Симондс: Я воспринимаю Williams как молодую команду

Пэт Симондс

Пэт Симондс, руководитель технического департамента Williams, пришёл в команду в августе 2013 года, и за это время с ней произошли поистине радикальные перемены. Но наш разговор начался с другой команды, которая не смогла выйти на старт в Абу-Даби…

Вопрос: До июля прошлого года вы работали в команде Marussia и хорошо её знаете. Как вы считаете, можно ли было избежать той печальной ситуации, в которой она оказалась сейчас? Или финансовый крах был неизбежен при том, вероятно, несправедливом распределении доходов, который практикуется в Формуле 1?
Пэт Симондс: В любом экономическом уравнении есть две части – доходы и расходы. В этом смысле Формула 1 и автоспорт в целом не отличаются от любой другой сферы. Но в Формуле 1, к сожалению, у нас проблемы с обеими частями уравнения. Уровень затрат, необходимых для того, чтобы быть конкурентоспособным, чрезвычайно высок – вероятно, он выше, чем нужно. Поэтому я убеждён, что та или иная форма сокращения затрат оказала бы очень позитивное влияние на всю Формулу 1.

С другой стороны, экономические условия сейчас крайне сложные. Уже невозможно привлекать спонсоров в том масштабе, к которому Формула 1 привыкла. Сейчас проблемы даже у топ-команд: конечно, спонсоры у них есть, но не такие уж крупные. Посмотрите, например, на McLaren: несмотря на все её достижения и славную историю, ей тоже очень трудно найти титульного спонсора. Надо думать, что если для них это сложно, то для маленьких команд – вообще невозможно.

Добавьте к этому сложившийся подход к распределению доходов, которые приносит чемпионат – в нём тоже заключена проблема. Я недавно интересовался доходами футбольных клубов английской Премьер-лиги. Конечно, там тоже лучшим командам достаётся больше, чем аутсайдерам, но так и должно быть. Однако там средства среди 20 команд распределяются иначе, и контраст не столь разителен, как в Формуле 1.

По-моему, чтобы решить те проблемы нашего спорта, от которых страдают маленькие команды и которые привели к краху Marussia, необходимо работать на обоих направлениях: снизить уровень расходов, необходимый для того, чтобы быть конкурентоспособными, создав условия, позволяющие в какой-то мере уравнять возможности участников. Но надо пересмотреть и схему распределения доходов. По-моему, в неё можно внести ряд улучшений. Но говорить об этом легко, а вот что-то реально сделать – очень трудно, потому что существует множество действующих контрактов, из-за которых тяжело добиться реальных изменений. Поэтому на ваш вопрос очень сложно ответить…

Вопрос: Тогда переходим к Williams: подводя итоги сезона, очень сложно удержаться от предположения, что вам известно какое-то волшебное ноу-хау, которое позволило прошлогодних аутсайдеров превратить в команду, опередившую McLaren в Кубке конструкторов и не раз одолевшую Red Bull и Ferrari в гонках…
Пэт Симондс: (смеётся) Надеюсь, мы сможем удержать 3-е место в Кубке конструкторов – для этого надо добиться хороших результатов в Абу-Даби.

Когда я пришёл в Williams больше года назад, то удивился многим вещам, которые там увидел. Коллективу не хватало собранности, не хватало того самого командного духа, который объединяет людей, хотя в Williams есть и отличные специалисты, и прекрасное оснащение. Когда у команды нет ни того, ни другого, а ты пытаешься добиться улучшений, то это будет очень долгий процесс.

Так что мне повезло, у команды было всё необходимое, хотя в какие-то области пришлось вмешаться, усилить их. Я продолжу это делать в следующие годы, хотя в своей основе Williams – хорошая команда, но там просто не знали, с какой стороны подступиться к тем задачам, которые перед ними стояли.

Думаю, с моим приходом улучшился общий уровень организации, повысилось качество управления, команда стала более слаженной. Мне не пришлось так уж много заниматься техническими инновациями, хотя, конечно, и здесь я кое-что делал, поскольку я инженер, и у меня есть своё мнение, как нужно решать те или иные задачи. Мне не нужно было навязывать людям это мнение, но я предлагал им подумать о том, как лучше выполнить ту или иную работу. Мы вели плодотворные и открытые дискуссии, и это помогало двигаться вперёд.

