Гран При Монако : Пресс-конференция в четверг

Текст пресс-конференции был опубликован FIA с опозданием на сутки...

Герхард Бергер (Toro Rosso), Флавио Бриаторе (Renault),
Кристиан Хорнер (Red Bull), Жан Тодт (Ferrari)

Вопрос: Каждый из вас защищает собственные интересы, но все же, каким вы видите будущее Формулы 1?
Кристиан Хорнер: Очень важно, что команды и автопроизводители договорились, война окончена и мы можем сосредоточиться на том, чтобы сделать Формулу 1 интереснее. Мы должны сделать чемпионат ближе к болельщикам, и Red Bull уже ведет работу в этом направлении.

Герхард Бергер: Я согласен с Кристианом, но не менее важно правильно понять технический регламент, который сейчас широко обсуждается. Необходимость сокращения затрат очевидна, предложений масса, но я поддерживаю линию, выбранную FIA, поскольку она гарантирует безопасное будущее Toro Rosso. Я считаю, что Формула 1 движется в верном направлении.

Флавио Бриаторе: Я согласен с обоими. На решение коммерческих вопросов ушло шесть лет, и недавно мы, наконец, смогли договориться. Надеюсь, технические вопросы столько времени не займут, сейчас все уверены в том, что нам нужно создать эффективный чемпионат, который был бы в равной степени интересен и для автопроизводителей, и для частных команд - именно таким я вижу будущее Формулы 1. Мы должны позаботиться о публике, о наших клиентах. Гонки должны быть гонками, нужны обгоны, и не только в боксах, а сейчас, на некоторых трассах, мы их совсем не видим. Нужно, чтобы зрителям было интересно.

Мы должны сократить расходы. С каждым годом они растут, и это соревнование уже потеряло смысл. Технологическое преимущество Формулы 1 действительно важно, но мы совершенно забыли об основном бизнесе, о наших клиентах - миллионах телезрителей, клиентов телекомпаний, которые платят за трансляции. 

Жан Тодт: Структура будущей Формулы 1 определена, регламент написан, и мне хотелось бы надеяться, что больших перемен не будет. Теперь мы должны убедиться в том, что этот регламент отвечает нуждам Формулы 1 - уменьшению расходов и сокращению использования электронных помощников гонщика. Чем меньше электроники, тем интереснее гонки и, я надеюсь, больше обгонов. Если мы сумеем этого добиться, уже хорошо.

Вопрос: Как вы сможете сочетать высокие технологии со снижением затрат?
Жан Тодт: Я считаю, что Формула 1 не нуждается в технологических преимуществах. Чемпионату нужна реальная борьба на трассе, и часто бывает так, что появление новых технологий ее осложняет. Нужно найти оптимальный баланс. Я понимаю, что мы представляем здесь только часть команд, в чемпионат вовлечены крупные автопроизводители, которых привлекает Формула 1, как технологическая вершина автоспорта, но для того, чтобы добиться успеха тратятся огромные суммы. Я считаю, что на технологиях можно сэкономить - на моторе, электронике, стандартизации блока управления двигателем. Я уже не раз говорил, если мы хотим иметь 12 команд, нужно существенно снижать расходы.

Договориться со спонсорами все труднее, ведущие команды еще могут найти источники финансирования, а у остальных возникают серьезные проблемы. Нужно сократить персонал, нет никакого смысла для 19 гонок нанимать 900 человек, нет смысла тратить столько денег. Я не хочу сравнивать Формулу 1 с GP2, оставлю этот аргумент для Флавио, но ведь действительно - потратив 2 миллиона Евро на сезон, можно обеспечить классное шоу. Сильно ли отличается его уровень от Формулы 1? Не думаю.

Флавио Бриаторе: Все только и говорят о технологиях, о необходимости сохранения технологических преимуществ Формулы 1, но ведь говорят об этом люди, которые никогда не побеждали, или команды, которые выигрывали восемь-девять лет тому назад. Я часто слышу: "Мы выступаем в чемпионате потому, что хотим тратить деньги на технологии", но при этом не добиваются побед - за семь лет один или два подиума, каждый из которых стоил целого состояния. Я не понимаю, о чем говорят эти люди, если кто и должен говорить о технологиях, то это Renault и Ferrari. Я согласен с Жаном, Формуле 1 нужны гонки, зрелище, довольные зрители на трибунах. Это возможно - нужно сократить затраты и сделать чемпионат зрелищнее.

