Новые рекомендации по форме носов и облику машин

Хайнц-Харальд Френтцен за рулём Jordan EJ11, 2001 год

F1News.Ru уже рассказывал, что FIA приняла к сведению претензии по поводу странноватой эстетики машин Формулы 1 образца 2014 года, и хотя художественный аспект не входит в её прямую компетенцию, уже пообещала в перспективе принять некие меры. Возможно, в будущем фантазия конструкторов команд будет ограничена, поскольку сейчас, формально следуя букве технического регламента, они порой применяли спорные, если не сказать крайне сомнительные инженерные решения.

Проблема не только в том, что вид носовых обтекателей некоторых машин не радует глаз. В последнее время FIA и промоутеры чемпионата стараются что-то придумать, чтобы повысить популярность Формулы 1 у молодого поколения, а также у совсем юной аудитории, чтобы шоу стало по-настоящему семейным. Но когда, как сказал руководитель команды Caterham Сирил Абитебул, нос машины CT05 вызывает ассоциации с персонажами фильма «Чужой против Хищника», то не исключено, что дети могут просто испугаться. Возможно, это перестраховка, но всё-таки подобных последствий хотелось бы гарантированно избежать.

В нашем распоряжении оказался черновик любопытного документа, в котором, с одной стороны, высказываются некие предварительные рекомендации командам, на что ориентироваться при создании машин следующего года, а с другой – прослеживается влияние такого направления научной мысли, как бионика.

«Эстетический курс, который вольно или невольно был взят некоторыми командами Формулы 1 в 2014 году, представляется весьма сомнительным, – говорится в этой директиве. – К сожалению, внешний вид отдельных частей машин стал примером того, что может произойти, если процесс создания шасси пустить на самотёк. Организаторы чемпионата усматривают в этом и часть своей вины, но кто мог ожидать, что разработчикам откажет чувство меры?

Вскоре начнётся активная фаза процесса подготовки к чемпионату 2015 года, поэтому хотелось бы заранее выдать общие рекомендации, следуя которым команды смогут избежать явных отклонений от неких условных эстетических ориентиров.

Если исходить из постулата, что новое – это хорошо забытое старое, то можно обратиться к опыту команды Jordan (ныне Force India), который привлёк общее внимание на рубеже веков. Эта команда всегда отличалась весёлым характером и остроумием, поэтому, работая с одним из своих тогдашних спонсоров, она проявила настоящую изобретательность. Именно тогда носовые обтекатели её машин были стилизованы то под голову змеи, то напоминали осу, то вызывали ассоциации с акулой.

Обратите внимание, все эти представители фауны могут служить образцом аэро- и гидродинамики, что вполне соответствует устремлениям создателей машин Формулы 1. С одной лишь поправкой: чтобы не отпугнуть от телеэкранов совсем юных поклонников автоспорта, можно ориентироваться на более миролюбивые и симпатичные виды птиц, насекомых, рыб и прочих водоплавающих. Например, вполне дружественным представляется образ тюленя, пингвина, калана, ласточки, стрижа, на худой конец летучей рыбы – ряд можно продолжить.

На данном этапе директива носит рекомендательный характер, но не исключено, что в дальнейшем в Формуле 1 будет учреждён своего рода художественный совет, на котором заранее, в превентивном ключе, будут утверждаться те или иные эстетические решения, что поможет избежать излишне радикальных вариантов. Также вполне вероятно, что федерация может делегировать эту функцию какому-либо другому органу, для чего представляется целесообразным возродить Ассоциацию команд Формулы 1 (FOTA)».

Время покажет, будет ли эта директива воплощена в жизнь, и если да, то в какой мере, но бесспорно, что приведённый документ свидетельствует не только о сближении Формулы 1 с другими сферами науки и техники, но и о стремлении учитывать социально-культурный контекст.


Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.
Читайте ещё