Я приступил к работе в конце августа прошлого года и сначала присматривался к ситуации, в основном слушал, делал какие-то выводы, но в какие-то вопросы активно вмешивался. При этом, прежде всего, я предоставлял людям свободу действий, чтобы они почувствовали уверенность в своих силах и ответственность за конечный результат.

Вопрос: Валттери Боттас, рассуждая о следующем сезоне, довольно уверенно говорит, что в 2015 году команде удастся добиться ещё более высоких результатов. Как вы полагаете, на чём основана его уверенность? Он в курсе, что Williams строит ещё более быструю машину?
Пэт Симондс: Не думаю, что всё дело в новой машине, хотя, разумеется, мы будем вносить в конструкцию определённые улучшения. Реальность в том, что я воспринимаю Williams как молодую команду, хотя она существует много лет, и у неё богатая история. Но если угодно, то сейчас это Williams версии 2.0 – молодая команда, которая постоянно развивается, и мы точно знаем, над чем ещё надо поработать. Поэтому я уверен, нам удастся построить хорошую машину и сможем использовать её эффективнее, чем в этом году.

Если оглянуться на наших соперников, то вполне можно ожидать, что они тоже подтянутся. Но в тоже время – и это предмет моей особой гордости – здесь, в Абу-Даби, мы намного ближе к Mercedes, чем были в начале сезона. Мы лучше занимались модернизацией шасси, чем они. По ходу сезона мы опередили Ferrari и сократили отставание от Red Bull – на каких-то трассах наша машина была быстрее, но мы также опередили McLaren и Force India, с которой на равных боролись в начале чемпионата. Так что я очень горжусь тем, как наши парни вели доработку машины по ходу сезона, и у меня есть все основания верить, что они не хуже справятся с работой и в зимний период. Словом, я разделяю уверенность Валттери, и следующий сезон может быть действительно удачным.

Вопрос: Вас не удивляет такой парадокс: гонщики Формулы 1 становятся всё моложе, Макс Ферстаппен ещё даже школу не окончил, но носители главной мудрости спорта – это по-прежнему люди вашего поколения. Получается, несмотря на все изменения, которые происходят в Формуле 1, ваша философия остаётся наиболее правильной? Ведь благодаря вам прогрессирует Williams, можно сказать, что в паддок вернулся Рон Деннис, и многим не хватает Росса Брауна…
Пэт Симондс: (смеётся) Это очень интересно! Никогда об этом не задумывался! Знаете, я очень стараюсь, чтобы в Формуле 1 было всё больше людей, которых я считаю своими последователями, и я вижу, что мои ученики занимают высокие должности в разных командах. У меня очень много друзей в паддоке – это люди, с которыми я работал.

Впрочем, иногда кажется, что люди моего поколения задержались в Формуле 1 слишком долго. Но мы по-прежнему молоды душой, даже если про тело этого не скажешь! (смеётся) Да, мы до сих пор играем определённую роль в спорте, но один из самых важных аспектов нашей работы в том, чтобы новое поколение умело работать на нашем уровне или лучше.

Вопрос: Лет восемь назад, когда ситуация Williams уже была не лучшей, один из ведущих британских экспертов, Питер Уиндзор, у которого очень тесные связи с командой, сказал, что ей необходимо менять идеологию, сам образ мышления. Именно это произошло с Williams за тот короткий период, как вы здесь работаете?
Пэт Симондс: Это сказал Уиндзор? Да, он был совершенно прав. В своё время, когда у Williams начались проблемы, команде казалось, что достаточно подправить пару моментов, и всё вновь наладится. Но я считаю, им надо было полностью менять видение, пересмотреть сам подход к гонкам и модернизировать всю компанию. По-моему, у Клэр Уильямс, заместителя руководителя команды, и Майка О’Дрисколла, её исполнительного директора, такое новое видение есть. Они поняли, что если не изменить в комплексе отношение к работе, прогресса не будет. Полагаю, именно поэтому они выбрали меня, чтобы я помог им добиться необходимых перемен, чем я и занимаюсь с прошлого года.

Текст: . Источник: эксклюзивное интервью
Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.
Читайте ещё