Первая половина сезона: Промежуточные итоги

Старт Гран При Венгрии

Сезон 2013 года перевалил через экватор. Десять гонок позади, впереди ещё девять Гран При, которые подведут итоги чемпионата, но летний перерыв – хороший момент для сравнений. Вспомним, какой была ситуация в прошлом году во время августовской паузы и оценим расстановку сил в 2013-м.

В 2012-м перед летним перерывом прошло 11 этапов – в календаре этого сезона нет гонки в Валенсии. Год назад после Гран При Венгрии в личном зачёте лидировал Фернандо Алонсо – с преимуществом в 40 очков над Себастьяном Феттелем. В 2011-м после венгерского этапа личный зачёт возглавлял Феттель – с перевесом в 85 очков над занимавшим вторую строчку Марком Уэббером.

В 2013-м преимущество Себастьяна не столь велико – 38 очков немец выигрывает у Райкконена, 39 у Алонсо и 48 у Хэмилтона. Что касается позиции в Кубке конструкторов, то к началу летнего перерыва Red Bull Racing в последние четыре года стабильно занимала первую строчку.

В первой половине сезона обошлось без замен – в каждой команде в гонках участвовали лишь два основных пилота, но по слухам такие замены вполне возможны во второй половине чемпионата. Серьёзных же перемен в расстановке сил не предвидится – в большинстве команд уже полностью сосредоточились на подготовке к сезону 2014 года, лишь топ-команды, имеющие шансы в борьбе за титул продолжат доработку машин.

Команды в этом списке перечислены в соответствии с текущей позицией в Кубке конструкторов.

Red Bull Racing

Себастьян Феттель и Марк Уэббер

Гонщик Место Победы Подиумы позиция на финише Общая
дистанция
2013 2012 2013 2012 2013 2012 средняя лучшая
С.Феттель 1 3 4 1 7 4 4.10 1 97.88%
М.Уэббер 5 2 0 2 3 2 6.00 2 92.68%

В прошлом году в этой фазе сезона Себастьян Феттель занимал третью строчку в личном зачёте, одержав лишь одну победу. В 2013-м побед уже четыре, а в квалификационных дуэлях он опережает напарника с подавляющим преимуществом 10:0. Действующий чемпион мира не заработал очки только в одной гонке – в Сильверстоуне на его машине отказала коробка передач, а в остальных финишировал не ниже четвёртого места.

При этом привычный подход последних лет: поул, отрыв на старте и контроль над ситуацией до финиша, в этом году не работает – средняя стартовая позиция у Феттеля – 2.7, по этому показателю он уступает Льюису Хэмилтону, но на дистанции машина Red Bull Racing часто оказывалась быстрее и более эффективно работает с резиной. Если в команде смогут сохранить эту тенденцию, то вряд ли кто-то помешает Себастьяну завоевать четвёртый титул подряд, хотя борьба наверняка будет продолжаться до последних Гран При.

Для Марка Уэббера сезон складывается неудачно. О решении покинуть Формулу 1 после завершения чемпионата он объявил в конце июня, но потом признался, что решение было принято ещё перед Рождеством, что неизбежно сказалось на мотивации. Впрочем, многие считают, что в этом году мы ещё увидим победы австралийца – в конце сезона, когда Феттель гарантирует титул.

Mercedes

Льюис Хэмилтон и Нико Росберг

Гонщик Место Победы Подиумы позиция на финише Общая
дистанция
2013 2012 2013 2012 2013 2012 средняя лучшая
Л.Хэмилтон 4 4 1 2 4 5 4.50 1 99.85
Н.Росберг 6 6 2 1 2 2 9.30 1 87.38

В Mercedes добились серьёзного прогресса по сравнению с прошлым сезоном. На быстром круге в квалификации W04 часто имеет преимущество над соперниками, а проблемы с износом резины на дистанции постепенно решаются. Команда оказалась замешана в скандале с участием в частных тестах Pirelli с машиной этого года и пропустила, по решению международного трибунала, молодёжные тесты, но после них выиграла венгерскую гонку, одержав третью победу в сезоне.

Перед началом второй части сезона Льюис Хэмилтон занимает четвёртую строчку в личном зачёте – ту же, что и год назад, когда он выступал за McLaren. На той же – шестой строчке – и Росберг, но Нико одержал уже две победы.

