиваться" на следующем этапе.

Запрет на тесты

Тесты по ходу сезона запрещены еще с 2009 года, за исключением очень ограниченного количества испытаний на прямой. Но для таких в 2010-м отведено уже не восемь дней, а шесть. А значит, командам придется активнее наматывать круги в пятницу по ходу Гран При.

Первая десятка стартует в гонке на тех же шинах, что и в квалификации

Любой пилот, принимавший участие в финале квалификации, обязан стартовать в гонке на том же комплекте шин, на каком он показал свое лучшее время. Для стратегов команд это будет очень непростой задачей – им предстоит решать, стоит ли использовать в квалификации более мягкую смесь, которая затем быстро придет в негодность на тяжелой машине с полным баком?

Тесты для пилотов, дебютирующих по ходу сезона

Прошлогодняя ситуация с Хайме Альгерсуари, которому пришлось дебютировать в Гран При фактически вообще без тестов (не считая езды по прямой), побудила к пересмотру регламента. Теперь, если команда объявляет о намерении заменить одного гонщика другим, а новичок не участвовал в гонках Ф1 на протяжении двух последних лет – он может проводить тесты в течение одного дня. Но сделать это можно только на трассе, одобренной FIA, но не принимающей один из этапов текущего сезона.

Читайте ещё