Я уверен, можно выигрывать, имея штат в 300 человек, а ведь в современных командах работает до тысячи специалистов, и если этот рост не остановить, то через два года их будет две тысячи, а через три - команды просто покинут чемпионат. Как уже сказал Жан, в FIA написали регламент на сезон 2008 года, и Renault этот регламент абсолютно устраивает. Я знаю, сколько будут стоить гонки в 2008-м, если найдется вариант сэкономить еще больше - здорово. И опять я согласен с Жаном - регламент написан, и мы не должны его больше обсуждать, ведь мы шесть лет не могли договориться по коммерческим вопросам. Три года назад у нас было более выгодное коммерческое предложение, но команды не нашли общий язык и лишь сейчас подписали контракт, пусть и не столь выгодный.

Я доволен техническим регламентом, он действительно позволит нам сократить затраты. Если говорить о моторах - на 50%, и это на самом деле не сокращение стоимости, а повышение эффективности.

Герхард Бергер: Эффективность - это как раз то, что нужно. Взгляните на большие команды - тысяча человек, бюджеты в 200, 300, 500 миллионов долларов. Разве может в такой ситуации кто-то прийти со стороны и чего-то добиться, хотя бы просто выжить? Нет. Я вижу так - если вы справляетесь со своей работой, то можете рассчитывать на успех, если имеете определенный бюджет, тоже получаете шанс. Если даже эти два парня обсуждают такие проблемы, значит вопрос действительно серьезный, представляете насколько серьезен он для небольшой команды, вроде нашей? Мы довольны мерами, предложенными FIA, регламент готов и, я согласен с Жаном и Флавио, хватит его обсуждать. Чем быстрее мы закроем этот вопрос, тем лучше.

Кристиан Хорнер: Я полностью согласен со сказанным. В регламенте на сезон 2008 года FIA удалось найти оптимальный баланс между технологиями и конкурентоспособностью частных команд. У федерации весьма жесткая позиция, но они акцентировали внимание на ключевых позициях, и такая команда, как Red Bull, надеюсь, сможет на равных конкурировать с автопроизводителями.

Вопрос: Кристиан, в ближайших гонках все ждут от вас прогресса...
Кристиан Хорнер: За последние шесть-восемь месяцев мы многое изменили. Новый поставщик моторов и электроники, много новых специалистов, но зимние тесты не прошли гладко - инженеры долго искали решение проблем с охлаждением. Сейчас команда серьезно работает с машиной, в Сильверстоуне и Канаде мы представим несколько новинок, надеюсь, они помогут нам в предстоящих гонках.

Вопрос: Герхард, вы уже пять или шесть Гран При наблюдаете за работой команды. Уже знаете, как можно добиться большего с Toro Rosso?
Герхард Бергер: Знаете, мы удовлетворены текущей ситуацией. Строить новую команду, нанимать персонал на той базе, что у нас была, непросто, но если говорить о первых шагах, то они были успешными. Я доволен командой, доволен нашими молодыми гонщиками. Не стоит торопиться, базис есть, и следующим шагом будет подготовка к сезону 2007 года.

Вопрос: После победы в Гран При Испании Renault успела еще дважды добиться успеха - на шоу в Севилье и церемонии Laureus World Sports Award, прошедшей в Барселоне...
Флавио Бриаторе: В Севилье все получилось просто здорово. Подобные шоу дают возможность сделать Формулу 1 ближе к болельщикам, которых в Севилье собралось около 280 тысяч. Они увидели выставку Renault, Фернандо, старинные машины, не каждый в состоянии потратить 200-300 Евро на билет, а это мероприятие оплатили городские власти, так что вход был бесплатным.

Барселона? Мы получили "Оскара", как лучшая команда, и это признание наших заслуг. В Формуле 1 все крутится вокруг гонщиков, но не стоит забывать о команде, о тех, кто стоит позади и обеспечивает этот успех, работая над машиной, стратегией и всем остальным. Каждый из нас вносит свой вклад, мы вместе выигрываем и вместе проигрываем

Вопрос: Жан, вчера газеты написали, что Валентино Росси отказался от карьеры в Формуле 1. Вы можете это прокомментировать? Что он сказал вам лично?
Жан Тодт: Поговорите об этом с Валентино! Многие забыли, что наше общение началось два года назад, когда мы предложили ему попробовать свои силы за рулем Ferrari. Потом начались разговоры о возможном переходе Валентино в Формулу 1, и вчера он прояснил свою позицию. Мы рады, что смогли дать Росси возможность провести тесты, он великий мотогонщик и настоящий чемпион. Росси произвел отличное впечатление на тестах в Формуле 1. Жизнь продолжается.

Читайте ещё