Многие считают, что Хэмилтон получит преимущество, когда полностью освоится с машиной – весной и в начале лета инженерам пришлось серьёзно поработать с конфигурацией системы торможения, чтобы Льюис чувствовал себя комфортно. Хэмилтон зарабатывал очки во всех гонках, кроме одной – финишировав в Барселоне 12-м, а Нико не столь стабилен – уже в трёх гонках из десяти он не попал в призовую десятку, но немец смотрится весьма уверенно и готов к борьбе с любым соперником – это он уже доказал.

Ferrari

Ferrari

Гонщик Место Победы Подиумы позиция на финише Общая
дистанция
2013 2012 2013 2012 2013 2012 средняя лучшая
Ф.Алонсо 3 1 2 3 5 6 5.50 1 90.18
Ф.Масса 7 14 0 0 1 0 9.80 3 83.95

Главная проблема Ferrari осталась прежней – недостаточная скорость машины в квалификации. Всю концовку прошлого сезона в руководстве Скудерии говорили о необходимости добиваться большего в субботу, чтобы повысить шансы на успех в воскресенье, но с новой машиной ситуация повторилась. По средней стартовой позиции – 5.3, Фернандо Алонсо уступает и Феттелю и двум гонщикам Mercedes.

Фернандо по-прежнему быстр и стабилен, но в первой половине сезона испанец поднимался на подиум реже, чем Феттель и Райкконен, уступив им в личном зачёте. В Ferrari сделали выводы и затеяли кадровую перестановку, в надежде переломить ситуацию, но добиться серьёзного прогресса в этом году, учитывая необходимость работы с машиной для 2014 года, чтобы не потерять и следующий сезон, будет непросто.

Ещё одна проблема Скудерии – нестабильные выступления Фелипе Массы. По сравнению с первой половиной прошлого сезона бразилец явно прибавил, но если в этом году Алонсо зарабатывал очки во всех гонках, кроме одной – в Малайзии он вылетел с трассы, то Масса не попал в десятку в трёх гонках. Впрочем, в команде всегда делали ставку на первого номера, что не всегда позволяет в полной мере реализовать свой потенциал второму пилоту.

Контракт с Фелипе на следующий сезон пока под вопросом, чтобы остаться в Ferrari, Масса должен стабильно зарабатывать очки во второй половине сезона.

Lotus

Lotus

Гонщик Место Победы Подиумы позиция на финише Общая
дистанция
2013 2012 2013 2012 2013 2012 средняя лучшая
К.Райкконен 2 5 1 0 6 5 4.20 1 99.86
Р.Грожан 8 8 0 0 2 3 10.80 3 88.95

Сезон 2013 года начался для Lotus с победы – Кими Райкконен переиграл соперников в Мельбурне за счёт меньшего числа пит-стопов. Шасси Е21 – последнее, построенное Джеймсом Эллисоном в Lotus, очень аккуратно работает с резиной, и этот фактор сыграл ключевую роль в успехах команды в первой половине сезона.

Ещё один фактор – фантастическая стабильность Райкконена, который остался единственным гонщиком, заработавшим очки во всех десяти прошедших Гран При. На его фоне достижения Романа Грожана выглядят весьма скромно – если финн занимает вторую строчку в личном зачёте, то Роман – лишь восьмую – ту же, что и год назад, не заработав очков в четырёх гонках.

Говорить о серьёзном прогрессе не приходится – в прошлом году команда ушла на летний перерыв на третьей строчке в Кубке конструкторов, заработав 192 очка после 11 этапов, сейчас занимает четвёртую с 183 очками после десяти Гран При.

Потеряв по ходу чемпионата Джеймса Эллисона, перешедшего в Ferrari на роль технического директора, команда переключилась на подготовку к следующему сезону, но работа над некоторыми техническими решениями, в частности – весьма капризной пассивной двойной DRS – продолжается, по слухам – чтобы убедить Кими Райкконена остаться в команде. Главный гоночный инженер Lotus F1 Team Алан Пермейн говорил о некоторых новинках, которые уже подготовлены к этапам в Спа, Монце и Сингапуре, после чего доработка действующего шасси будет завершена.

Force India

Пол ди Реста и Адриан Сутил

Гонщик Место Победы Подиумы позиция на финише Общая
дистанция
2013 2012 2013 2012 2013 2012 средняя лучшая
П.ди Реста 10 13 0 0 0 0 10.20 4 93.21
А.Сутил 11 н/у 0 н/у 0 н/у 13.10 5 78.13

В Force India сделали серьёзный шаг вперёд – команда завершила первую половину сезона на пятой строчке Кубка конструкторов против восьмой в прошлом году. Новая машина оказалась весьма эффективной, но дважды по ходу сезона подводила надёжность – оба гонщика из-за одинаковых проблем были вынуждены сойти с дистанции сначала в Малайзии, потом в Венгрии.

С возвращением опытного Адриана Сутила команда связывала серьёзные ожидания и отчасти они оправдались, хотя пропуск прошлого сезона всё же сказался. В квалификациях счёт между Адрианом и Полом ди Рестой равный – 5:5, в личном зачёте пилоты занимают соседние позиции, но результативных финишей у шотландца больше – 7 против 4 у Сутила.

McLaren

Дженсон Баттон и Серхио Перес

Гонщик Место Победы Подиумы позиция на финише Общая
дистанция
2013 2012 2013 2012 2013 2012 средняя лучшая
Д.Баттон 9 7 0 1 0 3 9.30 5 99.32
С.Перес 12 9 0 0 0 2 11.00 6 97.79

Неудача McLaren стала одной из самых обсуждаемых тем начала сезона, что неудивительно – привычный участник сражения за титул неожиданно выбыл из борьбы.

В 2013-м McLaren оказалась единственной командой, решившейся на разработку новой машины в условиях стабильного регламента, когда все остальные решили просто доработать прошлогодние. Риск не оправдался. При разработке MP4-28 было допущено несколько ошибок, быстрое решение найти не удалось, к тому же команду покинул технический директор Падди Лоу, перешедший вслед за Хэмилтоном в Mercedes.

В итоге, если в прошлом году команда завершила первую половину сезона на второй строчке в Кубке конструкторов, то в этом – лишь на шестой, ни разу не поднявшись на подиум.

В квалификациях Дженсон Баттон имеет минимальное преимущество над дебютантом команды Серхио Пересом – 6:4, но в личном зачёте заработал вдвое больше очков. Баттон занимает девятую строчку против 12-й у мексиканца – Перес и его спонсоры явно рассчитывали на большее, подписывая контракт с McLaren, ведь год назад, выступая за Sauber, Серхио ушел в летний отпуск на девятом месте.

В McLaren продолжают работу над машиной, желая разобраться с возникшими проблемами, чтобы не повторить их в будущем. Этот подход может позволить команде добиться серьёзного прогресса во второй половине чемпионата, когда соперники остановят работу над действующими машинами, переключившись на подготовку к сезону 2014 года.

Scuderia Toro Rosso

Toro Rosso

Гонщик Место Победы Подиумы позиция на финише Общая
дистанция
2013 2012 2013 2012 2013 2012 средняя лучшая
Ж.Вернь 13 17 0 0 0 0 14.40 6 80.80
Д.Риккардо 14 18 0 0 0 0 13.60 7 92.90

Конкурентоспособность команд – понятие относительное. Scuderia Toro Rosso завершила первую половину сезона на седьмой строчке Кубка конструкторов против девятой в прошлом сезоне, но две команды из тех, что были впереди в 2012-м – Sauber и Williams – откатились назад. После десяти гонок команда заработала 24 очка – с этим показателем она и в прошлом году была бы девятой, но в этом соперники заработали ещё меньше.

Противостояние между Даниэлем Риккардо и Жаном-Эриком Вернем входит в решающую фазу – скоро один из них может получить главный приз молодёжной программы Red Bull – контракт с Red Bull Racing, и серьёзное преимущество в этом споре у австралийца – почти 93% пройденной дистанции против 80% у француза.

Риккардо выступает стабильнее, у него реже ломается машина, хотя в таблице личного зачёта он позади Верня. Во второй половине сезона, несмотря на гарантии по поводу сохранения места в команде, Жану-Эрику нужно переломить ситуацию, чтобы не повторилась история с Хайме Альгерсуари.

Sauber

Нико Хюлкенберг

Гонщик Место Победы Подиумы позиция на финише Общая
дистанция
2013 2012 2013 2012 2013 2012 средняя лучшая
Н.Хюлкенберг 15 16 0 0 0 0 12.00 8 95.70
Э.Гутьеррес 18 н/у 0 н/у 0 н/у 15.80 11 83.04

Sauber – одна из команд, для которой первая половина сезона 2013 года стала периодом разочарований. Доработанная прошлогодняя машина, в конструкции которой было использовано немало смелых инженерных решений, вроде чрезвычайно плотной компоновки боковых понтонов, оказалась недостаточно быстрой, а долги росли с каждым месяцем, что не позволило заняться её доработкой. В итоге команда боролась не с соперниками, а за выживание.

Прошлогодняя откровенная реплика Эстебана Гутьерреса о том, что не чувствует себя готовым к Формуле 1, в полной мере подтвердилась на трассе – в квалификациях он уступил напарнику 0:10. Перешедшему из Force India Нико Хюлкенбергу пришлось жалеть о принятом решении – его бывшая команда заработала почти на порядок больше очков.

Если на трассе результаты Sauber оставляли желать лучшего, то в поиске потенциальных партнёров команда действовала более успешно, договорившись с группой российских компаний. Если в итоге всё завершится успешно, то в 2014-м мы можем увидеть очередную реинкарнацию самой непотопляемой команды чемпионата.

Williams

Валттери Боттас и Пастор Мальдонадо

Гонщик Место Победы Подиумы позиция на финише Общая
дистанция
2013 2012 2013 2012 2013 2012 средняя лучшая
П.Мальдонадо 16 11 0 1 0 1 15.10 10 87.23
В.Боттас 17 н/у 0 н/у 0 н/у 14.20 11 95.37

Williams – ещё один неудачник первой половины сезона. Казалось, после провального 2011-го падать дальше некуда, что наметился серьёзный прогресс – в команде прошла масштабная реструктуризация, пришел Майк Кофлэн, построивший немало быстрых машин для McLaren, а Пастор Мальдонадо выиграл гонку в Барселоне, но в 2013-м всё оказалось ещё хуже.

Лишь в десятой гонке сезона команда заработала первое очко, Кофлэн ушел, а инженерный департамент возглавил опытный Пэт Симондс, вновь вселив в души болельщиков надежду на возможное возрождение. В Williams искренне в это верят, у команды больше ресурсов и технических возможностей, чем у многих команд средней группы, но год за годом Williams в числе аутсайдеров.

Пастор Мальдонадо и Валттери Боттас занимают соседние строчки в личном зачёте, у гонщика из Венесуэлы одно очко, но финн чаще опережал напарника в квалификации – счёт в этой паре 6:4, и был более стабилен, проехав 95% дистанции прошедших Гран При против 87% у Мальдонадо.

Marussia и Caterham

Жюль Бьянки и Гидо ван дер Гарде

Гонщик Место Победы Подиумы позиция на финише Общая
дистанция
2013 2012 2013 2012 2013 2012 средняя лучшая
Ж.Бьянки 19 н/у 0 н/у 0 н/у 16.90 13 89.21
М.Чилтон 22 н/у 0 н/у 0 н/у 17.50 14 97.62
Ш.Пик 20 22 0 0 0 0 16.70 14 88.99
Г.дер Гарде 21 н/у 0 н/у 0 н/у 18.00 14 87.82

C момента появления в 2010-м трёх новых команд, они ведут борьбу только друг с другом – отмечают локальные успехи, печалятся поражениям, но выступают в своей собственной лиге. Принципиально ситуация почти не меняется, правда после прошлогоднего банкротства HRT «бывших новых команд» осталось лишь две.

Нельзя сказать, что они стоят на месте – Marussia и Caterham многое сделали, команды строят базы, усиливают инженерный состав, но год за годом их место в Кубке конструкторов определяется не заработанными очками, которых так пока и нет, а лучшей позицией на финише.

После первой половины сезона в споре аутсайдеров пока преимущество у Marussia – за счёт 13-го места Жюля Бьянки в Малайзии, но обладателя десятой строчки в Кубке конструкторов по итогам сезона ждёт денежный приз от Экклстоуна, так что схватка здесь не менее принципиальная, чем за позиции выше.

Бьянки, подписавший контракт с Marussia в последний момент, когда Луис Разиа не смог выполнить финансовые обязательства, выглядит очень неплохо – в четырёх Гран При он оказывался лучшим на финише из гонщиков двух слабейших команд. Столько же раз лидером этой четвёрки оказывался дебютант Caterham Шарль Пик – вероятно, борьба двух этих гонщиков и решит позиции команд, хотя здесь очень велик фактор случайности.

До конца сезона ещё девять интереснейших Гран При, только 24 ноября в Бразилии, когда в России уже наверняка будет лежать снег, мы получим ответ на все вопросы, поставленные сезоном 2013 года.

Текст: . Источник: собственная информация
Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.
Читайте ещё